Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика рефератов, докладов и экзаменационных вопросов





Актуальность и необходимость изучения курса

В соответствии с учебным планом курс «Основы коррекционной работы с детьми с ринолалией» предназначен для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Дефектология». Изучение методики коррекционной работы с детьми с нарушениями речи обусловленного анатомо-физиологической патологией, учет особенностей речевых нарушений, соматических и психоневрологических расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы у детей данной категории позволит получить полную картину об основных принципах организации учебного процесса в условиях дошкольных организаций и поликлинике, и поможет в планировании и построении занятий, правильном подборе методов и приемов обучения детей с первичным нарушением речи.

Изучение курса является необходимой составляющей в освоении знаний по теории и практике обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Цели и задачи курса

Цельюкурса является - подготовка учителей-логопедов, которые наряду с коррекцией нарушений речи детей в условиях дошкольных и школьных учреждений занимаются логопедической работой в стационарных кабинетах при поликлинике с детьми страдающих нарушениями речи обусловленными патолого-анатомическим строением речевого аппарата.



Задачами курса являются:

- Изучение современной трактовки учения о речевых недостатках обусловленных анатомо-физиологическими нарушениями в строении речевого аппарата;

- подготовка студентов к проведению коррекционных мероприятий в условиях дошкольных организаций, поликлинике и специальных школ для детей с с нарушениями в речи;

- усвоение методов и приемов работы, обеспечивающих успешное развитие устной речи.

Знания и умения

Студент должен:

быть знаком – с научно-теоретическими и методологическими основами предмета, с методическими требованиями к логопедической работе в кабинете при поликлинике, с формами коррекционной работы по устранению нарушений речи у детей с ринолалией;

знать:- общую характеристику нарушений речи при различных формах ринолалии и основных направлениях комплексного коррекционного воздействия у ринолаликов, особенности



логопедической работы в коррекционной школе;

уметь:- планировать и определять цели и структуру занятия, определять формы организации занятий и методы их проведения.

Пререквизиты и постреквизиты

Пререквизиты: навык работы со словарем, умение анализировать литературные источники, «Физиология и анатомия», «Гигиена», «Общая психология», «Специальная психология», «Педагогика», «Специальная (коррекционная) педагогика», «Основы логопедии», «Фонетическая и логопедическая ритмика».

Постреквизиты: «Психология аномального ребенка», «Логопедия», «Логопсихология».

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают вопросы особенностей организации логопедической работы в условиях поликлиники и дошкольных организаций с детьми с ринолалией; подготовки студентов к проведению диагностики, профилактики вторичных отклонений у данной категории детей; дидактических требований к методам коррекционной работы в условиях поликлиники. 30 часов семинарских занятий раскрывающих методы и приемы коррекции вторичных речевых отклонений у ребенка с различными формами ринолалии обеспечивающих успешную реабилитацию и развитие устной речи данной категории детей; основные требования к диагностическому и дидактическому материалу, к организации и оборудованию кабинета логопеда.

В курс входят самостоятельная работа студента в аудитории (СРСП) и вне аудитории (СРС).

СРСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.



СРС - это работа студента в библиотеках ВУЗа с целью подготовки к лекционным и занятиям на СРСП, а также к выполнению различного рода заданий предложенных студенту преподавателем.

Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для подготовки студента.

Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.

Содержание курса

6.1 Календарно-тематический план лекций

Да та Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. Колво часов. Методы активизации познавательной деятель. Знания и умения, формируемые у студента.
1 неделя Лекция № 1-1 ВведениеПредмет, задачи и содержание курса «Основы коррекционной работы с детьми с ринолалией». Связь предмета с другими дисциплинами: анатомия и физиология, специальная психология, специальная (коррекционная) педагогика. Наглядный материал. Диспут. Основные задачи предмета. Пути и методы исследования.
2 неделя Лекция № 1-2 Анатомо-физиологические особенности формирования зубочелюстной системы у детей Эмбриональное развитие в норме. Постнатальное развитие в норме и патологии. Прорезывание зубов. Наглядный материал. Мимические мышцы. Жевательные мышцы. Мышцы языка. Подбородочно-язычные мышцы. Височно-нижнечелюстной сустав.
3 неделя Лекция № 2-3 Дети с открытой ринолалией. Характеристика речиНарушения тембра голоса, фонетической стороны речи, звукопроизношения. Дефекты произношения типичные для других речевых нарушений. Дидактический материал. Диспут. Специфические для открытой ринолалии дефекты произношения.
4 неделя Лекция № 2-4 Психолого-педагогическая характеристика детей с открытой формой ринолалии Вторичные нарушения психических процессов у детей с открытой формой ринолалии. Дидактический материал. Диспут. Особенности развития мышления, памяти, внимания и т.д. Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, деятельности и т.д.
5 неделя Лекция № 2-5 Обследование детей с открытой формой ринолалииКомплексное обследование ребенка с открытой формой ринолалии. Стоматологическое - деформации зубочелюстной системы: прогнатия, прогения, открытый прикус, глубокий прикус, перекрестный прикус. Наглядный материал. Диспут. Логопедическое – состояние органов артикуляции, фонетической стороны речи, состояние фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, разборчивости речи.
6-7 неделя Лекция № 2-6 Общие подходы коррекционной работы по устранению открытой ринолалииОбщие подходы. Принципы логопедического воздействия при ринолалии. Дидактический материал. Система работы. Направления коррекционной работы.
8-9 неделя Лекция № 2-7 Методика развития орального праксиса Развитие артикуляционной моторики. Логопедический массаж: приемы массажа губ, языка, мягкого неба. Наглядный материал. Диспут. Артикуляционная гимнастика: для нижней челюсти, губ и щек, языка, мимических мышц, для активизации небно-глоточного затвора.
10-11 неделя Лекция № 2-8 Методика развития фонематического восприятияРазвитие неречевого слуха. Развитие речевого слуха. Выделение в звуковом потоке гласного (согласного) звука. Дидактический материал. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места, количества и последовательности звуков в слове.
12-13 неделя Лекция № 3-9 Дети с закрытой ринолалией. Характеристика речиНарушения тембра голоса, фонетической стороны речи, звукопроизношения. Дефекты произношения типичные для других речевых нарушений.   Наглядный материал. Диспут. Специфические для открытой ринолалии дефекты произношения. Нарушения слоговой структуры слова., фонематического слуха, общего речевого развития, письма.
14-15 неделя Лекция № 3-10 Психолого-педагогическая характеристика детей с закрытой формой ринолалии Вторичные нарушения психических процессов у детей с открытой формой ринолалии. Дидактический материал. Особенности развития мышления, памяти, внимания и т.д. Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, деятельности и т.д.
Итого:  

 

6.2 Календарно-тематический план семинарских занятий

Да та Номер, название модуля и темы занятия Колво часов. Формы проведения занятия Формы контроля Знания и умения, формируемые у студента.
1 неделя Семинар 1-1 ВведениеРинолалия. Виды ринолалии. Основные направления коррекционной работы. Обзор методической литературы. Устный опрос Блиц-опрос Пути и методы иссле дования. Связь предме та с другими дисцип линами: анатомия и физиология, специаль ная психология, спе циальная (коррекцион ная) педагогика.
2 неделя Семинар 1-1 Анатомо-фи зиологические особеннос ти формирования зубоче люстной системы у детей Мимические мышцы. Жевательные мышцы. Мышцы языка. Устный опрос Блиц-опрос Функции мышц зубо челюстной системы. Подбородочно-языч ные мышцы. Височно-нижнечелюстной сустав.
3 неделя Семинар 1-2 Дети с открытой ринолалией. Характеристика речиНарушения слоговой струк туры слова, фонематичес кого слуха, общего речевого развития, письма. Дискуссия Составление таблицы Дефекты произношения типичные для других речевых нарушений.
4 неделя Семинар 1-3 Психолого-педагогическая характеристика детей с открытой формой ринолалииОсобенности развития мышления, памяти, внимания и т.д. Доклады и рефераты по теме. Блиц-опрос Вторичные нарушения психических процессов у детей с открытой формой ринолалии.
5 неделя Семинар 2-4 Обследование детей с открытой формой ринолалииКомплексное обследование ребенка с открытой формой ринолалии. Сравнительный анализ Письменные ответы на вопросы. Стоматологическое и логопедическое обследование.
6-7 неделя Семинар 2-5 Методика развития орального праксиса Формирование ритмической организации речи: восприятие и воспроизведение ритмических структур. Сравнительный анализ Пись. ответы на впросы. Формирование ритмической организации высказывания. Развитие кинетической организации речи.
8-9 неделя Семинар 2-6 Методика развития речевого дыханияПостановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового дыхания. Устный опрос. Блиц-опрос Комплекс пародоксаль ной дыхательной гимнастики (по А.Н.Стрельниковой). Дифференциация ротового и носового выдохов. Формирование речевого дыхания.
10-11 неделя Семинар 2-7 Методика коррекции произношенияПостановка звуков. Автоматизация звуков. Дифференциация звуков. Устный опрос. Блиц-опрос Введение поставленного звука в самостоятельную речь.
12-13 неделя Семинар 2-8 Дети с закрытой ринолалией. Характеристика речиОсобенности развития речи детей с закрытой формой ринолалии. Дидактический материал. Пись. ответы на впросы. Психолого-педагогическая характеристика детей с закрытой формой ринолалии
14-15 неделя Семинар 3-9 Общие подходы коррекционной работы по устранению закрытой ринолалии Общие подходы. Принципы логопедического воздействия при ринолалии. Диспут. Блиц-опрос Система работы. Направления коррекционной работы.
Итого:    
               

 

6.3 Перечень заданий студенту по СРС

Темы занятий Задание на СРС Рекоменд.литература Форма контроля Сроки сдачи ( № недели)
«Анатомо-физиологические особенности формирования зубочелюстной системы у детей» Функции мышц зубочелюстной системы. 1, 2, 3, 4 Устный опрос.
«Дети с открытой ринолалией. Характеристика речи»   Нарушения слоговой структуры слова, фонематического слуха, общего речевого развития, письма. 3, 4, 5, 7, 11. Реферат.
«Психолого-педагогическая характеристика детей с открытой формой ринолалии» Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, деятельности и т.д. 3, 4, 5, 7, 11. Письменная работа
«Обследование детей с открытой формой ринолалии»   Комплексное обследование ребенка с открытой формой ринолалии. 1, 2, 3, 4, 9 Письменная работа.
«Методика развития орального праксиса»   Развитие артикуляционной моторики. Логопедический массаж: приемы массажа губ, языка, мягкого неба. 1, 2, 3, 4, 7. Устный опрос.
«Методика развития фонематического восприятия, методика развития речевого дыхания»     Развитие неречевого слуха. Развитие речевого слуха. Развитие звукового анализа и синтеза. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового дыхания. 1, 2, 3, 4. Письменная работа.
«Дети с закрытой ринолалией. Характеристика речи» Психолого-педагогическая характеристика детей с закрытой формой ринолалии 1, 2, 3, 4. Письменная работа
«Общие подходы коррекционной работы по устранению закрытой ринолалии» Направления коррекционной работы. 3, 8, 9, 10, 11 Анализ материалов.

 

Примечание. Самостоятельная работа студента является важной составной частью учебной работы студентов. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса клиники интеллектуальных нарушений.

На занятия вы должны приходить подготовленными для того, чтобы обсудить конкретные вопросы и критически подойти к решению тех проблем, решением которых мы занимаемся. Из занятия вы должны почерпнуть все то, что необходимо вам в дальнейшем обучении и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, вам нужно взять на себя ответственность за свое собственное обучение так, чтобы на протяжении всего курса мы работали во взаимодействии и с пониманием.

Важное значение имеет конспектирование материала и выделение наиболее важных мыслей, идей, тезисов, цифр и фактов.

Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.

Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко, аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.

Ведение глоссария студентом в процессе самостоятельной работы оказывает помощь студенту в овладении основами коррекционной педагогики и психологии, ее научно-категориальным аппаратом, т.е. базисной терминологией, что будет способствовать получению высоких баллов при написании тестов, решении задач, сдачи письменных работ и коллоквиумов.

Подготовка и участие студентов в таких формах занятий, как дискуссии, игры, тренинги, решение задач, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.

Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.

Литература

Основная литература.

1. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей // Методы обследования и коррекции. – М.,2005.

2. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – М., 2000.

3. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М., 1989.

Дополнительная литература.

4. Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. – М., 1997.

5. Водолацкий В.М., Мельникова М.М., Бабанина Б.Г. и др. Диспанцеризация больных с врожденной патологией лица в условиях межобластного центра: Метод. рек. Для врачей интернов и субординаторов. – Ставрополь.,1985.

6. Волосовец Т.В. Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от1,5 до 3 лет), страдающих ринолалией // Актуальные проблемы дефектологии: тез.докл. межвуз. Научн. конференции. – М., 1991.

7. Воронцова Т.Н. Принципы дооперационной профилактической работы с детьми с врожденными расщелинами губы и неба // Речевые расстройства удетей и методы их устранения: Сб. научнютр. – М., 1978.

8. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия/ Под ред. О.Н.Усановой . – М., 1983.

9. Мамедов А.А. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – Екатеринбург, 1998.

10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994г.

11. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. и Селиверстова В.И. В 2-х т. – М., 1997 г.

Примерная тематика рефератов, докладов и экзаменационных вопросов

1. Эмбриональное развитие зубочелюстной системы у детей

2. Цели и задачи обследования состояния органов артикуляции

3. Примерный план конспект индивидуального занятия на тему «Звук Д. Постановка».

4. Постнатальное развитие зубочелюстной системы у детей.

5. Цели и задачи обследования функций органов артикуляции.

6. Примерный план конспект индивидуального занятия на тему «Звук П. Постановка».

7. Особенности нарушения тембра голоса у детей с открытой формой ринолалии.

8. Цели и задачи обследования фонетической стороны речи.

9. Примерный план конспект индивидуального занятия на тему «Звук Э. Постановка».

10. Особенности нарушения тембра голоса у детей с закрытой формой ринолалии.

11. Цели и задачи обследования состояния фонематического слуха.

12. Примерный план конспект индивидуального занятия на тему «Звук А. Автоматизация»

13. Примерный план конспект индивидуального занятия на тему «Звук Ф. Автоматизация».

14. Особенности нарушения звукопроизношения детей с открытой формой ринолалии

15. Цели и задачи изучения лексико-грамматического строя речи.

16. Примерный план конспект индивидуального занятия на тему «Звук А. Постановка».

17. Особенности нарушения звукопроизношения детей с закрытой формой ринолалии.

18. Цели и задачи обследования связной речи.

19. Этап введения звука в самостоятельную речь.

20. Нарушения слоговой структуры слова у детей с открытой формой ринолалии.

21. Цели и задачи определения разборчивости речи.

22. Этап дифференциации звука.

23. Нарушения слоговой структуры слова у детей с закрытой формой ринолалии.

24. Факторы эффективности логопедических мероприятий при коррекции.

25. Этап автоматизации звука.

26. Нарушения фонематического слуха у детей с открытой формой ринолалии.

27. Формы организации коррекционной работы с ринолаликами

28. Этап постановки звука.

29. Нарушения фонематического слуха у детей с закрытой формой ринолалии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.