Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция ноосферы Тейяр де Шарден





«Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1881-1955) - французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции.

Понятие ноосферы было предложено Э. Леруа (1870-1954). Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена. Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге. Представление о ноосфере и «сверхжизни» в ней, как слиянии рас, Природы и Бога в единое целое, как конец эволюции носит философский характер.

Тейяр де Шарден полагал, что переход в сверхжизнь неизбежен. На Земле она утвердится помимо воли людей, несмотря ни на что - ибо такова поступь мировой эволюции.

По Тейяр де Шардену появление человека неразрывно связано с эволюцией биосферы, но человек принципиально новое и оригинальное целое природы, это «новый порядок реальности». После появления человека реализуется «выше, чем животная биосфера, следующая за ней - человеческая сфера, сфера рефлексии, сознательного и свободного изобретения, короче говоря, мысли: собственно сфера разума, или ноосфера». В ноосфере «завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации».



Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, - тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства - времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине - точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».



Вот что пишет Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека», глава «Развертывание ноосферы»

«Чтобы умножить контакты, необходимые для своих пробных нащупываний, и чтобы накопить полиморфное разнообразие своих богатств, жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами.

Поэтому, когда ее поток выходит из узких горловин, где она была, как бы стиснута новой мутацией, то чем уже горловина, из которой она выходит, и чем обширнее пространство, которое она должна покрыть своей волной, тем больше ей необходимо воспроизвести себя во множестве.

Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни.

Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.

В стремлении к умножению и организованной экспансии резюмируется и, в конечном счете, выражается - для того, кто умеет видеть, вся предыстория и вся история человечества, со времени его происхождения и до наших дней. Попытаемся в нескольких чертах обрисовать фазы, или последовательные волны, распространения человека».

Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу.

Таким образом, П. Тейяр де Шарден под ноосферой он понимал новый покров Земли, «мыслящий пласт».



Он пишет: «Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что всё ценное, всё активное, всё прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «кроне» ноосферы».

По Тейяр де Шардену образование «коллективного общеземного разума» и есть цель развития Природы. В эволюции биосферы просматриваются следующие тенденции:

- экспансия жизни, т.е. для всего живого характерно избыточное изобилие;

- «разветвление» жизни, что приводит к созданию новых видов (со временем часть «ветвей» отмирает);

- «техника пробного нащупывания», т.е. жизнь пробует и перебирает разные варианты.

Действует созидательная тенденция, которая заключена в «элементарных частицах» сознания. Эти элементарные частицы сознания, изначально заложенные в каждой частице вещества, в результате развития ноосферы объединятся в сверхсознание».

Заключение

Делая заключение по выше изложенному, можно сказать, что в связи с очень быстрым развитием и ускорением научно - технического прогресса, развитием компьютерных технологий и компьютеризации в целом, математическим моделированием. Всё это становиться предпосылкой в теоретически - эволюционном направлении.

Как сказал В.И. Вернадский: «проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания, новые науки, все увеличивающиеся в числе и в быстроте своего появления, характеризующие научную мысль XX столетий»

«Все это позволило В.И. Вернадскому назвать не только живое вещество планеты, но прежде всего человека, вооруженного научной мыслью, величайшей геологической силой современности. Если живое вещество создавало современный облик нашей планеты в течение миллионов и миллиардов лет, то человек своей деятельностью меняет его на наших глазах, демонстрируя поистине безграничные возможности в деле переустройства природы.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. Темпы ее развития постоянно увеличиваются и вместе с этим увеличивается воздействие человека на биосферу.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, в ходе технического прогресса ситуация изменялась коренным образом. XX столетие, сформировавшее качественно новые отношения науки, техники и технологии, колоссально увеличило масштабы воздействия общества на природу и поставило перед человечеством целый ряд чрезвычайно острых проблем».

«Тейяр де Шарден будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры.

Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, - тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства - времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине - точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».

Тейяр де Шарден не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке - тейярдизм. Его концепция ноосферы оказала огромное влияние на развитие современной науки, нашла - и постоянно находит - отражение в жизни общества, в культуре и даже - что случается не часто - в масскультуре (примером тому может служить популярная на западе и в России научно-фантастическая тетралогия американского писателя, лауреата премий Хьюго и Небьюла Дэна Симмонса «Песни Гипериона»)».

Следует отметить, ноосфера активно участвует в формировании совершенно нового человеческого сознания и сферу образования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.