Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология работы с системой Project Expert





Введение

Одним из наиболее важных этапов создания и реализации инвестиционного проекта является оценка его экономической эффективности. Она необходима для принятия обоснованных решений по самому широкому кругу вопросов – от замены или модернизации оборудования на действующем предприятии до создания новых промышленных комплексов или организации принципиально новой сферы услуг.

Вообще эффективность инвестиционного проекта должна оцениваться с различных точек зрения: технической, технологической, экологической, социальной и др. Наряду с техническими критериями выбора инвесторы предъявляют экономические ограничения на результаты реализации проектов с целью обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода.

Практика оценки инвестиционных проектов показывает, что уже первоначальная разработка проекта бывает сопряжена со значительным объемом вычислений. По мере детализации различных вариантов проекта объем вычислений возрастает в геометрической прогрессии. Это связано с тем, что почти всегда возникает необходимость в корректировке исходных данных проекта (объем производимой продукции, цены и др.) в силу того, что результаты проекта при первоначальном построении модели оказываются неудовлетворительными, и все расчеты приходится повторять заново. Кроме того, расчет ряда важных финансово-экономических показателей в силу сложности их математического алгоритма без применения специальной вычислительной техники крайне затруднителен. А проведение одного из заключительных этапов оценки эффективности – анализа устойчивости и чувствительности – само по себе предполагает пересчет всего проекта.



Поэтому для сокращения времени, затрачиваемого на рутинные операции по проработке различных вариантов проекта, целесообразно использовать компьютерную технику. С этой целью можно взять и стандартные табличные процессоры (VS Excel, lotus 1-2-3, Quattro Pro и др.), но все входные формы и формулы для расчета показателей проекта придется разрабатывать вручную. И именно здесь на помощь приходят специализированные программные продукты, предназначенные для разработки, анализа и отбора проектов.



В настоящее время на рынке имеется ряд программных продуктов этого класса как отечественных, так и зарубежных. Например: «Альт-Инвесттм 5.0» (разработчик – фирма «Альт», г.Санк-Петербург); программный комплекс «Инвестор» (разработчик – фирма «ИНЭК», г.Москва); программный комплекс «ТЭО-Инвест» (разработчик – Институт проблем управления РАН, г.Москва); COMFAR (разработчик – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO)); программный продукт «Project Expert» версии 7.0 (разработчик – фирма «Про Инвест Консалтинг», г.Москва).

Выбор конкретной программы должен быть определен пользователем в зависимости от поставленных задач. Программу «Альт-Инвест», скорее всего, можно рекомендовать консалтинговым фирмам как основу для разработки индивидуальной модели функционирования предприятия. Программа «Инвестор» может быть рекомендована тем, кто предполагает участвовать в инвестиционных конкурсах, проводимых различными государственными структурами. Программу COMFAR можно назвать общепризнанным международным эталоном, но ее цена и функциональные характеристики вряд ли привлекут к ней внимание наших пользователей.

 

Описание программного продукта Project Expert

 

Программа Project Expert - инструмент разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов.

Project Expert позволяет гибко учитывать изменения в экономическом окружении и оперативно отражать изменения. Программа рекомендована к использованию Минэкономики России и структурами регионального уровня как стандартный инструмент для разработки бизнес-планов предприятий. В основу Project Expert положена методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS. Создаваемый в системе бизнес-план соответствует международным требованиям и в то же время учитывается специфика российской экономики. Система Project Expert позволяет решать задачи проектирования развития бизнеса, анализа рисков и эффективности инвестиционных проектов предприятий самого разного профиля и отраслевой принадлежности на основе построения финансовой модели их функционирования с учетом изменяющегося экономического окружения. Project Expert позволяет моделировать деятельность предприятий различных масштабов – от небольшого частного предприятия до холдинговых структур.



Программа позволяет вести углубленный анализ выбранной стратегии и выбирать из существующих альтернативных вариантов развития предприятия оптимальный. В системе оценивается общая эффективность проекта, отслеживается влияние текущих изменений исходных данных проекта на его результаты, определяется эффективность проекта для всех заинтересованных в нем сторон. Система позволяет определить «запас прочности» бизнеса и риски при реализации проекта, а также принять решение для их минимизации.

Все перечисленные задачи с успехом решаются за счет использования функциональных возможностей Project Expert Professional из линейки программных продуктов Project Expert. Линейка разработана в соответствии с масштабами предприятия и сложностью стоящих перед ним задач планирования развития:

· Project Expert Professional ориентирован на средние и крупные предприятия, позволяет анализировать целесообразность открытия новых направлений бизнеса и альтернативные сценарии развития, определить эффективность вложений с использованием инструментария по оценке стоимости бизнеса. Система обеспечивает контроль хода выполнения проектов. Позволяет оценить эффективность реализации группы инвестиционных проектов;

· PIC Holding (модификация Project Expert Professional) – для группы диверсифицированных предприятий, реализующих спектр проектов. Выпускается в локальном и сетевом вариантах. Программа позволяет создать систему финансового управления холдинговой компании: одно из предприятий распределяет финансовые ресурсы, необходимые для выполнения проектов. Ориентирована также на кредитные отделы банков и инвестиционных компаний. Программа помогает выбрать наиболее эффективное сочетание финансируемых одновременно проектов, обеспечить контроль их выполнения, своевременно принять решение о прекращении финансирования.

Project Expert является инструментом для поддержки принятия решений на предприятиях меньшего масштаба:

· Project Expert Lite – для малого предприятия. Система позволяет быстро разработать отвечающий международным стандартам бизнес-план для предоставления в банк и получения кредита;

· Project Expert Standart – для отделов планирования и развития небольших предприятий. Он позволяет группе пользователей финансовой службы предприятия спланировать развитие бизнеса, оценить его «запас прочности». А также риски и неопределенности;

· Project Expert Tutorial – учебная версия программы, созданная на базе PIC Holding. Представляет собой обучающий тренажер по инвестиционному проектированию и бизнес-планированию для студентов, изучающих экономику. Обладает всеми функциональными возможностями PIC Holding за исключением экспорта данных в форматы Word, Excel, HTML, файлы txt, dbf.

Финансовое моделирование

Необходимость учета влияния множества динамически изменяемых во времени факторов ограничивает применение статистических методов, которые могут быть рекомендованы только для проведения грубых, предварительных расчетов, с целью ориентировочной оценки эффективности проекта. Более эффективным, позволяющим рассчитать проект с учетом множества указанных факторов, являются динамические методы, основанные на имитационном моделировании. Имитационная финансовая модель предприятия, построенная при помощи Project Expert, обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процессов и отчетных финансовых документов, как следствие реализуемых во времени бизнес-операций. Под бизнес-операциями понимаются конкретные действия, осуществляемые предприятием в процессе экономической деятельности, следствием которых являются изменения в объемах и направлениях движения потоков денежных средств. Эти модели отражают реальную деятельность предприятия через описание денежных потоков (поступлений и выплат) как событий, происходящих в различные периоды времени

Использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализа эффективности деятельности предприятия или реализуемого инвестиционного проекта, является очень сильным и действенным средством, позволяющим «проиграть» различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей предприятия.

Project Expert – компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели предприятия независимо от отраслевой принадлежности и масштабов.

Построив модель компании или инвестиционного проекта, можно решать следующие задачи:

• разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

• определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

• разработать наиболее эффективный план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта;

• проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

• сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализа эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;

• подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.

Структура пакета

 

После открытия файла проекта или создания нового окно «Содержание» имеет следующий вид:

Окно «Содержание» является главным в Project Expert и объединяет основные разделы программы: Проект, Компания, Окружение, Инвестиционный план, Операционный план, Финансирование, результаты, Анализ проекта.

Project Expert включает следующие основные блоки:

1. Блок моделирования включает:

Моделирование окружающей среды и внешних условий функционирования предприятия (налоги, инфляция, валюты расчета, система бух. учета и т.п.);

Моделирование денежных потоков, посредством описания бизнес-операций.

2. Блок генерации финансовых документов:

Отчет о прибылях и убытках (о финансовых результатах);

Отчет о движении денежных средств (Cash flow);

Бухгалтерский баланс;

Отчет об использовании прибыли.

3. Блок анализа:

Анализ чувствительности;

Анализ эффективности проекта по отношению к отдельным его участникам;

Расчет стандартных финансовых показателей эффективности;

Анализ вариантов проектов.

4. Блок группирования проектов

Суммарный отчет о движении денежных средств группы проектов;

Вариантный анализ;

Анализ эффективности группы проектов.

5. Блок контроля процесса реализации проекта

Ввод актуальных данных о развитии проекта;

Актуализация данных Cash flow;

Генерация детальных отчетов рассогласования фактических и планируемых данных (инвестиционного плана, плана продаж, плана производства и т.п.);

Генерация отчета рассогласования Cash flow.

6. Генератор отчета

Формирование описательной части бизнес-плана;

Формирование стандартных отчетных таблиц и таблиц пользователя;

Построение графиков и диаграмм;

Печать отчетных документов.

7. Блок интегратор (версия Holding)

Интеграция финансовых планов множества проектов;

Моделирование собственных издержек холдинга;

Экспертиза проектов (многокритериальная оценка);

Ранжирование проектов для выбора наиболее приоритетных в процессе принятия решения о финансировании.

Каждый из указанных блоков включает в себя набор функциональных модулей, содержащих диалоговые средства, позволяющие разработчику проекта сформировать имитационную модель проекта. Посредством описания бизнес-операций в интерактивном режиме.

Технология работы с системой Project Expert

 

Работа с системой Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

1. Построение модели

2. Определение потребности в финансировании

3. Разработка стратегии финансирования

4. Анализ финансовых результатов

5. Формирование и печать отчета

6. Ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации

Построение модели

Процесс построения модели наиболее трудоемкий и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Программа РЕ позволяет достаточно быстро разработать финансовую модель компании. Для описания проекта необходимо в первую очередь ввести следующие исходные данные: дату начала и длительность проекта; перечень планируемых к выпуску продуктов и/или услуг; для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличии активов, обязательств и капитала на дату начала проекта.

Блок моделирования в общем виде включает в себя следующие пункты:

1. Раздел описания макроэкономического окружения:

· Выбор валют для расчетов на внутреннем и внешнем рынках, прогноз обменного курса;

· Моделирование налогового режима;

· Моделирование сценариев инфляции по различным статьям поступлений и выплат проекта.

Раздел Окружение предназначен для описания финансово-экономической среды, в которой планируется реализация проекта.

Модуль Валюта предназначен для выбора основной и второй (дополнительной) валюты проекта, единиц измерения валют, а также указания их курсового соотношения на период действия проекта.

В таблице, расположенной в нижней части диалогового окна, вводятся темпы роста/падения курсового соотношения валют в процентах. Знак величины курсовой инфляции показывает направленность изменений курсов валют (положительное значение указывает на рост курса второй валюты по отношению к первой).

Модуль Ставка рефинансирования предназначен для ввода ежегодных значений ставки рефинансирования в период действия проекта по каждой из валют. Устанавливаемая ЦБ РФ ставка рефинансирования регулирует стоимость кредитных ресурсов на финансовом рынке.

Модуль инфляция обеспечивает ввод данных, характеризующих инфляционные факторы внешней среды, в которой реализуется проект. Поскольку инфляция действует неравномерно на различные группы товаров, услуг, трудовые ресурсы, недвижимость, при разработке проекта следует стремиться оценить тенденции ценообразования по каждой из этих составляющих.

В модуле Налоги предлагается разнообразный набор инструментов для описания налогового окружения проекта. В основном диалоговом окне этого модуля имеются возможности установки параметров каждого вида стандартных налогов, а также формирования специальных условий начисления и выплат для нестандартных налогов. Все общие налоги, действие которых предполагается в проекте, содержаться в таблице Список налогов. В нижней чисти диалогового окна отображаются параметры налога, выбранного в таблице.

2. Раздел описания компании, реализующей проект:

· Моделирование текущего состояния компании, формирование активов и пассивов;

· Формирование перечня продукции или услуг;

· Моделирование метода бухгалтерского учета (FIFO,LIFO).

3. Раздел формирования инвестиционного плана проекта:

· Сетевой график проекта, календарный план работ, взаимосвязи между стадиями проекта;

· Перечень и объемы требуемых ресурсов;

· Затраты и условия оплаты ресурсов;

· Формирование вновь создаваемых активов.

Прединвестиционная и инвестиционная фазы любого проекта требуют тщательной проработки графика работ и перечня привлекаемых ресурсов. Система РЕ формирует календарный график первоначальных капитальных вложений и подготовительных работ (диаграмму Гантта), определяются этапы этих работ, указываются необходимые для выполнения этих этапов ресурсы и их стоимость, формируются активы предприятия, устанавливаются способы и сроки их амортизации.

Главным модулем этого раздела является «Календарный план»:

Это окно состоит из трех частей: иерархически организованного списка этапов с их основными характеристиками, организованными в виде электронной таблицы (в левой части окна); диаграммы Гантта, графически изображающей временные характеристики этапов. А также их стоимостей (в правой части окна) и информационной панели, показывающей характеристики текущего этапа (в нижней части окна).

Для разработки календарного плана можно использовать основное меню программы, в котором после открытия окна «Календарный план» появляются дополнительные команды. Однако для многих задач достаточно использования кнопок панели инструментов в верхней части окна, предоставляющих быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.

Алгоритм работы с разделом «Инвестиционный план»:

ü Начало работы

ü Формирование рабочего календаря

ü Формирование этапов проекта, их взаимосвязи, назначение ресурсов

ü Формирование активов из этапов проекта, с выбором способа их амортизации

ü Редактирование списка ресурсов

ü Редактирование активов

ü Конец работы

 

4. Раздел формирования операционного плана компании

· Формирование плана сбыта, описание условий реализации продукции и услуг, моделирование процесса продаж;

· Формирование плана производства, планирование объема производства, условий формирования запасов продукции;

· Моделирование прямых производственных издержек. Включая условия приобретения и хранения материалов, сырья, комплектующих изделий, а также условий выплат сдельной заработной платы;

· Моделирование плана по персоналу, условий оплаты труда и использования трудовых ресурсов;

· Формирование статей затрат и условий оплаты постоянных издержек (накладных расходов);

Этот раздел предназначен для ввода исходных данных о сбыте произведенной продукции и об издержках, которые могут быть отнесены к периоду производственной деятельности предприятия в соответствии с разработанным проектом. Для правильного ввода в модель данных об издержках необходимо иметь сведения о технологии производства, потребности в материалах, нормировании труда, стоимости потребляемых в производстве ресурсов, а также ожидаемых цен на эти ресурсы.

В модуле план сбыта описывается стратегия реализации продуктов (услуг) предприятия – вводятся данные об объемах и условиях их продажи. Учитываются временные факторы, такие, как время реализации продукта, время задержки платежа после поставки, а также условия оплаты продукта или услуги потребителем (по факту, с предоплатой или в кредит).

Диалоговое окно План сбыта имеет следующий вид:

В верхней части окна располагается таблица, содержащая список продуктов и информацию о ценах. Нижняя часть окна предназначена для ввода информации об объемах и условиях сбыта текущего продукта, которая изменяется в зависимости от желаемой степени детализации вводимых данных.

План продаж можно сформировать двумя способами: либо непосредственным вводом данных в таблицу, либо с помощью функции Быстрый ввод.

Модуль План производства предназначен для описания производственной программы предприятия. В этом модуле вводится информация о прямых издержках производственного периода проекта и формируется график производства. Ввод значений прямых производственных издержек осуществляется по отношению к единице продукции.

Окно План производства имеет следующий вид:

В верхней части окна располагается таблица, которая содержит список продуктов проекта, их единиц измерения и длительности производственного (технологического) цикла, необходимого для производства единицы продукции. В тех случаях, когда продолжительность производственного цикла не имеет существенного значения, его можно установить равным нулю.

В нижней части этого окна представлен набор карточек, которые предназначены для ввода информации о прямых издержках и графике производства конкретного продукта.

Модуль Материалы и комплектующие обеспечивает возможность ведения общего склада материалов и комплектующих. Диалоговое окно состоит из двух основных частей: таблицы, содержащей список сырья, материалов и комплектующих, информацию о единицах измерения и ценах и диалоговой панели для ввода информации об условиях закупки текущего материала.

Модуль План персонала предназначается для описания общих (постоянных) издержек на заработную плату работников предприятия. Данные о персонале подразделяются на 3 группы: управление, производство и маркетинг, каждая из которых помещается в соответствующей карточке диалога. Такое деление позволяет детализировать структуру издержек для целей анализа хозяйственной деятельности.

Формирование плана по персоналу рекомендуется начинать с составления штатного расписания – перечня должностей работников предприятия, который вводится в таблицу, расположенную в верхней части диалогового окна. В этой таблице необходимо указать наименование должности, количество штатных единиц и размер заработной платы на одну штатную единицу. В нижней части диалогового окна вводится описание условий выплаты и порядка отражения в учете зарплаты по каждой должности, внесенной в перечень.

Модуль Общие издержки предназначен для ввода постоянных издержек. Величина издержек этого вида, называемых также накладными расходами, не связана непосредственно с объемом производства или сбыта. Для детализации структуры издержек они делятся на 3 группы: Управление, Производство и Маркетинг.

5. Моделирование процесса финансирования

· Моделирование процесса финансирования проекта, включая источники денежных средств и условия привлечения капитала;

· Моделирование процесса использования свободных денежных средств компании.

Обычно используются следующие основные виды источников финансирования:

- Вклады инвесторов (акционерный капитал);

- Кредиты, предоставляемые под определенный процент (заемный капитал).

Модуль Акционерный капитал служит для описания условий финансирования проекта посредством продажи акций или вкладов учредителей в уставный фонд предприятия. Ввод необходимых для имитационной модели данных при этом способе финансирования производится с помощью диалогового окна Акционерный капитал.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.