Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении





В вузах физическое воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Оно призвано содействовать подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов. В Томском государственном педагогическом университете физическое воспитание проводится в разных формах. Главная из них - учебные занятия. Они проводятся в обязательном порядке на 1-4-м курсах и завершаются зачетами в конце каждого семестра. На курс физического воспитания отводится 408 часов, из них 16часов - на теоретические занятия ( лекции), 36 часов - на методико-практические и 356часов - на практические.

Все студенты в зависимости от состояния здоровья уровня физического развития и физической подготовленности распределяются на два учебных отделения: основное и специальное. В специальное отделение зачисляются студенты с отклонениями в состоянии здоровья (специальная медицинская группа) и в основное - все остальные студенты. Занятия в основном и специальном отделениях проводятся два раза в неделю (4 часа) на 1 – 2 курсах и один раз в неделю (2 часа) на 3 – 4 курсах. Они планируются учебным отделом, включаются в расписание занятий.



Контрольные вопросы

1. Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, роль физической культуры и спорта в развитии общества.

2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья .

3. Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, средства физической культуры.

4. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

5. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

6. Структура спортивных организаций на международном и региональном уровнях.

7. Физическая культура личности студента.

8. Основные показатели состояния физической культуры и спорта в обществе.

 

Тема 2 СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные понятия

Клетка- элементарная структурная и функциональная eдиница (ячейка) растительных и животных организмов, способна к росту, регенерации (восстановлению), размножению, передаче генетической информации и приспособлению к условиям среды.



Ткань- одинаково дифференцированные клетки, характерное свойство которых - структурное объединение, морфологическая функциональная общность, взаимодействие

( нервное, мышечное и т.д.).

Орган- несколько тканей, объединенных в один комплект (почка, глаз, желудок и т.д.).

Система органов - несколько органов, выполняющих совместную функцию (пищеварение, сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат и т.д.).

Гомеостаз - постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды.

Адаптация - приспособление организма к изменениям внешней среды, физическим и умственным нагрузкам.

Саморегуляция- универсальное свойство организма, включающееся всякий раз, когда происходит отклонение от определенного уровня какого-либо жизненно важного фактора внешней или внутренней среды.

Обмен веществ - единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в постоянном, непрекращающемся обмене веществ и энергии (непрерывность поступления питательных веществ и кислорода - непрерывность удаления продуктов распада).

Гипогликемия- уменьшение концентрации глюкозы в крови.

Организму человека как единой сложной биологической системе свойственен принцип целостности, характеризующийся тесной взаимосвязью всех его органов и систем. В организме живого существа разнообразнейшие процессы, совершающиеся в клетках, тесно согласованы как между собой, так и с различными воздействиями на организм извне. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями внешней среды.



В основе строения человека лежит клетка. В процессе развития и эволюции многоклеточных организмов произошла дифференциация клеток: появились клетки различных размеров, формы, строения и функций.

Все ткани человека условно подразделяют на эпителиальную (покровную), соединительную (костную, хрящевую и собственно соединительную ткань), мышечно-нервную и жидкую ткань (кровь и лимфа). Различные ткани специализированы по функциям. Так, мышечная ткань обладает сократимостью, нервная ткань - передачей возбуждения и т.д.

Органы представляют собой рабочие аппараты, специализированные на выполнении сложных видов деятельности, необходимых для существования целостного организма. Сердце, например, выполняет функцию насоса, перекачивающего кровь из вен в артерии, почки - выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, костный мозг – функции кроветворения.

Системы органов - это анатомические и функциональны объединения нескольких органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности. Выделяют следующие системы органов: движения, пищеварительную, дыхательную, мочевыделительную, половую, сердечно-сосудистую, чувств, (желез) внутренней секреции, нервную. Так как мочевыделительная и половая системы имеют много общего, их объединяют в одну мочеполовую. Нередко две или несколько систем органов соединяют в понятие аппарат. Например, скелетная и мышечная система составляют опорно-двигательный аппарат. Однако надо понимать, что, обладая сложной организацией, живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность всех его структур (клеток, тканей, органов и их систем) согласована и подчинена этому целому.

Тело человека составляют голова, шея, туловище и конечности. Это многозвенная биомеханическая система. Форма тела человека (телосложение) определяется соотношением длины и ширины составляющих его частей. Телосложение также имеет выраженные возрастные, половые и индивидуальные особенности. Вес тела имеет свои особенности. Человек без патологии имеет определенные величины отдельных его частей: голова весит 7%, туловище - 43%, нижние конечности - 38%, верхние - 12% общего веса тела. Костный скелет представляет механический остов тела человека. Кости, мышцы и соединительная ткань составляют опорно-двигательный аппарат, который представлен в виде многозвенной биомеханической системы с огромнейшими двигательными возможностями. Мышцы относят к активной части скелета, а кости - к пассивной.

Организм- саморегулируемая система. В течение всей жизни в организме непрерывно протекают два взаимосвязанных процесса: ассимиляция (усвоение) и диссимиляция (распад). Организм человека нуждается в определенной среде обитания, к которой у него вырабатывается приспособление в процессе развития. Так, средой обитания для клеток организма является внутренняя среда, включающая кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.

Состав и свойства внутренней среды в организме поддерживаются на относительно постоянном уровне непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др. Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Важнейшая роль в поддержании гомеостаза отводится нервной системе, регулирующей деятельность органов и систем организма. Благодаря этому в организме происходит саморегуляция физиологических функций, поддерживающих необходимые организму условия существования. У человека подобная форма адаптации достигла высшего совершенства в виде его трудовой деятельности, двигательной активности, которую он направляет в зависимости от цели. Двигательная деятельность требует регуляции с обратной связью.

Саморегуляция - универсальное свойство организма, включающееся всякий раз, когда происходит отключение от определенного уровня какого-либо жизненно важного фактора внешней иливнутренней среды. С помощью механизмов саморегуляции у человека поддерживается относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови и т.д. В то же время механизмы регуляции вносят некоторые изменения в физиологические параметры деятельности систем. Так, физическая нагрузка в зависимости от ее объема и интенсивности вызывает изменения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.