Сделай Сам Свою Работу на 5

Этический кодекс психоаналитика, психотерапевта





Если в европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики, принятые в среде профессионалов, действуют негласно. Непрофессионала от настоящего профессионального психолога отличает, в частности, соблюдение следующих правил.

Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитических специалистов и кандидатов в специалисты в отношении клиентов, коллег, общества и психотерапии. Аналитические отношения между клиентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе. Кодекс этики определяет взаимодействие между клиентом и терапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.

1. Практика психотерапии

Деятельность практикующего специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика) направлена на решение задач и проблем клиента и осуществляется строго в рамках контракта.

Все процедуры, используемые при оказании помощи клиенту, являются вербальными или основанными на невербальных коммуникативных сигналах, которые могут быть преобразованы в вербальные.



Профессиональное поведение специалиста определяется интересами клиента, безопасностью общества и психотерапевта. Важнейшей основой психотерапевтической работы является информированность и добровольное участие клиента в аналитическом процессе.

Профессиональная этика не допускает никаких форм использования клиента в интересах аналитика. Физический контакт агрессивной или сексуальной природы со стороны специалиста или кандидата не может быть признан этичным даже при согласии на него клиента.

Этические права и обязанности психотерапевтов и клиентов:

Терапевт имеет право выбирать те или иные условия и технику терапии. Он должен сообщить клиенту, что терапия будет осуществляться в форме диалога и преимущественно – путем перевода любых побуждений или влечений в словесную форму.

Терапевт имеет право отказаться от работы с клиентом, если считает, что поставленная последним цель может быть вредна или нереалистична для клиента, общества самого терапевта.



В течение терапевтической сессии клиент имеет право выражать все свои мысли и чувства. Терапевт обязан исследовать и работать с теми мыслями и чувствами клиента, которые обращены на него. Право клиента выражать все свои чувства не должно сдерживаться неадекватным или неуместным использованием интерпретаций или обвинением в патологическом выражении чувств. Терапевт имеет право другими способами препятствовать оскорбительному поведению со стороны клиента, направленному на получение удовлетворения за его счет, и право устанавливать границы терапевтической работы.

Отношения между клиентом и терапевтом уже сами по себе являются инструментом терапии, и их развитие должно поддерживаться использованием психотерапевтических и др. техник. Клиент имеет право реагировать на терапевта в любой (вербальной) форме в течение всего времени, необходимого полной вербализации реакций на взаимоотношения. Такая (ничем не ограничиваемая) вербализация направлена на исследование особенностей личности и защит клиента, проявляемых в терапии.

Терапевт обязан использовать диагностические сессии для исследования предъявляемых проблем и принятия решения о том, сможет ли он быть полезен клиенту.

Терапевт должен активно противодействовать идеям и действиям, которые унижают достоинство клиентов в связи с их этническим происхождением, расой, полом, сексуальной ориентацией, религиозными убеждениями или социально-экономическим положением.

2. Терапевтический контракт



Терапевт заключает с клиентом терапевтический контракт и оказывает помощь исключительно в контексте этого соглашения. Контракт определяет терапевтические отношения, как обоюдное стремление, в котором профессиональные знания и навыки терапевта будут использованы для понимания сознательных и бессознательных мотивов поведения клиента в интересах решения его проблем.

Первичный контракт включает соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения. Другие пункты контракта обсуждаются по мере необходимости в процессе терапии: например, условия отмены сессий, оплаты пропусков сессий и т. д.

Клиент не может подвергаться терапии против его воли или без его согласия. Это правило распространяется и на детей, для терапии которых требуется также согласие родителей или официальных опекунов. Однако, несмотря на эти особые функции взрослых, терапевт, как правило, заключает отдельный договор с ребенком. Права ребенка не могут быть нарушены односторонним соглашением с его родителями.

Конфиденциальность и протоколы:

Нарушение конфиденциальности со стороны терапевта, без письменного на то согласия клиента, является грубым нарушением профессиональной этики. Во всех других случаях информация о пациенте, полученная специалистом в процессе терапии, должна представляться (в докладах, публикациях и т. д.) таким образом, чтобы клиент не мог быть идентифицирован. Исключением являются только те случаи, когда, по мнению специалиста, сохранение конфиденциальности представляет потенциальную опасность для клиента, других людей или общества. Терапевт должен находить баланс между соблюдением конфиденциальности и сохранением благополучия общества.

Клиент должен быть проинформирован о конфиденциальности в отношении сообщаемого материала и об условиях, при которых она может быть нарушена.

Договоренность о соблюдении конфиденциальности бессрочна.

Оплата терапии:

В психотерапевтической практике терапевт получает плату от клиента только за оказанные им услуги и затраченное время работы. Величина почасовой оплаты определяется на основе открытого обсуждения с клиентом и должна быть приемлемой для обеих сторон. Клиент несет материальную ответственность за пропуски сессий. Психотерапевт не платит и не получает комиссионных при передаче или направлении клиентов другим специалистам. Во всех остальных случаях вопросы оплаты решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Профессиональная компетентность

Практикующий специалист (психолог, психотерапевт, психоаналитик) несет персональную ответственность за свою работу с и осуществляет свою деятельность только в рамках своей компетенции. В случае завершения практики, болезни или завершения контракта с клиентом он может передавать свои функции только лицам, которые по своем профессиональному опыту (образованию и тренингу) достаточно квалифицированы для их исполнения.
Психотерапевт постоянно работает над повышением свой профессиональной компетенции, участвует в конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах и школах, посвященных актуальным проблемам психотерапии и психоанализа. Психотерапевты практикуют в рамках существующих правил в соответствии со своим уровнем компетентности.

Психоаналитически ориентированный специалист (клинический психолог или врач, в случае, если не имеет предшествующей полномасштабной постдипломной подготовки по психиатрии) никогда не прибегает к сочетанию аналитической психотерапии и психофамакотерапии, не выписывает рецептов, не устанавливает психиатрических диагнозов, не осуществляет экспертизу вменяемости клиента, не принимает решений о необходимости принудительного лечения и т.д. В ситуациях, когда тот или иной вопрос диагностики и терапевтической тактики, или сохранения здоровья и жизни клиента выходит за рамки его компетенции, аналитик считает своим профессиональным и нравственным долгом обратиться к коллеге (коллегам) из смежных областей терапевтических знаний и практики. Систематическое консультирование с коллегами, также как и консультирование обратившихся коллег, всегда осуществляется в интересах клиента, а не аналитика. Никто не может отказать своему коллеге в такого рода профессиональной поддержке и помощи.

 

Этический кодекс психолога(принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества)

Преамбула

1. Этический кодекс Российского психологического общества составлен в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Россий­ской Федерации №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уста­вом Российского психологического общества, Хельсинской Декларацией прав че­ловека, Международной Универсальной Декларацией этических принципов для психологов, Этическим Мета-кодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.

2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

3. В настоящем Этическом кодексе, термин «Психолог» относится к лицу, име­ющему высшее психологическое образование.

4. В настоящем Этическом кодексе, термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации согласившимся быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обра­тившимся к Психологу за психологической помощью.

5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятель­ности психологов, определенных настоящим Этическим кодексом. Действие дан­ного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистантно или посредством сети Интернет.

6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой от­ветственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и осно­вана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических основ профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.

7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельнос­ти сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; ос­новой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональ­ной деятельности.

I. Этические принципы

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нрав­ственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические прин­ципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняют­ся и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение лю­дей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

Принцип Уважения

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, про­возглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и междуна­родными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:

1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

(i) . Психолог уважает индивидуальные различия клиентов по признакам пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной куль­туре, этносу и расе, возраста, религиозного исповедания, языка, социально-эконо­мического статуса, физических возможностей, и другим основаниям.

(ii) .Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Кли­енту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на дан­ных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое произ­водит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

(iii) .Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискримина­ции по любым основаниям.

(iv) .Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту, и связанным с ним лицам вреда здоровью и социальному положению.

1.2. Конфиденциальность

(i) . Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на ос­нове доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному раз­глашению вне согласованных условий.

(ii) . Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога, или психологическую науку.

(iii) .Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о Клиентах или пациентах.

(iv) .При демонстрации конкретных случаев своей работы Психологу следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности.

(v) . Психолог должен избегать поиска информации, которая выходит за рамки его профессиональных задач.

(vi) .Клиенты имеют право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

(vii) .Данные исследований в случае их неконтролируемого хранения могут пред­ставлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и общества. Обращение и хранение данных, полученных в исследованиях, должно быть жестко регламенти­ровано.

1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

(i) . Работа с Клиентом допускается только после получения информированного согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы, о приме­няемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

(ii) .Психолог должен сообщать Клиенту или пациенту обо всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, Психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические.

(iii) .Применение, хранение и использование записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения либо разрешить третьим лицам ознакомление с ними лишь после получения согласия на это со стороны Клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.

(iv) .Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть доб­ровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте, или нежела­тельных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудни­честве с Психологом. Психолог обязан удостовериться в том, что достоинство и лич­ность Клиента не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к мини­муму возможности непредвиденного риска.

(v) . В тех случаях, когда исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, должны быть приняты специальные меры пре­досторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно и не несет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.

1.4. Самоопределение

(i) . Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отноше­ния с психологом и прекращать их.

(ii) . Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособ­ности по возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической незави­симости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудни­честве с Психологом принимает лицо, представляющее его интересы по закону.

(iii) .Психолог не должен препятствовать, если его Клиент или пациент выража­ет желание привлечь для консультации другого Психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.

Принцип Компетентности

Психологи должны стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень ком­петентности в своей работе. Они признают границы своей компетентности и своего опыта. Они предоставляют только те услуги и используют только те методы, кото­рым они обучались и в которых имеют опыт.

Принцип компетентности включает:

2.1. Знание профессиональной этики

(i) . Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профес­сиональной этики, включая настоящий Этический кодекс, и должен руководство­ваться этическими принципами в своей работе.

(ii) .Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, неза­висимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими дей­ствий профессиональным требованиям.

(iii) .Психологи ответственны за соответствие профессионального уровня руко­водимого им персонала требованиям выполняемой работы и настоящего Этичес­кого кодекса.

(iv) .В своих профессиональных контактах с представителями других профес­сий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

2.2. Ограничения профессиональной компетентности

(i) . Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собствен­ной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

(ii) .Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интер­вьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.), или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

(iii) .Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблю­дения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы под­держивать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом.

(iv) .Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

2.3. Ограничения применяемых средств

(i) . Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводи­мого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эк­сперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адап­тированными к контингенту испытуемых.

(ii) .Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, об­щественных увлечений, личных симпатий к Клиентам определенного типа, соци­ального положения, профессиональной деятельности.

(iii) .В результатах исследования Психологам запрещается представлять наме­ренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную инфор­мацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем иссле­довании после его публикации, он предпринимает все возможные действия по ис­правлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.

2.4. Профессиональное развитие

(i).Психологи должны постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

2.5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

(i) . Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога к преждевременно­му прекращению работы с Клиентом, что может отрицательно сказаться на состоя­нии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

(ii) .Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воз­действием.

Принцип Ответственности

Психологи должны знать о своих профессиональных и научных обязательствах пе­ред своими клиентами, перед профессиональным сообществом, и обществом в целом. Психологи стремятся избежать причинения вреда и несут ответственность за свои действия, а также должны гарантировать, насколько это возможно, что их услуги не являются злоупотреблением.

Принцип ответственности включает:

3.1. Основная ответственность

(i) . Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешатель­ство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные по­следствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в ис­следовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о соци­альных ценностях.

(ii) .Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вы­текающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от физи­ко-химической зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

(iii) .Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улуч­шению или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.

3.2. Ненанесение вреда

(i). Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к кон­кретным, согласованным задачам психологического исследования.

3.3. Решение этических дилемм

(i) . Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консульти­руются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

(ii) .В случае возникновения у Психолога вопросов относительно этики в пси­хологической работе необходимо обратиться в Этический комитет Российского пси­хологического общества за консультацией.

Принцип Честности

Психологи должны стремиться содействовать открытости науки, обучения и прак­тики в психологии. В этой деятельности психологи должны быть честными, справед­ливыми и уважающими своих коллег. Психологам надлежит четко представлять свои профессиональные роли и функции, соответствующие этим ролям.

Принцип честности включает:

4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей

i. Психолог должен осознавать ограниченность своих возможностей и возмож­ностей профессии Психолога, что является условием установления диалога между профессионалами различных специальностей.

4.2. Честность

4.2.1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психо­логические услуги для Клиента) до заключения соглашения договариваются о воп­росах вознаграждения и иных существенных условиях, таких как распределение прав и обязанностей между Психологом, Клиентом, и стороной, оплачивающей психоло­гические услуги, или процедуры хранения и применения результатов исследования.

4.2.2. Психолог должен известить Клиента, или работодателя, о том, что его де­ятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу Психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо, и в особенности обратить вни­мание на обязательство соблюдать принцип конфиденциальности, чего от него тре­бует закон. Психолог должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только Психологом. Психолог должен оговорить невозможность для себя выполнения непрофессиональных требований или требо­ваний, нарушающих данный Этический кодекс. Работодатель должен быть снаб­жен текстом данного Этического кодекса при приеме на работу Психолога.

4.2.3. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услу­гах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного ре­шения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная рек­лама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искажен­ных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах, и отвечает правилам приличия.

4.2.4. Психологам запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психоло­ги не должны преувеличивать эффективность своих услуг, не должны делать заяв­лений о превосходстве своих профессиональных навыков, применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

4.2.5. Психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за на­правление к ним Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.

4.3. Прямота и открытость

4.3.1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им инфор­мацию, и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

4.3.2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением пер­вичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и по­ложительным заключением компетентных коллег. При решении любых психоло­гических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

4.3.3. В случае возникновения искажения информации, психолог должен про­информировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

4.4. Избегание конфликта интересов

4.4.1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в ре­зультате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с клиентом в личных интересах.

4.4.2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в лич­ных, религиозных, политических или идеологических интересах.

4.4.3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений психолога с клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.

4.4.4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

4.5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

4.5.1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть пре­дупреждена корректным, полным и не двусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в науч­ных кругах служат развитию науки, и им не следует препятствовать.

4.5.2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно крити­ковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом работы Психологу следует проконсультироваться с врачом о наличии фи­зического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия Клиента Психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациен­та, Психолог может привлечь к лечению своего коллегу.

4.5.3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению кол­леги из его сферы деятельности или лишению его работы.

4.5.4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен в первую очередь указать ему на это конфиденциально.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.