Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация систем звукопередачи





 

Система звукопередачи предназначена для возможно более полной передачи совокупности ощущений из первичного помещения во вторичное. Структурная схема системы звукопередачи приведена на рисунке 1.1, где - входные каналы для подключения источников сигнала (микрофонов, магнитофонов и т.д.), - совокупность устройств для формирования и обработки сигналов (регуляторы уровня, панорамнокодирующие устройства – стереорегуляторы, ревербераторы и т.д.; большая часть этих устройств входит в пульт режиссера); - число раздельных каналов передачи обычно ; - совокупность устройств для воспроизведения сигналов на приемной стороне; - число каналов воспроизведения, - громкоговорители системы воспроизведения. Получателем информации является слушатель.

Рисунок 11.1

Системы звукопередачи классифицируют прежде всего по числу каналов передачи ( ). Различают одноканальные и многоканальные или стереофонические ( ) системы.

К основным разновидностям одноканальных систем относятся:

- монофоническая, для которой (условное обозначение системы ;

- система объемного звучания и моноамбиофоническая с , , ;



- псевдостереофоническая с , , ;

- квазистереофоническая с , , ;

В настоящее время из них, в основном, применяется обычная монофоническая система. С помощью единственного канала сформированный сигнал передается на приемную сторону и воспроизводится одним громкоговорителем. Такое звучание называется монофоническим. Все звуки воспроизведения исходят из единственного источника. Качество звучания получается наихудшим. Но система проста. В основном, применяется для передачи речевых и информационных сигналов. Условное обозначение монофонического формата воспроизведения “1/0”, где первая цифра 1 означает число раздельных каналов для воспроизведения звуковых сигналов, содержащих как прямые, так и отраженные звуки в оптимальном соотношении, а цифра 0 – число каналов, служащих только для воспроизведения реверберирующих сигналов (рисунок 11.2,а).

Рисунок 11.2 – Примеры звуковых форматов

А квазистереофоническая система имеет формат “1/2” (рисунок 11.2,б). К основным разновидностям многоканальных систем относятся:



- обычная стереофоническая (двухканальная) с ; ; обозначение системы ; формат воспроизведения “2/0” (рисунок 11.2,в);

- псеводоквадрафоническая с ; ; или (или стереофоническая), формат “2/2” или “2/1” (рисунок 11.2,г);

- матричные с , , , , , - в зависимости от модификаций систем («Долби-стерео, Суперфон-35, АВС-стерео и др). Форматы тоже разные, например, в Долби-стерео “3/2” или “4/2” (рисунок 11.2,д,е);

Для массового слушателя, в основном, в вещании применяется двухканальная стереофоническая система, содержащая два раздельных канала передачи звука и два канала для воспроизведения звука. Никаких преобразований сигналов стереопары во вторичном помещении не производится кроме регулирования громкости, тембров и стереобаланса. Сигналом обычной стереофонии присущи две особенности две особенности:

1) совместимость – сумма сигналов стереопары должна давать полноценное монофоническое звучание;

2) сигналы стереопары содержат сигналы прямых звуков и их реверберационные продолжения (отраженные звуки) приблизительно в равном энергетическом соотношении.

Стереофоническая передача звука позволяет сохранить качество звучания. Основными признаками качества – комплексом слуховых ощущений – являются следующие:

1) пространственное впечатление, объемность, протяженность звучания. Ощущение расположения источника по глубине и фронту. Местоположение источников можно локализовать.

2) прозрачность или раздельность звучания, т.е. способность слушателя выделить и раздельно воспринимать различные инструменты и голоса.

3) восприятие акустической обстановки помещения (гулкость, звонкость, “воспроизвести” объем помещения);



4) естественность и богатство тембров звучания;

5) баланс громкостей отдельных составных частей звукового образа.

При воспроизведении сигналов стереопары необходимо учитывать различные по величине и знаку разности по уровню ( ), времени поступления ( ), фазе ( ) канальных сигналов, различие временных структур реверберационных продолжений каналов (в дальнейшем будем называть их левым и правым), пространственных и спектральных особенностей. При воспроизведении необходимо учитывать, что зона стереоэффекта (площадь пола помещения, на котором преимущества стереофонии проявляются в достаточной мере) невелика и форма её определяется геометрией помещения, так и расположением громкоговорителей.

Рисунок 11.3

Например, если комната вытянута и громкоговорители расположены по узкой стенке, то конфигурация зоны стереоэффекта, показанная на рисунке 11.3, имеет площадь , оптимальный угол , наилучшее прослушивание по оси, проходящей посередине между расположением громкоговорителей. При смещении слушателя от оси вправо, влево наблюдаются пространственные искажения, которые могут исказить местоположение звукового образа, т.е. неправильно его локализовать.

 

11.2 Способы образования стереофонического сигнала (микрофонные источники)

 

Основным требованием к системе стереофонического является требование совместимости с монофонической системой. Различают прямую и обратную совместимость. Прямая совместимость обеспечивает возможность приема стереофонической программы на монофонический приемник без потери качества. Обратная совместимость – возможность приема монофонической передачи на стереофонический приемник.

Существую следующие способы формирования стереосигнала:

1) (рисунок 11.4)

Рисунок 11.4

В этой системе используются два ненаправленных микрофона А и В, разнесенных в пространстве на расстояние , называемое базой микрофонов, расположенных в первичном помещении, чаще на сцене. - база громкоговорителя, которые расположены во вторичном помещении источника по линии, параллельной линии расположения микрофонов, сигнал на выходах микрофонов различается по уровню и времени прихода . Практика показывает, что , что не позволяет локализовать кажущийся источник звука (КИЗ), а , что достаточно для локализации КИЗ. Такой способ получения присущ временной стереофонии. Он не обладает совместимостью (т.к. при сложении сигналов, различающихся во времени, возникают искажения).

2) (рисунок 11.5)

Рисунок 11.5

В этой системе два направленных микрофона и размещены на одной стойке один над другим под углом . Здесь на выходах микрофонов можно получить , достаточный для локализации КИЗ (создания стереоэффекта). Полученная стереофония называется интенсивностной, т.к. (микрофоны совмещены). Эта система не является полностью совместимой, т.к. нет охвата всей панорамы звуковой картины (микрофоны направленные).

3) (рисунок 11.6)

В этой системе используется один направленный микрофон , другой ненаправленный . Они размещены на одной стойке один над другим под необходимым углом (чаще ). Если с выхода микрофонов сигналы подать на суммарно-разностный преобразователь (СРП), на одном выходе которого получают сумму сигналов , а на другом – разность сигналов , то по результату получаемой стереофонии она будет аналогична способу , т.е. полученная стереофония будет интенсивной.

Рисунок 11.6

Но система является полностью совместимой с монофонической, т.к. вся панорама звуковой картины охвачена микрофоном . В качестве СРП можно использовать мостовую схему (рисунок 11.7).

Рисунок 11.7

Равенство резисторов должно быть полным, иначе не будет полной идентификации каналов. Чтобы была хорошая “развязка”, микрофоны необходимо подключать через трансформаторы ( ).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.