Сделай Сам Свою Работу на 5

Второе поколение тяжёлых крейсеров





Между тем, активная дипломатическая борьба ведущих держав за морское доминирование привела к заключению в 1930 году Лондонского морского договора. По его решениям, количество крейсеров с 203-мм артиллерией, отныне именуемых тяжёлыми, было ограничено для США цифрой 18 единиц, для Великобритании 15 и для Японии 12[20]. Франция и Италия Лондонский договор не подписали, но спустя год заключили Римский пакт, ограничивший количество тяжёлых крейсеров 7 единицами для каждого из флотов[20]. В 1936 году был подписан новый Лондонский договор, при участии США, Великобритании и Франции. Он запрещал строительство тяжёлых крейсеров до 1942 года[21].

Великобритания, уже имевшая в строю 13 тяжёлых крейсеров, ограничилась достройкой пары кораблей типа «Йорк». От «Каунти» их отличало уменьшенное водоизмещение, ослабленное вооружение, но и сокращённая стоимость. От закладки усовершенствованных крейсеров типа «Суррей» пришлось отказаться.

Тяжёлый крейсер «Альжери»

Французский флот имел возможность построить лишь один тяжёлый крейсер. Им стал «Альжери», считавшийся наиболее совершенным европейским кораблём класса[22]. Его главными особенностями стали солидное бронирование и отличная противоторпедная защита[23].



Тяжёлый крейсер «Зара»

Хорошей защитой отличались и 4 итальянских крейсера типа «Зара». Уступая крейсерам других стран в мореходности и дальности и имея невыдающуюся скорость, эти корабли считались наиболее защищёнными крейсерами довоенной постройки[24]. Впрочем, боевые качества «Зар» резко снижались из-за неудовлетворительной артиллерии[25]. Ещё одним тяжёлым крейсером итальянского флота стал «Больцано», в целом повторявший тип «Тренто»[26]. На испытаниях ему удалось установить абсолютный рекорд скорости для тяжёлых крейсеров — 36,81 узла[14]. В реальной эксплуатации скорость оказалась гораздо меньше[27].

Флот США получил 7 крейсеров типа «Нью-Орлеан». На этих кораблях была, наконец, резко усилена защита[28], в силу чего американского командование считало их своими первыми полноценными крейсерами. Дальнейшим развитием класса стал крейсер «Уичита», построенный в единственном экземпляре в силу ограничений Лондонского договора[29]. Уже после начала войны в Европе, американское руководство заказало серию «Балтимор». Разработанные на базе «Уичиты», но без ограничения водоизмещения, эти крейсера имели мощное бронирование, а также отличались резко усиленной зенитной артиллерией[30]. В строй они начали вступать уже в ходе Второй мировой войны.



Тяжёлый крейсер «Такао»

Японское морское руководство после неудачи с ранними типами тяжёлых крейсеров, приняло решение строить максимально сильные корабли[31]. 4 крейсера типа «Мёко» и последовавшие за ними 4 крейсера типа «Такао» были очень сильно вооружены, обладали высокой скоростью и сравнительно надёжной броневой защитой, но их фактическое водоизмещение было значительно больше договорного. На этом количественный лимит тяжёлых крейсеров был для японцев исчерпан, но при строительстве лёгких крейсеров типа «Могами» была изначально предусмотрена возможность замены 155-мм орудий на 203-мм[32], что и было сделано перед началом войны. Последние японские тяжёлые крейсера типа «Тонэ» также закладывались как лёгкие, но в строй вошли уже с 203-мм артиллерией[33]. Их особенностью стало размещение всех тяжёлых орудий в носу, что позволило освободить кормовую часть для гидросамолётов.

Во второй половине 1930-х годов классическими тяжёлыми крейсерами пожелала обзавестись и нацистская Германия. Всего Кригсмарине пополнили 3 крейсера типа «Адмирал Хиппер», а ещё один в недостроенном виде продан СССР[34]. Эти корабли имели водоизмещение заметно больше 10 000 тонн, но не выделялись в лучшую сторону с точки зрения артиллерийского вооружения и броневой защиты[35]. К достоинствам проекта относилась совершенная система управления огнём[36], но имелись и крупные недостатки — ненадёжность энергетической установки и ограниченная дальность плавания, не позволявшая эффективно использовать крейсера в качестве рейдеров[37].



Кроме великих морских держав, тяжёлыми крейсерами обзавелись Испания и Аргентина, по две единицы каждая. Испанские крейсера типа «Канариас» в целом повторяли британский «Кент»[38], аргентинские «Альмиранте Браун» были уменьшенной версией итальянских «Тренто»[39].

Попытку построить тяжёлые крейсера предпринял и СССР. В итоговом варианте крейсера типа «Кронштадт» являлись скорее линейными, чем тяжёлыми[40]. Огромные корабли должны были нести артиллерию калибра 305 мм и мощное бронирование[41]. В 1939 году было заложено 2 таких корабля, но с началом Великой отечественной войны их строительство прекратили[42].

В целом тяжёлые крейсера второго поколения оказались заметно более сбалансированными боевыми единицами, чем их предшественники. Особенное улучшение претерпела защита, но это достигалось либо путём снижения других характеристик, либо методом негласного нарушения международных договоров.

Лёгкие крейсера[править | править вики-текст]

Основная статья: Лёгкий крейсер

Лёгкий крейсер «Дюгэ Труэн»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.