Сделай Сам Свою Работу на 5

Изготовление печатных красок





Изготовление печатных красок — особо точный и длительный процесс, который в общем виде состоит в тщательном перемешивании красящих веществ со связующими и последующем перетирании на краскотерочных машинах, бисерных мельницах и т. п. оборудовании. Это придает краскам текучесть и определенные реологические свойства. Самая распространенная составляющая в приготовлении красок — пигмент. Их нынешний ассортимент позволяет выбрать индивидуальный для создания любой краски основного цвета. На индивидуальных пигментах готовятся и краски, являющиеся базовыми для систем смешения. При этом необходимо иметь ввиду, что с практической и экономической точек зрения целесообразнее готовить составную краску требуемого цвета и оттенка из базовых красок на красочном заводе, а не на собственном производстве.

Должны быть обеспечены высокая степень дисперсности пигмента, равномерное распределение его в связующем и стабилизация краски. Основная задача производства красок – диспергирование пигментов в смеси со связующем (перетир) с целью разрушения вторичных агрегатов и восстановление первичной высокой степени дисперсности пигмента. Контроль за диспергированием ведут с помощью простого прибора – клина, позволяющего видеть наличие крупных частиц. Согласно техническим условиям в краске не должно быть частиц размером более10 мкм.



Особые требования предъявляются к прочностным свойствам пигментов, задействованных в производстве красок для специальных видов печати на упаковках и изделиях. Например, пигменты для красок, используемых при запечатке текстуры древесины на фоновых марках бумаги, должны обладать повышенной светопрочностью и стойкостью к воздействию пропитывающих составов. Краски, применяемые для запечатки пищевых упаковок, должны иметь санитарные сертификаты. Следовательно, и пигменты, содержащиеся в них, должны удовлетворять этим требованиям. Количество пигмента, вводимого в состав краски, обусловлено двумя факторами:

  • обеспечением оптимальных колористических и оптических свойств высохшего слоя на оттиске;
  • созданием краски с необходимыми реологическими и печатно-технологическими свойствами.

Для каждого пигмента существует предельная (объемная или весовая) концентрация, превышение которой (при данном связующем) создает систему, не обладающую свойствами краски. Если при критических концентрациях не обеспечиваются требуемые реологические и печатно-технологические свойства, в состав красок вводят наполнители. Они, не меняя цвета и оттенка пигмента и не влияя на колористические свойства красочной пленки, позволяют получить краски с требуемыми свойствами при минимальном содержании пигмента. Обычно производственный комплекс состоит из нескольких участков: загрузки сухих компонентов, загрузки жидких компонентов, помещения, где размещаются промежуточные продукты. Кроме того, дозировочные станции для сухих и жидких компонентов, краскотерочные машины, вакуумные смесители, шаровые мельницы, выпрессовочные гидравлические или пневматические устройства, диссольверы. Весь современный процесс изготовления контролируется специализированными компьютерными программами.



Процессы изготовления красок для различных печатных работ имеют свою специфику. Общие схемы изготовления красок для офсетной и флексографской печати приведены соответственно на рис.6.

Рис. 6 Производство печатной краски для листовой офсетной печати

Обычно технологический цикл делится на две части: сначала производятся монокомпоненты, а из них смешивается готовый продукт. Работа начинается после того, как инженер-технолог выдает оператору линии рецептуру монопасты. Тщательно взвешенный продукт помещается в специальные котлы (обычно емкостью 500—800 л). Котел ставится под смеситель сухих пигментов, с предварительно отмеренными жидкими компонентами, затем все это размешивается в однородную массу, разогретую до определенной температуры. Вся дозировка производится автоматически, но предусмотрен переход и на ручной режим.



 
После предварительного смешивания продукт поступает на трехвалковую краскотерочную машину, ((см. рис.3) обычно для изготовления офсетных, трафаретных и красок высокой печати), либо на шаровую мельницу (для глубокой и флексографской печати), где происходит процесс диспергирования и доводки размеров частиц до 3–6 мкм. Получившиеся монопасты отправляются в выпрессовочные устройства, связанные с дозирующей станцией жидких компонентов.

 

 

Рис.3. Трехвалковая краскотерочная машина: 1,2,3 – валы; 4 – замес перетираемой краски;

5 – нож, снимающий краску; 6 – готовая краска

Для изготовления краски пигмент и связующее в определенном весовом соотношении загружают в замесочную машину, перемешивают и оставляют для вызревания замеса. При этом связующее смачивает пигмент, проникает в щели между агрегированными частицами и ослабляет их сцепление, что существенно облегчает последующее диспергирование на краскотерочной машине.

Трехвалковая краскотерочная машина состоит из трех металлических вращающихся навстречу друг другу валов, скорость вращения которых возрастает от первого вала к третьему. Увеличение скорости обозначено величиной стрелки, указывающей и направление вращения каждого вала. Замес поступает в промежуток между первым и вторым валами и при их вращении постепенно втягивается в зазор между ними. Из-за разности их скоростей в узком зазоре возникает большой градиент скорости, который и вызывает перетир смеси. По выходе из зазора масса разделяется: часть остается на первом валу и возвращается в исходное положение, остальная часть с поверхности второго вала переносится в зазор между вторым и третьим валами. С третьего вала краску снимает нож, прижатый к его поверхности. Затем массу снова пропускают через машину и повторяют это четыре, а иногда и более число раз, пока не будет достигнута нужная степень перетира. При перетире сначала разрушаются комочки пигмента, смешанные со связующим. Связующее служит диспергатором, понижающим прочность агрегатов, и стабилизатором, предохраняющим диспергированные частицы от агрегации.

На валковых краскотерочных машинах хорошо перетираются вязкие краски. Для изготовления малоструктурированных и текучих красок применяют высокопроизводительные диспергирующие машины типа бисерных мельниц (рис.4). В этом случае после смешения пигмента со связующим и перемешивая в смесителе замес перекачивается насосом в бисернуюмельницу, представляющую собойцилиндр с вертикальным ротором. Ротор несет ряд дисков, на которых помещаются мелющие тела (шарики из стали стекла). При быстром вращении ротора шарики интенсивно перемешивают замес и диспергируют пигмент. Замес поступает в нижнюю часть мельницы и выходит из верхней. По выходе массы проверяют степень перетира.

Рис.4. Бисерная мельница

1 – подача замеса;

2 – ротор с мелящими приспособлениями;

3 – выход диспергированной краски.

Второй этап производства уже готовой краски начинается также с получения рецептуры краски, по которой производится автоматическая добавка в котлы различных компонентов, строго дозированных в процентах от общего веса. Затем краска смешивается на вакуумном смесителе до однородной по составу и цвету субстанции. Подгонка цвета под установленный образец осуществляется либо автоматически, либо вручную профессионалом–колористом.

Производственно-исследовательский центр проверяет полученную краску на реологию и дает свои замечания оператору, который доводит краску до заданных параметров. Если результат соответствует всем параметрам, она расфасовывается в тару выпрессовочным устройством и транспортируется на склад, а затем экспедируется заказчикам.

 

Триадные печатные краски

Прежде всего, многоцветное изображение расчленяется и анализируется путем фильтрации или расщепления светового пучка в соответствии с относительным содержанием красного, зеленого и синего цветов (три основных спектральных компонента); в результате на фотоформе фиксируется дополняющий цвет для каждого из этих компонентов (зеленый + синий, красный + синий и красный + зеленый).

Печатные формы содержат эти дополнительные компоненты: каждая краска представляет (отражает) две третьих части спектра. Зелено-синий компонент оригинала печатается голубой краской; красно-синий компонент печатается пурпурной краской; красно-зеленый компонент печатается желтой краской. Четвертый черный компонент добавляет четкость и силу изображениям: он не является цветоделенным компонентом (поэтому краски называются триадными) и в аббревиатуре CMYK обозначается буквой "K".

Базовые краски, следовательно, представляют собой набор из четырех красок, три из которых используются для максимально точного отражения тех двух третьих спектра, которые остаются после фильтрации одной третьей части спектра. Цвета светофильтров, цвета типографских красок и соотношения между ними тесно связаны. Весь этот набор должен быть "сбалансированным".

Однако имеют место определенные осложнения. На практике ни один фильтр не может абсолютно точно пропустить свет одной третьей части спектра и поглотить свет остальных двух третей; ни одна краска не способна точно отразить две трети спектра и полностью поглотить оставшуюся третью часть. Для сбалансированного "синтеза" цветов необходима компенсация и применение различных приемов коррекции, либо за счет программ сканерной и компьютерной обработки, либо путем ручного ретуширования готовых фотоформ, чтобы уменьшить физические несовершенства фильтров и красок.

Голубые краски (синий + зеленый) обычно содержат мало зеленого (т.е. ближе к синему). Причина в том, что они поглощают часть зеленого света в сине-зеленых областях оригинала вместо того, чтобы полностью отражать его; или, другими словами, голубой действует в этом случае как пурпурный компонент (поглощающий зеленый). Для компенсации этого эффекта пурпурное цветоделенное изображение должно быть несколько ослаблено в сине-зеленых участках оригинала.

Пурпурные краски (красный + синий) обычно содержат мало синего (т.е. ближе к красному). Они поглощают некоторое количество синего в красно-синих областях оригинала вместо того, чтобы полностью отражать его, другими словами, действуют отчасти как желтый (поглощающий синий) компонент. Чтобы скомпенсировать этот эффект, желтое цветоделенное изображение должно быть при цветоделении несколько ослаблено в красно-синих участках оригинала.

Желтые краски обычно имеют правильную спектральную характеристику, и компенсация здесь минимальна.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.