Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Керамика для дела и души





Глина – материал древний, если не сказать древнейший. Нашими предками понималась как «Божественная плоть» Матери- Земли-Рожаницы. А уж само изготовление глиняной посуды – священный ритуал общения со всеми первостихиями земли одновременно: тут тебе и Вода, и Воздух, и Огонь… И что родится внутри гончарной печи – таинство. Вероятно поэтому живут в сознании многих народов мифы о самосожжении мастера в жерле печи как непременном условии рождения керамического шедевра..

Первые глиняные горшки были похожи один на другой, как две капли воды, но однажды человек сделал углубление на стенках сосуда и увидел, что получилось красиво. С этого дня пальцем, палочкой или острым камешком проводил он различные линии и полоски, украшая узорами посуду и другие изделия из глины. Таким образом, мы видим что огонь сделал посуду из глины прочной , а красивой её делали руки и фантазия людей. Человек инстинктивно окружает себя керамической утварью. Керамические бусы и браслеты обладают благоприятным воздействием, работая как постоянный источник положительных эмоций. Изделия из глины сделают любую обстановку еще уютней и комфортней. Глиняная посуда наполняет пространство той энергией, которая получена за тысячелетия от солнца, воздуха, воды и земли – четырех первоэлементов и стихий и очищает наше тонкое тело от негативных воздействии.



Глина – врачевательница, так утверждают многие специалисты в области медицины. Мать – Природа помогает человеку выжить и сохранить здоровье, не случайно же она позаботилась о нас, наградив таким даром. Когда держите глиняное изделие, сделанное руками человека, можете физически ощутить тепло души, то старание и усердие с которым оно сделано. После « общения» с такими рукотворными вещицами и настроение подымается.

Большой вклад в возрождение удмуртской глиняной игрушки вносит мастер из Ижевска художник Анатолий Степанов. Четыре года назад на берегу Камы в Каракулинском районе было открыто древнее капище с глиняными женскими фигурками богинь-матерей. Кукла по-удмуртски – муне, что означает «сделана из земли», то есть из глины. Еще не так давно во время языческих молений удмурты деревни Кузебаево Алнашского района ставили такие фигурки в святилищах. Именно образы глиняных божков и развивает Анатолий Степанов: кисточкой на глине нарисованы лицо,одежда,украшения. Восстановил Анатолий Петрович и традиционную глиняную игрушку-свистульку — Шулан. Чтобы сделать ее, нужны лишь глина и палочка. Но здесь самое главное — знать, как её делать. Шулан использовалась в обряде изгнания бесов «Шайтан уллян». Резкий звук отпугивал их, по мнению древних удмуртов. В раскопках в основном находят шуланы в виде уточки с двумя или тремя отверстиями. Свистульки Степанова «играют» как настоящие инструменты. Изучая игрушки, мастер понял, что необходимо знание не только технологии, но и языка. Вместе с Анатолием Петровичем работают над созданием глиняной игрушки жена Надя, дочь Вера и сын Григорий (Степановы давно открыли семейную мастерскую).



Сейчас очень много говорят о здоровом образе жизни, о здоровом питании,. Традиции опять возвращаются, и сегодня любой человек, считающий себя истинным гурманом, не откажется от горячей пищи из горшка. Но, чтобы она была по-настоящему вкусной, ароматной и питательной, нужно позаботиться о самом главном – посуде. «Посуда, в которой готовят пищу, должна быть живая», – считают гончарных дел мастера. А ее делают из чистой глины, без всяких там примесей. Поэтому и пища в такой посуде особенная – вкусная..

Керамическая посуда считается не только весьма изысканной, но еще и полезной. Современные мастера поварского искусства наделяют керамическую посуду едва ли не волшебными свойствами! Считается, что глиняная посуда способна вытягивать из людей негативную энергию, наполнять чистотой и силой, накопленной веками. Такая посуда содержит энергию всех четырех первоэлементов стихий! Это связано с тем, что керамическая посуда изготавливается из экологически чистой красной глины, без всяких химических добавок. Широко известны лечебные свойства красной глины, и способность выводить шлаки из организма. Поэтому пища, приготовленная в такой посуде очень полезна и вкусна! Блюда, приготовленные в керамической посуде, приобретают необыкновенный аромат и вкус!



Это не единственные плюсы керамики. Структура керамической посуды такова, что глиняная посуда способна сама регулировать температуру и влажность! Чай в керамическом чайнике остается теплым в течение нескольких часов. Вспомните детские сказки: молоко там всегда хранится в глиняном кувшине, а вода, даже в жаркий день остается прохладной! Издревле керамическую посуду использовали для хранения продуктов: хранили молоко и масло, варенья и соленья без крышек могли храниться до следующего урожая, а многие и до сих пор хранят в керамических банках муку - так жучки не заводятся!

Используя все эти полезные свойства керамики, современные производители выпускают керамическую посуду разного назначения. На прилавках Вы можете увидеть керамические кастрюли, горшочки, противни, сковороды и лотки. Керамическая посуда идеально подходит для использования в духовке. Она не лопнет от воздействия горячей температуры, однако, надо избегать перепадов температур, и ставить кастрюлю в минимально теплую духовку и нагревать постепенно до необходимой температуры. Если у Вас на подходе гости, и совершенно некогда возится на кухне - самое время вспомнить про "чудесный горшочек"! Вы наверняка поразите близких своими кулинарными способностями, если подадите ароматное жаркое. При этом, нет никакого необходимости распространятся о том, что от Вас только и требовалось, что порезать мясо да сдобрить его специями! (прил.7)

У нас в Удмуртии есть только одно предприятие, где не прекращается выпуск самой разнообразной керамической посуды и декоративных изделий для украшения квартир, загородных домов и участков – это ООО «Керамика» в г.Глазове. Глазовские мастера любимого на Руси гончарного промысла изучают историю народов, живущих на территории Удмуртии, и в дизайне выпускаемой продукции обязательно используют мотивы их культур – вазы и светильники по мотивам удмуртских легенд, а ещё панно и подвески на основе сюжетов археологических находок.

Мастера предприятия изучают не только рынок керамических изделий, но и то, что сегодня хотели бы иметь у себя люди – для души и пользы в домашнем хозяйстве. Поэтому ничуть не удивительно, что география их поставок сегодня – вся наша страна от Дальнего Востока до западных границ.

Сегодня в каждом районе республики есть центры народного творчества, где мастера занимаются возрождением народных ремёсел. О
верности мастеров давним народным традициям свидетельствуют
особый удмуртский орнамент и колорит, тематика, традиционные
формы изделий. Это всё я увидел на празднике Гербер, который проходил летом 2007 года в нашем районе. А совсем недавно казалось, что все это уже ушло в прошлое. Мастера говорят: «Мы развиваемся. Мы уже никогда не станем прежними». И для того, чтобы не остаться прежними, стоит сделать шаг навстречу философии Удмуртии, к своим истокам.
Я попытался восстановить технологию изготовления горшков, использовал орнамент, присущий прикамским мастерам, провёл обжиг. В одном из источников я прочитал, что глина по-удмуртски- «горд сюй». т.е «красная земля» я убедился в этом глядя на свой горшок после обжига. Работа очень трудоёмкая, требует аккуратности и терпения, но когда видишь результат своей работы, то забываются трудности. На занятиях помимо получения знаний, удовольствия от лепки мы получаем и оздоровительный эффект, делаем нашу жизнь интересной, увлекательной. Мы можем наполнить свой дом красотой, теплотой, исходящей от работ , сделанных своими руками. (прил.8)

 

Заключение и выводы

Я думаю, что эта отрасль имеет большое будущее, так как на фоне возрастающего интереса к истории своего края и народным ремёслам изделия ручной работы, в том числе изделия из керамики становятся всё более популярными.

В каждом рукотворном изделии чувствуется добрая и щедрая душа мастера. Эти поделки напоминают людям многое: бабушку-рукодельницу, деда-мастера. А для всей Удмуртии спасение традиционного народного искусства края стало одной из самых значимых и ярких культурных программ на границе двух столетий.

Народное искусство требует необходимости в творческо-деятельностном постижении, когда осуществляется одновременно и восприятия и создание чего-то своими руками. "Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи... Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого" (Гессен)

Результаты исследования:

- Определено историческое и культурологическое своеобразие искусства древнеудмуртских гончаров;

- практически использованы знания, полученные из литературных источников по технологии изготовления и выявлены секреты долголетия гончарных изделий.

- раскрыты возможности и способы использования керамики в современных условиях с учётом национальных традиций и экологической значимости.

 

Выводы:

- Необходимо включение школьников в активную деятельность по возрождению, сохранению и изучению народного искусства – на уроках краеведения. изобразительного искусства, музыки, ИКН, технологии, в деятельности школьного музея, в дополнительном образовании

- Это увлечение может перерасти в будущую профессию, а для этого у нас в республике есть база: специалистов-прикладников обучают на двух факультетах Удмуртского госуниверситета, в училище культуры.
Можно даже у нас в деревне создать центр народных ремёсел, основным направлением работы которого будет возрождение и развитие керамики. Наличие легкодоступного материала только способствует этому. Тем более, что у нас на берегу Камы по рассказам старожилов есть место откуда раньше все брали глину для кладки печей.

Наши предки тесно общались с природой и знали много такого, что мы забыли и потеряли. Своей работой я хотел ещё раз сказать , что не надо забывать историю своей малой родины, народные ремёсла и в наших силах их возродить.

 

 

Литература

1. Иванова М.Г. История Удмуртии 6 класс. Ижевск: Удмуртия, 2006.

2. Иванова М.Г. Чепецкие древности. Ижевск: Удмуртия, 1985.

3. Шутова Н.И. Древние мастера Прикамья: очерки Ижевск, 1994.

4. Не будь скучным! История керамики// газета «Я хочу всё знать» № 5, 2005.

5. Электронные ресурсы сети Интернет.

 

 

Приложение

Формы глиняной посуды

 

Способы орнаментации посуды

 

 

 

 

 

 

Способы изготовления древнеудмуртской керамики

 

 

Экспонаты школьного музея

 

 

Экспонаты Музея истории и культуры Среднего Прикамья , г. Сарапул.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.