|
Примерная тематика рефератов, докладов
Актуальность и необходимость изучения курса
В соответствии с учебным планом курс «Клинические особенности развития детей с отклонениями в развитии» предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Дефектология». Изучение современной трактовки учения об умственной отсталости, этиопатогенетических закономерностей и классификации интеллектуальных нарушений; клинико-психологической структуры интеллектуального дефекта при различных формах интеллектуальной недостаточности; клиники, динамики и дифференциальной диагностики различных форм интеллектуальной недостаточности, в том числе пограничных форм интеллектуальной недостаточности; особенностей речевых нарушений, соматических и психоневрологических расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью позволит получить полную картину об особенностях развития детей с нарушениями интеллекта.
Изучение курса является необходимой составляющей в освоении знаний по теории и практике обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Цели и задачи курса
Цельюкурса является формирование теоретических знаний о закономерностях и особенностях психического и физического развития детей с различными формами интеллектуальной недостаточностью, в том числе с пограничной интеллектуальной недостаточностью.
Задачами курса являются:
- научить будущих специалистов дефектологов распознавать проявления нервно-психических расстройств, связанных с интеллектуальной недостаточностью и подлежащих профилактике, лечению, коррекции;
- познакомить студентов с целым рядом нозологических форм умственной отсталости и пограничной интеллектуальной недостаточности и методами профилактики, лечения и коррекции;
- интегрировать полученные знания по клинике интеллектуальных нарушений в базисную информацию, полученную студентами при изучении других дисциплин медико-биологического цикла, а также сформировать основу для последующего усвоения дисциплин психолого-педагогического цикла.
Знания и умения
Студент должен:
быть знаком – с теоретическими вопросами клиники интеллектуальных нару-
шений, с основными закономерностями психофизического разви-
тия ребенка, с вопросами коррекционной поддержки детей с на-
рушениями интеллекта;
знать:- клинические проявления различных форм интеллектуальной не-
достаточности у детей; заболевания олигофрения, ДЦП, болезнь
Дауна, ЗПР.
уметь:- отграничивать сходные по проявлениям различные формы
интеллектуальной недостаточности при диагностике и обследо-
вании детей с нарушениями интеллекта.
Пререквизиты и постреквизиты
Пререквизиты: «Основы медицинских знаний», «Основы невропатологии», «Патология органов слуха, речи и зрения», «Основы генетики».
Постреквизиты: «Психология аномального ребенка», «Психопатология».
Описание курса
Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают вопросы этиологии и патогенеза различных форм интеллектуальной недостаточности; клиники умственной отсталости; динамики и дифференциальной диагностики умственной отсталости; моногенные и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений; влияния экзогенных факторов на развивающийся плод; ЗПР причины возникновения и характеристика особенностей; принципы организации помощи детям с нарушениями интеллекта.
В курс входят самостоятельная работа студента в аудитории (СРСП) и вне аудитории (СРС).
СРСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.
СРС - это работа студента в библиотеках ВУЗа с целью подготовки к лекционным и занятиям на СРСП, а также к выполнению различного рода заданий предложенных студенту преподавателем.
Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для подготовки студента.
Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.
Содержание курса
6.1 Календарно-тематический план лекций.
№
| Да
та
| Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции.
| Колво часов.
| Методы ак-тивизации познавательной деятель.
| Знания и умения, формируемые у студента.
|
| 1 неделя
| Лекция № 1-1 Введение. Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты и проблемы. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.
|
| Наглядный материал. Диспут.
| Анализ общепа-тологического подхода к проб-леме интеллек-туальных нару-шений.
|
| 2 неделя
| Лекция № 1-2 Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недос-таточности. Классификация умственной отсталости.
|
| Дидактический материал. Диспут.
| Рассмотреть наследственные и экзогенные факторы умственной отсталости.
|
| 3 неделя
| Лекция № 1-3 Общая психопато-логия умственной отсталости. Характеристика степеней умственной отсталости.
|
| Дидактический материал. Диспут.
| Анализ клиники дебильности, имбецильности, идиотии.
|
| 4-5 неделя
| Лекция № 2-4 Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости. Состояние декомпенсации. Цереброастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства.Психоподобные состояния. Психозы при олигофрении.
|
| Наглядный материал. Диспут.
| Отграничение олигофрении от резидуально-органических деменций, от слабоумия при шизофрении и эпилепсии, от ЗПР.
|
| 6-7 неделя
| Лекция № 2-5 Хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
|
| Видео. Дидактический материал.
| Синдром Дауна. Синдром Шере-шевского-Тер-нера. Синдром ХУУ.
|
| 8-9 неделя
| Лекция № 2-6 Моногенные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
|
| Видео. Дидактический материал.
| Врожденные дефекты обмена Фенилкетонурия. Гаргоилизм.
|
| 10-11 неделя
| Лекция № 2-7 Экзогенно обус-ловленные формы олигофрении. Пери- и постнатальные вредности Синдром врожденной краснухи. Врожденный сифилис.
|
| Дидактический материал.
| Инфекции, интоксикации, травмы, врожденный токсоплазмоз.
|
| 12-13неделя
| Лекция № 3-8 Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности. Задержка темпа психического развития.
|
| Дидактический материал. Диспут.
| Систематика (по Г.Е.Сухаре-вой, К.С.Лебе-динской, В.В.Ковалева)
|
| 14 неделя
| Лекция № 3-9 Дизонтогенетические и энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
|
| Наглядный материал.
| Состояние психического инфантилизма. Ранний детский аутизм. ДЦП.
|
| 15 неделя
| Лекция № 3-10 Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Принципы организации помощи.
|
| Наглядный материал. Диспут.
| Основные принципы ле-чения, социаль-ной адаптации и реабилитации. Медико- психо-логическое консультирование.
| Итого:
|
|
|
6.2. Календарно-тематический план семинарских занятий.
№
| Да
та
| Номер, название модуля и темы занятия
| Колво часов.
| Формы проведения занятия
| Формы контроля
| Знания и умения,
формируемые
у студента.
|
| 1 неделя
| Семинар 1-1 Исторические аспекты медико-психолого-педагогической коррекции детей с отклонениями в развитии.
|
| Устный опрос
| Блиц-опрос
| Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.
|
| 2 неделя
| Семинар 1-2 Общие вопросы этиологии и патогенеза интеллектуальных нарушений.
|
| Дискуссия
| Составление таблицы
| Классификация умственной отсталости.
|
| 3 неделя
| Семинар 1-3 Общая психопатология умственной отсталости.
|
| Доклады и рефераты по теме.
| Блиц-опрос
| Характеристика степеней умственной отсталости.
|
| 4-5 неделя
| Семинар 2-4 Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости.
|
| Сравнительный анализ
| Письменные ответы на вопросы.
| Цереброастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства.Психоподобные состояния. Психозы при олигофрении.
|
| 6-7 неделя
| Семинар 2-5 Хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
|
| Сравнительный анализ
| Пись. ответы на впросы.
| Синдром Дауна. Синдром Шере-шевского-Тернера. Синдром ХУУ.
|
| 8-9 неделя
| Семинар 2-6 Моногенные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
|
| Устный опрос.
| Блиц-опрос
| Врожденные дефекты обмена
|
| 10-11неделя
| Семинар 2-7 Экзогенно обус-ловленные формы олигофрении.
|
| Дидактический материал.
|
| Пери- и постнатальные вредности Синдром врожденной краснухи. Врожденный сифилис.
|
| 12-13 неделя
| Семинар 3-8 Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности.
|
| Диспут.
|
| Задержка темпа психического развития.
|
| 14 неделя
| Семинар 3-9 Формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
|
| Наглядный материал.
|
| Дизонтогенетические и энцефалопатические
|
| 15 неделя
| Семинар 3-10 Принципы организации помощи.
|
| Диспут
|
| Медико- психологическое консультирование.
| Итого:
|
|
| | | | | | | | | |
6.3 Перечень заданий студенту по СРС.
№
| Темы занятий
| Задание на СРС
| Рекоменд. литература
| Форма контроля
| Сроки с № нед.
| Максим.
балл
| Объем и условия оформления работы
|
| Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты и проблемы.
| Анализ обще-патологического подхода к проблеме интеллектуальных нарушений.
| 1, 2, 3, 4
| Устный опрос.
|
| 2,1
| Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
|
| Этиология и патогенез различных форм ин-теллектуальной недос-таточности.
| Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости.
|
3, 4, 5, 7, 11.
|
Устный опрос.
|
|
2,1
| Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
|
| Характеристика степеней умственной отсталости.
| Дебильность. Имбецильность. Идиотия.
| 3, 4, 5, 7, 11.
| Письменная работа
|
| 2,1
| Ответить письменно.
|
| Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости.
| Психозы при олигофрении. Неврозоподобные расстрой-ства.Психоподобные сос-тояния.
|
1, 2, 3, 4, 9, 13, 14.
| Письменная работа.
|
|
2,1
| Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
|
| Хромосомные расстрой-ства в осно-ве клиники интеллектуальных нарушений.
| Синдром Марфана. Синдром Трисомии Х. Синдром Па-тау. Синдром «Кошачьего крика».
|
1, 2, 3, 4, 7.
| Реферат.
|
|
2,1
| Подготовить реферат, объем не бо-лее 3-4 стр., защитить реферат.
|
| Моногенные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
| Синдром Лоу-ренса-Муна. Синдромы Крузона и Апера.Смешанные по этиологии формы олигофрении.
|
1, 2, 3, 4.
| Письменная работа.
|
| 2,1
| Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
|
| Экзогенно обусловленные формы олигофрении
| Инфекции, интоксикации, травмы, врожденный токсоплазмоз.
| 1, 2, 3, 4.
| Письменная работа
|
| 2,1
| Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
|
| Задержка темпа психического развития.
| ЗПР связанная с дефектами анализаторов и органов чувств
| 3, 8, 9, 10, 11, 12, 15.
| Анализ материалов.
|
| 2,1
| Найти материал, подготовить сообщение.
|
| Формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
| Дизонтогенетические и энцефалопатические
| 3, 8, 9, 10, 11, 12, 15.
| Письменная работа
|
| 2,1
| Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
|
| Принципы организации помощи.
| Медико- пси-хологическое консультирование.
| 3, 4, 5, 7, 11.
| Анализ материалов
|
| 2,1
| Найти материал, подготовить сообщение.
| Итого:
|
|
|
|
Примечание. Самостоятельная работа студента является важной составной частью учебной работы студентов. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса клиники интеллектуальных нарушений.
На занятия вы должны приходить подготовленными для того, чтобы обсудить конкретные вопросы и критически подойти к решению тех проблем, решением которых мы занимаемся. Из занятия вы должны почерпнуть все то, что необходимо вам в дальнейшем обучении и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, вам нужно взять на себя ответственность за свое собственное обучение так, чтобы на протяжении всего курса мы работали во взаимодействии и с пониманием.
Важное значение имеет конспектирование материала и выделение наиболее важных мыслей, идей, тезисов, цифр и фактов.
Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.
Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко, аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.
Ведение глоссария студентом в процессе самостоятельной работы оказывает помощь студенту в овладении основами коррекционной педагогики и психологии, ее научно-категориальным аппаратом, т.е. базисной терминологией, что будет способствовать получению высоких баллов при написании тестов, решении задач, сдачи письменных работ и коллоквиумов.
Подготовка и участие студентов в таких формах занятий, как дискуссии, игры, тренинги, решение задач, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.
Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.
Литература
Основная литература.
1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995г.
2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Детская психиатрия. – М., 1995г.
3. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003г.
4. Под ред. Морозова Г.В. Руководство по психиатрии. В 2-х томах. – М., 1988г.
Дополнительная литература.
5. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные
учреждения. – М. , 1988г.
6. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – С.Петербург, 2001г.
7. Исаева И.И. О наследственности. Хромосомы и хромосомные болезни человека. – М., 1969 г.
8. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981г.
9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1982г.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. – М., 2000г.
11. Под ред. Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития. – М., 1971г.
12. Адилова М.Ш. Развитие психомоторики детей с ЗПР. – Алматы, 1999г.
13. Власова Т.А., Певзнер М.Е. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973г.
14. Блейхер В.М., Крук И.В., БоковС.Н. Клиническая патопсихология. – М.В., 2002г.
15. Журнал. Специальная психология. № 2.(4), - 2005г.
16. Журнал. Практическая психология и логопедия. № 2.(13), 2005г.
17. Журнал. Специальная психология. № 1.(3), - 2005г.
18. Журнал. Практическая психология и логопедия. № 1.(12), 2005г.
Примерная тематика рефератов, докладов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|