Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Система налогообложения Османской Империи в 15-19 вв.





Введение.

Данная работа посвящена системе налогообложения Османской Империи в XV- XIX вв. Я считаю данную работу актуальной, так как налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе уже с момента возникновения государства. К XV в. империя османов представляла собой огромное государство, отличавшееся исключительным разнообразием историко-культурных традиций и этноса. Управление таким государством, в частности функционирование провинциальных органов власти, требовало создания гибкой административной системы, а также эффективной структуры контроля над всеми доходами.

Целью написания данной работы является изучение истории налоговой системы Османской Империи.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:Рассмотреть промышленность и торговлю страны в XV- XIX вв.; Рассмотреть финансовую систему Османской Империи; Рассмотреть систему налогообложения; Рассмотреть виды налогов;

Глава 1. Экономическая жизнь Османской Империи в 15-19 вв.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Говорить о промышленности в Османской империи до конца XIX в. конечно нельзя. Здесь более уместен термин «ремесла».



В сельской местности ремесленничество служит удовлетворению текущих нужд населения: прядильное дело, ткачество, гончарное производство широко распространены в деревенских дворах и рассчитаны в основном на внутреннее потребление.

Ремесла сосредоточены в городах. Там представлены все виды мелкого мануфактурного производства: мыловарни, выделка кожи, красильни, маслобойни (из оливок и льняного семени), свечное производство, изготовление напитков, кузни, сукновальные мельницы, сапожные мастерские, булочные, канатное производство и т.д. Больше всего работников по текстилю, а именно красильщиков, производителей фетра и других изделий из шерсти, хлопковых тканей, шелка. Городское население главным образом живет за счет этих мелких мануфактур, мастерских, лавок.

Именно текстильная промышленность, самая важная область ремесленного производства, характеризуется очень большой региональной специализацией в XVIII в.: шелкоткацкие фабрики Бурсы (1800 станков в 1740 г.); производство из шерсти ангорских коз, делают знаменитую ткань мохер.



Хлопок также достаточно распространен: важные центры его производства находятся на Ближнем Востоке, на Кипре и в Фессалии, а также в разных районах Анатолии. Ассортимент хлопчатобумажного производства весьма разнообразен — рубашки, покрывала, полотенца, носовые платки, подушки и т.д.

В целом техника достаточно примитивна. Гидравлические приспособления используются мало, их применяют для валяния шерсти и на лесопильнях в районе Бурса — Измит.

За исключением янычар, правительственных служащих и духовенства, все жители города, занимающиеся каким-то одним ремеслом, объединены в профессиональные корпорации (эспаф). В экономическую жизнь на местах корпорации вносят некоторую скованность из-за их негибкости, поскольку у каждой есть свои привилегии, свои места продажи и производства. В Стамбуле в середине XVII в. было 1109 гильдий, объединявших от 126 000 до 260 000 ремесленников.

ТОРГОВЛЯ

Стамбул являлся главным центром притяжения товаров. Они доставляются и морским путем, но больше по земле.

Обеспечение столицы продуктами первой необходимости имело приоритетное значение. До XIX в. пшеница и ячмень привозятся в основном с западных берегов Черного моря. Фрукты, свежие и сушеные, поступают, главным образом, из западной Анатолии и из Фессалии, тогда как мясной скот перегоняют в Стамбул с Балканского полуострова и, значительно меньше, из Анатолии. Потребности столицы в строительном лесе и дровах для отопления удовлетворяет северо-западная Анатолия, где часть лесов зарезервирована для султанских арсеналов. Топленое масло везут в столицу из района степей северного Причерноморья.



Стамбул импортирует большое количество предметов роскоши и товаров категории люкс, которые поступают с других концов света:

Османская империя экспортирует: шерсть, хлопок, кожи, меха, зерно, волокно, красители, пряности, опиум в каплях и растворах, духи, оливковое масло и, с XVI в., йеменский кофе. Для зарубежных торговцев введены многочисленные ограничения на экспорт, из военных соображений или для того, чтобы защитить товары первой необходимости: оружие, лошадей, серебро, золото, медь, свинец, железо, сера, зерно, лес...

Можно выделить два типа торговли:

—мелкая (розничная) торговля; это область лавочников и гильдий, сбывающих свои товары на крытых рынках (бедестеи, чарши) в городах и на открытых рынках (пазар) в деревнях; ранки работают от одного до нескольких раз в неделю.

— крупная (оптовая) торговля; это сфера крупных торговцев (тюджар, базиргап) — мусульман, христиан и иудеев, уже обладающих капиталами, которым высокопоставленные деятели из политической элиты оказывают содействие путем заключения контрактов и кредитования {мудараба).

С XV в. в империи существует торговый флот. На каждом море преобладает свой тип торгового корабля, но самый распространенный — кайик, его можно видеть и в Эгейском, и в Мраморном морях.

В выводе могу сказать, что благодаря развитию коммерческих центров, открытию новых путей, увеличению количества обрабатываемых земель и международной торговле, государство осуществляло основные экономические процессы. Развивалась не только внутренняя, но и внешняя торговля

 

Глава. Финансовая система Османской империи в 15-19 вв.

Финансовое ведомство

Финансовое ведомство или финансовая палата — (дефтердар) . Под этими названием подразумевалось как само учреждение, так и здание, в котором оно помещалось. Финансовое ведомство представляло собой центр финансовой системы всей империи. Во главе его находился главный казначей (башдефтердар). С XVII в. Главные казначеи стали получать ранг везира. Кроме главного казначея были еще должности — второй казначей , третий казначей и четвертый, в обязанности которого входил надзор за казной вновь созданной регулярной армии.

Каждый казначей руководил одним из подразделений ведомства, а главный казначей контролировал всех. Казначей разбирали всякие предложения, жалобы, подготавливали документы по финансовым вопросам. Они сами докладывали султану о положении дел в своих подразделениях. Для лучшего управления государственными доходами проводятся периодические переписи под руководством главного казначея, позволяющие правительству отслеживать изменения в экономической ситуации империи вплоть до самых дальних рубежей.

Помимо казначеев высшими должностями в финансовом ведомстве были:

1. главный финансовый инспектор (башбакы кулу), который ведал сбором налогов, следил за своевременностью налоговых поступлений, приводил в исполнение решения суда о наказании неплательщиков;

2. главный счетовод (башмухасебеджи);

3. главный контролер государственной казны (рузнамеджи-и еввел).

Дефтерхане состояло примерно из 25 канцелярий (калем), во главе каждой из них был начальник (хаджеганам), которому подчинялись секретари (кятибы) и низшие канцелярские служащие (шагирды).

Все финансовые дела Османской империи, кроме дел султанской казны, решались в финансовой палате. Объектами их надзора являлись:

1. фискальные поступления, собиравшиеся посредством краткосрочных откупов налогов с определенной территории (мукатаа);

2. ежегодные поступления в казну в виде дани (сальяне);

3. выплаты от пожизненных откупов (маликяне). Каждый источник дохода контролировался отдельной канцелярией.

К концу XVIII в. финансовое ведомство значительно расширилось. Два специальных отдела стали заниматься подготовкой, составлением и выдачей финансовых документов.

Финансовое ведомство просуществовала до 1835 г., когда оно было преобразовано в министерство финансов.

Денежная система

Состояние денежной системы Османской империи на протяжении последних столетий ее существования трудно охарактеризовать иначе как хаос. В империи действовал биметаллический денежный стандарт со свободной чеканкой монеты. Основной денежной единицей до 1881 г. служил серебряный пиастр, делившийся на 100 курушей, а 1 куруш - на 40 пара.

Из-за войн и обесценения серебра в Европе правительство Османской Империи в 1880 г. отказалось от свободной чеканки монет, так же была уменьшена номинальная ценность и остальных монет. Тяжелое положение государственных финансов заставило власти обратиться к медной чеканке и выпуску бумажных денег.

Дефицит предложения драгоценных металлов восполнялся экономикой за счет иностранных денег. На внутреннем рынке свободно обращались заграничные монеты, в частности, фунт стерлингов, французская двадцатифранковая монета, они были свободно конвертируемы, что делало их привлекательными для использования в ближневосточной торговле.

Первая бумажная эмиссия была проведена правительством Османской империи в 1839 г. Банкноты имели срочность и подлежали погашению спустя восемь лет после даты выпуска. По банкнотам крупного номинала выплачивалось 8% годовых, а затем процентная ставка была снижена до 6%.

Первые банки в Османской империи появились в середине XIX века. Их учредителями стали предприимчивые греки, имевшие личные связи с двором султана.

Все три первые банка, открытые в империи, с течением времени были преобразованы или ликвидированы из-за их неадекватной финансовой поддержки со стороны властей.

Таким образом, финансовое ведомство представляло собой центр финансовой системы всей империи. Эффективность функционирования денежной системы Османской империи была исключительно низкой. С XV в. в Османской империи обращается большое количество европейских денег. На протяжении XVII и XVIII вв. финансовый кризис продолжает углубляться: добиться сбалансированного бюджета не получается; правительство выпускает монеты низкой пробы. В результате происходит утечка золота и серебра на Запад, а также на Восток, что превращает Османскую империю в простую транзитную зону.

Глава 3. Система налогообложения Османской Империи в 15-19 вв.

Система налогообложения.

В османской налоговой системе, как и в ее законах, следует различать налоги, предусмотренные и одобренные в рамках исламских законов,т.е. шариата, и налоги, введенные указами султана в рамках его права законотворчества.

Что касается сбора налогов, то он производится по системе уступки прав. «Фискальные группы», называемые мукатаа, придаются лицам, обязанным собирать, обычно раз в год, налоги на протяжении трех лет. Эта система имеет то преимущество, что позволяет избегать перемещения слишком больших сумм наличностью. Сборщик налогов, или мытарь, возлагает свои платежные обязательства на одного или нескольких гарантов поручителей (кефил), которые рискуют поплатиться своей жизнью или, в лучшем случае, свободой за любые нечестные действия мытаря. Учет налогов контролируют кадии проверяющий (мюфет-тиги). Но правительство проявляет осторожность: помимо кади, есть еще финансовый инспектор (эмин), который следит за мытарем.

Практикуются три вида сбора налогов:

1) Тимар - земельный держатель оказывает услуги (административные и военные), эквивалентные налогам, которые он собирает в переданном ему районе;

2) Эмаиет - сбор налогов осуществляет надзорный чиновник, эмип, который, получая зарплату, вносит в Казначейство все полученные средства;

3) Илтизам - мытарь, , покупает за определенную сумму и на один год мукатаа, берется за взимание налогов и оставляет себе возможные излишки.

В конце XVII в. илтизам становится наиболее распространенной формой сбора налогов, поскольку она обеспечивает поступление в Казначейство фиксированных сумм без необходимости содержать администрацию и позволяет периодически проверять условия по уступке прав.

Основные виды

а) Налоги, предусмотренные и вытекающие из шариата (хукук-и шарийе):

Шариат предусматривает следующие формы налога:

- налоговое обложение собственности (1/5 часть дохода)

- мусульманский налог, взимаемый с имущества богатых мусульман в пользу бедных;

- милостыня по случаю разговенья по окончании мусульманского поста; - пожертвование бедным;

- подушный налог, который платят иноверцы в мусульманских странах; - поземельная подать

- поземельная подать (десятина).

б) декретированные налоги т.е изданные султаном:

Авариз-и дивапийе- вид пошлины, налагавшейся на города и деревни для покрытия экстраординарных расходов (в случае войн, катастроф и т.д.). Уплачиваемый ежегодно наличными деньгами, этот налог постоянно возрастал (40 аспр в 1582 г., 240 -- в 1600 г., 535-в 1681г.);

«Ленный налог»- за единицу налогообложения принималась площадь земли, которую можно обработать и засеять с помощью пары быков в течение одного года; В регионах, где ленный налог не был установлен, земледельцы-христиане все равно должны были платить его.

Налог на баранов- помимо обычного налога на баранов, он также включает в себя таможенные пошлины на всех других домашних животных;

Налог на рудники - он позволяет государству взимать 7б продукции всех частных рудников; Все, что добывается из рудника, принадлежит тому, кто является владельцем рудникового участка, если владелец эксплуатирует рудник без затраты своих средств, налогом облагаются все добываемые ископаемые

Побочные налоги- они включают в себя различные выплаты: брачный налог, право на наследство, выкуп за возвращение в собственность заблудшего скота, таксу за передачу собственности и т.д.;

Торговые таксы - существуют таксы на торговые рынки и членство в ремесленных корпорациях, плата, взимаемая при въезде в города, налогообложению подлежат некоторые торговые сделки или некоторые товары. Товары, продаваемые оптово, например, на городских базарах и ярмарках, подвергаются обложению поштучно, с тюка, сумки, бочки или повозки; дорогостоящие вещи должны взвешиваться на общедоступных весах и облагаться по весу. Купцы также должны платить налог в определенных местах караванных путей, пошлины на импорт и экспорт товаров, которые собирает таможня.

Налоги и повинности в чрезвычайных ситуациях (войны, эпидемии, природные катаклизмы) - они могут принимать различные формы: принудительные работы, продовольственный оброк, денежные выплаты и т.д.

Налог с крестьян.

Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. На всей территории Османской империи крестьяне, сидевшие на землях феодалов, включались в писцовые книги и были обязаны обрабатывать отведенные им наделы.

Обрабатывая отведённые им наделы, крестьяне несли в пользу земельного собственника многочисленные феодальные повинности. В XVI в. в Османской империи существовали все три формы феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная. Наиболее распространённой была рента продуктами. Крестьяне были обязаны платить десятину с урожая зерновых, садовых и огородных культур, налог со всех видов скота, а также выполнять фуражную повинность. Крестьяне -немусульмане. сверх того платили в казну особый подушный налог с мужского населения.

Все подданные султана делились на два класса- военные и податное сословие. К военным относились воины-мусульмане, духовенство и чиновники. Они не платили налогов и обязаны были служить государству. Ко вторым принадлежали мещане и крестьяне, которые обязаны были платить налоги и нести повинности. Крестьяне мусульмане выплачивали поземельный налог государству, налог-ренту феодалу, налог на скот, на ульи. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Сборщики налогов и прочие чиновники, приезжавшие в деревню, взимали особый налог “на зубы” как компенсацию за стачивание зубов о грубую крестьянскую пищу.

При этом с 1630 гг. османская империя отказалась от пополнения рядов янычар за счет налога кровью, то есть принудительного набора детей из семей христиан в возрасте 7-12 лет для подготовки к службе в янычарских войсках.

И так, можно сделать вывод о том, что в Османской Империи аппарат фискального учета уже в 15 веке был в достаточно развит. Система налогов в империи была достаточно сложной. Крестьяне платили многочисленные налоги, тем самым обеспечивали военное могущество государства и потребности армии.

Заключение.

В Османской Империи главным источником доходов являются налоги на землю, то есть на ее держателей в ранге собственника или распоряжающегося, которые должны отдавать часть доходов от земельных владений в государственную казну. С другой стороны, государство выступает в роли получателя такс: таможенные пошлины на товары, перевозимые из одного места империи в другое, транзитные пошлины, налоги на заход кораблей, на продажу, на торговые сделки и т.д.

Из за постоянных войн, расходы правительства в несколько раз превышали его доходы, для ликвидации бюджетного дефицита собирали налоги за три года вперед. Чтобы не доводить дело до народных волнений увеличивались косвенные налоги. Широкое распространение получила откупная система. Я считаю, что налогообложение у османов имело огромное значение в ее экономической жизни, налоги обеспечивали все, а самое главное расходы на военные нужды.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.