Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалы для самоконтроля качества подготовки.





ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра травматологии и ортопедии с детской хирургией

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:

«ВРОЖДЁННЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ

(для студентов V курса медицинских факультетов)

УТВЕРЖДЕНО

На методическом совещании кафедры

«____» _______________ 201_ г.

Протокол №______

Заведующий кафедрой

д.мед.н., профессор __________ Сухин Ю.В.

Одесса – 201_

Тема занятия:«ВРОЖДЁННЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ»- 3 часа.

1. Актуальность темы:

Врожденные деформации аппарата движения и опоры возникают в результате дефектов развития зародышевой ткани.

Удельный вес врождённых аномалий скелета достаточно высок. По данным Всемирной Организации Здравоохранения на каждые 10000 новорожденных приходится в среднем 18 детей с врождёнными деформациями аппарата движения и опоры.

Врождённые уродства организма человека представляет интересную и трудную область практической и теоретической медицины и генетики.

Врождённую деформацию важно как можно раньше выявить и немедленно приступить к её лечению. Такие деформации, как врождённый вывих бедра, врождённая косолапость необходимо лечить с первых дней жизни ребёнка. Чем раньше начато лечение, тем лучше анатомические и функциональные результаты.



 

Цель занятия.

Общие цели.

Научиться самостоятельно клинически и рентгенологически обследовать больных с врождёнными деформациями верхних и нижних конечностей, проводить дифференциальную диагностику.

Уметь обосновывать методы лечения, проводить лечебно-трудовую экспертизу и прогнозировать результаты лечения в зависимости от возраста больных и степени врождённой аномалии.

 

Воспитательные цели.

Формировать личности высоко профессионального врача, который хорошо овладевает теоретические и практические аспекты этой проблемы из позиции глубокого знания анатомо-биохимических, клинико-рентгенологических особенностей патологии, которая изучается; воспитание профессиональной ответственности врача, умение верной оценки клинико-рентгенологических данных, методов лечения, осложнений, значительность этих результатов для правовой, психологической и профессиональной реабилитации пациента.



Конкретные цели

- Знать:

1. Анатомо-физиологические особенности верхных и нижних конечностей.

2. Этиопатогинез врождённых заболеваний верхних и нижних конечностей: косорукости, синдактилии, полидактилии, косолапости, дисплазии тазобедренного сустава, врождённого вывиха бедра.

3. Классификацию врождённых ортопедических заболеваний конечностей.

4. Характерные клинические признаки врождённой патологии конечностей.

5. Рентгенологические признаки врождённой деформации конечностей.

6. Сопутствующие методы лечения /консервативные, оперативные/.

7. Осложнения.

8. Принципы медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

На основе теоретических знаний из темы

- Уметь:

1. Обследовать больного с врождёнными аномалиями верхних и нижних конечностей.

2. Правильно интерпретировать рентгенограммы.

3. Диагностировать врождённые заболевания конечностей.

4. Провести дифференциальный диагноз.

5. Выставить заключительный диагноз врождённой аномалии конечностей.

6. Обосновать лечение.

4. Материалы до позаудиторной самостоятельной подготовки.

(междисциплинарная интеграция)

Дисциплина Знать Уметь
1. Предшествующие дисциплины.
1. Нормальная анатомия человека Костно-мышечную систему верхних и нижних конечностей, кровоснабжение и иннервацию. Назвать кости, мышцы, сухожилия, сосуды и нервы, суставы конечностей.
2. Нормальная физиология человека Функцию мышц и сухожилий верхних и нижних конечностей. Назвать факторы, обеспечивающие сокращение мышцы, пороги возбудимости мышцы
3. Рентгенология Рентгенологическую картину конечностей с врождёнными деформациями. Интерпретировать рентгенограммы с врождёнными аномалиями верхних и нижних конечностей.
2. Последующие дисциплины
1. Лечебная физкультура Уход за больными в после опера-ционный период. Проводить массаж. Отпускать физпроцедуры.
2. Семейная медицина. Методику реабилитации больных с врождёнными заболеваниями конечностей Проводить ЛФК, медицинскую, психологическую, профессио-нальную и социальную реаби-литацию больных с врождён-ными аномалиями развития конечностей
3. Внутрипредметная интеграция
1. Данная тема интегри-руется с другими темами этой дисциплины – болез-нью Маделунта, травма-мической косолапостью, травматическим вывихом, болезнью Пертеса. Костно-мышечную систему сег-ментов верхних и нижних конеч-ностей. Этиопатогенез врождённых забо-леваний конечностей. Диагностику и клиническую кар-тину. Консервативное и оперативное лечение. Правильно поставить диагноз врождённого заболевания конечности. Смоделировать гипсовую повязку. Ассистировать при костно-плас-тической операции. Применить комплексно физио-терапевтическое лечение в послеоперационном периоде.

Содержание занятия: см. приложение 1



Материалы методического обеспечения занятий.

Задание к самопроверке исходного уровня знаний-умений.

1. Какое лечение проводят ребёнку с дисплазией тазобедренных суставов при диагностике в 3-4 месячном возрасте?

2. Почему при врождённом вывихе бедра возникает перекос таза и как его определить? Смещается ли верхушка большого вертела выше линии Розер-Нелатона при дисплазии?

3. Чем объяснить возникновение симптома Тренделенбурга?

4. Какие осложнения возможны после консервативного и хирургического лечения врождённого вывиха бедра?

5. В чём разница паралитического вывиха бедра от врождённого?

6. Какие анатомические структуры ответственны в развитии врождённой косорукости?

7. Какие методы лечения применяются при врождённой косорукости?

8. Какие виды синдактилии вы знаете?

9. Какие виды кожной пластики применяются при синдактилии?

10. Что означает термин полидактилии?

11. Какие оперативные вмешательства применяются при полидактилии?

Тесты:

1. Предрасполагающим фактором врождённого вывиха бедра является:
  А) воспалительный процесс тазобедренного сустава
В) дисплазия тазобедренного сустава
  С) повреждение тазобедренного сустава
  D) неправильное расположение плода в утробе матери
  E) нарушение обменных процессов у плода

 

2. Положительный симптом Тренделенбурга свидетельствует о:
  А) асимметрия кожных складок
В) укорочение нижней конечности
  С) ограничение отведения бедра
  D) симптом Маркса-Ортолани (симптом «щелчка»)
  E) все вышеперечисленные признаки

 

3. Рентгенологическая картина дисплазии тазобедренного сустава в первые месяцы жизни ребёнка:
  А) увеличение шеечно-диафизарного угла
  В) увеличение ацетабулярного угла
  С) позднее появление окостенения головок бедренных костей
  D) нарушение дуги Шентона
E) все вышеперечисленные признаки

 

4. Лечение дисплазии тазобедренного сустава должно начинаться:
А) с рождения
  В) в возрасте 1 мес.
  С) в возрасте 2 мес.
  D) в возрасте 3 мес. и старше
  E) после 1 года

 

5. Оптимальное хирургическое лечение врождённого вывиха бедра при сформировав-шейся головке и впадине:
  А) миотомия аддукторов бедра
  В) миотомия аддукторов бедра и подвздошной мышцы
С) открытое вправление
  D) остеотомия бедренной кости
  E) комбинированное вмешательство, включающее мягкотканевый и костно-суставной компоненты.

 

 

6.2. Информацию необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

- основная:

1. Скляренко Е.Т. Травматологія і ортопедія. – К.: Здоров’я, 2005. - С.200-216.

2. Трубников В.Ф. Травматология и ортопедия. - К.: Вища школа, 1986. - С.402-434.

3. Юмашев Г.С., Горшков С.З. Травматология и ортопедия: Учебник. – М. Медицина, 1990. - С.453-478.

 

- дополнительна:

1 Олекса А.П. Травматологія та ортопедія. - К.: Вища школа, 1996. - С.352-375.

2. Волков М.В., Дедух В.Д. Детская ортопедия. - М.: Медицина, 1972.

6.3. Ориентировочная карта относительно самостоятельной работы с литературой из темы занятия

Основные задачи Указания Ответы студентов
1. Классификация ортопедических деформаций верхних и нижних конечностей Какая классификация врождённых аномалий развития конечностей  
2.. Выучить клиническую симптоматику врождённых деформаций конечностей Назвать основные симптомы врож-дённого вывиха бедра, дисплазии тазобедренного сустава, косола-пости, синдактилии, полидакти-лии, эктродакталии.  
3.. Способы консервативного лечения врождённых деформаций конеч-ностей Перечислить показания при кон- сервативном лечении врождённых деформаций верхних и нижних конечностей  
4. Оперативные методы лечения врождённых деформаций конеч-ностей Назвать показания к оперативному лечению врождённых деформаций верхних и нижних конечностей  

Материалы для самоконтроля качества подготовки.

А. Вопросы для самоконтроля.

1. Классификация ортопедических деформаций верхних и нижних конечностей.

2. Клиника врождённых деформаций конечностей.

3. Рентгендиагностика врождённых деформаций конечностей.

4. Консервативное и оперативное лечение врождённых ортопедических заболеваний.

5. Осложнения при неправильной тактике лечения.

6. Экспертиза трудоспособности у больных с врождёнными деформациями конечностей.

Б) Тесты для самоконтроля с эталонами ответов:

1. Мать двухмесячного ребёнка обратилась к врачу по поводу мягкотканного сращения III и IV пальцев правой кисти. Такое состояние наблюдается со дня рождения. Как оно называется?
  А) олигодактилия
  В) полидактилия
С) синдактилия
  D) амниотические перетяжки
  E) врождённая косорукость

 

2. После операции по Зацепину по поводу врождённой косолапости больным необходимо следующее лечение:
  А) активная разработка движений в суставах оперированной стопы
  В) гипсовая иммобилизация в течение 1,5-2 месяцев
  С) тепловые процедуры и фиксация задней гипсовой лонгетой
  D) через 1 месяц после операции дозированная нагрузка на стопу в ортопедической обуви
E) этапное гипсование в течение 5-6 месяцев

 

3. Какой способ оперативного лечения врождённой локтевой косорукости наиболее показан у детей?
А) корригирующая остеотомия лучевой кости
  В) лучезапястный артродез
  С) артропластика лучезапястного сустава
  D) резекция лучевой кости
  E) резекция первого ряда костей запястья.

 

4. Ведущим симптомом дисплазии тазобедренного сустава в первые месяцы жизни ребёнка является:
  А) укорочение конечности
  В) асимметрия кожных складок
  С) симптом «щелчка»
  D) ограничение отведения бёдер
E) всё вышеперечисленное

 

5. Лечение дисплазии тазобедренного сустава начинается:
А) с рождения
  В) в возрасте 1 месяца
  С) в возрасте 1-2 месяцев
  D) в возрасте 3 месяцев
  E) старше 3 месяцев

В) Задачи для самоконтроля с ответами:

1. Клиническая симптоматология врождённого вывиха бедра у детей старше 2 лет включает:
  А) хромоту
  В) укорочение конечности
  С) положительный симптом Тренделенбурга
  D) большой вертел выше линии Розер-Нелатона
E) всё перечисленное

 

2. Консервативное лечение косолапости начинают через:
А) 2 недели после рождения
  В) 1 месяц
  С) 3 месяца
  D) пол года после рождения
  E) в возрасте 1 года.

 

3. Консервативное лечение косолапости может продолжаться до
  А) 6 месяцев
  В) 1 года
С) 2-2,5 лет
  D) 3-ленего возраста
  E) исправления элементов косолапости

 

4. Оперативное лечение при врождённой косолапости возможно
А) с 6-месячного возраста
  В) с 12-месячного возраста
  С) с 9-летнего возраста
  D) с 5-летнего возраста
  E) с 10-летнего возраста

 

5. Гипсовая иммобилизация после операции при врождённой косолапости продолжается:
  А) 1 месяц
  В) 2 месяца
  С) 3 месяца
D) 6 месяцев
  E) До 1 года

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.