Сделай Сам Свою Работу на 5

Чтение слов из нового текста в виде горки





 

 

Под "полем зрения" понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении "поле зрения" очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций: сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется, не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз. Данный приём способствует формированию навыка вертикального чтения текста.

Кто быстрее?

Найти в тексте заданное предложение.

Считаем строки

Формируется понимание при счёте строк. Дети при вертикальном движении глаз считают строки., просматривая каждую строку на один удар метронома.

Чтение — спринт

На максимальной скорости, читая "про себя", найти ответы на заданные вопросы.

Вертикально — слаломное чтение

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально — слаломно по странице, пытаемся найти существенную информацию.

Буксир

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст "про себя", стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком — либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет.



Губы

Это упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения "про себя" и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде читать "про себя" дети прикладывают палец левой руки. Либо можно за- жать карандаш зубами.

Клин клином вышибают

Наиболее трудноискоренимым во время чтения " про себя" является проговаривание слов в мозгу, т.е. речевом центре. Необходимо записать на кассету ритм метронома. Читать надо под этот ритм и при чтении делать движения. Например, вытянуть левую руку и под каждый удар выпрямлять по одному пальцу, а потом их же и сгибать тоже по одному.

Чтение слов наоборот

Этот приём позволяет тренировать внимание учеников. Когда ребёнок мысленно читает слово задом наперёд, он должен представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Необходимо подчеркнуть, что тренировать способность концентрироваться нужно при помощи мысленного чтения слов задом наперёд.



Игра в прятки

Учитель начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает

Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Гимнастика для глаз

Вот несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-б раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-З рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое З- 4 раза с интервалом в 1-2 минуты.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 —2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-З секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.



6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение. Таблицы А. Т. Степанищева направлены на развитие у детей периферического зрения- умения видеть без движения зрачков глаз одновременно несколько слов, что также способствует улучшению техники чтения.[39]

 

 

 

Работа с таблицами проводится следующим образом: на уроке ученики удерживают таблицу перед собой. Считывают её, удерживая взгляд на центральном квадрате. Работа с первой таблицей ведётся до тех пор, пока ребёнок не научится считывать все знаки[39].

 

На уроках литературного чтения я часто использую таблицы скорочтения (приложение Д[43].

Эти таблицы дети читают хором, используем жужжащее чтение. Дети читают со слога указанного учителем. Находят и читают строку по первому слогу, указанному учителем. Читаем громко, тихо, быстро, медленно.

Используя таблицы (приложение Е) также можно повысить темп чтения. А читаем мы их так: "Красный, зелёный, зелёный,жёлтый..". "Большой красный, маленький зелёный, маленький зелёный, маленький жёлтый,…"

Можно изготовить таблицу с квадратами, треугольниками или другими фигурами.

Таблица (приложение Ж) может использоваться учителем в самом начале обучения чтению. Работа по ней ведётся также как по предыдущим. Таблицу можно предложить детям раскрасить, тем самым усложнить работу над ней. Раскрашивание таблицы будет способствовать развитию мелкой моторики руки.

Дети моего класса любят работать по сборнику"Как научить ребёнка быстро читать"авторами которого являются О.В. Узорова и Е.А. Нефёдова. Авторы предлагают читать набор несвязанных между собой предложений на время, а мы же придумали новый вид работы:

Приложение З [48].

Читаем с 1 по 52 предложение, а потом, наоборот, с 52 по 1. Учитель читает первое слово в предложении, а дети находят это предложение и продолжают чтение. Читаем предложения в разном темпе, с разной интонацией. Набор несвязанных между собой предложений не даёт ребёнку "допридумывать" (что дети часто делают при чтении текста – знакомого или незнакомого) окончание предложения. Развивается угол зрения, память, внимание, скорость чтения. Предложенные творческие упражнения, при их систематическом применении на уроках литературного чтения, способствуют повышению качества навыка чтения.

 

 

2.3 Анализ результатов эксперимента

 

После проведённого эксперимента был осуществлён повторный сбор информации по диагностикам, которые были описаны в подразделе 2.1. В результате было обнаружено, что навык чтения у учащихся экспериментального класса приобрёл положительную динамику: увеличилась скорость чтения, улучшилось качество понимания прочитанного, а в связи с этим выразительность чтения. Уменьшилось количество ошибок, допускаемых при чтении. В контрольном классе эти показатели изменились незначительно. Анализ оценок за технику чтения в экспериментальном классе показал значительное улучшение параметров. Качество чтения к концу второго класса возросло на 15%. В первом классе оно составляло 73%, к концу второго класса-88%.(рисунок 1)

 

Рисунок 1- показатели качества чтения учащихся экспериментального класса

 

Рисунок 2 - показатели качества чтения учащихся контрольного класса

 

Показатели скорости чтения учащихся в экспериментальном классе значительно увеличились во втором классе по сравнению с первым годом обучения. В контрольном классе эти показатели претерпели незначительные изменения. Это видно из таблиц 4 - 5.

 

Таблица 4 – процентные показатели скорости чтения к концу первого класса

Темп чтения ЭК КК
Норма 38% 44%
Выше нормы 26% 24%
Ниже нормы 34% 32%

 

Таблица 5 – процентные показатели скорости чтения к концу второго класса

Темп чтения ЭК КК
Норма 34% 44%
Выше нормы 46% 20%
Ниже нормы 19% 36%

 

К концу второго года обучения учащиеся экспериментального класса стали допускать меньше ошибок при чтении. Показатели этого параметра в контрольном классе значительно не изменились (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – количество детей, допускающих ошибки при чтении

 

К концу второго класса в экспериментальном классе увеличилось качество понимания прочитанного.Это видно по таблице 4.

 

Таблица 4 – качество понимания прочитанного (осмысленность) в первом классе

Качество понимания ЭК КК
Понимают прочитанное полностью 15 человек(57%) 10 человек(40%)
Понимают прочитанное частично 11 человек(43%) 15 человек(60%)

 

Таблица 5 – качество понимания прочитанного (осмысленность) во втором классе

Качество понимания ЭК КК
Понимают прочитанное полностью 20 человек(76%) 13 человек(52%)
Понимают прочитанное частично 6 человек(24%) 12 человек(48%)

 

К концу второго года обучения в экспериментальном классе при проверке осознанности чтения выявлено 6 человек, которые не полностью понимают смысл прочитанного. Лексическое значение некоторых слов этим учащимся непонятно, т.к. русский язык для них не является родным.

Ведётся работа по обогащению словарного запаса детей этой группы.

Повысился интерес детей к чтению. Дети охотно посещают школьную библиотеку, обмениваются книгами из домашней библиотеки. Тематика книг, которые они читают разнообразна. Любят делиться впечатлениями о прочитанном. Проводят презентации любимых книг.

Задачи направленные на развитие техники чтения, которые ставились перед началом эксперимента, были выполнены путём применения творческих упражнений на уроках литературного чтения.

Повышение скорости и одновременно качества чтения повлекло за собой расширение читательского кругозора, что в свою очередь способствовало развитию речи, памяти и внимания учащихся. Расширился словарный запас учащихся. Речь стала более грамотной, выразительной.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента школьники экспериментального класса повысили технику чтения. Считаю, что положительным изменениям способствовала проведённая с детьми работа – использование творческих упражнений на уроках литературного чтения.

 

 

Заключение

педагогический чтения творческий упражнение дети

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.

Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого.Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс совершенствование техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим – не терять приобретенные ранее навыки.

В ходе исследования на основе проведённого анализа научной и методической литературы по теме исследования, были описаны творческие упражнения, направленные на развитие техники чтения учащихся в начальной школе.

Применяя на практике изученные приёмы, прежде всего был выявлен уровень учебных требований, касающихся техники чтения. С этой целью были проанализированы требования программы. В ходе эксперимента были выявлены условия повышения навыка чтения учащихся в 1-2 классе.

В ходе эксперимента были решены следующие задачи:

1)Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования.

2)Обоснована эффективность творческих упражнений как средства развития техники чтения.

3)Определены показатели и уровни развития техники чтения младших школьников.

4)Проведено экспериментальное исследование по применению творческих упражнений развития техники чтения, статистически обработаны и проанализированы полученные в ходе опытно-педагогической работы данные.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, о том что изученные творческие упражнения являются эффективным средством для повышения техники чтения в начальных классах.

Каждому учителю, работающему над повышением качества чтения учеников рекомендуем:

Использовать творческие упражнений на практике с учётом индивидуальных особенностей учеников;

- способствовать развитию речи и читательских интересов учащихся;

- организовать работу семьи и школы, направленную на формирования читательского кругозора учащихся;

- личным примером воспитывать в детях любовь к чтению;

- систематически проводить контроль и анализ техники чтения учащихся.

Следует отметить, что данное исследование не претендует на полное решение вопросов, касающихся развития техники чтения учащихся начальной школы.

Исследования можно продолжить по следующим направлениям:

- нарушения техники чтения учащихся;

- пути преодоления нарушений техники чтения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.