Новые методы анализа затрат в мировой практике
Различные подходы к ценообразованию обусловлены учетной политикой, требованиями рынка, ориентацией на конкурентов.
Для традиционных условий реализации производимой продукции менеджмент может воспользоваться формулой «Себестоимость плюс». Подход заключается в вычислении ограниченной (неполной) себестоимости, к которой добавляется процентная надбавка. В зависимости от калькулирования традиционным методом или в директ-костинг, различают два метода формирования предельной продажной цены: по поглощению и по вкладу.
Метод поглощения в основе себестоимости содержит производственную себестоимость единицы. Коммерческие и управленческие расходы, а также желаемая прибыль включаются в процентную надбавку:
Прямые материалы Х
Прямой труд Х
Общепроизводственные расходы Х
Итого производственная ХХ
(продуктовая) себестоимость
Надбавка на покрытие коммерческих,
управленческих расходов и желаемую
прибыль – в процентах от производ- ХХ
ственной себестоимости
Предельная продажная цена ХХХ
Метод вклада отличается подчеркиванием поведения издержек. В основе себестоимости лежат только переменные издержки, а постоянные общепроизводственные, коммерческие и управленческие, желаемая прибыль находятся в процентной надбавке:
Прямые материалы Х
Прямой труд Х
Переменные общепроизводственные,
коммерческие и управленческие
расходы Х
Переменная (продуктовая)
себестоимость ХХ
Надбавка на покрытие постоянных
издержек и желаемую прибыль –
в процентах от переменной себе-
стоимости ХХ
Предельная продажная цена ХХХ
Процентная надбавка для каждого из методов вычисляется по -разному.
Если используется метод поглощения, то формула расчета процентной надбавки примет следующий вид:
Желаемая прибыль на Коммерческие и
операционные активы + управленческие расходы (1)
Себестоимость Объем продаж
производства на ед. в ед.
Для метода вклада:
Желаемая прибыль на
операционные активы + Постоянные издержки
(2)
Переменная себе- Объем продаж
стоимость на ед. в ед.
Желаемая прибыль на операционные активы зависит от назначаемой рентабельности инвестиций в эти активы.
Менеджер должен помнить, что предельная продажная цена служит стартовой точкой для назначения приемлемой цены.
Ценообразование по методу вклада показывает диапазон гибкости назначения цены в специфических условиях: при наличии недогруженных мощностей, в обстановке кризиса, когда имеется острая конкуренция по оптовым продажам.
Общая модель ценообразования по вкладу:
Прямые материалы Х
Прямой труд Х
Переменные общепроизводственные,
коммерческие и управленческие
расходы Х
Переменная (продуктовая)
себестоимость ХХ Пол
Надбавка на покрытие постоянных
издержек и желаемую прибыль ХХ
Предельная продажная цена ХХХ Потолок
В большинстве случаев с разработкой нового продукта фирме уже известна цена, с которой следует выходить на рынок. Подобная ситуация присуща производству бытовых приборов. Критическим фактором будет служить предельная себестоимость. Алгоритм вычисления последней будет следующим:
Ожидаемая чистая выручка Х
Минус требуемая надбавка:
Коммерческие и управленческие
расходы Х
Желаемая прибыль Х
(рентабельность инвестиций х
операционные активы)
Предельная себестоимость
(предельные издержки / Х
количество продаж) ХХ
При формировании центров ответственности в условиях вертикальной интеграции особую актуальность приобретает формирование и назначение трансфертной цены.
Трансфертная цена – это внутренняя цена, по которой одно подразделение передает другому продукты или услуги.
Различают следующие методы трансфертного ценообразования:
1) на основе затрат (по переменной или полной себестоимости);
2) на основе рыночной цены;
3) на основе договорной цены.
Ключ к решению вопроса о трансфертной цене - издержки упущенных возможностей. Основная формула трансфертной цены (ТЦ):
ТЦ = Переменные издержки на ед. + Валовая маржа на ед.,
упущенная от внешних продаж (3)
Анализ исследует зависимости между величинами:
1. Продажная цена единицы продукта.
2. Объем продаж (количество) или уровень деятельности.
3. Переменные издержки на единицу продукта.
4. Постоянные издержки на весь объем продаж.
Служит эффективной системой планирования издержек и прибыли. В отличие от традиционного анализа учитывает зависимость между количеством и себестоимостью. Маржинальный подход реализуется управлением:
Операционная Чистая Х Коэффициент - Постоянные
прибыль выручка валовой маржи издержки (4)
Ключевое понятие - валовая маржа (маржинальный доход). Представляет собой разность между чистой выручкой и переменными издержками. Часто называется вкладом, который должна заработать фирма для покрытия постоянных издержек и получения желаемой прибыли.
Методы анализа:
· с помощью уравнения.
Чистая Переменные Постоянные Операционная
выручка издержки издержки прибыль
Продажная Переменные Постоянные Операционная
цена ед. Х издержки на издержки прибыль (5)
Количество ед. Х Количество
· с помощью абсолютной валовой маржи на единицу продукта.
Продажная цена единицы
Переменные издержки на единицу (6)
Абсолютная валовая маржа на единицу
· с помощью коэффициента валовой маржи.
Продажная цена единицы 100 % 1
Переменные издержки на единицу 60 % 0,6
Коэффициент валовой маржи 40 % 0,4 (7)
· графика.
Операционный анализ согласуется с калькулированием в директ-костинг. Часто называется анализом безубыточности. Безубыточность - состояние бизнеса, в котором чистая выручка только покрывает все издержки, а операционная прибыль равна нулю.
Точка безубыточности ("мертвая" точка, критическая точка, порог рентабельности) может быть вычислена как в натуральных (условных) единицах, так и в рублях:
· в натуральных единицах.
Постоянные издержки
Абсолютная валовая маржа
· в стоимостных единицах
Постоянные издержки
Коэффициент валовой маржи
Валовая маржа (вклад), вычисленная в процентах для каждой единицы продукта в общей продуктовой смеси, играет важную роль в краткосрочных решениях менеджмента по управлению ассортиментной политикой. Операционный анализ позволяет реализовать внутрифирменное планирование (отчет о прибылях в формате вклада) прибылью и контроль предпринимательского (делового) риска. Последний зависит от структуры издержек и уровня маржинальной безопасности (удаленности от точки безубыточности).
Валовая маржа
Сила операционного рычага = (8)
Операционная прибыль
Чистая выручка - Точка безубыточности
Маржа безопасности = 100% (9)
Чистая выручка
Постоянные издержки + Желаемая прибыль
Предельный объем продаж = (10)
Коэффициент валовой маржи
В динамичных условиях рынка любому типу бизнеса присуще составление главного бюджета для одного заранее сформированного портфеля заказов. Несмотря на фактические изменения объема продаж, издержек и других условий главный бюджет не корректируется в течение бюджетного периода.
Гибкие бюджеты – комплекс бюджетов, охватывающих релевантный диапазон объема продаж. Бюджеты полезны до и после планирования в качестве инструмента контроля.
Большинство западных фирм при составлении главного и гибкого бюджетов используют систему нормативных издержек. Такие системы помогают менеджерам анализировать различие между тем, что произошло, и что должно было произойти. Нормативная калькуляция нацеливает персонал на достижение заданной прибыли, так как отклонение фактических издержек от нормативных ложится на цену, на эффективность использования прямых материалов и труда.
Отечественная система бюджетирования на основе нормативных (плановых) издержек построена следующим образом:
Главный бюджет (план)
Нормативные (плановые) калькуляции
на основе действующих (проектных)
норм и нормативов:
Основные материалы
Заработная плата основных производст-
венных рабочих
Общепроизводственные расходы
Учет и анализ отклонений от норм и
нормативов, анализ финансовых результатов
Рис. 1. Система нормативных издержек
Отличительные особенности системы стандарт – кост:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|