Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Вот мое заявление





KEIT ELLIOT GREENBERG

DECEMBER 8,1980

THE DAY JOHN LENNON DIED

КИТ ЭЛИОТ ГРИНБЕРГ

8 ДЕКАБРЯ 1980 ГОДА

ДЕНЬ, КОГДА ПОГИБ ДЖОН ЛЕННОН

 

Посвящается Дженнифер

 

«Дыханье это жизнь моя,

его прервать не смею я»

 

Из стихотворения Джона Леннона,

написанного для школьного журнала.


Глава 1. «Мы все время куда-то спешим»[1]

 

Статуя индейца-лакота внимательно разглядывает высокие фронтоны, терракотовые стены, желтые такси и толпы народа, выливающегося из метро на Семьдесят второй стрит. Под ее неусыпным взором Джон Леннон носится вокруг Дакоты и на ходу строчит записки. Несмотря на то, что его последний альбом во всех чартах идет в гору, бывший «битл» теперь не столько музыкант, сколько отец и муж. До­машние хлопоты — такая штука, если не помечать их в блокноте, обязательно что-нибудь да забудешь. Джон и Йоко, родители пятилетнего сына, просы­паются в восемь утра и перед завтраком составляют список дел на день. В свои сорок лет Леннон отно­сительно здоров. Остались в прошлом шумные по­пойки, которыми отмечена его ливерпульская моло­дость и гамбургский этап карьеры «Битлз». Давно закончился пятнадцатимесячный «Потерянный Уикенд», едва не стоивший ему брака. Среди рок-н-ролльщиков, выросших на «Битлз», считается, что встречать 1980-е надо на кокаине. Но Джон свое уже отторчал и теперь в завязке.



По официальной версии он теперь и сахар не ест. Однако в студии тайком предается, пожалуй, самому безобидному из своих пороков. Джон и Йоко про­шли через фазу вегетарианства и переключились на макробиотику, теперь они питаются цельными ово­щами и рыбой с рисом. Тем не менее, журналист из «Плейбоя», встречавшийся с Джоном в Дакоте, за­метил, что тот до сих пор курит «Синие Голуаз», крепкие французские сигареты, пользующиеся по­пулярностью на Ближнем Востоке.

— Макробиотики не верят в рак, — сказал Джон в интервью. Судя по дальнейшим словам, он вполне отдавал себе отчет, что это самообман. — Мы не со­гласны с тем, что курить вредно. Но если курение нас убивает, значит, мы были неправы.

Тема смерти часто всплывает в разговоре с Ленноном. Как музыкант, он призывает слушателей не верить в то, что земными делами можно заработать место в раю. Однако, лишившись этого утешения, он явно боится умереть раньше срока. Практически в каждом интервью Леннон упоминает о смерти, хо­тя бы для того, чтобы подчеркнуть, что надеется жить долго и счастливо.



Раньше он любил побить непослушных подружек и зарвавшихся коллег, но уже более десяти Джон ис­поведует пацифизм. Он говорит, что если завяжется драка, он убежит с криками о мире. Но он отмечает, что Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг младший тоже отказались от насилия, а их все равно убили.

Семье Леннонов принадлежит квартира в Дакоте, примечательном здании в стиле северно-германского ренессанса, расположенном на улице Централ-Парк-Уэст. Устав быть заложником собственной славы, Джон с 1975 года живет уединенно, большую часть времени проводит дома, не как отшельник, но как про­стой человек. Ведь и после распада «Битлз» популяр­ность Леннона ничуть не пострадала. Поначалу ему казалось, что посвятив столько сил индустрии звукоза­писи, теперь он обязан поддерживать имидж «битла» Джона. Но за пять лет творческого отпуска, как он ска­зал одному репортеру, «невидимый призрак» исчез.

Первый раз Джон женился, когда «битломания» в Англии набирала обороты. Брак был обречен с само­го начала: его уничтожили наркотики, фанатки и слава, а так же печальный семейный опыт, усвоен­ный с детства. Старшему сыну Леннона, Джулиану, как раз исполнилось семнадцать лет, он начал собст­венную музыкальную карьеру. Но лишь когда тяготы звездной жизни остались позади, Джон начал об­щаться с ним в муниципальной квартире в Манчес­тере, или в таунхаусе в Балтиморе. Только вот упу­щенные годы уже не наверстать. Узнав в начале 1975, что Йоко в сорок два года забеременела, Джон по­клялся, что ошибок прошлого не повторит.



Поскольку ему не нужно зарабатывать на жизнь, Джон все время проводит с близкими, занимается с младшим сыном Шоном. Однако, что бы там ни ду­малилюди, он не перестал быть собой. Он следит за современными стилями — нью-вейвом, реггей, даже диско, пишет музыку, решает вопросы. Но там, где Мик Джаггер выходит в люди, Джон сидит дома.

Так лучше для семьи.

Для тех, кто не понимает, все объясняется в но­вом альбоме Джона и Йоко, «Double Fantasy».

Его выход — большой успех продюсера Дэвида Геффена, руководителя лейбла «Геффен Рекордз», дочерней компании «Уорнер Бразерс». Тот, кроме бывшего «битла», сумел подписать договоры с Элто­ном Джоном и Донной Саммер. Как и Джон, он на­чинал, не имея за душой ничего: родители его были беженцами из Палестины, мать владела магазином одежды в анклаве евреев-хасидов в Бруклине, в Боро-Парк. Но заряд энергии, помноженный на спо­собность предугадывать вкусы покупателей музыки, и даже бросать им вызов, позволил ему переплюнуть многих отпрысков богатых фамилий. Причем «Double Fantasy» ушел далеко от таких абстрактных экспериментов, как «Glass Onion», «I Am the Walrus» и «Revolution 9». Джон больше не старался провоцировать слушателей, он хотел просто об­щаться с ними. В песнях альбома читается простота той жизни, которую Ленноны создавали в Дакоте, прославление доброты, романтики, детства.

Что важнее, утверждает Леннон, ему больше не к чему соревноваться с Элвисом Костелло или «Карс». Достаточно выражать через музыку собственную личность и чувства.

С выходом альбома Джон распахнул двери Дако­ты, открывая свою жизнь для прессы и всего мира. Фанаты Джона пришли в восторг — за три недели «Double Fantasy» разошелся тиражом в 700 000 ко­пий. Бывший «битл» выпустил первый сингл 1975 года «(Just Like) Starting Over», не потому что видел в нем большой коммерческий потенциал, а по­тому, что его смысл — возвращение домой, новое начало — лучше всего выражал его текущую позицию. 8 декабря 1980 года песня вышла в США на третье место.

■ ■ ■

В прошлом Джон Леннон редко бывал доволен плодами своей работы, он постоянно жаловался на качество собственных песен. Как-то раз, когда Джордж Мартин, легендарный продюсер «Битлз», сказал ему, мол, твои песни — настоящее сокрови­ще, Джон возразил: «Если бы я мог их переписать, я бы обязательно это сделал».

Подобная неудовлетворенность преследовала Джона во всех его начинаниях, душевное смятение питало его творческий потенциал, но мешало ра­доваться жизни. Но к радости фанатов Джона Леннона в «Double Fantasy» его талант сияет все­ми гранями. Более того, его искусство словно при­обрело новое измерение. Он готов делиться не только болью, но и ликованием. Как можно судить по названию первого сингла, он начинает с чисто­го листа — и в личном плане, и в профессиональ­ном. Прошлое забыто. Словно не было ничего: ни «Битлз», ни саморазрушения рок-звезды, ни попы­ток правительства США выслать его из страны. «У меня такое чувство, будто я сегодня впервые от­крыл глаза», — сказал он в интервью для радиосе­ти RKO.

Джон включает магнитофон и слушает «сырой» микс «Walking on Thin Ice» — танцевальная песня, над которой сейчас работает Йоко в студии «Рекорд Плант», расположенной на Сорок второй стрит, где в 1971 году он записывал «Imagine». Ее основатель Гэри Келлгрен изначально хотел создать такую сту­дию, которая будет похожа не на залитую белым све­том лабораторию, где строгают записи, а на гости­ную дома у музыканта.

Получилось удачно. На «Рекорд Плант» роди­лись «Electric Ladyland» Джими Хендрикса, «Born to Run» Брюса Спрингстина, «Destroyer» группы «Кисс», «Toys in the Attic» «Аэросмитов». Джон с Йоко уже подготовили там демо-версию альбома из тех песен, которые не вошли в «Double Fantasy». Более того, они уже обсуждали и третий альбом. После пяти лет заточения чета готовилась к мирово­му турне.

Джон знал, что будет дальше. Вокруг будет уви­ваться толпа народу: подхалимы, усталые капризные музыканты, организаторы сомнительных моральных качеств. Но он — исполнитель, ему нужна энергия живых концертов. Теперь все будет не так, как рань­ше. Занимаясь воспитанием Шона, Джон окреп ду­хом. А если его занесет на повороте, Йоко уверен­ной рукой наведет порядок. Другой мужчина взбун­товался бы против того, что его ограничивает жена. Джону же нравилось. Он прилюдно называл Йоко «матушкой» и, по собственным словам, считал ее не равной, а даже лучше себя.

«Матушка» не только писала вместе с ним музыку, но и преумножала их состояние. В 1980 году Джон получил отчислений примерно на 12 миллионов долларов, а его имущество оценивалось в 235 мил­лионов. Среди прочего жена приобрела: 250 голштинско-фризских коров молочной породы, дающей самые высокие надои, поголовье целых четырех мо­лочных ферм в штатах Вермонт, Вирджиния, Дела­вэр и Нью-Йорк, стоимостью больше 66 миллионов; два поместья у себя на родине, в Японии; дома на Палм-Бич, в Лорел-Каньон и в старой деревне китобоев Колд Спринг Харбор на Лонг-Айленде. Самопровозглашенный «герой рабочего класса», Джон и не думал извиняться за подобное стяжатель­ство, поскольку чета ежегодно жертвовала десять процентов дохода на благотворительность.

Десятью годами ранее, когда Ленноны переехали в Дакоту, соседям не очень понравилось, что их мрачный, закопченный дом привлек такого персона­жа. Девятиэтажное здание, запоминающееся готичными очертаниями, и без того пользовалось дурной славой: Роман Полански снимал здесь «Ребенка Роз­мари», а среди бывших жителей числился киношный Франкенштейн, Борис Карлофф и несчастная Джуди Гарленд. И все равно их не радовала перспек­тива, что буйные толпы папарацци будут тушить бычки о черных змей и горгулий, украшающих массивную ограду.

Когда Ленноны сняли квартиру актера Роберта Райана на седьмом этаже с видом на Центральный парк, соседи подивились тому, что бывший «битл» с супругой так же стремятся к уединению, как и все остальные. Они не устраивали шумных вечеринок, и жаловаться было решительно не на что. К тому времени, как чета Леннонов решилась на покупку (в 1973 они приобрели пять квартир, общей сложнос­тью в двадцать пять комнат), их не просто терпели, а даже любили. Каждый год Йоко устраивала япон­ский праздник для всего дома, с палочками для еды, а сама играла с сыном и тихо беседовала с Джоном или подругой и соседкой Лорен Бэколл, к 8 декабря 1980 года закончившей сьемки триллера «Фанат» об актрисе театра, которую преследует поклонник-убийца.

 

Глава 2. Вот мое заявление

 

Было утро 8 декабря 1980 года. Газеты, пестря­щие рекламой торговых центров, авиалиний и свежих фильмов, вроде «Бешеного быка» и «Рядо­вого Бенджамина», сообщали жителям Нью-Йор­ка, что в город прилетает свежеизбранный прези­дент Рональд Рейган с женой. У него запланирова­на встреча с Терренсом Куком, католическим кар­диналом Нью-Йорка, и обед с самым молодым чле­ном семейства — Роном Прескотом Рейганом. Первая чета страны весьма удивилась, узнав, что двадцатидвухлетний танцор балета вдруг решил жениться на сожительнице, Дории Палмиери, и Рейган-старший решил лично обсудить этот во­прос с сыном. Мать жениха объявила, что ее на встрече не будет.

Америка с трудом приходила в себя после войны во Вьетнаме, Уотергейта, телерепортажей о «студен­тах» в Тегеране, с воплями сжигающих звездно-по­лосатый флаг, и карикатур на президента Джимми Картера. Сорок два человека, захваченных в посоль­стве США, до сих пор содержались под стражей.

Днем ранее Иран с большой помпой отметил четы­рехсотый день взятия заложников. Восьмидесятиче­тырехлетний аятолла Рухолла Хомейни, прекрасно осведомленный, как болезненно воспринимают американцы его суровый лик в черном тюрбане, провозгласил исламскую революцию «завоеванием сердец» и призвал последователей экспортировать ее в другие страны.

После добропорядочного, но слишком мягко­го Джимми Картера, киноковбой Рейган во мно­гих домах воспринимался, как новый шериф в го­роде, быстрый пистолет которого будет вселять страх и в бородатых исламистов, и в коварных коммуняк из Советского Союза. Его сторонники полагали, что он пришел к власти в самый нуж­ный момент. Прошел год с тех пор, как Советы вторглись в Афганистан, на горизонте маячил конфликт между востоком и западом, которого все давно боялись. Пока пролетевший на выборах Картер страдал от позора с захватом заложников в Иране, его правительство 7 декабря гневно заяви­ло, что судя по определенным признакам, кон­тингент советских войск, размещенный в Восточ­ной Германии и Чехословакии, численностью от трехсот до четырехсот тысяч человек, готов пере­сечь границу Польши. В Ватикане папа Иоанн Павел II[2] во время праздника Непорочного зача­тия вознес молитву Деве Марии, дабы защитила она его родную страну.

— В сей трудный час я говорю, как сын Польши, моей любимой родины, — сказал понтифик. — От­туда приходят весьма грозные вести. Мы все надеем­ся, что тревога окажется ложной.

Пока в Европе католическая церковь вела борьбу с левыми силами, в центральной Америке схлестну­лись леворадикальное крыло веры, исповедующее теологию освобождения, и правые правительства, традиционно пользующиеся поддержкой США. Не прошло и недели с тех пор, как на проселочной до­роге в Сальвадоре нашли тела монашек Иты Форд, Мавры Кларк и Дороти Кейзел и религиозного со­циального работника Джины Донован. Первые две были родом из Нью-Йорка, вторые — из Кливлен­да. В ходе воскресней мессы в митрополическом ка­федральном соборе Сан-Сальвадора епископ Артуро Ривера-и-Дамас заявил, что «за гонениями на церковь, а главное, убийствами служителей церкви, стоят силы госбезопасности и ультраправые банды. Таким образом, мы обвиняем во всем правящую хунту». В результате, администрация Картера пре­кратила военную и экономическую поддержку Сальвадора. Наблюдателям очень хотелось знать, какую политику в отношении центральной Амери­ки будет проводить Рейган, полагающий, что борь­ба с коммунизмом важнее любых идеологических разногласий.

Джону Леннону нравился Джимми Картер. То, что родное правительство поддерживает военных преступников, трогало его сердце куда сильнее, чем угрозы и черные дела коммунистов и мусуль­ман-шиитов. Во времена личного протеста он бы присоединился к сборищу последних хиппи и йиппи[3] в Юнион-сквер парк, где нового президента клеймили демагогом. Но Джон повзрослел, Рейган честно победил на выборах, а в США на глазах крепчали консервативные настроения.

О центральной Америке Джон предпочитал помалкивать также, как не видел смысла обсуждать голодовку десятка членов Ирландской Республи­канской Армии (ИРА), сидящих в тюрьме в север­ной Ирландии. Как у многих жителей Ливерпуля, где даже футбольный клуб «Эвертон» изначально назывался ирландской католической командой, в жилах Джона Леннона текла своя порция ирланд­ской крови. В альбом 1972 года «Time in New York City» вошли две песни в поддержку обретения ше­стью графствами северной Ирландии независимости от Британии. Это «Sunday Bloody Sunday» (не путать с песней группы U2, где речь тоже идет об убийстве двадцати семи человек во время де­монстрации за гражданские права в Дерри, север­ная Ирландия) и «The Luck of the Irish», изобилу­ющая упоминаниями тысячи лет «пыток и голо­да», и «английских бандитов», насилующих и губящих народ. Но после выхода «Double Fantasy» Джон не хотел больше поднимать скольз­кую тему.

В Нью-Йорке, где каждый пятидесятый белый числился в предках Ниалла Девяти Заложников — ирландского короля V века, чиновники не могли позволить себе такую политику молчания. Сенатор Альфонс Д'Амато полетел в северную Ирландию на встречу с семьями голодающих. Мэр Эд Коч выра­зил сочувствие ирландским повстанцам, напомнив избирателям, что горожане ирландского происхож­дения голосуют за него гораздо активнее, чем сопле­менники-евреи.

Коч любил слушать «Битлз» в служебном авто. В плане текстов и музыки мэр отдавал предпочтение Полу Маккартни, но Джона Леннона любил и це­нил как человека, и радовался тому, что бывший «битл» переехал жить в Нью-Йорк. По словам Коча, соседи, прохожие и хозяева магазинов при виде Леннона приходили в восторг: «Всякий, кто ценит анонимность, обретает ее в нашем городе. Люди с уважением относятся к личному пространству окружающих. Когда известный человек появляется на улице, никто к нему не лезет».

Высокий, лысеющий, то веселый, то раздражи­тельный, студентом Коч жил в Гринвич-виллидж и ходил на демонстрации в защиту гражданских прав и против войны во Вьетнаме. В 1977 году, претен­дуя на должность мэра, он назвал себя «адекватным либералом», и основным приоритетом обозначил «законность и правопорядок», чем привлек рабо­чий электорат из таких районов, как Бэй-Ридж, Бруклин, Вудсайд, Квинс. Когда во время предвы­борной кампании Рейгана Коч пригласил его в свою резиденцию, многие сочли этот жест заигрыванием с консервативными республиканцами. Других сторонников мэр оттолкнул, ради эконо­мии бюджета закрыв Сиднэмскую больницу в Гар­леме, существенную часть персонала которой со­ставляли афроамериканцы. Его обвинили в расиз­ме и пренебрежении нуждами черного населения. Тем не менее, к концу 1980 года его популярность у народа была достаточно велика. Когда он в толпе кричал — «Ну как я вам?», вокруг раздавались воз­гласы одобрения.

Есть мнение, что золотой миг его мэрства при­шелся на апрель, когда водители автобусов и метро устроили забастовку. Коч в знак протеста вышел на Бруклинский мост, где стал здороваться с пассажи­рами, пешком добирающимися на работу в Манхеттен.

— Все было однозначно, — вспоминал он впос­ледствии. — Жители Нью-Йорка в ответ на проти­возаконную забастовку сказали: «Ну вы и мудаки. Подождите, мы еще с вами разберемся». Это было чудесно. Практически звездный час нашего города.

Как Леннон в былые времена, Коч весьма смачно выражал свое недовольство. В 1965 году он вопреки линии партии поддерживал бывшего мэра, Джона В. Линдсея. Когда Линдсей выступил в пользу его со­перника, между ними разгорелась вражда.

— Если честно, я не слишком уважаю Джона Линдсея, — заявил Коч. — По-моему, он не отлича­ется умом. Он не ценит всего, что я для него сделал. Под его руководством город тратил деньги, которых у нас не было. А мне теперь приходится за ним раз­гребать финансовые проблемы.

В ходе предвыборной кампании Коч при малей­шей возможности радостно лил грязь на предшест­венника. Линдсей обратился к общему другу, чтобы тот вступился за него.

— Он просил, чтобы я перестал его ругать, — по­ведал Коч. — Иначе ему пришлось бы уехать из го­рода, вот как его допекли мои замечания.

В конце концов, Коч согласился на некий ком­промисс, поклявшись больше не упоминать имя Джона Линдсея.

— Если мне потребуется что-нибудь о нем рас­сказать, — пообещал он, — я буду звать его Мэр Икс.

■ ■ ■

Эллен Чеслер, руководитель аппарата у Кэрол Беллами, президент городского совета и будущей главы ЮНИСЕФ, а так же первая женщина, избран­ная на общегородской пост, работала на том же эта­же, что и мэр. И последние три года жила в том же доме, что Джон Леннон.

Чеслер, американский историк, впервые попала в Дакоту, когда ее пригласили на праздник домой к Бетти Фридэн. Та, соосновательница Националь­ной организации женщин (НОЖ), и самая извест­ная феминистка страны, отлично вписалась в бо­гемную атмосферу этого здания. Чеслер была оча­рована.

— В Дакоте было множество интереснейших лю­дей, представителей мира искусства, — сказала она. — В здании было грязновато. Он же старое, ме­стами ветхое, но архитектура просто потрясает.

Когда в 1977 году появилась возможность недо­рого взять там квартиру, Чеслер с мужем-адвокатом немедленно переехали туда.

Местный фольклор гласит, что Дакота стала пер­вой высоткой, построенной за пределами центра го­рода, примерно в миле от его границ, а имя получи­ла в честь далекой Территории Дакота. Но в прессе нет упоминания этой истории вплоть до 1933 года, когда дому уже было пятьдесят лет, так что скорее всего застройщик просто хотел выразить уважение растущему западу Америки. В 1980 году, до того, как на здание, по выражению Чеслер, «навели лоск» и продали инвестиционным банкирам, его социально ответственные жители с умеренным доходом встре­чались в лифте с Леннонами, Бэколл, дирижером Леонардом Бернштейном и певицей Робертой Флэк.

— Там жили отличные люди, — сказала Чес­лер, — кинопродюсер, торговец антиквариатом. Де­ти вместе играли во дворе и в коридорах дома. Это была чудесная община. Моим детям очень нрави­лось.

Уроженка Огайо, Чеслер в 1964-ом попала на концерт «Битлз» на муниципальном стадионе Кливленда. Едва Джон, Пол, Джордж и Ринго вы­шли на сцену, фанаты рванулись вперед, лезли по головам, устроив на трибунах большую свалку. По­ложение настолько вышло из-под контроля, что бук­вально через несколько песен концерт пришлось прекратить, и «битлов» эвакуировали со стадиона.

Через два года «Битлз» привезли на брониро­ванном грузовике. И снова озверевшие фанаты прорвали ограждение и полезли на сцену. Посре­ди концерта музыкантов утащили в машину и объявили, что если порядок не будет восстанов­лен, группа уедет. Фанаты, скрипя зубами, верну­лись по местам, и спустя сорок пять минут шоу продолжилось.

Воспитание помешало Чеслер подойти к Джону и поведать свои воспоминания о визите «Битлз» в Кливленд. Буйный Шон Леннон со всеми общался легко и непринужденно, но его родители сохраняли дистанцию, и Чеслер с мужем хорошо их понимали.

— Никаких претензий, — сказала она. — Все-та­ки Джон Леннон — это Джон Леннон.

■ ■ ■

 

На милю к югу от Дакоты другой почитатель Леннона готовился к величайшему дню в жизни.

В районе 11 утра в отеле Шератон проснулся и нацепил на нос очки двадцатипятилетний Марк Дэ­вид Чепмен, ничем не примечательный, низенький и полный гость из Гонолулу. Хотя погода на дворе стояла непривычно теплая для декабря, с Центрального парка по Седьмой авеню дул сильный ветер. Ввиду того, что ему предстояло провести на улице долгое время, Чепмен оделся потеплее. Под свите­ром песочного цвета у него было термобелье, на но­гах — скромные синие слаксы и туфли из коричне­вой замши.

У Чепмена было предчувствие, что больше он сюда не вернется. Так что он разложил для полиции ряд вещей. Среди них была Библия в кожаном пе­реплете. Открыв Евангелие от Иоанна, он взял ручку и исправил название на «Евангелие от Джо­на Леннона».

Чепмен достал любимую книгу, «Над пропастью во ржи», об одиноком подростке, который у себя в голове ведет войну с «жуликами». Распахнув блестя­щую красную обложку, он написал: «Вот мое заявле­ние», подписавшись именем главного героя — Холденом Колфилдом.

■ ■ ■

На пике славы «битлы» часто оказывались запер­тыми в отеле, потому что у них под окнами буянили толпы поклонников, так что связью с внешним ми­ром им служили помощники. В первые годы жизни в Нью-Йорке Джон боялся поворачиваться спиной к восторженным почитателям, мало ли кто схватит его за волосы. В былые дни люди так и норовили от­тяпать ножницами локон-другой, или вцепиться в него со всей дури. Но теперь Джон расслабился: с одной стороны, фанаты были повсюду, с другой — они научились вежливо обращаться к нему. Чувст­вовать признание Джону нравилось куда больше, чем бегать ото всех.

— Я гуляю по этим улицам вот уже семь лет, — сказал он на радио Би-Би-Си. — Просто выхожу за дверь и иду в ресторан. Знаете, как это здорово? Или пойти в кино. Конечно, люди подходят и про­сят автограф, или просто здороваются, но больше не пристают ко мне.

До увлечения макробиотикой Джон с Йоко мог­ли нагрянуть в Нижний Ист-Сайд, сесть за столик в древнем кошерном ресторане «Ратнер», заказать сер­дитой официантке с еврейским акцентом блинчики. Джон был завсегдатаем «Хисае», расположенного рядом с Дакотой, брал там домой рыбу с овощами, или кусок шоколадного пирога, испеченного согласно принципам макробиотики, на меду вместо сахара.

Люди часто видели, как Джон ведет за руку сына к педиатру, а потом среди прочих родителей сидит в приемной с газетой или журналом. Несмотря на то, что бессчетные помощники семейства Леннонов раз­вивали бурную деятельность, Джон находил дома ти­хое место, где учил Шона рисовать, читать и писать.

В 1979 году Джон с Йоко попытались объяснить фанатам свой выбор, отправив в «Нью-Йорк Таймс» статью с заголовком «Любовное письмо от Джона и Йоко. Тем, кто спрашивает нас что, как и почему». В послании говорилось, что они ценят семейную жизнь и город, где можно жить так, как им нравится: «Дома у нас очень уютно. Шон у нас умница. Цветы растут. Кошки мурлыкают. Солнце ли, дождь ли, снег ли — город сияет». Отказ от публичности, говорят они, ни в коей мере не означает, что им безразличны те, кто любит их самих и их музыку. «Если вы дума­ете о нас, — подчеркивается в письме, — помните: наше молчание — это молчание любви, а не равно­душия».

Несомненно, Ленноны были неравнодушны к Нью-Йорку.

В три с половиной года Джон с Йоко устроили Шону визит в дом Гейла, гарлемский приют для детей матерей-наркоманок. Также они послали туда еду и одежду вместе с чеком на 10 тысяч долларов.

В день благодарения чета пожертвовала нуждающимся 1200 пакетов со свежими фруктами, изюмом и орехами, а также шерстяные шарфы. Они организовали доставку тысяч корзин с подарками старикам, неспособным выйти из дома, и малолетним преступникам, заключенным в споффордской следственной тюрьме в Бронксе.

«Сегодня день благодарения, — гласила приложенная записка. — Мы думаем о вас и желаем вам счастья… С любовью, Джон, Йоко и Шон».

Фотограф Боб Груен, друг Джона, предложил бывшему «битлу» попозировать в самой спокойной обстановке. На снимке Леннон, в майке с надписью «New York City», стоит на крыше, а за его спиной виден силуэт Манхеттена.

Джон бесконечно гордился ливерпульским происхождением и акцентом, но Нью-Йорк любил так сильно, как можно любить только дом. «Здесь нет агрессии», — говорил он. В этом городе бывший «битл» и его семья чувствовали себя в полной безопасности.

 

Глава 3. «Эту боль не объяснишь»[4]

 

Пол Маккартни наслаждался уединением.

В Сассексе, у себя в поместье, он практически не смотрел телевизор, не слушал радио и даже на ночь выключал телефон. Как и Джон, которого он проклинал, ненавидел и любил, как родного брата, Пол не упускал возможности отгородиться от мира и блаженствовать в кругу семьи. Если были важные дела, ему хватало самодисциплины, чтобы их запомнить. 8 декабря он размышлял о назначенной встрече с Джорджем Мартином, бывшим продюсером «Битлз». Они снова работали вместе над новым альбомом Пола.

Поклонники «Битлз» разделились на несколько лагерей. Одни в развале великой четверки обвиняли Йоко. Другие говорили, что Пол слишком попсовый для авангардного Леннона, и слишком властный чтобы придти с ним к согласию. Маккартни давно стал толстокожим, но все равно болезненно воспринимал критику в свой адрес. Зато его утешал тот факт, что за последние десять лет он достиг куда большего успеха, чем прочие «битлы».

Джордж Харрисон записал целый ряд альбомов, но с 1976 года ни разу не играл вживую. Ринго Старр поначалу выстрелил несколькими хитами, но теперь дела у него шли нешатко и невалко. Ну а Джон с 1975 года вообще был в творческом отпуске.

В свою очередь Пол вместе с Денни Лейном, бывшим гитаристом и певцом «Муди Блюз», в 1971 организовали новую группу, «Вингз», и теперь были на пике славы. Каждый из их двадцати трех синглов вошел в американские чарты «Топ-40». Правда, год выдался тяжелым, а началось все в январе, когда По­ла арестовали в Токио за ввоз полуфунта марихуаны (среди поклонников «Битлз» бытовала теория заго­вора, мол, это Йоко сдала Пола властям своей роди­ны). Пол провел за решеткой девять дней, а потом был выслан из страны и на десять лет стал персоной нон-грата.

Когда «Вингз» собрались вместе, они начали писать новые песни и чистить неизданные. С ок­тября они работали над девятым альбомом в «Эйр Студиос» Джорджа Мартина, на Оксфорд-стрит в Лондоне.

Пол верил в успех. В конце концов, год назад «Coming Up» стала шестым хитом, занявшим в США первое место. Торжество Пола в «постбитловскую» эру было столь вызывающим, что роди­лось мнение, будто Джон, выпустив «Double Fantasy», хотел утереть ему нос. Сам Маккартни в этом не сомневался.

Они вечно соревновались друг с другом с того самого мига, как Пол увидел шестнадцатилетнего Джона (в клетчатой рубашке и с прической под Эл­виса) на сцене в саду вултонской церкви Святого Петра, где тот пел «Be-Bop-A-Lula».

Сперва Пол решил, что Леннон смотрит на аудиторию надменно и вызывающе — он не по­нял, что близорукий Джон вообще едва видит слушателей. После концерта ребята познакоми­лись, и Маккартни, это потом вошло в привычку, сразу начал исправлять будущего соратника. Он настроил Джону гитару (это никогда у Леннона не получалось), а потом написал ему правильный текст «Be-Bop-A-Lula» и «Twenty Flight Rock» Эд­ди Кокрана.

У обоих музыка была в крови. Дедушка Пола, Джо (не путайте с Уилфридом Брэмбеллом, тем са­мым сердитым ирландским дедом из «A Hard Day's Night»), играл на тубе в строе ми-бемоль. Отец По­ла, Джим, в 1920-х был фронтменом в «Джаз-группе Джима Мака». Дома он держал трубу и пианино, купленное в музыкальном магазине, принадлежащем семье будущего менеджера «Битлз», Брайана Эпштейна, и учил сына различать инструменты в песнях по радио.

Пол хотел играть на гитаре, но счел, что это слишком трудно. Он был левшой и не мог извлечь правильный звук из нейлоновых струн. Лишь уви­дев на плакате другого левшу, Слима Уитмена, чья кантри-песня «Rose Marie» в 1955 году попала на вершину британских чартов, он догадался переста­вить струны наоборот.

По какой-то причине, возможно, благодаря тому, что мелодии Аппалачей уходили корнями в народ­ные песни кельтов и британцев, Уитмен и другие кантри-певцы очень сильно повлияли на музыкаль­ную сцену Англии; Ринго Старр даже успел посту­чать на барабанах в группе «Дикий Техас». В 1956 году в Соединенное Королевство пришел скиффл, сплав американского фолка с блюзом и джазом. Прославил его Лонни Донеган, выросший в восточ­ном Лондоне, сын шотландского скрипача. Стиль строился на трех простых аккордах, и через пару ме­сяцев скиффл-группы, как грибы после дождя, вы­лезли по всей стране, от Брайтона до Абердина.

Учась в средней школе Квори Бэнка, Джон при одобрении и поддержке мамы, Джулии, собрал пер­вую группу, «Кворимен» — ироничная отсылка к тексту школьного гимна («Люди Квори сильны еще до рождения»). Когда к нему присоединился Пол, они сперва взяли название Beetles, если верить ле­генде, то ли в честь девичьей группы из фильма «Ди­карь» с Марлоном Брандо, то ли в честь «Сверчков» Бадди Холли. Потом стали Silver Beetles. И, нако­нец, Beatles.

Идея принадлежала Джону — реверанс в сторону бит-музыки, пришедшей на смену скиффлу в про­мышленных регионах на севере Англии. Потом Леннон будет прикалываться, мол, ему было виде­ние горящего пирога в небесах, объявившего: «От­ныне вы Beatles, через „а“».

Из всех, кто был в те времена рядом с Ленноном, лучше всего его проказливую сущность понимала мать. Натуры творческие, Джулия и Джон с трудом уживались среди нормальных людей. Окружающие считали их «тупицами», они же платили им презре­нием. Джулия любила прикалываться: например, на­девала очки без стекла, а потом сквозь оправу терла пальцем глаз. Вопреки тому, что ожидалось от жен­щины ее поколения, искрометная рыжеволоска ни­чуть не стеснялась ни собственной чувственности, ни того, что нажила со своим парнем, Бобби Дайкинсом, двух дочерей вне законного брака. К до­машним хлопотам она питала отвращение, и всячес­ки это демонстрировала, например, вытирая пыль, изображала танцевальные па.

У себя в семье Джулия считалась плохой матерью, а потому большую часть детства Джон прожил у ее сестры, Мими. Но каждый поход в гости к маме за­поминался надолго. Как-то раз она развлекала дру­зей Джона тем, что подметала полы с женскими рей­тузами на голове.

Джон любил ее сильнее всех на свете. 15 июля 1958 года он сидел с Джоном Дайкинсом у нее дома, когда в дверь постучал полицейский.

— Ты сын Джулии? — спросил он.

— Есть такое дело.

— Прими мои соболезнования. Твоя мать по­гибла.

Джулия, выходя от Мими, наткнулась на друга Джона, Найджела Уолли. Им было по пути, так что они вместе шли по Менлав авеню, шутили и смея­лись, а потом Найджел, попрощавшись с Джулией, свернул к дому на Вейл Роуд.

Пройдя ярдов пятнадцать, он услышал визг колес, а потом удар. Подросток крутанулся на месте, и его глазам предстала кошмарная сцена. Тело матери его друга пролетело по воздуху сотню футов, и рухнуло на землю.

Джулию сбила машина «Стэндэрд-Вэнгард», в которой ехал с работы полицейский Эрик Клейг.

— Миссис Леннон просто выскочила на дорогу перед машиной, — заявил он впоследствии. — Объехать ее было просто невозможно. Я не превышал скорость, честное слово. Просто так вышло, иногда жуткие вещи случаются сами собой.

Официальная причина смерти: повреждения мозга осколками черепа.

У Джона это не укладывалось в голове. Только что рядом была гордая, независимая женщина сорока четырех лет отроду, и вот ее не стало. «Эту боль не объяснишь, — пел он в 1970-м. — У меня погибла мама».

— Я потерял ее дважды, — поведает Джон журна­лу «Плейбой». — В первый раз в пять лет, когда ме­ня забрали к тете, а второй — когда она умерла. Мне стало еще горше. Детская травма просто разрывала меня на части. У нас только-только наладились от­ношения, и тут она погибла.

■ ■ ■

Как бы не собачились Маккартни с Ленноном, у них было одно горе на двоих. За восемь месяцев до встречи с Джоном Пол тоже потерял мать. Мэри, ра­ботавшая акушеркой, умерла от эмболии во время операции по удалению молочной железы. Хотя Пол, в отличие от друга, скрывал свою боль, но он тоже назвал ребенка в честь матери, и воспел в песне «Let It Be» «Маму Мэри», несущую утешение. В будущем и тот, и другой захочет, чтобы жена участвовала в жизни группы — признак того, что обоим для ду­шевного спокойствия необходимо, чтобы любимая женщина была рядом.

Маккартни-старший всегда считал Джона «дур­ной компанией». И в самом деле, прилежный уче­ник Пол, связавшись с Ленноном, потерял интерес к учебе. Стоило отцу выйти за порог, он звал в гос­ти друга, и они вместе писали песни. Это было уди­вительно, учитывая, что английские звезды того времени либо перепевали американские хиты, либо покупали мелодии у признанных композиторов. Поначалу Пол больше тяготел к музыкальным изы­скам и красивым историям, а Джон стремился вы­плеснуть боль и гнев. Он пел с ярким ливерпуль­ским акцентом, не пытаясь подражать американской манере исполнения.

Естественно, на ребят сильно повлияли черноко­жие певцы, такие, как Литл Ричард и Сэм Кук, а так же неизменное почтение ко многим элементам чер­ной культуры в США. И хотя в их песнях просле­живаются американские ритмы и мелодии, Мак­картни с Ленноном быстро нашли собственный, уникальный стиль. Многие верят, что из толпы кон­курентов «Битлз» выделяла сила и искренность, зву­чащие в голосе Джона. И хотя Пол с Джорджем, как музыканты, превосходили Джона, его летящая, но мягкая манера игры привносила в музыку страсть и затейливость.

Иногда Пол придумывал начало песни, а Джон доводил ее до ума. Бывало, текст, написанный од­ним из них, не требовал доработки. Оба верили, что станут звездами, а потому старались делать коммер­ческий продукт. Но если Полу нравились роман­тичные, обнадеживающие песни, то Джон придер­живался мнения, будто певец должен выражать лич­ные переживания.

Слова Джона: «Можно сказать, что Пол привно­сил легкость и оптимизм, а я выбирал печаль, диссо­нанс, налет блюза».

Однако по версии Пола было бы ошибкой счи­тать его тихоней, приписав весь запас хард-рокового цинизма исключительно Леннону. О черном юморе Джона не написал только ленивый, но и Маккартни временами прохаживался на тему матери Леннона, жившей не пойми как, а так же любил шпынять Джона по мелочам. Линда Маккартни впоследствии признала, что дома муж бывал «неприятно резок».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.