Сделай Сам Свою Работу на 5

Усталость, утомление, их причины





При длительной напряженной умственной работе наступает утомление, при котором деятельность внутренних органов чрезмерно повышается или до крайности ослаблена. Утомление- временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Оно возникает в результате истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе органов, обеспечивающих деятельность различных систем организма. Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом, физиологическом (вегетативная компенсация, затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти и т.д.) уровнях.

Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации и продолжительности его воздействия и т.д. На этом основании выделяют различные виды утомления - физическое и умственное, компенсируемое и некомпенсируемое, острое и хроническое. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снижающих остаточные явления утомления возможно развитие пограничных и хронических состояний (астенический синдром, истощение, психосоматические заболевания). В связи с этим актуальны проблемы своевременной диагностики и профилактики утомления. К ней относятся: рациональная организация труда, отдыха, специальная тренировка и обучение, методы психической саморегуляции.



При умственном утомлении снижается память, вследствие чего возникает так называемое «убегание мысли», то есть быстрое исчезновение того, что незадолго до того было усвоено. Если умственное утомление - это объективное состояние организма, то умственная усталость - субъективное состояние человека.

Усталость - психическое явление, переживание, связанное с утомлением. Степень усталости и утомления могут не совпадать из-за положительного или отрицательного фона. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Усталость можно снять положительными эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Степень усталости можно оценить в баллах: не устал - О, легкая усталость - 1, средняя - 2, сильная - 3, очень сильная - 4. Если каждые два часа оценивать усталость, можно получить картину ее изменения, это позволяет более эффективно и рационально распределить учебную нагрузку и оценить ее влияние на усталость.



В возбужденном состоянии можно не замечать утомления, несмотря на то, что экзамены проходят в конце семестра, когда студенты утомлены. Эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней отсутствует творческое начало, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнять такую работу еще относительно легко. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы приводит к появлению чувства неудовлетворения, нередко носящего оттенок раздражения.

Наступающее утомление не всегда обнаруживается во временном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебной деятельности может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Утомление частичного характера свойственно определенным видам умственного труда. Но может быть такое состояние общего утомления, при котором уже невозможно заниматься умственной деятельностью, и даже простой разговор оказывается не по силам. Единственное желание - спать. По некоторым признакам можно ориентироваться в степени утомления при умственном труде: снижение аппетита, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса, лабильность частоты сердцебиения, кровяного давления, снижение сопротивляемости организма инфекциям.



Если умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности, то это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму, и при определенных неблагоприятных условиях может стать причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов кровообращения, нервной системы и т.д.

С учетом динамики умственной работоспособности следует строить учебный процесс следующим образом:

- лекции по наиболее сложным предметам планировать на середину недели (вторник - четверг);

- практические занятия - на третью пару часов;

- наиболее сложные и трудоемкие работы планируются на середину недели.

Проблему режима труда и отдыха нельзя рассматривать раздельно, так как умственный труд невозможен без полноценного отдыха. Для всякой работоспособности необходимы равномерность и ритмичность. Порывистость, форсированное напряжение не обеспечивают устойчивой работоспособности, для высокопродуктивной, интеллектуальной деятельности необходим определенный ритм. Ритмом в работе можно назвать ежедневные занятия в одни и те же часы при целесообразном чередовании их с перерывами для отдыха. В самом начале для организации ритмичной работы требуется сознательное напряжение воли. Как только студент втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью. Если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент изо дня в день может работать много, не перегружая себя. Следует помнить, что во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, так как начало работы совпадает с периодом врабатывания.

Необходимый уровень работоспособности возможен при привычной последовательности и систематичности умственной деятельности. Хотя это условие не определяет содержания работы, которое будет в течение семестра изменяться, но оно предусматривает четкую фиксацию времени занятий, перерывов на обед, дорогу, активный отдых, культурные мероприятия, сон и т.д. Содержание работы на каждую неделю определяется графиком обязательных занятий, на основании которого студент планирует свою работу. Необходимо правильное чередование труда и отдыха, а также смена одних форм труда другими. Правильное чередование умственной деятельности с регулярным и достаточным сном является одним из важных условий ее эффективного выполнения. Не менее важно чередовать работу и отдых в течение учебно-трудового дня. Если продолжать работу, не обращая внимания на чувство большой усталости, то впоследствии даже продолжительный отдых не всегда восстанавливает прежний уровень работоспособности. Положительный эффект оказывает смена учебно-трудовой деятельности, что находит отражение в чередовании различных предметов в учебном расписании, а также при самоподготовке к теоретическим и практическим занятиям. Систематическое (ежедневное) выполнение умственной работы в одни и те же часы позволяет выполнять умственную работу продуктивнее и в большем объеме.

Активизация учебного труда при возрастающих нагрузках требует особых условий учебы, быта и особенно отдыха студентов. Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различные по длительности:

- кратковременные перерывы между занятиями;

- еженедельный день отдыха;

- каникулярный отдых зимой и летом.

Несмотря на количественные различия все три вида отдыха должны восстановить нарушенное оптимальное соотношение нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Движение мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья и занятий физкультурой.

Роль активного отдыха в повышении работоспособности студентов

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Характерно, что умственная работа не всегда прекращается после официального окончания учебных занятий. Если мышечную работу мы прекращаем произвольно, то умственную в один миг прекратить трудно. В этих условиях нервная система не получает достаточно необходимых импульсов.

Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха при умственной деятельности. В ходе выполнения физических упражнений в коре больших полушарий возникает доминанта движения, которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность упражнений, которые никогда не воспринимались человеком как нечто навязанное ему. На заре существования человечества люди могли поддерживать свою физическую форму вначале инстинктивно, как животное, затем учились этому сознательно, готовя себя для коллективной охоты и защиты очагов. Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном умственной деятельности.

В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица: сжатые губы, напряженная шея и т.д. Напряжение мышц тем сильнее, чем более трудную задачу приходится решать. Импульсы, идущие от напряженной мускулатуры в центральную нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. При умственной работе, не требующей физических усилий и точных координированных движений, чаще всего напряжены мускулы шеи, плечевого пояса, мимики и речевого аппарата, так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. При длительной письменной работе напряжение постепенно перемещается от мышц пальцев к мускулатуре плеча и плечевого пояса. Таким образом, нервная система стремится активизировать кору головного мозга, сохранить работоспособность. Если этот процесс идет долго и монотонно, кора головного мозга привыкает к этим раздражениям, начинается процесс торможения, при этом работоспособность снижается. Для предупреждения этого состояния необходимы активные движения, снимающие возбуждение и освобождающие мускулатуру от лишнего напряжения. Если после напряженной умственной работы продолжительность сна мала, то мышечное напряжение не снимается полностью, а переутомление только увеличивается.

Для успешной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий. Еще тысячелетие назад люди пытались отбирать и использовать накопленный опыт поддержания физических кондиций. Великие люди прошлого так же пытались повысить свою интеллектуальную мощь при помощи физических упражнений. А.С. Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, а зимнее - с приема ледяных ванн, потом брался за пистолет: 100 выстрелов, тренирующих руку и глазомер. Верховая езда, фехтование, английский бокс - вот его спортивные увлечения. В кабинете Льва Толстого лежали гантели, как две капли похожие на те, что продаются в магазинах в наше время. В 60 лет он совершал путешествие из Москвы в Тулу пешком, в 70 лет великий старик в беге на коньках обгонял гостившую у него молодежь.

Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью. И.М. Сеченов доказал, что смена работы одних мышечных групп другими лучше восстанавливает силы, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха в сфере умственной деятельности, где соответствующим образом организованные нагрузки до, в процессе труда и по окончании умственной деятельности способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в течение дня. Существуют различные формы двигательной активности: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, учебные и самостоятельные занятия по физическому воспитанию. В выходные дни - участие в туристических походах, соревнованиях, прогулки на свежем воздухе, а летом - пребывание в студенческих спортивно-оздоровительных лагерях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.