Сделай Сам Свою Работу на 5

Неполивная красноглиняная керамика





Поливная керамика

 

Поливная керамика ярко выразила общий стиль искусства того времени, те художественные явления, которые были связаны с бурной эпохой образования и развития монгольских государств. В ней хорошо выявились синкретизм и смешанность культуры золотоордынского города. Это были изделия развитого ремесла, оснащенного всеми техническими достижениями гончарного дела Среднего Востока.

Классификация поливной керамики на материалах, извлеченных из культурного слоя нижневолжских золотоордынских городищ, была создана Н. М. Булатовым и дополнена Г. А. Федоровым-Давыдовым. Классификация основана на анализе состава теста (красноглиняное и кашинное) и полив, их цвета и прозрачности, способа нанесения росписи и подбора цветов. Таким образом, эта классификация – технологическая. Одновременно поливная керамика разделена на группы по формам. Один и тот же технологический тип может быть представлен разными формами сосудов.

Поливная керамика по тесту делится на красноглиняную и кашинную. Кашинная разделяется на керамику с подглазурной и надглазурной росписью.

Орнаментация кашинной керамики с подглазурной полихромной росписью с рельефом



Невозможно описать все орнаментальные мотивы и схемы, украшающие золотоордынскую поливную посуду. Здесь указывается только на наиболее характерные и наиболее распространенные.

На полихромной рельефной керамике узор обычно нанесен на белый, реже светло-бирюзовый фон и сопровождается легким рельефом черепка, акцентирующим основные элементы декора. Характерны темно-зеленый, реже темно-синий или темно-коричневый контуры рисунка и расцветка светлых деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. В ряде случаев свободный фон и светлые части декора заполняются мелкими штрихами или точечками.

Так например, наружная сторона чаш-пиал украшается почти всегда рельефным арочным орнаментом, также расцвеченным синими точками. Встречаются арочки без рельефа и точек. Иногда арочный орнамент на внешней стороне сосудов вырождается в вертикальные линии с синими точками, упирающиеся вверху в поясок растительного орнамента, с косыми штрихами, завитками или отрезками прямой линии между ними.



Внешняя сторона сосуда иногда покрывается орнаментом другого типа – в виде медальонов с синими точками, вокруг которых расположены дуговидные линии, овалы и точки.

Край украшается синими точками. Ниже точек по внешней поверхности чаши обычно проходит кольцевой поясок с крестообразной косой с штриховкой и с четырьмя-пятью вписанными в него незаштрихованными кругами или овалами или поясок из листьев.

Орнаментация на внутренней стороне чаш разнообразна. Часто в центре помещается цветок в виде круга, расчлененного шестью радиусами на сектора, которыми передаются лепестки. В одних случаях такой цветок окружают ещё лепестки, в других – кольца каплевидных фигур с 1-3 точками – так называемых «павлиний глаз».

Встречается мотив «центрального цветка», составленного из «уголков» и окруженного овалами и точками.

Вокруг центрального цветка на некоторых сосудах, развивается сложный растительный орнамент из толстых побегов с листьями. Типичен лист с двумя выступами и третьим большим в виде рога между ними сбоку.

Иногда цветок помещают в шестиконечную фигуру и вокруг нее располагают или подобный же растительный орнамент, или полосу «павлиньего глаза», или полосы эпиграфического орнамента. В некоторых случаях шестилучевая звезда в таких композициях лишена цветка в центре.

В некоторых композициях, имеющих в центре описанный цветок с розеткой, вокруг него помещены такие же цветки в виде кругов с трапециевидными лепестками; обычное они соединены веточками с узкими листьями.



Часто в центре располагается другой элемент декора – цветок лотоса или лотосовый куст. Этот элемент был очень распространен в искусстве Золотой Орды и сопредельных стран послемонгольского нашествия. В большинстве случаев цветок окружен листьями неправильной формы на двух побегах, отходящих симметрично от нижней части ножки цветка. Обычно цветок лотоса с побегами располагается в центре чаши, в круге, а вокруг него зоны с «павлиньими глазами» и арабским словом «успех», или несколько зон «павлиньих глаз», или зона «павлиньих глаз» и зона листьев, а за ней, как почти всегда, зона штриховки.

Но есть орнаментальные композиции, у которых в центре цветок-розетка, а его окружают медальоны с цветком лотоса без побегов. Иногда цветок лотоса находится в центре цветка-розетки с трапециевидными лепестками.

Вместо цветка лотоса помещали «жемчужину» или цветок из трилистников с синими точками и кружочком в центре. Иногда он, окруженный побегами, располагался в центре композиции в круге, в других случаях – между медальонами, в которых могли быть цветки-розетки или другие растительные или геометрические элементы. Есть чаши, где в круглой центральной зоне цветок лотоса заменен сложным растительным побегом, а вокруг – обычные кольцевые зоны: трилистники, эпиграфический мотив, штрихованная зона по краю с белыми овалами. Есть серия чаш с заштрихованным кругом в центре. Вокруг него зоны с обычными для этой группы элементами в разных сочетаниях: зоны эпиграфического орнамента, пояски из листьев, «павлиньего глаза», трилистников, круглых цветов-розеток с шестью лепестками-секторами и с тонким растительным побегом между ними, крайняя штрихованная полоска с белыми овалами.

Зооморфные орнаменты сравнительно редки и ограничены изображением в центральной зоне водоплавающей птицы – символа благополучия – или крылатого кентавра с точками и растительными побегами.

Эпиграфический орнамент у всех сосудов этой группы одинаков – это повторяющееся арабское слово «успех». Одинакова в общем и манера его написания: арабским буквам придается сходство с побегом.

Сосуды закрытых форм орнаментировались теми же элементами. На внешней поверхности горшковидного сосуда, с коническими налепами и носиком внизу, располагается арочный орнамент, над ним – зона трилистников с точками. По внешнем краю поясок с зигзаговым орнаментом на горке – пояс трилистников, разделенных вертикальными линиями. Внутри крупные шестилепестковые круглые цветы по всему полю.

Орнаментация кашинной керамики с подглазурной полихромной росписью без рельефа

Это самая сложная и разнообразная по орнаментации группа керамики. Сохраняется цветовая гамма полихромной керамики с рельефом, но больше бирюзового, синего и коричневого цветов. Чаши этой группы чаще всего имеют на внешней стороне широкую полосу с крестообразными фигурами, которые образуются темными линиями или рядами штрихов. Между этими фигурами – синие круги, уголки, цветы, трилистники. Иногда крестообразные фигуры усложнены дополнительными штрихами, завитками, дружками, которые порой принимают вид нечитаемого эпиграфического орнамента.

В центре чаш часто располагается шестилепестковая розетка; вокруг неё – шесть таких же цветков. Между ними тонкой линией прорисовывается сложная сеть растительных побегов, расцвеченных точками. Этот орнамент вместе с полосами зигзагового декора образует большой круг, вдоль внешнего края которого идет кромка из дуг, разделенных вертикальными поперечными линиями, заканчивающимися иногда трилистниками. Он открывается в полосу светлого фона, а по краю сосуда идет полоса из трапециевидных элементов – медальонов, образованных листьями в виде фигурных скобок, в каждой из которых помещено по 4 крупных точки, - мотив, заимствованный из керамики с росписью кобальтом или фарфора. Край обрамлен сплошной темной толстой линией, а иногда точечками и волнистой линией. В некоторых случаях орнаментальная схема усложняется. Между белой полосой и центральным кругом с цветами помещена полоса зигзагов.

Довольно характерно сочетание центральной розетки и пояска трапециевидных медальонов с фигурными скобками и точками внутри, чередующихся с полосами псевдоэпиграфического орнамента.

Вокруг центрального круга располагаются иногда круги с мотивом цветка, имеющего круглую бирюзовую середину с синим, заштрихованным темными линиями лепестком («павлиний хвост»). Такие же «павлиньи хвосты», но поменьше, расположены по два-три между ними кругами.

На некоторых чашах в центральном круге с бирюзовым фоном помещен треугольник, образованный тремя ветками с листьями. От этого круга по радиусам отходят лепестки, форма которых близка к ромбовидной. Лепестки покрыты синей сеткой, а фон между ними заполнен точками. Вся эта зона оконтурена зигзаговидной полоской со стилизованным нечитаемым эпиграфическим орнаментом, в котором угадывается арабское слово «успех».

Некоторые композиции этого типа более просты, например, с одной центральной зоной и с синей сеткой по краю.

Имеются чаши с растительным орнаментом, в том числе и лотосом, вписанным в шестиугольную звездчатую фигуру. Между лучами звезды – пальметки или трилистники. Вокруг – кольцевая полоса с зигзаговидным орнаментом. Характерна сетчатая штриховка лучей звезды. Иногда в этих лучах помещен побег с листьями.

Использовались радиальные композиции. Так, например, есть чаши, дно которых раздельно крестовидно пересекающимися полосами или узкими треугольниками на четыре сектора, заполненные побегами и листьями или как на чаше из Сарайчика, луковидными медальонами с точками и сложными растительными побегами вокруг них.

Геометрические орнаменты в центральном круге представлены простыми фигурами – квадратами, прямоугольниками, треугольниками и т.п. Они заштрихованы обычно синей, зеленой или коричневой сеткой. Полихромный орнамент с шахматным узором подобного типа в ряде случаев сочетается с орнаментацией внешней поверхности чаши в виде трех запятых, характерных для бирюзовой керамики с черной росписью.

Имеются, хоть и редко, зооморфные мотивы. На одной чаше в круге помещено черное с синим изображение птицы и растительные побеги на светлом фоне. В Болгарах был найден фрагмент чаши из кашина без рельефа с изображением сидящего человека.

Среди сосудов закрытых форм имеется бутыль из Царевского городища без ручки с нижней кольцевой зоной, напоминающей внешнюю орнаментацию чаш, - в виде полосы крестообразных фигур с кругами между ними. Над этой зоной – поясок с поперечными линиями, между которых расположены изогнутые в виде запятых листья, а фон имеет штриховку. Выше – широкая орнаментальная зона с изогнутой белой полосой, образующей медальоны, в которых помещены розетки, окруженные четырьмя вытянутыми клиньями. Наверху – кольцевая зона с кругами между крестами.

Есть одноручный кувшин без носика с ультрамариновым и зелено-коричневым орнаментом на светлом фоне. Нижняя часть его расписана вертикальными полосами, упирающимися вверху в горизонтальную двойную полосу. Верхняя часть тулова орнаментирована широкой полосой с круглыми медальонами, внутри которых изображены четырехлепестковые розетки. Между медальонами помещены треугольники и крестообразно пересекающиеся штрихи и запятые – сильно стилизованный эпиграфический орнамент. На горле – вертикальные подосы и группы точек (по четыре) между ними; при переходе от горла к тулову помещена полоса треугольников.

Орнаментация кашинной керамики с подглазунной черной росписью и бирюзовой поливой

Одни из этих чаш декорировались на внешней стороне крупными каплевидными мазками, которые расположены рядами и направлены острыми концами вверх, наклонно. Другие украшались по внешней поверхности крупными точками (по четыре), зубчиками по краю или простыми арками. В некоторых случаях на внешней стороне расположена полоса сетки с крупными точками в местах пересечения линий. Есть чаша, на внешней стороне которой свободно расположены черные трехлепестковые цветки.

Внутренняя поверхность некоторых чаш часто декорирована точками, сгруппированными по четыре, а внешняя – арочками, т. е. мотивом, заимствованным из кашинной полихромной керамики с рельефом.

В орнаментации внешней поверхности чаш есть схемы, заимствованные и из декорирования керамики с кобальтовой росписью, которые будут рассмотрены ниже, например орнаментальная полоса с поперечными двойными линиями и S-видными фигурами между ними.

Таким образом, в керамике с росписью под бирюзовой поливой соединяются мотивы и орнаментальные схемы, взятые из других видов керамики. Но основная масса бирюзовой керамики имеет все же свою собственную достаточно выраженную манеру орнаментации.

Растительные орнаменты представлены чашами с центральным кругом, в котором изображены многолепестковые цветы с несколькими стеблями, растущими как бы из одного корня, с узкими листьями или цветок лотоса. За кругом – широкая зона крестиков, иногда уменьшающийся к краю, затем идёт узкая полоса зигзаговидного или сетчатого орнамента и точечный край. На других чашах сходный растительный орнамент в центральном круге окаймлен кольцевой полосой со светлыми рельефными точками. У некоторых чаш центральный круг заполнен узором из одних узких овальных листьев. На темных местах рисунка иногда помещали светлые точки.

Есть чаши с цветком лотоса в центральной круговой зоне с дополнительными листьями, которые напоминают своими очертаниями листья на росписях полихромной керамики с рельефом.

Более схематизированным и геометризированным растительным орнаментом представляются те рисунки в центральном круге чаш, на которых изображены сложные четырехлепестковые розетки и крестовидные фигуры с включением в них трилистников и дополнительных побегов, имеющих узкие листы.

Геометрические орнаменты представлены сетками с треугольными и квадратными ячейками, внутри которых располагаются кружочки с тремя выступами или точками. Такие сетки иногда покрывают всю центральную часть чаш.

На керамике этого вида есть зооморфные мотивы. Это изображение зайца, птиц, часто среди растительных побегов в центральном круге.

Эпиграфический орнамент представлен редкими фрагментами чаш этого типа с медальонами, в которых различается сильно искаженное арабское слово «успех». Есть как читаемый, так и нечитаемый эпиграфический орнамент, начерченный тонкой линией по краю чаши.

Сосуды закрытых форм орнаментировались на свой лад. Так, например, имеется кашинное альбарелло, у которого верхняя часть тулова окрашена полосами черного цвета, а нижняя разделена полосами на квадраты, внутри которых – черные крестики.

Известны фрагменты горшковидных сосудов с носиком и конусовидными налепами, имеющих на внутренней стороне в центре круг с изображением растительных побегов и птиц с точками и штрихами между ними. Обращают на себя внимание листья с выступающим большим «рогом». Аналоги этому элементу декора имеются в орнаментике полихромной керамики с рельефом. На круглой рамке центральной зоны расположены на некотором отдалении друг от друга трилистники с «усиками», завитками с радиальными штрихами. Далее следует широкая сводная от орнамента кольцевая полоса и зубчатый бордюр по краю. Снаружи эти сосуды имеют верхнюю кольцевую зону с птицами и побегами и нижнюю зону из рядов наклоненных запятых, а на некоторых сосудах есть орнамент в виде сгруппированных по четыре точек.

Миниатюрный битрапециевидный сосуд украшен по верхней части горла орнаментом из растительных побегов и птичек. Другие миниатюрные сосуды украшены простыми вертикальными черными полосами, между ними иногда точки. Такие же сосуды имеют иногда сильно стилизованный эпиграфический узор в виде арабского слова «успех». Миниатюрный сосуд украшен полосой со светлыми буквами на черном фоне, передающими то же слово.

Орнаментация на кашинной керамике с подглазурной кобальтовой росписью

Эта так называемая «тимуридская» керамика делится по орнаментации на несколько видов. Чаши, по декору наиболее простые, вообще не имеют на внешней стороне орнамента или украшены вертикальными линиями, упирающимися наверху в горизонтальную линию по краю сосуда. На внутренней стороне таких чаш, иногда с ложковыми станками в центре, - одна или несколько точек, а по краю идут точки.

Чаши более сложного декора имеют на внешней стороне арочный орнамент в виде вертикальных линий, покрытых у самого края прямой линией или фигурной скобой. В арку помещали стилизованный цветок, побег, знак вопроса или спираль. Край на некоторых чашах украшен точками, а на других – сплошной полосой. Имеются чаши с большим числом точек, заполняющих обширную зону в центре, и с розетками из точек, свободно расположенных по всей внутренней поверхности.

Для орнаментации этих чаш внутри типичны полосы у края с растительным орнаментом. В этом орнаменте среди побегов с овальными листьями или трилистниками располагали иногда цветы лотоса с овальной, в некоторых случаях заштрихованной (что характерно для этой группы керамики) сердцевиной и двойным листиком над ней и круглые многолепестковые розетки.

Для размещения зон орнамента на некоторых чашах характерен тот же принцип, который выявлен на некоторых сосудах с полихромной подглазурной росписью, когда боковые внутренние поверхности чаши заняты одной широкой декоративной зоной и не остается из-за этого места для бордюра; он переносится на край внешней поверхности чаши и под ним помещается типичный для внешней стороны узор.

Встречаются, хотя и редко, при наличии центральной круговой зоны растительного декора разделение боковых поверхностей чаши радиальными полосами на сектора, в которых изображены растительные побеги с цветами и почва, проросшая травой.

Зооморфный орнамент представлен небольшим числом чаш с изображением птицы, часто с распластанными крыльями и длинным, как бы развевающимся хвостом, показанным волнистыми линиями. Птица окружена растительными побегами и помещена в большом круге в центре чаши. Имеются чаши с птицей феникс, показанной в профиль, включенной в пышный растительно-цветочный орнамент с трактованными на китайский манер «облаками». Есть изображения фазана с загнутым вниз хвостом, цапли у лотоса, отдельно стоящей в центральной круговой зоне длинноногой птицы на чаше, имеющей растительный орнамент в кольцевой зоне по краю.

На чашах, расписанных кобальтом, встречаются широкие эпиграфические бордюры с персидскими стихотворными надписями. В центре чаш – круглое поле с растительными побегами и птицами.

Некоторые чаши с росписью кобальтом имеют ажурный орнамент в технике «рисового зерна» (особый вид орнаментации проколами в кашинном тесте, затянутыми прозрачной поливой). Внешняя сторона этих чаш обычно оформлялась большими треугольными фестонами с растительными побегами и ажурным орнаментом или белой полосой по верху проколами. Под и над этой полосой также шел растительный побег. Внутренние поверхности чаш имели такой же край и центральные композиции, аналогичные тем, которыми украшались чаши с кобальтовой росписью без «рисового зерна». Употреблялся в бордюрах мотив бегущей спирали.

Закрытые формы керамики с кобальтовой росписью имеют орнаменты в виде полосы с цветками-розетками и побегами с листьями. Розетки чередуются с фестонами на горшковидных сосудах, имеющих конусовидные выступы и носик. Нижняя зона сосуда орнаментирована арками с фигурными скобками – характерный мотив для внешней поверхности пиал, расписанных кобальтом.

Вообще следует заметить, что многие горшковидные сосуды, а иногда и бутыли во всех группах поливной керамики с подглазурной росписью орнаментировались так, что нижняя зона внешней поверхности заполнялась мотивом, характерным для внешней стороны чаш соответствующей группы, а верхняя – мотивом, типичным для внутренней поверхности этих же чаш. Таким образом, соблюдался принятый в декоре порядок декоративных зон.

Орнаментация кашинной керамики с подглазурной черно-бирюзово-синей росписью и ажурным декором

Внешние и внутренние поверхности чаш с «рисовым зерном» оформлены по краю полосой из белых овальных, или треугольных, или ромбических фигур с ажуром, между которыми расположен сложный плетенный или псевдоэпиграфический орнамент. У чаш этой группы обычно в центральном круге расположен цветок в виде розетки. Есть чаша, у которой розетка вписана в квадрат. Тот помещен в другой квадрат, а между ними – сложная вязь нечитаемого эпиграфического орнамента с использованием арабского слова «успех». По краю идет широкая полоса с ромбами, заполненная проколами. Эти же ромбы составляют декор внешней поверхности чаши.

Орнаментация керамики с бирюзовой и ультрамариновой поливой с рельефом

В керамике этого типа имеются горшковидные сосуды, которые орнаментировались полосой на внешней стороне в виде повторяющегося арабского слова «успех» между рельефными выступами, а также рельефными точками, расположенными под этими надписями. Тонкий слой глазури на месте рельефа создавал эффект белого цвета.

Обнаружены фрагменты большого сосуда с рельефным фризом, передающим сидящих музыкантов с следующих один за другим всадников, играющих в конное поло. Вокруг – растительные побеги и полоса с эпиграфическим орнаментом – арабские слова «успех» и «слава». Бирюзовая полива всегда внутри сосудов, ультрамариновая – снаружи.

Орнаментация кашинной керамики с надглазурной росписью

Обычно такая керамика имеет позолоту тонкой фольгой. Позолоченные детали орнамента всегда обведены красной линией. Преобладающие мотивы полихромного декора на белом фоне, подражающего иранской керамике типа «минаи»: растительный побег с тонкими ветвями, стилизованными узкими листьями, круглыми плодами и многолепестковыми цветами, двойные или одинарные многолепестковые розетки с прямоугольными лепестками, часто с дополнительными овальными и круглыми листьями. Встречается, как и на других видах поливной керамики, трилистник «с рогом». Характерны фигуры в виде ромбов с маленькими квадратами у острых углов, фигуры в виде буквы «w», вытянутые в ряд, «узлы счастья», прочерченные тонкими черными линиями шестиугольники, составленные из ромбов. Встречается цветок лотоса. Бордюры часто обрамляются растительным побегом с семилепестковыми розетками, листьями со сложным контуром, крупными плодами и точками. У чаш этого типа на внешней поверхности помещают или спиралевидные и волнистые красные линии с синими точками, или бордюрные полосы из белых прямоугольников на красном фоне, или растительные спиралевидные побеги. Есть эпиграфические мотивы.

Для керамики с полихромной красно-бело-золотой росписью на ультрамариновой поливе характерны некоторые мотивы, встречающиеся и на керамике с белым фоном и надглазурной росписью, в частности позолоченные шестиконечные звезды-розетки, w-образные фигуры.

Орнаментация красноглиняной поливной керамики с росписью ангобом

Внешняя сторона чаш этой группы обычно не орнаментировалась. Но иногда встречаются арочные орнаменты или упрощенный их вариант в виде вертикальных полос, упирающихся наверху в широкую полосу, идущую по самому краю чаши. Имеются чаши с такими полосами наружной поверхности и сплошным покрытием ангобом без орнамента изнутри.

На некоторых чашах в центре помещали цветок-розетку, от которого отходят побеги растительного орнамента с круглыми, собранными в розетку сложными цветками. В отдельных случаях встречается цветочный орнамент в виде букета – мотив, заимствованный из декора кашинной керамики с росписью кобальтом.

Эпиграфический орнамент всюду представлен арабским словом «успех». Также распространены в этой группе керамики простые геометрические мотивы.

Орнаментация красноглиняной поливной керамики с гравировкой и резервом (сграффито)

Эти чаши на внешней стороне не имеют, как правило, орнамента или, очень редко, имеют декор в виде вертикальных линий.

Внутренняя центральная часть чаш часто занята пересекающимися полосами, образующими крест или розетку или сетку. На некоторых чашах в центре – небольшой квадрат, образованный широкими полосами. На других чашах композиция состоит из прямых и волнистых линий, пересекающихся в центре. Образующие как бы сужающиеся к центру радиальные полосы или сектора с волнистыми или спиральными линиями внутри них, с косой штриховкой, кругами и т.п.

Наиболее распространены в центральном поле чаш звезды, розетки, трехконечные или четырехконечные фигуры, иногда из трилистников с различного рода линиями внутри них (штриховкой, плетенкой, прямыми и волнистыми линиями, «елочкой», завитками и т.п.), часто со спиралями между лепестками.

Хотя геометрические мотивы преобладают, но есть и растительные: ветви и плоды граната, изогнутый побег с овальными часто заштрихованными и фигурными листьями, цветы и спиральные ветви.

Зооморфные мотивы представлены птицами с длинными ногами, иногда со сложным рисунком внутри контура туловища.

Сосуды закрытых форм орнаментировали по-другому. Альбарелло часто расписывались вертикальными орнаментальными полосами на цилиндрической части тулова, между которыми помещали вертикально поставленные спиральные линии, а также наклонными линиями, передающими как бы винтовую нарезку по сжатому с боков цилиндрическому тулову, с арочным завершением сверху. Во многих случаях сосуды этих форм украшали кольцевыми полосами с простыми геометрическими фигурами, такими как зигзаг, елочка, штриховка, в верхней части тулова.

Неполивная красноглиняная керамика

 

Красноглиняная неполивная керамика составляет 80-90 % всей керамики, находимой в бытовых комплексах. Кроме некоторых хумов, вся она изготовлена на гончарном круге. Глина существенно не отличается от теста красноглиняной поливной керамики. Ручки неполивных красноглиняных сосудов овальные, иногда почти плоские в поперечном сечении.

На этой керамике часто встречается орнамент простой горизонтальной врезной полосой по горлу или по тулову. Такой орнамент имели горшковидные сосуды, кувшины, котлы, миски. Горизонтальные врезные полосы дополнялись тройной или четверной волнистой или зигзагообразной линией или линией в виде фестонов – на хумах и хумчах.

Наряду с нарезным орнаментом встречается налепной – в виде валиков с вдавлениями пальцев или врезными волнистыми линиями с отпечатками штампа в виде розетки и ромбов. Такие орнаменты обычно на котлообразных и горшковидных сосудах, на хумах.

Штампованный орнамент в виде розеток или цветков лотоса часто применяется для украшения котлообразных сосудов.

Ниже будут подробнее описаны различные формы неполивной красноглиняной керамики. За основу написания была взята классификация неполивной керамики с красным желто-красным тестом Г. А. Федорова-Давыдова.

Котлы. Котлы отличаются от других сосудов с ручками тем, что их ручки, как правило, горизонтальные, за исключением одного отдела, у которого ручки поставлены вертикально, но они имеют наверху характерные пальцевые вдавления, явно заимствованные у горизонтальных ручек котлов других отделов.

Горшки и кувшины. Горшки бывают с 4, 2 и 1 ручками или без ручек и не имеют слива. Наличие слива определяет кувшин. Слив бывает только у кувшинов. Кувшины всегда с одной ручкой. Трудность заключается в разграничении похожих форм: горшков с одной ручкой и кувшинов средних размеров без слива. Кувшины более вытянутая закрытая форма, чем горшки.

Все ручки горшков и кувшинов овальные в сечении, за исключение одного отдела кувшина без носика с круглой в сечении ручкой. Все горшки и кувшины имеют округлое вверху и усечено-коническое внизу тулово, за исключением кувшинов без носика с биусеченноконическим или сжатым с боков туловом и эллипсоидным туловом.

У всех горшков и кувшинов плоское дно.

Сосуды открытых форм: без выраженного горла – миски, чаши, тазы, ямы. Они не имеют ручек за исключением одного из отделов тазов.

Миски отличаются от горшков тем, что они более открытая и низкая форма. Следует заметить, что у мисок наибольший диаметр приходится обычно на венчик.

Глубокие миски занимают промежуточное положение между горшками и мисками, у них, как и у горшков, отношение наибольшего диаметра к общей высоте мало, меньше 1, а отношение диаметра по венчику к максимальному диаметру тулова больше или равно 1.

Мелкие миски имеют открытую форму, без горла, у них максимальный диаметр тулова равен диаметру по венчику, что роднит эту форму с мисками, так же как абсолютный размер.

Чаши отличаются от мисок размерами: у мисок диаметр по венчику не меньше 19 см, у чаш он не превышает 15 см.

Тарелки отличаются от мисок отношением диаметра по венчику к общей высоте. У мисок оно не превышает 2,53, у тарелок оно больше или равно 3,84.

Тазы – более широкая и низкая форма, чем миски.

Ямы или тагора – так в Средней Азии называют крупные открытые сосуды, использовавшиеся и в хозяйстве и в строительстве. Фрагменты таких сосудов, так же как тарелок и тазов, в гончарных мастерских золотоордынских городов находят с остатками толстого слоя извести или ангоба. Отличие ямов от всех других сосудов открытых форм – большие размеры.

Тарные сосуды: амфоры, хумы, хумчи. Все они имеют округлое вверху и усеченноконическое внизу тулово. Амфоры и хумчи имеют две овальные в сечении дуговидные ручки, хумы ручек не имеют. У местных сосудов этих категорий дно плоское.

Амфоры служили для перевозки и хранения жидких веществ.

Хумы, так в Средней Азии называют большие сосуды без ручек для хранения жидких и сыпучих веществ. Они иногда делались на гончарном круге, иногда оттискивались в формах, причем верхняя и нижняя части отдельно. Внутренняя поверхность, как и у других больших сосудов, амфор например, часто имеет некоторую горизонтальную волнистость. Венчики обычно прикреплялись, хотя есть случаи, когда венчики сформированы вместе со стенкой.

Все хумы без ручек и с плоским дном.

Хумчи, так называют небольшие хумы с ручками. Они использовались для переноски и хранения жидких веществ. Ручки дуговидные.

Копилки. Все копилки имеют прорезь в верхней части тулова, сбоку.

Сунаки. Так в Средней Азии называют сосуды, использовавшиеся в качестве детских горшочков. Там они обычно покрывались изнутри поливой. В золотоордынских городах полива (всегда зеленая) встречена только на единичных экземплярах. Большая часть этих сосудов без поливы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.