Сделай Сам Свою Работу на 5

КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА





М. П. НОВИКОВ

 

Это из­да­ние име­ет чет­кий чи­та­тель­с­кий ад­рес. Оно пред­наз­на­че­но для про­па­ган­дис­тов, лек­то­ров, бе­сед­чи­ков, ор­га­ни­за­то­ров ате­ис­ти­чес­кой ра­бо­ты.

Словарь не пре­тен­ду­ет на то, что­бы дать объ­яс­не­ние бук­валь­но всех тер­ми­нов и по­ня­тий, встре­ча­ющих­ся в прак­ти­ке на­уч­но­го ате­из­ма. Его за­да­ча бо­лее скром­на - поз­на­ко­мить чи­та­те­лей с на­ибо­лее упот­ре­би­тель­ны­ми по­ня­ти­ями, с ко­то­ры­ми про­па­ган­дис­там при­хо­дит­ся иметь де­ло в про­цес­се ате­ис­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния. Стрем­ле­ни­ем соз­дать ма­ло­объ­ем­ный, кар­ман­но­го фор­ма­та, удоб­ный для про­па­ган­дис­тов сло­варь объ­яс­ня­ет­ся то, что в не­го не вклю­че­ны пер­со­на­лии.

Работа над сло­ва­рем ве­лась из­да­тель­с­т­вом сов­мес­т­но с ка­фед­рой ис­то­рии и те­ории ате­из­ма Мос­ков­с­ко­го го­су­дар­с­т­вен­но­го уни­вер­си­те­та им. М. В. Ломоносова. Слов­ник и статьи об­суж­да­лись на ка­фед­ре с прив­ле­че­ни­ем на­уч­ной об­щес­т­вен­нос­ти, про­па­ган­дис­тов на­уч­но­го ате­из­ма.



 

А

 

Аббатство - ка­то­лич. мо­нас­тырь, воз­г­лав­ля­емый нас­то­яте­лем - аб­ба­том (жен­с­кий - аб­ба­ти­сой). В сред­ние ве­ка А. вла­де­ли об­шир­ны­ми зем­ля­ми, поль­зо­ва­лись зна­чи­тель­ным по­ли­ти­чес­ким и эко­но­ми­чес­ким вли­яни­ем, слу­жи­ли рас­сад­ни­ком ре­лиг. фа­на­тиз­ма. Часть А. бы­ла лик­ви­ди­ро­ва­на в пе­ри­од Ре­фор­ма­ции и во вре­мя бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций. Сох­ра­нив­ши­еся про­дол­жа­ют про­па­ган­ду и за­щи­ту идей ка­то­ли­циз­ма.

Августинизм - те­че­ние в христ. фи­ло­со­фии, раз­ви­ва­ющее пред­с­тав­ле­ние о ве­ре как внут­рен­нем об­ще­нии че­ло­ве­ка с бо­гом, о поз­на­нии бо­га ир­ра­ци­ональ­ным пу­тем. Ос­но­ва­те­лем А. яв­ля­ет­ся бо­гос­лов Ав­гус­тин Ав­ре­лий (354 - 430). В те­че­ние ря­да ве­ков А. был гос­под­с­т­ву­ющим уче­ни­ем в ка­то­лич. цер­к­ви. Пос­ле 13 в. А. ус­ту­па­ет свое вли­яние то­миз­му. В наст, вр., не яв­ля­ясь офи­ци­аль­ной фи­ло­со­фи­ей ка­то­ли­циз­ма, А., од­на­ко, поль­зу­ет­ся в ка­то­лич. кру­гах за­мет­ным вли­яни­ем.



Автокефалия (от греч. autos - сам и kep­ha­le - го­ло­ва) - в пра­вос­ла­вии - не­за­ви­си­мость од­ной по­мес­т­ной цер­к­ви от дру­гой. Пер­вые ав­то­ке­фаль­ные цер­к­ви воз­ник­ли на тер­ри­то­рии Рим­с­кой им­пе­рии и в со­сед­них с ней гос-вах. В 4 в. об­ра­зо­ва­лись че­ты­ре ав­то­ке­фаль­ные цер­к­ви: Кон­с­тан­ти­но­поль­с­кая, Алек­сан­д­рий­с­кая, Ан­ти­охий­с­кая, Иеру­са­лим­с­кая. Поз­д­нее от Ан­ти­охий­с­кой от­де­ли­лись Кип­р­с­кая и Гру­зин­с­кая. В наст. вр. су­щес­т­ву­ет 15 ав­то­ке­фаль­ных пра­вос­лав­ных цер­к­вей: Ал­бан­с­кая, Алек­сан­д­рий­с­кая, Аме­ри­кан­с­кая, Ан­ти­охий­с­кая, Бол­гар­с­кая, Гру­зин­с­кая, Иеру­са­лим­с­кая, Кип­р­с­кая, Кон­с­тан­ти­но­поль­с­кая, Поль­с­кая, Ру­мын­с­кая, Рус­ская, Сер­б­с­кая, Че­хос­ло­вац­кая и Эл­лад­с­кая.

Автономная цер­ковь - са­мос­то­ятель­но из­би­ра­ющая на сво­ем по­мес­т­ном со­бо­ре гла­ву цер­к­ви с пос­ле­ду­ющим ут­вер­ж­де­ни­ем его пат­ри­ар­хом ав­то­ке­фаль­ной цер­к­ви, в рам­ках ко­то­рой А. ц. су­щес­т­ву­ет. А. ц. яв­ля­ют­ся Фин­лян­д­с­кая и Япон­с­кая пра­вос­лав­ные цер­к­ви.

Агиография (от греч. ha­gi­os - свя­той Hgrap­ho - пи­шу, опи­сы­ваю) - вид церк. ли­те­ра­ту­ры, пред­с­тав­ля­ющий со­бой жиз­не­опи­са­ния свя­тых.

Агнец - яг­не­нок, жер­т­вен­ное жи­вот­ное. В хрис­ти­ан­с­т­ве обыч­но упот­реб­ля­ет­ся вы­ра­же­ние "агнец бо­жий" (лат. Ag­nus Dei). Оно обоз­на­ча­ет Иису­са Хрис­та, сво­ей смер­тью ис­ку­пив­ше­го гре­хи лю­дей. В ка­то­лич. ли­тур­гии "Agnus Dei" - наз­ва­ние мо­лит­вы, к-рая чи­та­ет­ся с кон­ца 6 в. по по­ве­ле­нию па­пы Гри­го­рия I.



Аграрные (зем­ле­дель­чес­кие) куль­ты - со­во­куп­ность ре­ли­ги­оз­но-ма­ги­чес­ких ве­ро­ва­ний и об­ря­дов у древ­них зем­ле­дель­чес­ких на­ро­дов с целью воз­дей­с­т­во­вать свер­хъ­ес­тес­т­вен­ным пу­тем на сти­хии при­ро­ды, что­бы по­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность тру­да. В А. к. бы­ту­ют ма­гич. дей­с­т­вия, нап­рав­лен­ные про­тив опас­нос­тей, уг­ро­жа­ющих уро­жаю или до­маш­ним жи­вот­ным (за­су­ха, гра­до­би­тие, са­ран­ча, па­деж ско­та и т. п.). Ис­то­ри­чес­ки в А. к. раз­ли­чи­мы ком­п­лек­сы мат­ри­ар­халь­ный и пат­ри­ар­халь­ный. Древ­ней­шим ком­п­лек­сом А. к. яв­ля­ет­ся мат­ри­ар­халь­ный, воз­ник­ший в эпо­ху ран­не­го мо­тыж­но­го зем­ле­де­лия. Для это­го ком­п­лек­са А. к. ха­рак­тер­ны жен­с­кий сос­тав бо­жеств, от­сут­с­т­вие жре­чес­ко­го сос­ло­вия. При­ме­ром мат­ри­ар­халь­но­го А. к. мо­жет слу­жить ре­ли­гия се­ве­ро­аме­ри­кан­с­ких ин­дей­цев - иро­ке­зов, где по­чи­та­лись ду­хи-кор­ми­ли­цы: дух ма­иса (ку­ку­ру­зы), дух бо­бов и дух тык­вы. Рас­пад ма­те­рин­с­ко­го ро­до­во­го строя и ус­та­нов­ле­ние пат­ри­ар­халь­но­го строя обус­ло­ви­ли по­яв­ле­ние муж­с­ких бо­жеств, за­няв­ших мес­то жен­с­ких. При­ме­ром пат­ри­ар­халь­но­го ком­п­лек­са А. к. мо­жет слу­жить древ­нес­ла­вян­с­кая ре­ли­гия и ее пан­те­он: Ве­лес, Яри­ло, Даж­дь-бог, Пе­рун и т. п. Пат­ри­ар­халь­ный ком­п­лекс А. к. в чис­том ви­де не встре­ча­ет­ся, в нем всег­да на­ли­чес­т­ву­ют пе­ре­жит­ки мат­ри­ар­халь­но­го А. к.

Ад (от греч. Aides - под­зем­ное цар­с­т­во) - по ре­лиг. пред­с­тав­ле­ни­ям - мес­то, где ду­ши греш­ни­ков под­вер­га­ют­ся му­че­ни­ям. Пред­с­тав­ле­ния об. А., о пос­мер­т­ном воз­да­янии за гре­хи всег­да иг­ра­ли ре­акц. роль в об-ве: с од­ной сто­ро­ны, га­си­ли гнев тру­дя­щих­ся про­тив уг­не­та­те­лей, вну­шая на­деж­ду на то, что при­тес­ни­те­ли по­не­сут на­ка­за­ние пос­ле смер­ти, с дру­гой - удер­жи­ва­ли эк­с­п­лу­ати­ру­емых от ре­ши­тель­ных дей­с­т­вий, вну­шая им страх пе­ред веч­ны­ми му­ка­ми за от­сут­с­т­вие сми­ре­ния, по­кор­нос­ти, тер­пе­ния.

Адат (араб. - обы­чай) - обыч­ное, не­пи­са­ное (в от­ли­чие от ша­ри­ата) пра­во у ря­да на­ро­дов, ис­по­ве­ду­ющих ис­лам. Мно­гие нор­мы А. (кров­ная месть, поб­ра­тим­с­т­во, умы­ка­ние не­вест и т. п.) сло­жи­лись в ус­ло­ви­ях гос­под­с­т­ва ро­доп­ле­мен­ных от­но­ше­ний. Нес­мот­ря на то что А. Со­дер­жит нек-рые прос­тые нор­мы нрав­с­т­вен­нос­ти - ува­же­ние к стар­шим, пок­ро­ви­тель­с­т­во и по­мощь сла­бым и др., он иг­ра­ет ре­акц. роль, т. к. за­щи­ща­ет от­жив­шие пат­ри­ар­халь­но-ро­до­вые и фе­одаль­но-бай­с­кие от­но­ше­ния, ока­зы­ва­ет от­ри­ца­тель­ное вли­яние на ре­гу­ли­ро­ва­ние в со­от­вет­с­т­вии с нор­ма­ми граж­дан­с­ко­го пра­ва се­мей­но-брач­ных от­но­ше­ний, по­ря­док нас­ле­до­ва­ния лич­но­го иму­щес­т­ва, ме­ша­ет осу­щес­т­в­ле­нию пра­вил и обы­ча­ев со­ци­алис­ти­чес­ко­го об­ще­жи­тия. В СССР А. (как и ша­ри­ат) ут­ра­тил пра­во­вую си­лу.

Адвентисты (от лат. ad­ven­tus - при­шес­т­вие) - пос­ле­до­ва­те­ли христ. те­че­ния, воз­ник­ше­го в нед­рах про­тес­тан­тиз­ма в США в 30-х гг. 19 в.

Основатель - бап­тист Виль­ям Мил­лер (1782 - 1849). В про­цес­се эво­лю­ции ад­вен­тизм рас­пал­ся на ряд вет­вей, об­ра­зо­вав­ших са­мос­то­ят. цер­к­ви. Са­мая круп­ная из них цер­ковь А. седь­мо­го дня. Гл. пун­к­ты ве­ро­уче­ния: ве­ра в близ­кое "вто­рое при­шес­т­вие" Хрис­та, страш­ный суд, ты­ся­че­лет­нее цар­с­т­во на не­бе (см. Хи­ли­азм). Че­ло­ве­чес­кая ис­то­рия рас­сматр. как из­веч­ная борь­ба Хрис­та с са­та­ной, к-рая окон­чит­ся ги­белью са­та­ны и его пос­ле­до­ва­те­лей. А. приз­на­ют смер­т­ность ду­ши, за­яв­ляя, что она уми­ра­ет вмес­те с те­лом, что­бы вос­к­рес­нуть в день "вто­ро­го при­шес­т­вия". Осо­бое зна­че­ние при­да­ют "мо­раль­но­му об­нов­ле­нию лич­нос­ти" как не­об­хо­ди­мо­му ус­ло­вию под­го­тов­ки к встре­че Хрис­та.

Проповедуют т. н. "са­ни­тар­ную ре­фор­му", нак­ла­ды­вая зап­ре­ты на нек-рые пи­ще­вые про­дук­ты (сви­ни­ну, ко­фе и т. п.). Тре­бу­ют от ве­ру­ющих от­чис­ле­ния де­ся­ти­ны и ак­тив­ной мис­си­онер­с­кой де­ятель­нос­ти. А. седь­мо­го дня приз­на­ют в ка­чес­т­ве про­ро­чи­цы Е. Уайт, тру­ды к-рой по­чи­та­ют на­рав­не с Биб­ли­ей. По дан­ным 52-й Все­мир­ной кон­фе­рен­ции А. с. д. (1975 г.), в ми­ре нас­чи­ты­ва­ет­ся ок. 2,5 млн. при­вер­жен­цев цер­к­ви. Она рас­по­ла­га­ет 494 выс­ши­ми и сред­ни­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ни­ями, име­ет 4299 нач. школ, 386 мед. уч­реж­де­ний, 50 из­да­тельств и т. д.

В СССР су­щес­т­ву­ют от­дель­ные груп­пы А.-ре­фор­мис­тов, пос­ле­до­ва­те­лей край­не ре­акц. ан­ти­об­щес­т­вен­но­го те­че­ния.

Академии ду­хов­ные - выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния для под­го­тов­ки свя­щен­нос­лу­жи­те­лей и бо­гос­ло­вов. Рус­ская пра­вос­лав­ная цер­ковь в наст. вр. име­ет две А. д.: Мос­ков­с­кую и Ле­нин­г­рад­с­кую.

Акафист (от греч. akap­his­tos - не си­дя­щий) - церк. хва­леб­ные пес­но­пе­ния в честь Хрис­та, бо­го­ро­ди­цы и свя­тых, при ис­пол­не­нии к-рых мо­ля­щи­еся дол­ж­ны сто­ять. Глав­ное наз­на­че­ние А. - соз­дать у ве­ру­ющих чув­с­т­во со­учас­тия в служ­бе.

Аллах (араб. - аль­илах) - бог в ис­ла­ме, тво­рец все­го су­ще­го: не­бес, зем­ли и че­ло­ве­ка, уп­ра­ви­тель ми­ра. Ве­ра в А. - ос­нов­ной дог­мат му­суль­ман­с­кой ре­ли­гии. А. на­де­ля­ет­ся в ис­ла­ме все­ми те­ми ка­чес­т­ва­ми, к-ры­ми на­де­ля­ют­ся обыч­но бо­ги в мо­но­те­ис­ти­чес­ких ре­ли­ги­ях. Сре­ди 99 эпи­те­тов, в к-рых му­суль­ма­не вы­ра­жа­ют свой­с­т­ва А., - все­мо­гу­щий, ве­ли­кий, муд­рый, ми­ло­сер­д­ный и др. Объ­яв­ляя А. уп­ра­ви­те­лем ми­ра, му­суль­ман­с­кое ду­хо­вен­с­т­во учит, что он все­це­ло рас­по­ря­жа­ет­ся судь­ба­ми на­ро­дов и от­дель­ных лю­дей. В ве­ро­уче­нии ис­ла­ма эти фа­та­лис­ти­чес­кие воз­зре­ния вы­ра­же­ны осо­бен­но от­чет­ли­во. Ис­лам от­во­дит ве­ру­ющим роль без­ро­пот­ных ра­бов, обя­зан­ных сле­по под­чи­нять­ся во­ле все­выш­не­го, за что им обе­ща­ет­ся рай­с­кое бла­жен­с­т­во на не­бе­сах. За не­по­кор­ность му­суль­ман­с­кая ре­ли­гия уг­ро­жа­ет ад­с­ки­ми му­че­ни­ями в заг­роб­ном ми­ре. Так, ве­ра в А. прак­ти­чес­ки вы­пол­ня­ет роль уз­ды, к-рая дол­ж­на сдер­жи­вать мас­сы от ка­ких бы то ни бы­ло са­мос­то­ятель­ных дей­с­т­вий, не со­об­ра­зу­ющих­ся с пред­пи­са­ни­ями ду­хо­вен­с­т­ва, выс­ту­па­юще­го от име­ни бо­га.

Аллилуйя (евр. - хва­ли­те бо­га) - при­пев в христ. церк. бо­гос­лу­же­нии. В пра­вос­лав­ных цер­к­вах А. про­из­но­сит­ся тро­ек­рат­но как сим­во­ли­чес­кое об­ра­ще­ние ко всем ли­цам бо­жес­т­вен­ной тро­ицы.

Алтарь - вос­точ­ная часть христ. хра­ма, от­де­лен­ная в пра­вос­лав­ных цер­к­вах от ос­таль­но­го по­ме­ще­ния ико­нос­та­сом. В А. на­хо­дит­ся прес­тол для ос­вя­ще­ний да­ров. У се­вер­ной сте­ны сто­ит жер­т­вен­ник - стол, на к-ром го­то­вят­ся хлеб и ви­но для при­ча­ще­ния.

Альбигойцы - учас­т­ни­ки ере­ти­чес­ко­го дви­же­ния 12 - 13 вв. во Фран­ции, нап­рав­лен­но­го про­тив гос­под­с­т­ва ка­то-лич. цер­к­ви в эко­но­ми­чес­кой и ду­хов­ной жиз­ни сред­не­ве­ко­во­го го­ро­да. В дви­же­нии учас­т­во­ва­ли гл. о. ре­мес­лен­ни­ки, к к-рым прим­к­ну­ла часть крес­ть­ян­с­т­ва и мел­кие фе­ода­лы. А. про­ти­во­пос­тав­ля­ли ма­те­ри­аль­но­му "ми­ру дьяво­ла" (т. е. всей зем­ной жиз­ни) ду­хов­ный "бо­жий мир" и на­зы­ва­ли ка­то­лич. цер­ковь "дьяволь­с­кой си­лой", от­вер­га­ли три­един­с­т­во бо­га, чис­ти­ли­ще, ад, церк. та­ин­с­т­ва и об­ря­ды, по­чи­та­ние крес­та, икон, мо­щей, не приз­на­ва­ли власть па­пы. А. бы­ли раз­г­ром­ле­ны в ре­зуль­та­те крес­то­вых по­хо­дов, пред­п­ри­ня­тых па­пой Ин­но­кен­ти­ем III в на­ча­ле 13 в., и окон­ча­тель­но ис­т­реб­ле­ны ин­к­ви­зи­ци­ей.

Амвон - воз­вы­ше­ние пе­ред т. н. цар­с­ки­ми вра­та­ми пра-вос­лав. хра­ма, ве­ду­щи­ми в ал­тарь. С А. про­из­но­сят­ся про­по­ве­ди и ек­те­ний (мо­лит­вы), чи­та­ют­ся Еван­ге­лия во вре­мя бо­гос­лу­же­ния.

Аминь (евр. - ис­тин­но, вер­но) - сло­во, упот­реб­ля­емое в кон­це христ. мо­литв как вы­ра­же­ние пол­но­го сог­ла­сия с ис­тин­нос­тью ска­зан­но­го, под­т­вер­ж­де­ние вер­нос­ти бо­гу.

Амулет (от араб, ha­ma­la - но­сить) - пред­мет, яко­бы об­ла­да­ющий чу­до­дей­с­т­вен­ной си­лой и спо­соб­ный при­да­вать его вла­дель­цу свер­хъ­ес­тес­т­вен­ную власть над дру­ги­ми людь­ми и яв­ле­ни­ями при­ро­ды, а так­же ох­ра­нять че­ло­ве­ка от бо­лез­ней и нес­час­т­ных слу­ча­ев, "злых чар" и т. п. Пред­с­тав­ле­ния о мис­ти­чес­ких свой­с­т­вах А. воз­ник­ли в пер­во­быт­ную эпо­ху. Ве­ра в чу­до­дей­с­т­вен­ную си­лу А. сох­ра­ни­ласьи в совр. ре­ли­ги­ях (напр., но­ше­ние крес­та, ла­да­нок в хрис­ти­ан­с­т­ве).

Анабаптисты (от греч. ana­bap­ti­zo - вновь пог­ру­жаю, вновь кре­щу), или "хрис­ти­ан­с­кие братья", - пред­с­та­ви­те­ли крес­ть­ян­с­ко-пле­бей­с­ко­го кры­ла Ре­фор­ма­ции. А. про­по­ве­до­ва­ли ра­вен­с­т­во не толь­ко ре­ли­ги­оз­ное, но и граж­дан­с­кое. Они счи­та­ли оза­ре­ние "свя­тым ду­хом" ре­ша­ющим ус­ло­ви­ем пра­виль­но­го по­ни­ма­ния Биб­лии, ве­ри­ли в близ­кое "вто­рое при­шес­т­вие" и "ты­ся­че­лет­нее цар­с­т­во Хрис­та". А. от­ри­ца­ли уче­ние о пре­доп­ре­де­ле­нии и фа­таль­ной гре­хов­нос­ти лю­дей и ут­вер­ж­да­ли, что че­ло­век сам спо­со­бен из­ме­нить се­бя. Они от­ка­за­лись от кре­ще­ния в мла­ден­чес­ком воз­рас­те как про­ти­во­ре­ча­ще­го прин­ци­пу спа­се­ния лич­ной ве­рой и крес­ти­ли толь­ко взрос­лых (пер­во­му по­ко­ле­нию А. приш­лось крес­тить­ся вто­рич­но, по­это­му их наз­ва­ли "пе­рек­ре­щен­ца­ми"). А. тре­бо­ва­ли ус­та­нов­ле­ния сво­бод­но­го вла­де­ния зем­лей. Пред­с­та­ви­те­ли ре­во­лю­ци­он­но­го кры­ла пы­та­лись осу­щес­т­вить на прак­ти­ке прин­ци­пы урав­ни­тель­но-пот­ре­би­тель­с­ко­го ком­му­низ­ма, за что жес­то­ко прес­ле­до­ва­лись и ис­т­реб­ля­лись. Дви­же­ние А. на­ибо­лее ши­ро­ко бы­ло рас­п­рос­т­ра­не­но в Гер­ма­нии, Швей­ца­рии и Гол­лан­дии в 20-ЗО-х гг. 16 в. К се­ре­ди­не 16 в. ана­бап­тизм пе­рес­тал су­щес­т­во­вать в сво­ей пер­во­на­чаль­ной фор­ме - рас­пал­ся на ряд сект, от­ка­зы­вав­ших­ся от со­ци­аль­ной борь­бы.

Аналой, на­лой, ана­ло­гий - в пра­вос­лав. цер­к­ви - вы­со­кий сто­лик, к-рый во вре­мя бо­гос­лу­же­ния яв­ля­ет­ся под­с­тав­кой для икон, крес­та, ис­поль­зу­ет­ся при чте­нии ре­лиг. книг. При церк. бра­ко­со­че­та­нии вок­руг А. об­во­дят но­воб­рач­ных.

Анафема (греч. anat­he­ma - прок­ля­тие) - церк. прок­ля­тие от име­ни бо­га,

"великое от­лу­че­ние" от цер­к­ви, счи­та­ет­ся выс­шей ка­рой в хрис­ти­ан­с­т­ве.

Выносится ре­ше­ни­ями со­бо­ров, а в ка­то­ли­циз­ме - па­пы рим­с­ко­го. А. ис­поль­зо­ва­лась как сред­с­т­во ус­т­ра­ше­ния и раз­жи­га­ния ре­лиг. фа­на­тиз­ма. В пра­вос­лав­ной цер­к­ви А. пре­да­ва­лись вож­ди на­род­ных вос­ста­ний (С. Ра­зин, Е.

Пугачев) и учас­т­ни­ки рев. дви­же­ния в 1918 г. пат­ри­арх Ти­хон пре­дал А.

Советскую власть.

Ангелы (греч. ag­ge­los, лат. an­ge­lus - вес­т­ник, пос­лан­ник) - в иуда­из­ме, хрис­ти­ан­с­т­ве, ис­ла­ме - бес­п­лот­ные су­щес­т­ва, на­се­ля­ющие свер­хъ­ес­теств.

"невидимый мир", пос­ред­ни­ки меж­ду бо­гом и людь­ми. В нек-рых ре­ли­ги­ях сох­ра­ни­лось по­ня­тие "пад­шие А." - это слу­ги са­та­ны, или дьяво­ла: бе­сы, чер­ти, де­мо­ны (в ис­ла­ме - джин­ны). Ве­ра в А., по су­щес­т­ву, ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от т.н. "язы­чес­кой" ве­ры в доб­рых и злых ду­хов, воз­ник­шей в древ­нос­ти вслед­с­т­вие оли­цет­во­ре­ния людь­ми яв­ле­ний при­ро­ды (см. Ани­мизм).

Англиканская цер­ковь - од­на из про­тес­тан­т­с­ких цер­к­вей, в куль­те и ор­га­ни­за­ции к-рой мно­гое сох­ра­ни­лось от ка­то­ли­циз­ма. А. ц. яв­ля­ет­ся гос. цер­ковью в Ан­г­лии. Воз­ник­ла в пе­ри­од Ре­фор­ма­ции 16 в. В 1534 г. пар­ла­мент "Актом о вер­хо­вен­с­т­ве" объ­явил ко­ро­ля Ген­ри­ха VI­II гла­вой ан­г­ли­кан­с­кой цер­к­ви; церк. от­но­ше­ния с Ва­ти­ка­ном бы­ли ра­зор­ва­ны, мо­нас­ты­ри зак­ры­ты, а их зем­ли кон­фис­ко­ва­ны, мо­щи и ико­ны сож­же­ны. В 1549 г. вве­ден но­вый мо­лит­вен­ник, от­ме­не­но без­б­ра­чие ду­хо­вен­с­т­ва; в 1571 г. ут­вер­ж­ден сим­вол ве­ры ан­г­ли­кан­с­т­ва из 39 ста­тей (чле­нов). В ан­г­ли­кан­с­т­ве эк­лек­ти­чес­ки со­еди­не­ны про­тес­тан­т­с­кий дог­мат о спа­се­нии лич­ной ве­рой и ка­то­ли­чес­кий - о спа­са­ющей си­ле цер­к­ви, сох­ра­ни­лись церк. иерар­хия, пыш­ный куль­ти свя­щен­ни­чес­кие об­ла­че­ния. По сво­ему ус­т­рой­с­т­ву А. ц. епис­ко­паль­ная. Наз­на­че­ни­ем епис­ко­пов и ре­ше­ни­ем церк. воп­ро­сов за­ни­ма­ет­ся осо­бый пар­ла­мен­т­с­кий ко­ми­тет по де­лам цер­к­ви. Сей­час в Ан­г­лии су­щес­т­ву­ет две церк. про­вин­ции: Кен­тер­бе­рий­с­кая и Йор­к­с­кая. При­ма­сом А. ц. яв­ля­ет­ся ар­хи­епис­коп Кен­тер­бе­рий­с­кий.

Самостоятельные А. ц. су­щес­т­ву­ют в Шот­лан­дии, Ир­лан­дии, США, Ка­на­де, Ав­с­т­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии и др. гос-вах. С 1867 г. цер­к­ви, сох­ра­няя свою са­мос­то­ятель­ность,, объ­еди­не­ны в Ан­г­ли­кан­с­кий со­юз цер­к­вей, выс­шим ор­га­ном к-ро­го яв­ля­ет­ся Лам­бет­с­кая кон­фе­рен­ция -, съезд епис­ко­пов А. ц., со­би­ра­емый раз в де­сять лет.

Англокатолицизм - нап­рав­ле­ние внут­ри ан­г­ли­кан­с­кой цер­к­ви, за­ро­див­ше­еся в 17 - 18 вв. Сто­рон­ни­ки А. выс­ту­па­ют за сбли­же­ние ан­г­ли­кан­с­кой цер­к­ви с ка­то­ли­циз­мом, за не­за­ви­си­мость цер­к­ви от гос. влас­ти. А. поль­зу­ет­ся под­дер­ж­кой тех сло­ев об-ва, к-рые пре­пят­с­т­ву­ют но­вов­ве­де­ни­ям как в гос-ве, так и в цер­к­ви, стре­мясь сох­ра­нить свое при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние.

Аниматизм (от лат. ani­ma­tus - оду­шев­лен­ный) - пред­с­тав­ле­ние о без­лич­ной оду­шев­лен­нос­ти при­ро­ды. Воз­ник­но­ве­ние ани­ма­ти­чес­ких пред­с­тав­ле­ний от­но­сит­ся, как до­ка­за­но на­укой, к глу­бо­чай­шей древ­нос­ти. А. яв­ля­ет­ся, по-ви­ди­мо­му, пер­вой по­пыт­кой це­лос­т­но­го ос­мыс­ле­ния ми­ра че­ло­ве­ком и свя­зан со склон­нос­тью че­ло­ве­ка при­пи­сы­вать ок­ру­жа­юще­му ми­ру чер­ты сво­его ха­рак­те­ра, пси­хи­чес­ких пе­ре­жи­ва­ний и жиз­не­де­ятель­нос­ти.

Анимизм (от лат. ani­ma - дух, ду­ша) - пред­с­тав­ле­ние о су­щес­т­во­ва­нии ду­хов­ных (не­ма­те­ри­аль­ных) сущ­нос­тей и су­ществ и ве­ра в воз­мож­ность об­ще­ния че­ло­ве­ка с ни­ми. Воз­ник­но­ве­ние А. от­но­сит­ся к эпо­хе пер­во­быт­но­об­щин­но­го строя. А. пред­шес­т­во­ва­ли бо­лее прос­тые фор­мы пе­ре­не­се­ния че­ло­ве­ком пред­с­тав­ле­ний о се­бе са­мом на ок­ру­жа­ющий мир ве­щей, яв­ле­ний и от­но­ше­ний меж­ду ни­ми: ан­т­ро­по­па­тизм и ани­ма­тизм. Ани­мис­ти­чес­кие пред­с­тав­ле­ния яв­ля­ют­ся сос­тав­ным эле­мен­том всех совр. ре­ли­гий.

Анисимовцы - ре­лиг. сек­та, раз­но­вид­ность трез­вен­ни­ков. Наз­ва­ние по­лу­чи­ла по име­ни сво­его ру­ко­во­ди­те­ля Ан­й­си­ма Смир­но­ва, к-рый об­ра­зо­вал об­щи­ну трез­вен­ни­ков в Пет­рог­ра­де в на­ча­ле 20-х гг., объ­явил се­бя Хрис­том, про­по­ве­до­вал от­каз от ал­ко­го­ля и та­ба­ка и вся­ко­го об­ще­ния с "испор­чен­ным ми­ром", для до­ка­за­тель­с­т­ва сво­его бо­жес­т­вен­но­го да­ра ус­т­ра­ивал шар­ла­тан­с­кие ин­с­це­ни­ров­ки "чу­дес­ных ис­це­ле­ний". Пос­ле осуж­де­ния А. Смир­но­ва за мо­шен­ни­чес­т­во и др. прес­туп­ле­ния (1925 г.) сек­та прак­ти­чес­ки рас­па­лась. В наст. вр. сох­ра­ня­ют­ся еди­нич­ные пос­ле­до­ва­те­ли А. Ан­тик­ле­ри­ка­лизм - об­щес­т­вен­ное дви­же­ние, нап­рав­лен­ное на ос­во­бож­де­ние по­ли­ти­чес­кой и ду­хов­ной жиз­ни, на­уки, куль­ту­рыи об­ра­зо­ва­ния от влас­ти ре­ли­гии и цер­к­ви. От­дель­ные ан­тик­ле­ри­каль­ные идеи бы­ли выс­ка­за­ны еще фи­ло­со­фа­ми древ­нос­ти. В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе А. был фор­мой борь­бы про­тив на­саж­дав­шей­ся цер­ковью идеи о при­ма­те ду­хов­ной влас­ти над свет­с­кой. В иде­оло­гии ан­ти­фе­одаль­ных бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций А. выс­ту­пил в ка­чес­т­ве обя­за­тель­но­го эле­мен­та. Это на­хо­ди­ло свое вы­ра­же­ние в кри­ти­ке иде­оло­га­ми мо­ло­дой бур­жу­азии по­ли­ти­ки цер­к­ви, в при­ня­тии бур­жу­аз­ны­ми пра­ви­тель­с­т­ва­ми за­ко­нов, пре­дус­мат­ри­вав­ших се­ку­ля­ри­за­цию церк. соб­с­т­вен­нос­ти и от­де­ле­ние цер­к­ви от гос-ва. Сов­ре­мен­ный А. в це­лом - это мас­со­вое прог­рес­сив­ное, но не­од­но­род­ное дви­же­ние. В ан­тик­ле­ри­каль­ной борь­бе при­ни­ма­ют учас­тие лю­ди раз­лич­ных фи­ло­соф­с­ких, по­ли­ти­чес­ких, ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний. А. прог­рес­сив­но нас­т­ро­ен­ных христ. де­мок­ра­тов за ру­бе­жом су­щес­т­вен­но от­ли­ча­ет­ся от А. тру­дя­щих­ся, выс­ту­па­ющих под зна­ме­нем ком­му­низ­ма. Мно­гие ве­ру­ющие - ан­тик­ле­ри­ка­лы рас­смат­ри­ва­ют кле­ри­ка­лизм все­го лишь как ре­зуль­тат зло­упот­реб­ле­ния ре­ли­ги­ей со сто­ро­ны ре­ак­ци­оне­ров, про­во­дят раз­г­ра­ни­че­ние меж­ду кле­ри­ка­лиз­мом и ре­ли­ги­ей, от­но­ся все ре­ак­ци­он­ное на счет во­ин­с­т­ву­юще­го кле­ри­ка­лиз­ма, ос­тав­ляя вне кри­ти­ки ре­ли­гию. А. ве­ру­ющих ог­ра­ни­чен в пер­вую оче­редь по­то­му, что он не нап­рав­лен про­тив ос­нов эк­с­п­лу­ата­тор­с­ко­го об­щес­т­ва, по­рож­да­юще­го кле­ри­ка­лизм. До кон­ца пос­ле­до­ва­тель­ным А. стал лишь с воз­ник­но­ве­ни­ем мар­к­сиз­ма. Имен­но на ос­но­ве мар­к­сиз­ма-ле­ни­низ­ма ком­му­нис­ти­чес­кие и ра­бо­чие пар­тии раз­ра­ба­ты­ва­ют на­уч­ную прог­рам­му борь­бы с кле­ри­ка­лиз­мом. Ком­му­нис­ты, не отож­дес­т­в­ляя кле­ри­ка­лизм с са­мой ре­ли­ги­ей, в то же вре­мя свя­зы­ва­ют воп­рос о пре­одо­ле­нии ре­ли­гии и кле­ри­ка­лиз­ма с клас­со­вой борь­бой тру­дя­щих­ся, приз­ван­ной лик­ви­ди­ро­вать эк­с­п­лу­ата­тор­с­кое об-во, по­рож­да­ющее раз­лич­ные фор­мы со­ци­аль­но­го уг­не­те­ния масс, в том чис­ле и кле­ри­ка­лизм.

Антиминс - льня­ной или шел­ко­вый пла­ток с за­ши­ты­ми час­ти­ца­ми мо­щей, на к-ром изоб­ра­же­но по­ло­же­ние в гроб Иису­са Хрис­та. Ос­вя­щен­ный А. кла­дет­ся на прес­тол. Счи­та­ет­ся, что пос­ле это­го в хра­ме мож­но со­вер­шать та­ин­с­т­во при­ча­ще­ния.

Антихрист - по христ. ве­ро­уче­нию - про­тив­ник Хрис­та, к-рый во­ца­рит­ся на зем­ле пе­ред "вто­рым при­шес­т­ви­ем" его. В "Откро­ве­нии Ио­ан­на" го­во­рит­ся, что власть А. бу­дет до­пу­ще­на бо­гом для ис­пы­та­ния лю­дей. Она при­не­сет им не­ви­дан­ные бед­с­т­вия в ви­де то­таль­ных войн, го­ло­да, эпи­де­мий и пр. Все это бу­дет до­пол­нять­ся от­с­туп­ле­ни­ем от ве­ры в бо­га, го­не­ни­ями пра­вед­ни­ков (хрис­ти­ан), рас­п­рос­т­ра­не­ни­ем без­за­ко­ния и все­воз­мож­ных нрав­с­т­вен­ных по­ро­ков.

Однако власть А. про­су­щес­т­ву­ет не­дол­го - вновь явив­ший­ся на зем­лю Хрис­тос одер­жит по­бе­ду. Ис­сле­до­ва­ни­ями "Откро­ве­ния Ио­ан­на" ус­та­нов­ле­но, что в из­ло­жен­ных там про­ро­чес­т­вах о при­хо­де А. го­во­рит­ся о рим­с­ком им­пе­ра­то­ре Не­ро­не, пос­ле смер­ти к-ро­го хо­ди­ли слу­хи, что он жив и ско­ро вер­нет­ся на трон. И хо­тя эти про­ро­чес­т­ва не сбы­лись, цер­ковь взя­ла на во­ору­же­ние миф об А., ис­поль­зуя его вся­кий раз, ког­да хо­те­ла опо­ро­чить не­угод­но­го ей де­яте­ля, дис­к­ре­ди­ти­ро­вать не­на­вис­т­ное дви­же­ние или раз­жечь фа­на­тизм ве­ру­ющих. Так, во вре­мя Ре­фор­ма­ции А. на­зы­ва­ли друг дру­га па­па и Лю­тер; ли­дер рас­ко­ла про­то­поп Ав­ва­кум го­во­рил, что царь и пат­ри­арх - "два­ро­га А.", поз­же пра­восл. по­пы рас­п­рос­т­ра­ня­ли слу­хи, что в Пет­ра воп­ло­тил­ся А., пат­ри­арх Ти­хон в 1918 г. объ­явил Со­вет­с­кую власть оли­цет­во­ре­ни­ем А.

Антропогенез (от греч. an­t­h­ro­pos - че­ло­век и ge­ne­sis - про­ис­хож­де­ние, рож­де­ние) - про­цесс воз­ник­но­ве­ния и ста­нов­ле­ния че­ло­ве­ка. По совр. дан­ным, про­ис­хож­де­ние и ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка ох­ва­ты­ва­ет ог­ром­ный ис­то­ри­чес­кий пе­ри­од в два с по­ло­ви­ной млн. лет. Древ­ней­шим пред­с­та­ви­те­лем че­ло­ве­чес­ко­го ро­да счи­та­ет­ся ho­mo ha­bi­lis (че­ло­век уме­лый), кос­т­ные ос­тат­ки и сле­ды тру­до­вой де­ятель­нос­ти к-ро­го об­на­ру­же­ны в Ол­до­вай­с­ком ущелье (Тан­гань­ика, Вос­точ­ная Аф­ри­ка) в 1960 г. ан­г­лий­с­ким ар­хе­оло­гом Л. Ли­ки. Воз­раст че­ло­ве­ка ол­до­вай­с­ко­го оп­ре­де­ля­ет­ся в 1750 тыс. лет. В А. мож­но выч­ле­нить три гл. эта­па: 1) ар­хан­т­ро­пы (древ­ней­шие лю­ди), оби­тав­шие на Зем­ле от 2,5 млн. до 300 тыс. лет на­зад, - че­ло­век ол­до­вай­с­кий, пи­те­кан­т­роп. че­ло­век пе­кин­с­кий; 2) па­ле­о­ан­т­ро­пы (древ­ние лю­ди), оби­тав­шие на Зем­ле от 300 тыс. до 40 тыс. лет на­зад, - не­ан­дер­таль­цы нес­коль­ких ти­пов; 3) не­о­ан­т­ро­пы (но­вые лю­ди), сфор­ми­ро­вав­ши­еся око­ло 40 тыс. лет на­зад. Их по­том­ком яв­ля­ет­ся сов­ре­мен­ный че­ло­век. Он вы­де­лил­ся из жи­вот­но­го цар­с­т­ва бла­го­да­ря тру­ду, к-рый из­на­чаль­но но­сил об­щес­т­вен­ный ха­рак­тер и соз­дал че­ло­ве­ка как со­ци­аль­ное, ра­зум­ное и нрав­с­т­вен­ное су­щес­т­во. Тру­до­вой те­ори­ей А. в кор­не оп­ро­вер­га­ет­ся на­ив­ная бо­гос­лов­с­кая вер­сия о сот­во­ре­нии че­ло­ве­ка бо­гом. Ос­нов­ные по­ло­же­ния А., со­дер­жа­щи­еся в ра­бо­те Ф. Эн­гель­са "Роль тру­да в про­цес­се прев­ра­ще­ния обезь­яны в че­ло­ве­ка", под­т­вер­ж­да­ют­ся от­к­ры­ти­ями ан­т­ро­по­ло­гии, ар­хе­оло­гии, ис­то­ри­чес­ко­го язы­коз­на­ния и др. на­ук.

Антропоморфизм (от греч. an­t­h­ro­pos - че­ло­век и тогр-he - фор­ма) - упо­доб­ле­ние че­ло­ве­ку яв­ле­ний при­ро­ды, а так­же во­об­ра­жа­емых фан­тас­ти­чес­ких, свер­хъ­ес­тес­т­вен­ных су­ществ (бо­гов, доб­рых и злых ду­хов, вро­де ле­ше­го, до­мо­во­го, во­дя­но­го и т. п.), т. е. пе­ре­не­се­ние че­ло­ве­ком сво­его об­ли­ка (фор­мы), свойств и спо­соб­нос­тей на внеш­нюю при­ро­ду и ми­фи­чес­кие су­щес­т­ва.

Антропопатизм (от греч. an­t­h­ro­pos - че­ло­век и pat­hos - вле­че­ние, страсть) - тер­мин, пред­ло­жен­ный не­мец­ким уче­ным Фр. Шуль­це в 19 в. и оз­на­ча­ющий ес­тес­т­вен­ную склон­ность че­ло­ве­ка "оче­ло­ве­чи­вать" при­ро­ду, т. е. ус­мат­ри­вать во внеш­ней при­ро­де че­ло­ве­чес­кие свой­с­т­ва и спо­соб­нос­ти. Сог­лас­но тра­ди­ци­он­но­му взгля­ду, сло­жив­ше­му­ся в бур­жу­аз­ном апо­ло­ге­ти­чес­ком ре­ли­ги­ове­де­нии, А. есть фор­ма или ха­рак­тер­ная чер­та ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния. В дей­с­т­ви­тель­нос­ти же А. древ­нее ре­ли­гии, в нем от­сут­с­т­ву­ет пред­с­тав­ле­ние о свер­хъ­ес­тес­т­вен­ном; А. сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в свя­зи с ани­ма­тиз­мом как пер­во­на­чаль­ный и прос­тей­ший спо­соб це­лос­т­но­го вос­п­ри­ятия и тол­ко­ва­ния яв­ле­ний и свя­зей внеш­не­го ми­ра.

Антропософия (от греч. an­t­h­ro­pos - че­ло­век и sop­hia - муд­рость) - мис­тич. уче­ние о че­ло­ве­ке, сог­лас­но к-ро­му он, раз­ви­вая скры­тые в нем бо­жес­т­вен­ные спо­соб­нос­ти, мо­жет дос­тичь ду­хов­но­го гос­под­с­т­ва над при­ро­дой.

А. вы­де­ли­лась из те­осо­фии в пе­ри­од пер­вой ми­ро­вой вой­ны. В наст, вр. име­ет при­вер­жен­цев гл. о. сре­ди бур­жу­аз­ной ин­тел­ли­ген­ции в США, ФРГ, Фран­ции, Ан­г­лии.

Антропоцентризм (от греч. an­t­h­ro­pos - че­ло­век и cent-ron - центр) - воз­зре­ние, сог­лас­но к-ро­му ко­неч­ной целью и цен­т­ром Все­лен­ной яв­ля­ет­ся че­ло­век. Пред­с­тав­ля­ет со­бой од­ну из раз­но­вид­нос­тей те­ле­оло­гии.

Антропоцентристские ут­вер­ж­де­ния ан­ти­на­уч­ны: дви­же­ние в при­ро­де оп­ре­де­ля­ет не цель, а объ­ек­тив­ные свя­зи меж­ду яв­ле­ни­ями ма­те­ри­аль­но­го ми­ра.

Апокалипсис - см. "Откро­ве­ние Ио­ан­на".

Апокрифы (от греч. apok­r­y­p­hos - скры­тый, тай­ный) -вет­хо­за­вет­ные и но­во­за­вет­ные про­из­ве­де­ния, объ­яв­лен­ные цер­ковью вред­ны­ми и лож­ны­ми. По со­дер­жа­нию А. прин­ци­пи­аль­но не от­ли­ча­ют­ся от приз­нан­ных цер­ковью книг "свя­щен­но­го пи­са­ния". От­не­се­ние час­ти биб­лей­с­кой ли­те­ра­ту­ры к А. от­ра­жа­ло ожес­то­чен­ную внут­ри­цер­ков­ную борь­бу. По­беж­ден­ные ре­ли­ги­оз­ные груп­пи­ров­ки объ­яв­ля­лись ере­ти­чес­ки­ми, а вмес­те с ни­ми и про­из­ве­де­ния, поль­зо­вав­ши­еся у них на­иболь­шей по­пу­ляр­нос­тью. При ка­но­ни­за­ции Вет­хо­го за­ве­та из не­го бы­ло ис­к­лю­че­но нес­коль­ко де­сят­ков книг, боль­шей час­тью апо­ка­лип­ти­чес­ко­го со­дер­жа­ния. Из вет­хо­за­вет­ных А. до нас дош­ли лишь нем­но­гие. Часть их в ви­де фраг­мен­тов бы­ла об­на­ру­же­на в 1947 г. в пе­ще­рах у Мер­т­во­го мо­ря. При окон­ча­тель­ной ка­но­ни­за­ции Но­во­го за­ве­та Ла­оди­кей­с­ким со­бо­ром в 364 г. к А. бы­ло при­чис­ле­но око­ло трех де­сят­ков еван­ге­лий, до де­сят­ка "откро­ве­ний", ряд пос­ла­ний, де­яний и иных про­из­ве­де­ний. Боль­шая часть но­во­за­вет­ных А. не сох­ра­ни­лась: на­чи­ная с 4 в. они унич­то­жа­лись ду­хо­вен­с­т­вом и из­вес­т­ны лишь по наз­ва­ни­ям и фраг­мен­там, при­ве­ден­ным в со­чи­не­ни­ях "отцов цер­к­ви". На­ши све­де­ния об А. обо­га­ти­лись пос­ле от­к­ры­тия в 1946 г. в Хе­но­бос­ки­оне (Еги­пет) соб­ра­ния ру­ко­пи­сей сек­ты гнос­ти­ков. А. соз­да­ва­лись так­же в сред­ние ве­ка (на Ру­си т. н. от­ре­чен­ные кни­ги), ча­ще все­го на ос­но­ве биб­лей­с­ких сю­же­тов.

Апологетика (от греч. apo­lo­ge­ti­kos - за­щи­ща­ющий) -раз­дел бо­гос­ло­вия (т. н. ос­нов­ное бо­гос­ло­вие), гл. за­да­чей к-ро­го яв­ля­ет­ся за­щи­та христ. уче­ния.

А. за­ро­ди­лась в пер­вые ве­ка хрис­ти­ан­с­т­ва; до ут­вер­ж­де­ния его в ка­чес­т­ве гос. ре­ли­гии Рим­с­кой им­пе­рии апо­ло­ге­ти­чес­кие ра­бо­ты бы­ли нап­рав­ле­ны про­тив прес­ле­до­ва­ния хрис­ти­ан­с­т­ва, ста­ви­ли целью до­ка­зать пре­вос­ход­с­т­во но­во­го уче­ния пе­ред дру­ги­ми ре­ли­ги­ями. В сред­ние ве­ка глав­ной за­да­чей А. бы­ла борь­ба с ере­ся­ми. В наст, вр., стре­мясь ук­ре­пить по­дор­ван­ные на­укой и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ки­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­ями ус­тои ре­ли­гии, А. ос­нов­ные уси­лия сос­ре­до­то­чи­ва­ет на борь­бе про­тив ма­те­ри­алис­ти­чес­ко­го ми­ро­воз­зре­ния. См. так­же "Отцы цер­к­ви".

Апостолы (от греч. - пос­лан­ник) - в ран­нем хрис­ти­ан­с­т­ве - стран­с­т­ву­ющие про­по­вед­ни­ки. Впос­лед­с­т­вии А. ста­ли на­зы­вать 12 уче­ни­ков Хрис­та, о к-рых по­вес­т­ву­ет­ся в но­во­за­вет­ных кни­гах.

Арианство - од­но из те­че­ний в хрис­ти­ан­с­т­ве 4 - 6вв.,наз­ван­ное по име­ни его ос­но­ва­те­ля алек­сан­д­рий­с­ко­го свя­щен­ни­ка Ария (ум. в 336 г.), к-рый ут­вер­ж­дал, что сын бо­жий Хрис­тос не ис­тин­ный бог, а лишь "пре­вос­ход­ней­шее тво­ре­ние" бо­га-от­ца. А. бы­ло приз­на­но Ни­кей­с­ким со­бо­ром в 325 г. ере­ти­чес­ким, а сам Арий от­лу­чен от цер­к­ви. Од­на­ко А. дол­гое вре­мя сох­ра­ня­лось в Рим­с­кой им­пе­рии и нек-рых гос-вах Зап. Ев­ро­пы. В пе­ри­од Ре­фор­ма­ции его идеи бы­ли вос­п­ри­ня­ты ря­дом про­тес­тан­т­с­ких сект.

Армагеддон - в ве­ро­уче­нии сви­де­те­лей Иего­вы - пос­лед­няя бит­ва меж­ду си­ла­ми Хрис­та и са­та­ны. Пер­во­на­чаль­но сло­во А. обоз­на­ча­ло мес­т­ность в Па­лес­ти­не, где час­то про­ис­хо­ди­ли во­ен­ные стол­к­но­ве­ния. Иего­вис­ты свя­зы­ва­ют А. с атом­ной ка­тас­т­ро­фой, с треть­ей ми­ро­вой вой­ной, в ог­не к-рой по­гиб­нет все "греш­ное" че­ло­ве­чес­т­во, в жи­вых ос­та­нут­ся лишь сви­де­те­ли Иего­вы (умер­шие иего­вис­ты вос­к­рес­нут) и те, кто им по­мо­гал. Ут­вер­ж­да­ет­ся, что пред­две­ри­ем А. яв­ля­ет­ся на­чав­ший­ся с 1914 г. (на­ча­ло пер­вой ми­ро­вой вой­ны) "пе­ре­ход­ный пе­ри­од меж­ду цар­с­т­вом Са­та­ны и цар­с­т­вом Хрис­та", соп­ро­вож­да­емый ми­ро­вы­ми вой­на­ми, ре­во­лю­ци­ями, зем­лет­ря­се­ни­ями, эпи­де­ми­ями.

"Армия спа­се­ния" - меж­ду­на­род­ная христ.-фи­лан­т­ро­пи­чес­кая орг-ция, ос­но­ван­ная в Ан­г­лии в 1865 г. про­по­вед­ни­ком-ме­то­дис­том У. Бут­сом для на­саж­де­ния ре­ли­ги­оз­нос­ти сре­ди низ­ших сло­ев об-ва. Поз­д­нее рас­п­рос­т­ра­ни­ла свою де­ятель­ность на др. стра­ны. "А. с." при по­мо­щи мо­раль­но-ре­ли­ги­оз­ных про­по­ве­дей, фи­лан­т­ро­пи­чес­ких по­да­чек ста­ра­ет­ся от­в­лечь вни­ма­ние на­ибо­лее уни­жен­ных и от­ча­яв­ших­ся лю­дей от со­ци­аль­ных и по­ли­ти­чес­ких воп­ро­сов, от борь­бы про­тив эк­с­п­лу­ата­тор­с­ко­го строя. Ис­поль­зуя фи­нан­со­вую под­дер­ж­ку бур­жу­азии, "А. с." ос­но­ва­ла ряд бла­гот­во­ри­тель­ных уч­реж­де­ний - при­ютов, школ, про­из­вод­с­т­вен­ных ко­ло­ний. Она ор­га­ни­зо­ва­на по во­ен­но­му об­раз­цу и сос­то­ит из "сол­дат", "офи­це­ров", воз­г­лав­ля­емых "ге­не­ра­лом". В наст, вр. "А. с." нас­чи­ты­ва­ет бо­лее 2 млн. чле­нов и име­ет свои орг-ции в 86 стра­нах.

Руководство орг-ци­ями осу­щес­т­в­ля­ют Меж­ду­на­род­ный штаб, Вер­хов­ный и Кон­суль­та­тив­ный со­ве­ты, а в стра­нах, где име­ют­ся орг-ции, - тер­ри­то­ри­аль­ное ко­ман­до­ва­ние.

Армянская цер­ковь - од­на из древ­них христ. цер­к­вей. Хрис­ти­ан­с­т­во бы­ло объ­яв­ле­но гос. ре­ли­ги­ей в Ар­ме­нии в 301 г. В 6 в. ар­мян­с­кое ду­хо­вен­с­т­во от­ка­за­лось приз­нать пос­та­нов­ле­ние Хал­ки­дон­с­ко­го все­лен­с­ко­го со­бо­ра (451 г.) о двой­с­т­вен­ной (бо­жес­т­вен­ной и че­ло­ве­чес­кой) при­ро­де Иису­са Хрис­та и А. ц. бы­ла про­воз­г­ла­ше­на са­мос­то­ятель­ной. Цер­ков­ное обо­соб­ле­ние яви­лось след­с­т­ви­ем об­ще­го стрем­ле­ния гос­под­с­т­ву­ющих клас­сов Ар­ме­нии по­кон­чить с эко­но­ми­чес­кой и по­ли­ти­чес­кой за­ви­си­мос­тью от Ви­зан­тии. Во гла­ве цер­к­ви сто­ит из­би­ра­емый по­жиз­нен­но пат­ри­арх-ка­то­ли­кос (в наст. вр. Ваз­ген I). Ре­ли­ги­оз­ным цен­т­ром А. ц, яв­ля­ет­ся Эч­ми­ад­зин (го­род вбли­зи Ере­ва­на); здесь на­хо­дит­ся ре­зи­ден­ция пат­ри­ар­ха-ка­то­ли­ко­са. Эч­ми­ад­зин­с­ко­му ка­то­ли­ко­са­ту под­чи­не­ны Иеру­са­лим­с­кий и Кон­с­тан­ти­но­поль­с­кий пат­ри­ар­ха­та, Ки­ли­кий­с­кий ка­то­ли­ко­сат, епар­хии в Ев­ро­пе (Фран­ция, Бол­га­рия, Ру­мы­ния, Гре­ция), Азии (Индия, Ин­до­не­зия, Иран, Ирак, Ли­ван, Си­рия), Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ке и т. д. По сво­ему ве­ро­уче­нию и куль­ту А. ц. близ­ка пра­вос­лав­ной цер­к­ви. Их от­ли­ча­ет раз­лич­ное по­ни­ма­ние бо­го­воп­ло­ще­ния (А. ц. счи­та­ет Хрис­та Толь­ко бо­гом, а не бо­гом и че­ло­ве­ком) и не­ко­то­рые куль­то­вые осо­бен­нос­ти (упот­реб­ле­ние для при­ча­ще­ния прес­но­го хле­ба и цель­но­го ви­на). Как и все ре­лиг. объ­еди­не­ния, А. ц. иде­али­зи­ру­ет свою роль и мес­то в ис­то­рии, ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние совр. ве­ру­ющих на сво­ем яко­бы ис­к­лю­чи­тель­ном зна­че­нии в ор­га­ни­за­ции ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бы ар­мян­с­ко­го на­ро­да про­тив ино­зем­ных зах­ват­чи­ков, в раз­ви­тии ис­кус­ства и куль­ту­ры. Она прис­по­саб­ли­ва­ет­ся к но­вым об­щес­т­вен­но-ис­то­ри­чес­ким ус­ло­ви­ям, к но­во­му уров­ню соз­на­ния со­вет­с­ких лю­дей. Из­да­ет ре­ли­ги­оз­но-бо­гос­лов­с­кий жур­нал "Эчми­ад­зин".

Археология цер­ков­ная (греч. ar­c­hal­lo­gia, букв. - рас­сказ о древ­нем) - ре­лиг. дис­цип­ли­на, за­ни­ма­юща­яся изу­че­ни­ем об­ря­дов, обы­ча­ев и ус­т­рой­с­т­ва древ­нех­рист. цер­к­ви, с по­мощью ар­хе­оло­ги­чес­ких изыс­ка­ний пы­та­юща­яся до­ка­зать христ. по­ни­ма­ние ис­то­рии. Фаль­си­фи­ци­руя раз­лич­ные ар­хе­оло­ги­чес­кие ма­те­ри­алы, цер­ков­ни­ки стре­мят­ся при­дать А. ц. ви­ди­мость на­уч­нос­ти.

Архиереи (греч, ar­c­hi­ere­us - ст. свя­щен­ник) - в пра­вос­ла­вии об­щее наз­ва­ние выс­ших церк. иерар­хов (епис­ко­пов, ар­хи­епис­ко­пов, мит­ро­по­ли­тов, пат­ри­ар­ха).

Архимандрит (греч. ar­c­hi­man­d­ri­tes - стар­ший над ог­ра­дой) - в пра­вос­ла­вии мо­на­шес­кий чин, выс­ший пе­ред епис­ко­пом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.