Сделай Сам Свою Работу на 5

Пакеты образования электронной уч.- методического комплекса





Технология модульного обучения - основа построения электронного учебно-методического комплекса

Вузовское образование нацелено на становление и развитие личности, которая овладевает в процессе обучения определенным видом профессиональной деятельности. В условиях экономической реформы подготовка специалистов требует новых форм, методов и содержания обучения. В последнее десятилетие в России широкое распространение получило модульное обучение (блочно-модульное, модульно-рейтинговое, модульно-контекстное), которое, по мнению С.Я. Батышева, позволяет обеспечивать конвертируемость профессионального образования внутри страны и за ее пределами.

В настоящее время комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому кругу потребителей с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базируется на:

деятельностной методологии обучения;

интенсивных методах обучения;

средствах обмена учебной информацией на расстоянии (бумажные и электронные носители, спутниковые ТВ, радио, компьютерная связь и т.п.).

На сегодняшний день сложились три модели развития российского образования. Первая - наиболее распространенная - может быть с полным основанием названа технократической. Ее сторонники выступают за активное внедрение в педагогическую практику спутниковых систем, компьютерных коммуникаций и т.п. Вторая - гуманитарная - отстаивает уникальность традиционных образовательных технологий и делает акцент на методологию и психологию подачи знаний. Третья модель - обучение на основе комплексного сочетания традиционных и инновационных технологий и приемов обучения. В качестве основы построения программ обучения в этом направлении используется модульная технология обучения. Третья модель, обусловленная здравым смыслом и реалиями российской жизни, уже реально существует во многих вузах, в том числе в АГУ, и приносит ожидаемые от нее результаты.



Модульная система профессиональной подготовки была рекомендована Международной организацией труда как наиболее гибкая из всех существующих педагогических систем. Она может быть использована для традиционного и дистанционного обучения студентов, для переподготовки специалистов в послевузовском образовании. Эта система обучения легко сочетается с групповой и индивидуальной формой подготовки в кратковременной и длительной системах обучения. При этом она может разворачиваться как при наличии, так и при отсутствии технических и электронных средств обучения.



Технология модульного обучения (ТМО) лучше других традиционных технологий подходит в этом случае, так как сущность ее в том, что обучаемый может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей. Как показала практика, существенными характеристики ТМО являются:

свобода выбора места, времени и темпа обучения;

гибкость в учебных планах и программах;

студент сам может выбрать способ учения, а также средства;

небольшой объем модуля обеспечивает немедленный контроль и коррекцию уровня усвоения знаний и умений.

Существует несколько подходов к определению модуля. При профессиональной подготовке специалистов, по нашему мнению, под модулем следует понимать такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков для выполнения конкретной профессиональной деятельности. Основным источником учебной информации служит модульный пакет, разработка его является наиболее трудоемкой и ответственной частью работы, которая по силам лишь специалистам высокой квалификации.



Наибольший педагогический эффект в обучении студентов математических направлений и специальностей можно получить на основе системного подхода, сочетающего технологию модульного обучения и новые информационные средства (телекоммуникационные, компьютерные, мультимедиа).

Такое комплексное обучение позволяет осуществить системный подход к содержанию образования; принять во внимание индивидуальные особенности познавательной деятельности студентов (т.е. реализовать принципы развивающего обучения); учесть особенности слагаемых педагогической системы. Думается, что обучение на основе комплекса модульно-структурированных учебных материалов - будущее вузовского образования.

В электронный учебно-методический комплекс по математическим дисциплинам включаются следующие виды учебных пособий, представленные на бумажных носителях и в электронном виде: учебное пособие по курсу; операционный модуль (аналог задачника и комплекта контрольных и экзаменационных материалов); рабочая тетрадь; справочная книга по курсу; мультимедийная автоматизированная обучающая система (МАОС).

В систему МАОС на правах ее элементов входят: база данных и знаний по курсу; электронная рабочая тетрадь; электронный задачник с возможностью генерирования индивидуальных и контрольных занятий; виртуальные лабораторные работы по курсу; учебные мультимедийные материалы на CD-диске.

Организация учебного процесса на основе комплекса учебных материалов обеспечивает одновременную реализацию следующих режимов работы:

поисковую (инициативную);

обучающую (активную);

контрольную (тестирующую).

Все учебно-методические материалы комплекса могут быть предоставлены студенту в виде твердых копий и дискет, либо по сети Internet, что позволяет адаптировать обучение к дистанционной безбумажной технологии.

Единицей обучения при таком комплексном подходе будет модуль, то есть доза, определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности на заданном уровне (бакалавр, магистр и т.д.). Модуль предъявляется студенту в виде учебного пакета, состоящего из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель; список необходимого оборудования, материалов и инструментов; список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи; собственно учебный материал в виде текстов лекций и хрестоматии по курсу, а также методические рекомендации по изучению теоретического материала; материалы и методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному модулю; контрольные (проверочные) работы разных типов для обучения и инспекторских целей; задания на типовые расчеты и курсовые проекты (работы); программные средства для выполнения типовых расчетов и курсовых проектов.

В составе обучающего модуля мы предлагаем выделять следующие структурные элементы:

информационный блок, в котором содержится теоретический материал, подлежащий изучению, структурированный на учебные элементы, и методические указания по его усвоению и передаче;

исполнительский блок, содержащий банк типовых, комплексных и ситуационных задач с комплектом ООД различных типов, описания лабораторных и практических работ, методические рекомендации;

контролирующий блок, содержащий входные и выходные контрольные тесты и задания различных уровней сложности, а также методические указания к проведению контроля;

методический блок, содержащий рекомендации по проведению занятий с описанием конкретных методик, если студент работает во взаимодействии с педагогом, и комплект ООД при самостоятельной работе.

В отличие от существующей практики построения содержания традиционных курсов структуризация обучения в модулях проводится на основе системного анализа дисциплин или предмета. Это означает следующее. Во-первых, прежде всего нужно построить граф логической структуры интегрирующей дидактической цели, состоящей из частных целей. Во-вторых, на основе построенного графа следует формировать учебное содержание модуля. В-третьих, при формировании содержания модуля необходимо использовать конкретные методики системного анализа содержания обучения. К таким методикам относят в первую очередь методику логических диаграмм или ее усовершенствованный вариант - методику имитационного моделирования.

Содержание модуля целесообразно представлять в графическом виде с последующей нумерацией учебных элементов (УЭ), чтобы обучаемый мог видеть путь учения. Нумерация УЭ должна отражать порядок элементов. Модуль и его УЭ должны составлять буклет из листов формата А4, что позволяет легко конструировать и видоизменять содержание модуля для каждого обучаемого или менять устаревшие УЭ.

Отметим, что, несмотря на широкое использование компьютерных телекоммуникаций, учебные пакеты, изданные большим тиражом, остаются главной частью процесса обучения, именно они должны содержать основную информацию и давать основные знания. Надо учитывать также, что российские студенты больше, нежели западные, привыкли к книгам, чем к видеокассетам. Предполагается, что учебный пакет поступает студенту в его личную собственность, следовательно, он может использовать тексты по своему усмотрению: делать в них записи, ставить вопросы и отвечать на них, решать задачи и совершать другие процедуры самообучения, то есть тексты удобнее в работе, чем видеокассеты.

Таким образом, одним из способов формирования творческой активности сознания служат технологии обучения, являющиеся реализацией системного способа мышления. Технология всегда отражает уровень развития профессиональной сферы, а значит, и уровень культуры общества в целом. Задача учебных заведений - перейти на такие технологии обучения, которые переводят процесс обучения с иллюстративно-предъявляющих методик на отражательно-преобразующую деятельность мышления ученика. Именно такой технологией является ТМО, созданная с установкой на развитие субъектности обучаемого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.