Сделай Сам Свою Работу на 5

Sony Dynamic Digital System





SDDS, представленный в августе 1994, - самый новый и наиболее совершенный цифровой формат звука киноиндустрии.

Разрабатывая SDDS, Sony использовала десятилетия опыта в профессиональном и домашнем аудио для того чтобы предоставить кинозрителям лучший и наиболее качественный звук.

SDDS является продуктом нового отделения Sony Corp., организованого специально для обслуживания потребностей киноиндустрии.

Важным пунктом бизнеса SONY всегда являлось усовершенствование того, как люди слушают и наслаждаются звуком. Сони разработал лучшие технологии звукозаписи с такими нововведениями, как компакт-кассета, DAT запись и CD диск. За последние годы Sony расширила свой бизнес в направлении выпуска качественной программной продукции как для аудиозаписей, так и для кино.

С приходом Sony в Голливуд и ее связи с киноиндустрией, естественно что Сони применяет свой значительный опыт в цифровой звукозаписи для улучшения кинопоказа на широком экране.

В то время как все цифровые форматы звукозаписи дают слышимое преимущество над аналоговыми форматами, которые применялись несколько лет назад, система SDDS является уникальной по своим возможностям предоставления самого высокого качества звука. SDDS превосходит другие цифровые форматы в нескольких важных областях: количество каналов, встроенная цифровая защита (повтор, кодирование) и техника звукового кодирования. В то время, как другие цифровые форматы имеют максимум 6 каналов, SDDS может вместить до 8. SDDS использует более высокий уровень цифрового кодирования или коррекции ошибок для того чтобы сохранить цифровой звук в местах склейки или дефекта пленки без заметного перехода к аналоговому (оптическому) звуку. К тому же SDDS использует собственную технологию снижения информации (шумов), известной как ATRAC, которая предоставляет совершенное качество, сохраняя каждый канал записи "незаметным". Когда эти элементы соединены под известным именем Sony, аудитория слышит звук, который не может быть повторен ни в одном другом цифровом формате.



SDDS - это система записи звука на пленку которая подрузамевает цифровую информацию, напечатанную непрерывно в заперфорационном пространстве (другие цифровые форматы либо помещают информацию в межперфорационном пространстве либо на отдельном синхронизированном CD диске). SONY выбрала технологию Sound-on film из за ее простоты, нет дисков, которые могли бы потеряться и не нужны синхронизирующие системы, которые могут испортиться. Место звука на пленке было выбрано так, как оно предоставляет наибольщий объем для непрерывной записи информации.



На самом деле заперфорационное пространство предоставляет примерно в 4 раза больше места для размешения информации в сравнении с альтернативными схемами, использующими межперфорационное пространство.

Дополнительная информация используется для повышения качества звука а также для повышения степени защиты.

Информация SDDS записана на циановом слое, расположенном под тремя эмульсионными слоями поверхности кинопленки. SDDS использует уникальную технологию дублирования информации, позволяющую обеспечить безошибочное воспроизведение звука. Объясняя это просто - каждая сторона пленки имеет дублирующую информацию ( SDDS инофрмация дублирована на обеихсторонах пленки). Повреждения на одной стороне пленки автоматически корректируются информацией другой стороны. К томуже информация на обоих сторонах записана с задержкой 17 кадров. Так что склейка через всю пленку не отразится на звуке. Аналоговая звукозапись(оптический звук) используется как последняя степень защиты при той маловероятной ситуации, когда обе стороны пленки сильно повреждены. Современная технология SONY коррекции ошибок дает возможность воспроизводить звукозапись в цифровом варианте без неприятных оптических аналоговых перебоев на местах склеек. Независимые исследования подтверждают, что SDDS может служит больше 1000 проекций на стандартном проекторе.



SDDS это профессиональный звуковой формат, предназначенный только для кинотеатров. Его 8 канальная конфигурация с 5 звуковыми акустическими ситемами за экраном будут не к месту в маленьких системах для домашнего просмотра. Фактически это уникальное качество дает SDDS возможность удовлетворить современного зрителя качественным звуком при большеэкранном просмотре. В отличие от других цифровых форматов, которые быстро выходят на бытовой рынок со своими технологиями, SONY намерена сохранить SDDS как исключительную технологию для кинопроката.

Профессионалы киноиндустрии часто оцениваю SDDS как наиболее "аккуратно звучащий". Прежде всего благодаря своей "скрытой" технологии цифрового кодирования и способности воспроизводить до 8 каналов. А целью любого звукового формата - воспроизвести "звуковую атмосферу" фильма для кинозрителей в точности также, как было услышано в студии звукозаписи при производстве фильма. SDDS со своим "неслышным" кодированием каналов обеспечивает точное "один-к-одному" воспроизведение звука в том виде, в котором его одобрил режиссер. Один конкурирующий цифровой формат использует схему высокой компрессии для помещения звука в межперфорационном пространстве. Этот формат использует кодовую технологию, который может вызвать слышымые помехи в некоторых местах звуковой дорожки.

Каждый цифровой формат требует своего собственного воспроизводящего оборудования. И поэтому различные цифровые системы кинотеатров не являются совместимыми между собой. Пленка с SDDS звуковой дорожкой может быть декодирована только SDDS воспроизводящим оборудованием.

SDDS является наиболее совершенным цифровым форматом и таким образом использует наиболее изысканное оборудование. SONY изготавливает оборудование для воспроизведения SDDS по самым высоким механическим стандартам, обеспечивающим многолетнюю эксплуатацию в составе проекционного оборудования. Кроме того оценка стоимости только одного оборудования может быть обманчива. Например один из конкурирующих цифровых форматов предлагает не очень дорогое обрудование, требующее однако дополнительного приобретения проигрывателей CD дисков. Кроме этого необходимо учесть стоимость производства и дистрибьюции звукового сопровождения к каждой копии фильма. Это создает дополнительные затраты.

Tomlinson Holman eXperiment

Не следует думать, что аппаратура или лазерные диски, отмеченные значком "THX", содержат какие-то новые технологии записи или новые принципы декодирования фонограмм. Нет, "THX" - это всего лишь требования к определенным техническим параметрам и совместимости элементов тракта звуковоспроизведения, а также к наличию у тракта определенных технических возможностей.

Кино

В то время как фонограммы фильмов стремительно совершенствовались технически и творчески (конец 70-х годов), кинотеатральная аппаратура звуковоспроизведения (даже та, которая использовалась на стадии создания фильма) оставалась на уровне 60-х годов.

В это время компания Джорджа Лукаса "Lucasfilm Ltd." выдвинулась на одно из самых почетных мест в мировой киноиндустрии. Заработав достаточное количество миллионов, Джордж Лукас решил побороть отставание техники и улучшить качество звукового тракта в кино. Начал он со строительства собственного целевого комплекса аппаратных записи и перзаписи (тонстудий). Для управления техническим обеспечением комплекса, получившего название "Skywalker Ranch", Лукас в 1980 году пригласил Томлинсона Холмана.

На "Skywalker Ranch" Холман руководил оснащением аппаратных записи, озвучивания и перезаписи, контрольного просмотрового зала на 20 мест и кинозала ни 300 мест. После того, как удалось улучшить качество звукового тракта, используемого в процессе создания фонограмм, Лукас и Холиан обратили внимание на тракт воспроизведения звука у потребителя (на первых порах в кинозалах). Так появилась программа "THX".

Как действует программа "THX"? Компания "Lucasfilm" не производит никакого кинотетрального оборудования, но выдает лицензии тем кинотеатрам, которые удовлетворяют определенным требованиям к акустике зала, уровню посторонних шумов и к используемым усилительным устройствам и громкоговорителям.

Главное, чего добивается комитет "THX", - это получение в кинотеатре именно того звучания, которое создатели фильма слышали в зале перезаписи.

Программа "THX" подразумевает, что в сертифицированных ею кинотеатах средний уровень звукового давления един для всех залов: 85дБ для речи. После того, как специалисты "THX" проверят и отладят аппаратуру и акустическую обстановку сертифицируемого кинотеатра, комитет проводит ежегодную проверку на соответствие своим стандартам.

Теоретически кинотеатры с эмблемой "THX" обязаны встретить зрителей следующими достоинствами звучания:

  • прекрасной разборчивостью экранного диалога;
  • неискаженной передачей всего динамического диапазона фонограммы, от легкого шепота до самого громкого взрыва;
  • однородным озвучиванием всех зрительских мест;
  • ровной и широкой частотной характеристикой (бас с 30 Гц с одинаковым уровнем громкости во всем зале).

"THX" дома

"Home THX" - это не название модели или компонента тракта и даже не название определенного технического решения. Это программа лицензирования, предложенная компанием "Lucasfilm Ltd." производителям аудиотехники. "Home THX" является частным случаем получения "Dolby Pro Logic Surround" дома. "THX Lucasfilm" не использует лицензию от фирмы "Dolby Laboratories" на применение "Dolby Pro Logic". Тем не менее, чтобы применить разработанные "THX" специфические добавки к "Pro Logic", изготовитель "THX"-декодера (рис. ) должен иметь лицензию от "Dolby". Как видно, обработка сигналов, согласно замыслу "THX", происходит уже после того, как из декодера "Pro Logic" получены четыре раздельных звуковых канала.

Рис. 4.35. Декодер "Home THX".

Рассмотрим подробнее ключевые особенности подхода "THX" к домашнему кинотеатру.

  1. Дополнительная частотная коррекция.
    Фонограмма, сведенная под акустические условия кинозала, может звучать слишком резко в домашних условиях, когда размер помещения прослушивания и поглощение высоких частот существенно меньше. Для того чтобы восстановить правильный тембральный баланс, вводится высокочастотная коррекция.

Рис. 4.36. Дополнительная частотная коррекция.

  1. Тембральное согласование и декорреляция тыловых акустических систем.
    Человеческое ухо по-разному воспринимает звуки, приходящие спереди и сзади. Даже если источник звука "панорамирует" с фронтальных АС на тыловые или наоборот (пролетающий над головой самолет), он должен сохранять единую тембральную окраску. Поэтому в тыловой канал эффектов вводится частотная коррекция, обеспечивающая тембральное согласование по пространству. Чтобы не было заметно, что тыловых громкоговорителей только два, а звучание получалось бы более рассеянным, "THX" рекомендует схему декорреляции, которая вырабатывает два некоррелированных сигнала из моносигнала канала эффектов.

Рис. 4.37. Тембральное согласование.

  1. Обязателен инфранизкочастотный канал с соответствующим излучателем (сабвуфером) или даже несколькими излучателями.
    В современных фильмах используется масса звуковых эффектов, содержащих самые низкие часоты.
  2. Определенные требования к акустическим системам.
    Сертифицированные "THX" акустические системы должны удовлетворять не только очевидным требованиям к частотным характеристикам, динамическому диапазону и нелинейным искажениям, но и довольно специфическим требованиям к направленности излучения.

Применение излучателей с широкой диаграммой направленности способствует расширению зоны прослушивания и дает больший эффект объемности (при двухканальном стереовоспроизведении), но при этом ранние отражения, особенно от пола и потолка, ухудшают передачу тембров и разборчивость речи. Поэтому в домашнем кинотеатре "THX" фронтальные АС (левый и правый канал) и АС центрального канала должны иметь достаточно широкую горизонтальную и узкую вертикальную направленность. Подобные характеристики направленности, по мнению "THX", обеспечивают хорошую разборчивость речи, правильность тембра, аккуратное "панорамирование" и точную локализацию экранных источников звука.

Задача тыловых АС совершенно другая - создать диффузное поле, передающее акустическую атмосферу, и в то же время в нужный момент выдать "на гора" спецэффекты. Тыловые АС должны излучать "окружающий" звук, и "THX" считает, что для этой цели лучше всего подходят дипольные излучатели, которые, однако, ориентированы на слушателя не передним или задним лепестком, а "нулем". При этом если расположить их над головой слушателя, он будет слышать практически только отраженные составляющие звука.

Существует набор требований "THX" для усилителей (мощность не менее 100 ВТ на реальной нагрузке и другие объктивные характеристики) и даже для соединительных кабелей, которые должны иметь соответствующую маркировку. Для акустических кабелей, соединяющих АС и усилитель, введены также требования к электрическому сопротивлению, емкости и индуктивности.

Передача звука

Общие сведения

По образу звуковых колебаний можно создать электрические колебания с такой же формой кривой, т.е. с таким же спектром. В этом случае в электрических колебаниях будет записана та же информация, что и в звуковых колебаниях. Электрическую копию звука можно передать на большие расстояния, отправить на длительное хранения ("записать"), во много раз усилить и, наконец, когда это понадобится, вновь превратить в звук.

Рис. 5.1. Общая схема передачи звука с помощью электрических сигналов - электросвязь.

  1. На передающей стороне с помощью звуковых волн создается переменный ток, график которого соответствует графику звукового давления, т.е. создается электрическая копия звука.
  2. По линии связи (провода, кабели, радиоэфир ...) электрическая копия звука (переменный ток) передается на приемную сторону.
  3. На приемной стороне с помощью переменного тока создают звук (по электрической копии восстанавливают звуковой оригинал).

Независимо от способа передачи электрического сигнала в любой системе передачи звука должны быть переводчики, превращающие звуковые колебания в электрические и наоборот. Главное требование к переводчику - переводчик не должен врать.

Задача неискаженной передачи звука имеет три основные части:

  1. нужно без искажений преобразовать звук в ток;
  2. нужно, чтобы весь спектр сложного тока без изменения прошел по всем электрическим цепям;
  3. нужно, чтобы сложный ток без искажений преобразовался в звук.

Нарушение точности передачи подразделяют на следующие виды:

  1. потеря акустической перспективы;
  2. смещение среднего уровня сигнала;
  3. ограничение частотного и динамического диапазонов;
  4. маскировка шумами и помехами;
  5. линейные, нелинейные и переходные искажения.

Потеря акустической перспективы получается при передаче акустических сигналов по одноканальным системам независимо от число микрофонов в месте нахождения первичного источника звука и громкоговорителей в месте нахождения слушателей.

Смещение уровней получается из-за того, что слушателю не сообщается значение среднего уровня первичного акустического сигнала. Поэтому слушатели устанавливают средний уровень по своему усмотрению. А так как в устройствах обработки сигналов этот уровень непрерывно меняется, то, как правило, практически невозможно точно восстановить средний уровень, равный среднему уровню первичного акустического сигнала. В результате смещения средних уровней происходит изменение соотношения между громкостями низкочастотных и среднечастотных составляющих.

Тракт передачи сигналов в силу ряда технических и экономических причин ограничивает частотный диапазон сигнала, для расширения которого и применяют частотную коррекцию на низких и высоких частотах передаваемого диапазона.

Ограничение динамического диапазона сигнала обычно определяется сверху появлением перегрузки отдельных звеньев тракта сигналов или возникновением недопустимых нелинейных искажений, снизу - наличием шумов и помех в этом тракте. Чтобы избежать ограничения динамического диапазона сигнала, применяют сжатие его диапазона по возможности до пределов динамического диапазона тракта передачи. Динамический диапазон сигнала в ряде случаев может быть восстановлен на приемном конце тракта, но это усложняет приемную аппаратуру, а иногда это и невозможно (при амплитудном ограничении).

Маскировка шумами и искажения будут рассмотрены далее.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.