Сделай Сам Свою Работу на 5

Сергей Мавроди, или главная пирамМмида России





Вступление

В данной статье я постараюсь осветить достаточно интересную для многих тему - финансовые пирамиды, расскажу немного про их появление, развитие в реальном мире и интернете, основополагающие законы деятельности подобных проектов. Речь пойдёт в том числе о нескольких подобных проектах, я постараюсь дать анализ наиболее успешным проектам, подвести итоги над причинами их популярности.

Расскажу вам о наиболее частных заблуждениях (поработаю разрушителем легенд) организаторов подобных пирамид, опустив, впрочем, истории неудачников - они вам не особо интересны, правда?

Кто-то может сказать, что информация эта достаётся из интернета по желанию левой пятки ноги и они всё это знают, но все же рекомендую им почитать.

Итак, добро пожаловать в справочник начинающего пирамидостроителя.

Терминология

В этом кратком словарике я дам определение нескольким ключевым понятиям, ведь люди часто вкладывают в значение того или иного слова свой собственный смысл, что является косвенной причиной зарождения непонимания, появлению глупых, иногда даже тупых, вопросов.

  • Финансовая (инвестиционная) пирамида - псевдоинвестиционная организация, где основным (часто единственным) способом обеспечения доходности для инвесторов (вкладчиков) является растущая в геометрической прогрессии волна вкладов от новых участников (вкладчиков, инвесторов, лашков). Обычно организация не ведёт никакой инвестиционной деятельности, привлеченные посредством вкладов средства расходуются на выплаты дивидендов по более ранним обязательствам, рекламу организации и, собсно, в карман организатору. Под вышеданное определение подпадает любая финансовая пирамида, вне зависимости от метода распределения средств в рамках структуры, наличия номинального товара (курсы, хостинг, златые слитки, интернет-телефония).
  • МЛМ (многоуровневый маркетинг) - схема реализации продукции (в нашем случае это скорее можно назвать услугами), когда создаётся независимая сеть продавцов, имеющих право привлекать продавцов с аналогичными правами (реализация товара/услуги, привлечение продавцов). По сути представляет собой пирамидальную структуру (для существования которой необходим непрерывный приток участников), которую только конченые люди могут назвать бизнесом: каждый участник заинтересован в привлечении всё большего числа потенциальных участников, которые либо приобретут продукт компании (всех заебавшие Amway, Tupperware, Oriflame), либо некий "стартовый пакет" (InWeb24, TalkFusion). Лежит в основе большинства современных финансовых пирамид, ведущих деятельность в реальном мире (не интернете).
  • Схема Понци (в некоторых источниках Понзи) - классическая схема, названная именем одного из самых ярких представителей пирамидостроения - Чарльза Понци. Обещая своим вкладчикам высокие дивиденды под предлогом спекуляции международными финансовыми инструментами, он не вёл никакой инвестиционной (да и любой другой) деятельности, занимаясь лишь привлечением новых вкладчиков, за счёт которых и проводились выплаты. Не является первопроходцем, но стал в своё время знаковой личностью, чем ныне и знаменит. Хотелось бы добавить, что мистер Чарльз плохо кончил.
  • Хайп (hyip) - высокорискованная инвестиционная программа. В интернете большинство финансовых пирамид представленно именно хайпами. Подобные ресурсы предлагают вложить средства под высокий процент, прибыль формируется за счет постоянного привлечения новых вкладчиков, т.е. большинство хайпов работает по классической схеме (Понци). Но есть ряд оговорок. Хайпы оче часто начинают классифицировать по неким визуальным признакам (партизан, например), что не совсем верно. Можно выделить три основных типа хайпов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. И если первых два типа явно являются финансовыми пирамидами, то долгосрочные хайпы иногда (такое бывает) действительно организуют ту или иную инвестиционную деятельность.
  • Скам (scam) - в переводе с английского - обман. Это слово часто используют русские лашки, обзывая скамом тот или иной проект, прекративший выплаты и прокинувший их через хуй в двадцатый раз, но это не совсем верно. В своем первоначальном значении скам - инвестиционный проект, создававшийся с целью стрясти денег на пиво попить/выходные побарагозить и не предусматривающий выплат как таковых (лашкам об этом обычно не говорится). Т.е. если классический хайп (финансовая пирамида) производит какие-то выплаты, то скам организуется с целью сразу пробросить через хуй доверчивых вкладчиков. Не иначе. В то же время сейчас это слово используют для обозначения прогоревшей, закрывшейся финансовой пирамиды. В рамках данной статьи я буду использовать его в значении "закрывшийся проект, пробросивший пару десятков/сотен/тысяч вкладчиков".
  • Вкладчик (участник, партнёр, инвестор)- в глазах организатора фин. пирамиды это такой лашок, которого стоит доить до тех пор, пока деньги есть. Время от времени лашки объединяются в команды (либо становятся рефоводами, занимаясь приглашением толп людей в тот или иной проект, не вкладывая ни копейки своих денег, а получая какой-то процент от вкладов своих рефералов... sort of win) и доят самых организаторов. Так что не думайте, что вы тут самый умный, а вкладчики все как один лашки

Немного теории, зарождение явления

Давайте обратим наши взгляды в прошлое, дабы заполнить пробелы в наших знаниях. Вообще теория оче важная штука, без неё невозможно адекватное и полноценное понимание рассматриваемого объекта.







Первые финансовые пирамиды появились вместе с появлением первых акционерных сообществ, т.е. вскоре после колонизации Нового Света.
Миссисипская компания и Компания Южных Морей появились в начале восемнадцатого века, обе эксплуатировали среди инвесторов легенду про извлечение сверхприбылей из торговых операций/эксплуатирования природных богатств Нового Света (Америка). Обе компании использовали передовые СМИ (на тот момент это были газеты) для положительного освещения своей деятельности, биржевая оценка акций обоих компаний в разы превышала их действительную стоимость и, самое главное, ни одна компания изначально не могла достичь заявленной доходности.
Просуществовав недолгое время эти организации привлекли огромные по тем временам суммы, оставив ни с чем невиданное по тем временам количество людей.
Это были первые финансовые пирамиды. Да, подобные мошеннические предприятия существовали и ранее, но именно эти имели тот размах и те черты, которые до сих пор свойственны большинству подобных организаций:

  • эксплуатирование красивой легенды для обоснования сверхприбылей (лично я косо смотрю на любые обещания законно иметь >15% годовых в твердой валюте с учетом инфляции)
  • рекламная компания с участием передовых способов передачи информации для формирования положительного облика организации
  • привлечение большого числа вкладчиков, что стимулировало накопление капитала (которой в будущем использовался для привлечения новых и новых вкладчиков) и создавало ажиотаж на ценные бумаги предприятий (формирование излишней переоценённости продукта компании)
  • отсутствие реальной деятельности, либо несоответствие проводимых компаний мероприятий заявленной деятельности
  • неспособность в определённый момент времени (связанная с конкретным таким доминированием портфеля обязательств над притоком свежих денег от новых вкладчиков) исполнить свои обязательства перед инвесторами, что выливается (при первом "удобном" случае) в сброс вкладчиками ценных бумаг предприятия, обесценивание ценных бумаг вызванное массовой "сдачей" и паникой инвесторов (часто бумаги обесценивались ниже номинала в десятки раз), банкротство, посыл найух инвесторов, и, обычно, безбедная жизнь организатора компании. Он ведь ничего не потерял

Грамотно организованная финансовая пирамида может осуществлять свою деятельность очень долгое время, но об этом чуть позже.
Выше был описан классический метод организации финансовой пирамиды, когда приток вкладов формируется за счет продажи ценных бумаг (реальная стоимость которым ничем, как правило, не обеспечена). Но он не является единственным. За примером обратимся к Царкой Роиссе, где математиком Я. Перельманом был описан случай, названный "лавиной дешевых велосипедов", ставший прообразом таких относительно современных финансовых пирамид как "MoneyTrain"/"NewPro".

В одной провинциальной газете было размещено следующее объявление: "Велосипед за 10 рублей! Каждый может приобрести в собственность велосипед, затратив только 10 рублей. Пользуйтесь редким случаем. ВMECTO 50 РУБЛЕЙ — 10 РУБ." (Ничего не напоминает?).
Условия "акции" были примерно таковы, что за 10 рублей высылался не велосипед, а четыре билета, которых необходимо было продать своим знакомым за 10 рублей каждый. После чего собранные 40 рубликов необходимо было отправить фирме, которая в скором времени доставляла счастливому владельцу новенький велосипед. Обман есть? Обмана нет. Единственный минус заключался в том, что необходимо было всё-таки продать четыре билета, но ведь это легкий труд. Всего-то четыре маленьких билета, которые позволят своим покупателям также получить велосипед за 10 рублей (стоимость билета). Нужно-то всего лишь продать по пять билетов.
На первый взгляд никакого мошенничество здесь нет, но так называемая "лавина" не могла продолжаться сколь бы то долгое время.
Перельман приводит пример небольшого города, где каждый житель желает приобрести велосипед за 10 рублей.
Ниже
представлена числовая пирамида, посредством которой мы подсчитаем убытки жителей города (а убытки жителей, есть доход организаторов):

1 - первый человек, приобревший первый билет за 10 рублей
4 - знакомые первопроходца, купившиеся на столь заманчивое предложение
20 - знакомые знакомых, привлеченные в пирамиду
100 - целый район собирает денежку на велосипеды
500 - зараза расползается по городу, одурманивая умы
2500 - полиция бессильна, мэр города приобрёл билетик
12500 - не велосипедах сидят все дети и мужчины, билеты начинают впаривать старикам
62500 - все жители города уже приобрели билет, брат первого велосипедиста был побит автомобильными лоббистами и умер

Итак, что мы видим. Последние, кто получил велосипед, это люди на седьмом уровне числовой пирамиды. Восьмой уровень и рад бы продать билеты, но некому. Весь губернский город купил билеты, в соседних городах история та же. Кто же выиграл? Организаторы, конечно. Если брать в расчёт идеальные условия (каждый приобревший билет за 10 рублей продал по пять билетов и отослал деньги фирме, сделать это успели все люди по седьмой уровень включительно). Но выходит так, что весь восьмой уровень отдал по десять рублей... просто так?
Фирма заработала на афере более полумиллиона рублей, организатор иммигрировал в Париж писать мемуары и сатирические рассказы, одураченые люди пошли строить коммунизм/социализм в отдельно всятой стране. Лавина вкладов (в данном случае вкладом является покупка билета за 10 рублей) захлебнулась. Сам Перельман даёт вкладчикам следующую оценку "Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчетом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов."

На первый взгляд велосипедная контора не похожа на пафосную Компанию Южных Морей (с), но суть одна и та же. Красивая легенда, рекламная компания и неспособность выполнить свои обязательства вызванная превалированием объема обязательств над новыми вкладами.

Третьим и последним примером в данной главе будет пирамида, созданная Бернардом Мейдоффом. Этот человек впервые дал понять, что под красивым и рабочим фасадом может прятаться тихий пиздец. Дядя Берни (так мы будем его называть) был человеком знаковым, одним из создателей биржи Насдак, владельцем крупного, авторитетного и надёжного инвестиционного фонда MIS (Madoff Investments Securities), приносящего своим инвесторам прибыль в 12-13% годовых. Штаб-квартира организации располагалась в фешенебельном небоскребе. Но под покровом темноты фасадом надежности и авторитетности скрывалась самая обычная финансовая пирамида. Берни брал деньги новых инвесторов и выплачивал их старым, попутно пополняя свой карман. И вы думаете, что он был кем-то спален? Нет, ежеквартальные аудиторские проверки его компании не вызывали никаких сомнений в честности и порядочности, а проценты платились исправно в течении более чем сорока лет!

Разоблачение произошло случайно. По легенде, Берни рассказал про свою настоящую деятельность своим деткам, которые сразу накалякали куда нужно (дети, воспитанные в лучших традициях ангсоца, я полагаю). Вскоре Берни арестовали, счета заморозили и выяснилось (внезапно!), что никакой деятельности по инвестированию средств его фонд не проводил в течении уже двадцати лет. Но это всего-лишь легенда, на самом деле кризис 2008 года вынудил ряд крупных инвесторов отозвать порядка 6-8 миллиардов долларов из фонда Берни, коих, естественно, в загашниках компании не было и быть не могло. Берни арестовали, осудили на 150 лет, его компанию попили. По данным ФБР он умудрился проебать порядка 50 миллиардов долларов США. За двадцать лет до банкротства компания перестала заниматься какой-либо реальной деятельностью, но вскрылось это только в результате кризиса.

Третий пример наглядно доказывает нам, что грамотная организация работы с клиентами + умеренная обещанная доходность позволяют предприятию держаться на плаву достаточно долгое время, что успешно показывают на своем примере современные долгосрочный хайпы. Кроме этого зарубите на своём носу ещё одну простую истину: финансовая пирамида может быть скрыта под тоннами авторитета и годами безупречной работы, и, самое главное, пирамида может образовываться на базе уже существующего финансового предприятия, что позволяет использовать громкой имя и некие гарантии для недопущения оттока капитала (вкладов).

Сергей Мавроди, или главная пирамМмида России

Семидесятилетнее правление Советов в России не способствовало развитию и появлению финансовых пирамид, это факт. Но сразу же после развала Советского Союза в уже независимой России одна за другой стали появляться организации, обещающие непуганным гражданам те или иные блага, "халяву".

Такие предприятия как "Русский дом Селенга", "Хопёр Инвест", "Властелина", "Чара Банк" привлекли невиданный доселе в России частный капитал, но все их деяния меркнут и бледнеют перед посредственной гениальностью МММ. Про МММ мы и поговорим в этой главе.

В перестроечные времена Сергей Мавроди, его брат Вячеслав и Ольга Мельникова основали компанию, дав ей название по первым буквам своих фамилий. Изначально МММ занималась таким полезным делом как импорт офисной техники (компьютеры, принтеры, факсы, etc) в тогда ещё СССР.

Уже после развала СССР реорганизованный в АООТ (акционерное общество открытого типа) кооператив МММ произвёл первую эмиссию ценных бумаг (акции). Сергей Мавроди впервые озвучил лозунг "завтра всегда дороже, чем сегодня" (если где ошибаюсь - поправьте). Подобная формулировка позволила распродать акции компании с огромной скоростью, что вызвало жгучее желание делать "ещё и ещё". Но кровавый Минфин запретил проводить дополнительную эмиссию, и если бы не Маврод, то всё бы было хорошо.
Но жук Мавроди воспользовался общей "дырявостью" законов того времени, произведя дополнительную эмиссию акций другого предприятия, возложив "ответственность" за их обеспечение на МММ. Но и эти акции были распроданы практически моментально.

И тогда наш герой придумал "Билеты МММ". Билеты не являлись ценными бумагами как таковыми, но печатались на тех же заводах, где и рубли. Собственно это и(правовой статус) позволило свободное хождение билетов по рукам, вскоре их принимали в качестве оплаты за товар в магазинах и на рынках, обменивали на валюту.
Билеты невозможно было "купить" или "продать". Все операции были завязаны сугубо на ГК РФ, билеты приобретались как сувенир в обмен на добровольное пожертвование в адрес Сергея Мавроди лично, при погашении (сдаче) в адрес предъявителя совершалось добровольное пожертвование от Сергея Мавроди. Все эти действия, вкупе с широкомасштабной рекламной компаний, непуганностью инвесторов и привлекательными условиями (рост стоимости билета ~100% ежемесячно) позволило создать крупнейшую финансовую пирамиду в современной России.
За неполных полгода ажиотаж на билеты достиг высшей точки, стоимость билетов МММ увеличилась в 127 раз по отношению к дате первого выпуска (эмиссии). Головной офис МММ в Москве не справлялся с работой, деньги считать не представлялось возможным (знаменитые комнаты денег). По непроверенной информации только головной офис собирал порядка 50.000.000$ ежедневно.

Естественно, что такие события не могли остаться незамеченными, властям понадобилось достаточное долгое время для борьбы с МММ. Мавроди некоторое время умело запугивал правительство, но в итоге был арестован, головной офис компании взят штурмом, документация, деньги были вывезены. Среди вкладчиков началась паника, компания в скором времени обанкротилась. Маврод некоторое время пытался избежать какой-то ответственности, но не получилось.

Проанализируя вышеописанную историю хочу подвести несколько итоговых выводов (практически факты):

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.