Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗ ПЕРЕПИСКИ П. Б. АКСЕЛЬРОДА С П. Л. ЛАВРОВЫМ





 

[21] Это было первое письмо П. Б. Аксельрода к П. Л. Лаврову, с которым до того П Аксельрод не был лично знаком. В этом письме П. Аксельрод просил П. Лаврова оказать содействие помещению в «Отечественных Записках» или в другом радикальном журнале статьи, в которой он намеревался дать разбор книги Генри Джорджа «Прогресс и бедность» [см. вступительные замечания к письму Н. Зибера П. Аксельрод]. Позже эта статья была напечатана в №№8 и 9 «Дела» за 1883 г. (за подписью А-р) по всей вероятности, при содействии П. Лаврова. Далее, в первом письме П. Аксельрода заключалась просьба указать издания, в которых он мог бы иметь постоянный заработок, помещая обзоры рабочего движения Запада и социалистической литературы.

[22] Т. е., с делом помещения в журнале статьи о Генри Джордже.

[23] «О т е ч е с т в е н н ы е Записки» - журнал, выходивший с 1818 г. В. 1868 г. редактирование «Отечественных Записок» перешло в руки Некрасова и Щедрина (Салтыкова). В 82 г. в редакцию журнала входили Г. 3. Елисеев, Н. К. Михайловский и M. E. Салтыков. Журнал был органом народнического, а позже народовольческого течения революционной мысли и был в 1884 г. закрыт цензурой.



[24] «Дело» - радикальный журнал, выходивший с 1867 г. по 1884 г. В этом журнале работали Шелгунов, П. Лавров, С. Кравчинский, П. Ткачев, Н. Русанов и др.

[25] Скабический, Ал. Мих. (1838-1910 г.) - журналист, литературный критик,

- 250 -

 

сотрудник «Отечественных Записок», «Слова» и др. прогрессивных журналов.

[26] M и х. Е в г р. Салтыков (псевдоним - Щедрин, 1826-1889 г.) с 1808 по 1884 г. был членом редакции «Отечественных Записок».

[27] Г р. 3. Елисеев (псевдоним - Грицко, 1821-1889 г.) - публицист, член редакции «Современника» и «Отечественных Записок» (по отделу внутреннего обозрения).

[28] И в. С е р г. Тургенев (1818-1883 г.) с 1881 г. принимал ближайшее участие в редактировании «Вестника Европы». Будучи убежденным прогрессистом-западником, он сочувствовал стремлениям радикальных и оппозиционных элементов общества, поддерживал личные сношения со многими представителями революционной эмиграции, оказывал материальную поддержку Герцену в издании «Колокола» и П. Лаврову в издании «Впереда», помогал эмигрантам в устройстве печатания их трудов в русских



легальных изданиях.

[29] «Вестник Европы» - умеренно-либеральный журнал, основанный в Москве в 1802 г. Н. Карамзиным, выходивший до 1830 г., затем прекратившийся и восстановленный в Петербурге в 1866 г. M. M. Стасюлевичем.

[30] «Прогресс и бедность» Генри Джорджа. Эта книга вышла первоначально на английском яз.

[31] Т. е. по вопросу о постоянном литературном заработке.

[32] О личности А. П. Maльшинского и об основанной им газете «Вольное Слово» см. ниже - вступительные замечания к письмам А. Мальшинского П. Аксельроду.

Здесь отметим, что настоящее письмо П. Лаврова проливает новый свет на его встречу с А. Мальшинским. В секретной правительственной «Записке о противоправительственных обществах не столь вредных» при сообщении о переговорах А. Мальшинского (фигурирующего в «Записке» под псевдонимом «Крапивин») с П. Лавровым об участии последнего в организуемом А. Мальшинским издании отмечается: «С первых же слов оказалось невозможным рассчитывать на его (П. Лаврова) содействие, ввиду явного его сочувствия террористической фракции» (В. Я. Богучарский, «Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х г. г. XIX века», стр. 394). С другой стороны, В. Богучарский сообщает: «Нам известно самым положительным образом, что... (А. Мальшинский) обращался в 1881 г. к. П. Л. Лаврову с предложением поставить газету и «вести ее в каком угодно направлении, с одним лишь условием - бороться с революционным террором», и что Лавров в своем содействии такому предприятию отказал» (там же, стр. 411).

Как мы видим - в начале, во всяком случае - отказа не было; наоборот, была готовность содействия (прежде всего, в форме привлечения полезных для издания сотрудников).



[33] «Черный Передел» - фракция русского революционного движения, организовавшаяся осенью 1879 г. при распадении партии «Земля и Воля» (когда другое течение той жепартии организовалось в партию «Народной Воли»). К этой фракции принадлежали Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман, Я. В. Стефанович и др. В отличие от народовольцев, стоявших за политическую борьбу и, в частности, за террор, как средство такой борьбы, чернопередельцы стояли па почве анархического народничества (бакунизма), считали, что не дело социально- революционной партии добиваться политических перемен (т. е. конституции), и требовали сосредоточения всех сил на задаче подготовки народного восстания для полного социального переворота. Расхождение этих двух течений в рамках партии «Земля и Воля» наметилось с весны 1879 г. и привело к окончательному расколу на Воронежском съезде партии в августе того же года. После раскола партия «Народной Воли» достигла громкой славы своей героической террористической борьбой с царизмом (закончившейся делом 1-

- 251 -

 

го марта). Чернопередельческая фракция оказалась несравненно слабее. Из руководителей ее Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и Я. Стефанович в 1880 г. вынуждены были эмигрировать, а в 1881 г., после тщетных попыток восстановить организацию, к ним должен был присоединиться и П. Аксельрод. Все же еще в 1882 г. в России продолжали существовать отдельные чернопередельческие группы. Ядро же руководителей течения оказалось уцелевшим в эмиграции, в Швейцарии. Оно и создало в 1883 г. группу «Освобождение Труда», первую с.-д. ячейку в русском революционном движении.

[34] Я. В. С т е ф а н о в и ч (1853-1915) и Л. Г. Д е й ч (род. в 1855 г.), члены группы южно-русских бунтарей, в 1876-1877 г. вместе с Бохановским организовали в Чигиринском уезде, Киевской губернии, революционный крестьянский союз, охвативший свыше 1000 членов и подготовлявший восстание с целью захвата помещичьих земель. При этом, стремясь использовать в революционных целях веру крестьян в царя, они распространяли подложную «царскую грамоту», в которой говорилось, что царь хочет отдать землю крестьянам, но не может этого сделать из-за сопротивления дворян, и потому призывает мужиков силой захватывать земли. Приготовления к восстанию были раскрыты полицией, Я. Стефанович и Л. Дейч были арестованы, но им удалось бежать из тюрьмы. Позже они оба были членами партии «Земля и Воля». После раскола ее (в 1879 г.) они вошли в чернопередельческую фракцию и вскоре (в 1880 г.) уехали за границу.

Я. Стефанович в 1881 г. вернулся в Россию, где пытался сблизить и объединить чернопередельцев с народовольцами, с этой целью вошел в Исполнительный Комитет Народной Воли, но был арестован и приговорен к 9 годам каторги. Он вернулся из Сибири в 1903 г., после чего уже не участвовал в революционном движении.

Л. Дейч, с августа 1883 г., работал за границей, как член группы «Освобождение Труда»; в 1884 г. он был арестован немецкой полицией в Фрейбурге и выдан русскому правительству которое требовало его выдачи под предлогом обвинения его в уголовном преступлении (покушении на убийство изобличенного в предательстве Гориновича). Военный суд приговорил его к 13 г. 4 мес. каторги. В 1901 г. он бежал с поселения заграницу и вступил в Р. С.-Д. Р. П.

[35] Встреча П. Аксельрода с А.. Мальшинским произошла позже до инициативе М. Драгоманова.

[36] «Черный Передел» - журнал чернопередельческой фракции, выходивший в 1880-1881 г. Вышло пять номеров. № 3 вышел в России, поэтому за границей экземпляры его были редкостью; датирован он мартом 1881 г. (№ 4 датирован сентябрем 1881 г.).

[37] Л. Г. Дейч.

[38] Б е н у а М а л о н (1841-1893 г.) - французский социалист, член первого Интернационала, участник Парижской Коммуны 1871 г. После разгрома Коммуны бежал в Швейцарию, где сблизился с М. Бакуниным. После 1880 г. присоединился к Лафаргу и Геду в их работе по организации французского социал-демократического движения.

[39] С. Подолинский - радикал, участвовавший в издании первых номеров «Впереда», позже примкнувший к М. Драгоманову. Член редакции «Громада», автор брошюры «Парова машина».

[40] Можно полагать, что речь идет о письмах из России, от Исп. Ком. «Народной Воли» (вероятно, от Стефановича), который именно в это время начал переговоры с В. И. Засулич и П.Л. Лавровым о принятии ими заграничного представительства Красного Креста «Народной Воли».

[41] Окончательного соединения в действительности не было. Были лишь переговоры Я. Стефановича с Исполнительным Комитетом в Петербурге, результатом которых явился проект издания общего органа заграницей.

 

- 252 -

 

[42] В октябре 1881 г. П. Аксельрод принял участие в международном социалистическом конгрессе в Хуре и произнес здесь речь о революционном движении в России. Эта речь была не точно передана швейцарскими газетами, и П. Аксельрод опасался такого же извращения ее парижскими газетами (см. П. Аксельрод, «Пережитое и передуманное», книга 1-ая, стр. 393-400).

[43] Н. К. Михайловский (1842-1904 г.) - известный публицист, литературный критик, социолог, в период, к которому относится письмо, член редакции «Отечественных Записок», наиболее выдающийся теоретик революционного народничества, позже редактор и руководитель «Русского Богатства». Стоял близко к партии «Народной Воли» и был сотрудником и членом редакции ее органа.

[44] Аксельродом была послана в «Отечественные Записки» статья о Генри Джордже, о которой идет речь в предыдущем письме П. Лаврова. В это время редакция уже имела статью на ту же тему Южакова. Отказ в напечатании статьи П. Аксельрода в

«Отечественных Записках» Михайловский, как вспоминает П. Аксельрод, мотивировал тем, что в статье есть что-то, «чего он сам не может точно определить, но что нe удовлетворяет его». Хотя Михайловский предлагал поместить присланную статью в другом журнале, П. Аксельрод просил его вернуть рукопись. В письме, на которое отвечает П. Лавров, он просил разрешения прислать эту статью (после переработки ее) П. Лаврову.

[45] Н.В. Чайковский (род. в 1850 г.) один из руководителей петербургского революционного кружка, основанного в 1869 г. Натансоном и получившего название кружка «чайковцев». Одновременно с пропагандой среди петербургских рабочих, этот кружок предпринял шаги для объединения со сходными кружками, сложившимися в начале 70-х годов в Одессе, Москве, Киеве, Орле и др. городах, и пытался положить, таким образом, начало первой общероссийской революционной организации (1871-1872 гг.). Из кружка «чайковцев» вышли П. Кропоткин, С. Перовская, С. Кравчинский, Д. Клеменц, Л. Тихомиров и многие другие видные революционеры.

Н. Чайковский в 1873 г. эмигрировал в Америку, где вступил в коммуну религиозного проповедника Маликова. В период гражданской войны 1918-1920 гг. был председателем антибольшевистского Архангельского правительства.

Статья Чайковского о Чартизме вышла в 1900-1904 гг. отдельной брошюрой (изд. В. Распопова).

[46] Чартизм - революционное рабочее движение в Англии 1837-1848 г., получившее название по хартии (charter), которую рабочие подали в парламент и в которой излагались их требования: 1. всеобщее избирательное право, 2. ежегодные выборы, 3. тайная баллотировка, 4. отмена имущественного ценза, 5. жалованье депутатам. В основе движения лежала идея - добиться улучшения экономического положения рабочего класса путем расширения его политических прав. Движение имело три последовательных волны: 1837-1839 г., 1842 г. и 1847-1848 г. Главные руководители его - О'Бриенн и О’Коннор.

[47] Г. В. Плеханов; из Парижа он уехал в конце октября 1881 г. (см. его письма к Лаврову, - «Дела и Дни», № 2, стр. 86-87).

[48] Россель - имя, принятое при натурализации в Америке И. Судзиловс к и м. Один из первых южно-русских бунтарей-бакунистов начала 70-х годов. В 1874 г. эмигрировал и с тех пор не возвращался в Россию. Был одно время сенатором и председателем сената на Гавайских островах, в настоящее время - врач в Пекине. (О нем см. «Пережитое и передуманное», кн. 1-я, стр. 113-114 и 370.)

[49] М. А. Б а к у н и н (1814-1876 гг.) - известный теоретик анархизма. Его взгляды наложили отпечаток на все русское революционное движение 70-ых годов. П. Аксельрод предполагал написать работу о М. Бакунине для «Вестника Народной Воли».

- 253 -

 

[50] Блюменфельд - журналист, живший в Цюрихе

[51] И. И. Янжул - русский экономист, профессор. Был в начале 80-ых гг. фабричным инспектором Московской губернии и составил на основании своих наблюдений книгу «Фабричный быт Московской губернии».

[52] Осенью 1881 г. Я. Стефанович вернулся из заграницы в Россию, где пытался сблизить и объединить расколовшиеся в 1879 г. революционные фракции, -народовольцев и чернопередельцев. Результатом этих шагов Стефановича, нашедших благоприятную почву в тогдашних настроениях революционных кругов, явилось предложение, посланное Исполнительным Комитетом эмигрантам-чернопередельцам объединиться с партией «Народной Воли». Одновременно такое предложение было сделано и П. Лаврову и С. Кравчинскому. Более подробно о содержании письма Исполнительного Комитета и о «коллективном ответе» на него чернопередельцев см. в статье Л. Лейча «О сближении и разрыве с народовольцами» («Пролетарская Революция», 1923 г. № 8 (20), стр. 15-21).

[53] Партии «Народной Воли».

[54] Проект Исполнительного Комитета об издании заграницей «Вестника Народной Воли» под редакцией П. Лаврова, Г. Плеханова и С. Кравчинского, при ближайшем участии заграничной группы чернопередельцев. Позже «Вестник» выходил под редакцией иного состава. С. Кравчинский в редакцию не вошел, так как Исполнительный Комитет счел неприемлемой точку зрения, развитую им в ответ на предложение руководить органом партии (об этом см. примечание 9-ое к настоящему письму, и письмо 1 С Кравчинского к П. Аксельроду). Возник проект создания редакции в составе П Лаврова, Л. Тихомирова и Г. Плеханова. Но затем выяснилась невозможность соглашения между народовольцами и чернопередельцами (которые в то время уже стояли на почве социал-демократизма), и «Вестник» вышел под редакцией П. Лаврова и Л. Тихомирова (см. «Пережитое и передуманное», книга 1-ая, стр. 424-437).

[55] Сергей - С. М. Кравчинский (Степняк, 1850-1895 г.) - (см. ниже письма С. Кравчинского).

[56] П. Аксельрод писал П. Лаврову о необходимости для социалистов выяснить свое отношение к еврейскому вопросу, в связи с происходившими в то время на юге России еврейскими погромами (см. приложение к этой книге, статья П. Аксельрода «О задачах еврейско-социалистической интеллигенции»).

[57] В «Отечественных Записках» (март 1882 г.) была помещена статья (по-видимому, Южакова) «Крестьянин о современных событиях». Заметка по поводу еврейских погромов». В этой статье приводится в обширных извлечениях письмо одного крестьянина (точнее, ремесленника из крестьян), написанное вскоре после убийства Александра II. Некоторое представление о характере этого письма может дать рисуемая им картина русской жизни после освобождения крестьян:

«Крайность заставляет панам свое имение жиду в аренду отдать или вовсе продать. Пан мужику за обиду мстит, а жид случаю рад на каждом шагу грабить мужика. Жиды богатеют неправым путем. Весь суд жиду защитой; жид везде прав. Они православных праздников не чтут . На Рождестве и Святой лавки отпирают, и работы производят, а в воскресные дни базары сделаны для них же. Мужик Бога забыл, оставил храм Божий, едет на базар, вместо молитвы за Освободителя своего, он с жидом празднословит. Вместо поклонов земных, он валяется пьяный на земле; вместо (того, чтобы) слез пролить пред Богом, ему рожу разобьют жиды и кровию облит. За шумом жидов и мужиков не слышно звона колоколов. Никто не обратит внимания на православную религию, власти предали ее на поругание жидам; в жидовский шабаш не будут жида и судить, а в воскресенье и праздничные дни все разрешено...»

- 254 -

 

И далее, после рассказа о потрясающем впечатлении, произведенном на народ делом 1-го марта 1881 г.:

«По распоряжению властей города, приказано было всем вообще православным и евреям оставить дела и затворить лавки. Но не все это сделали... Это еврей. Он никогда не затворяет, ни в какие праздники, а только была затворена его лавка, когда его раввин помер, да в свой шабаш. Как прискорбно было смотреть русскому и православному человеку на несочувствие этого Каиафы, по всему можно думать, что он панский пан. Тут только и остается в таких случаях против таких изуверов дать права простолюдину поступать с ним своим распоряжением: если будет отворена лавка, то забрать товар, кто что захочет, и этим только и можно установить православные права» (курсив «От. Запис.»).

[58] Т. е., об издании брошюры по еврейскому вопросу.

[59] Ответ С. Кравчинского на предложение Исполнительного Комитета вступить, вместе с П. Лавровым и Г. Плехановым, в редакцию «Вестника Народной Воли». В этом ответе С. Кривчинский восстал против нетерпимости, проявленной российским органом партии, журналом «Народная Воля», при оценке - в передовой статье № 7 - речи П. Аксельрода на конгрессе в Хуре. Об этом см. ниже, 1-ое письмо С. Кравчинского П. Аксельроду, апрель 1882 г. (ср. также «Пережитое и передуманное», кн. 1-я, Стр. 393-402).

[60] Элизе Реклю (1830-1905) - знаменитый французский ученый-географ и вместе с тем революционный деятель, участник Парижской Коммуны 1871 г., последователь Бакунина. Из научных его трудов наиболее известно многотомное сочинение «Земля и люди». П. Аксельрод интересовался его мнением, как географа, относительно возможности переселения евреев в Палестину.

[61] Дмитро - Я. Стефанович, арестован в феврале 1882 г. в Москве.

[62] В то время конспиративная переписка с Россией велась посредством пересылки книг легального содержания, в переплеты которых заделывались письма, а иногда и печатные листки.

[63] Статья - корреспонденция П. Аксельрода для выходившего в России журнала «Народная Воля». Она не была напечатана в виду ареста типографии и прекращения издания.

[64] Леклер - французский социалист.

[65] Личность Nicolaidés'a установить нам не удалось. Совершенно не помнит о нем и П. Аксельрод.

[66] В это время полиция в Западной Европе усердно насаждала провокацию в социалистическом и, особенно, в анархическом движении. В частности, полиция стремилась заводить за свой счет и под руководством своих агентов газеты крайнего направления. Этим объясняется тревога П. Лаврова по поводу проникновения в социалистическую среду подозрительного человека.

Ганц издавал в Париже анархическую газету по поручению префекта полиции Андриэ на отпущенные полицией средства и пытался, но безуспешно, привлечь к сотрудничеству в этом органе П. Кропоткина и Э. Реклю. (Об этом случае рассказывает П. Кропоткин в «Записках революционера»; Лондон, 1902 г., стр. 454 - 455).

[67] Издание «Вестника Народной Воли» (См. примечание 4-ое к предыдущему письму).

[68] «Русская Социально-Революционная Библиотека» (или просто «Социально-Революционная Библиотека»), образовавшаяся в Париже в 1880 г. с целью издания популярно-научных книг и брошюр для России. См. вступительные замечания к настоящему отделу.

[69] Печатаем с черновика без подписи, сохранившегося в архиве П. Аксельрода.

[70] Л. Тихомиров (1850—1923 г.) в начале 70-х годов участвовал в кружке «чайковцев», затем играл крупную роль в партии «Земля и Воля»; после раскола партии (в 1879 г.)

- 255 -

 

вступил в Исполнительный Комитет «Народной Воли», занял место виднейшего теоретика народовольчества и был редактором органа партии. В 1882 г. эмигрировал заграницу, где с 1883 г., вместе с П. Лавровым, редактировал «Вестник Народной Воли», продолжая вместе с тем руководить работой народовольческих кружков в России.

В 1888 г. отрекся от своих революционных взглядов и перешел в ряды защитников самодержавия. Свое отступничество он обосновывал в брошюре «Почему я перестал быть революционером?» Об этой брошюре и идет речь в письме.

Получив разрешение вернуться в Россию, Л. Тихомиров работал в наиболее реакционных органах печати, был сотрудником «Московских Ведомостей», а с 1906 г. и редактором этого органа.

[71] Мария Николаевна Ошанина-Оловеникова, заграницей - Марина Полонская (1853-96), член Исполнительного Комитета «Народной Воли».

[72] Н. Кулябко-Корецкий - радикальный адвокат. В 1387 г., приехав в Швейцарию, он вступил в сношения с группой «Освобождение Труда» и предложил достать деньги на издание журнала, в котором работали бы революционеры всех направлений. Когда выяснилась невозможность такого межпартийного издания, на деньги Н. Кулябко-Корецкого был выпущен в 1888 г. «литературно-политический сборник» «Социал-Демократ».

[73] Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895 г.) - публицист, профессор литературы в киевском университете, уволенный за «украинофильские» тенденции; эмигрировал в 70-х гг. в Швейцарию, где продолжал литературно-публицистическую деятельность в духе украинофильства и земского либерализма. Издавал журнал «Громада» (1878-1882 г.), был главным сотрудником и позже фактическим редактором «Вольного Слова» (1881-1883 г.) (см. ниже письма М. Драгоманова П. Аксельроду).

[74] П. Лавров всегда заявлял себя последователем «научного социализма», считая это понятие более широким, нежели понятие «марксизм».

[75] «Социалистический Литературный фонд», основанный в 1887 г. в Цюрихе группой революционной молодежи, преимущественно народовольческого направления (Гнатовский-Прекер, С. Гинзбург, Дембо и др.). Вследствие неясности задач, которые ставил себе «фонд», стремления его руководителей к полной независимости от старых народовольцев и их нежелания походить на социал-демократов, вопрос об издании каждой брошюры вызывал в «фонде» бесконечные споры. Всего группой были выпущены две брошюры: «Введение к критике философии права Гегеля К. Маркса с предисловием П. Лаврова» и «Экономическое учение К. Маркса» К. Каутского в переводе и с предисловием К. Тарасова (Н. Русанов).

[76] Серия брошюр, издаваемых Группой «Освобождение Труда» с 1883 г. В этой серии к тому времени, к которому относится печатаемое здесь письмо П. Аксельрода, вышли: «Социализм и политическая борьба» Г. Плеханова (1883 г.), «Развитие научного социализма» Ф. Энгельса (1884), «Наши разногласия» Г. Плеханова (1884 г.), «Речь о свободе торговли» К. Маркса (1885 г.), «Нищета философии» К. Маркса (1886 г) «Фердинанд Лассаль» Г. Плеханова (1887 г.), «Чего хотят социал-демократы» Гэда и Лафарга (1888 г.). Позже в той же серии появились: «Очерк истории международного общества рабочих» В. Засулич (1889 г.), «Новый защитник самодержавия или горе г. Тихомирова» Г. Плеханова (1869 г.), «Задачи социалистов в борьбе с голодом в России» Г. Плеханова (1892 г.), «Людвиг Фейербах» Фр. Энгельса (1892 г.) и «Фр. Энгельс о России» (1894 г.).

[77] «Литературно-политический сборник» «Социал-Демократ», вышедший в 1888 году под редакцией П. Аксельрода и Г. Плеханова. В сборнике были помещены следующие статьи: «Как добиваться конституции?» Симплициссимуса (Г. Плеханова), «Наши беллетристы-

- 256 -

 

народники» (статья 1-я, Г. И. Успенский) Г. Плеханова, «Парламентаризм и буланжизм» Поля Лафарга, «Неизбежный поворот» Г. Плеханова», «Рабочее движение в начале 60-х годов и теперь» П. Аксельрода, первые три главы «Очерка истории международного общества рабочих» В. Засулич.

Статья Г. Плеханова «Неизбежный поворот» была посвящена отречению Л. Тихомирова от революции, ясно обозначившемуся уже в его предисловии ко 2-му изданию его книги «La Russie politique et sociale». Это предисловие, помеченное 20 февраля 1888 г. и в значительной мере предвосхищавшее его переход в ряды защитников самодержавия, вызвало большое смущение в рядах народовольцев. Г. Плеханов, анализируя высказанные здесь взгляды Л. Тихомирова, показывал связь их с особенностями всей народовольческой идеологии. Заявляя ниже, что «эпизод Тихомирова]» он «считает чисто личным и ни в какую связь с программами групп его не ставит». П. Лавров отвечает не только на помещенное выше письмо П. Аксельрода, но и на статью Г. Плеханова в сборнике «Социал-Демократ».

[78] Modus vivendi - способ жить, временное соглашение между противниками.

[79] «Раскол 1879 г.» - раскол в Обществе «Земля и Воля» после Воронежского съезда.

[80] Намек на Г. В. Плеханова.

[81] Выход брошюры Л. Тихомирова «Почему я перестал быть революционером?»

[82] Лженародниками П. Л. Лавров называет легальных публицистов, примыкавших к народничеству, но не разделявших его революционных тенденций: Каблица (Юзова), Сазонова и др.

[83] Руководители цюрихского «Социалистического литературного фонда» (см. примечание 7-ое к предыдущему письму) предполагали выпустить брошюру В. И. Засулич «Очерк истории международного общества рабочих», первые три главы которой появились (в виде приложения), в сборнике «Социал-Демократ». П. Лавров был сторонником этого плана и считал, что этим с него будут сняты упреки за одностороннее направление издательской деятельности «Фонда». Позже «Фонд» от издания брошюры В. Засулич отказался, и брошюра вышла (в 1889 г.) в «Библиотеке Современного Социализма».

[84] После этого группой «Освобождение Труда» была сделана новая попытка сближения с П. Лавровым, о которой говорит печатаемое ниже письмо редакции «Социал-Демократа».

[85] Печатаем с копии, сохранившейся в архиве П. Аксельрода.

[86] Предполагалось дальнейшее издание сборников типа вышедшего в 1888 г. «литературно-политического сборника» «Социал-Демократ» (см. примечание 1-ое к предыдущему письму). Это издание не состоялось. Позже план издания был расширен, и группа «Освобождение Труда» приступила к изданию «трехмесячного литературно-политического обозрения» «Социал-Демократ». Вышло 4 книги этого обозрения: 1-ая в феврале 1890 г., 2-ая в августе 1890 г., 3-ая - в декабре 1890 г. и 4-ая - в 1892 г.

[87] Николай Гаврилович Чернышевский (1829-1889 г.) - великий русский мыслитель, публицист и ученый, художественный критик, экономист, руководитель «Современника» в пору наивысшего расцвета этого журнала, самостоятельно пришедший ко многим положениям исторического материализма, и явившийся в 50-ых годах, в эпоху подготовки «великих реформ», предтечей научного социализма в России; материалист школы Фейербаха в философии, социалист, демократ, западник в политике. Автор сочинений «Примечания к основаниям политической экономии Милля», «Эстетические отношения искусства к действительности», «Очерки гоголевского периода в русской литературе», «Пролог пролога», «Что делать» и др. В 1862 г. был арестован и осужден сенатом на основании заведомо подложных документов на 14 лет каторги. После каторги Н. Чернышевский был водворен на поселение в Вилюйске Якутской области, откуда возвращен в Европейскую Россию, в Астрахань, в 1883 г. Скончался 17 октября 1889 г.

- 257 -

 

По-видимому, редакция «Социал-Демократа» обратилась к П. Лаврову с печатаемым здесь письмом именно в связи с его смертью.

[88] Студенческие беспорядки в Петербурге осенью 1861 г. Движением руководил студенческий кружок, в который входил Утин, Неклюдов, Михаэлис и др. Беспорядки вылились в многотысячную уличную манифестацию (25 сентября), после чего университет был закрыт и руководители движения арестованы. В последующие дни было арестовано еще 240 человек студентов. В декабре большая часть арестованных была освобождена. Но Университет оставался закрытым, и это побудило студенческий комитет организовать ряд публичных курсов, которые читались в зале Петербургской Городской Думы. Среди лекторов, приглашенных комитетом, были П. Лавров и Н. Чернышевский, но полиция не допустила их к чтению лекций. Вскоре курсы закрылись. Н. Чернышевский, стоявший близко к студенческому движению, посвятил ему в апрельской книжке «Современника» очень смелую, по тому времени, статью под заглавием «Научились ли?», являвшуюся отповедью на нападки против студенчества реакционной печати. Некоторое время спустя Н. Чернышевский был арестован.

П. Лавров никогда не был особенно близок с Н. Чернышевским, но встречался с ним в период студенческих беспорядков. Лично познакомился П. Лавров с И. Чернышевским в феврале 1862 г. (См. Л. Пантелеев «Из воспоминаний прошлого» в сборнике статей «П. Л. Лавров», изд. «Колос», Петербург 1922 г.).

[89] Разбор сочинений Н. Г. Чернышевского имел в виду писать Г. Плеханов. Эта работа вылилась в форму четырех обширных статей, появившихся в «литературно-политическом обозрении «Социал-Демократ» (в 1890-1892 г.) и позже вошедших в переработанном виде в книгу Г. Плеханова «Н. Г. Чернышевский».

[90] В имеющейся в нашем распоряжении копии настоящего письма нет подписи; был ли получен от П. Лаврова ответ на это письмо, - нам неизвестно. Во всяком случае, ни в одном литературном предприятии группы «Освобождение Труда» П. Лавров не участвовал.

[91] Описка автора. В это время между П. Лавровым и П. Аксельродом не было тесных сношений.

[92] А. Л. Т е п л о в в 1878 г. осужден Сенатом на поселение, бежал из Сибири заграницу. Весной 1890 г. был арестован в Париже по обвинению в изготовлении бомб, вместе с Лаврениусом, Рейнштейном, Накашидзе, Степановым, Кашинцевым и др. Дело было подстроено русской полицией с тем, чтобы побудить французское правительство отказать русским эмигрантам в праве убежища. Деятельную роль в изготовлении бомб играл провокатор Гекельман-фон-Ландэйзен. В числе защитников обвиняемых на суде выступал Мильеран. В разоблачении Ландэйзена и в защите привлеченных к суду в глазах общественного мнения принимал деятельное участие П. Лавров. Дело кончилось приговором ряда обвиняемых, в том числе и А. Л. Теплова, к тюремному заключению, но своей политической цели русское правительство не добилось. Во второй книге «литературно-политического обозрения» «Социал-Демократа» этому делу посвящена статья «Французское правосудие и русское шпионство».

[93] В этом месте в письме не разобрано слово.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.