Сделай Сам Свою Работу на 5

Вспомогательная аксиома № 10. Никогда не стесняйтесь расстаться со своими активами, если появляется более привлекательная альтернатива.





 

В спекулятивной среде существует множество «зацепок», которые могут остановить вас на пути к главной цели — обогащению. Одна из наиболее часто встречающихся (обычно застающая вас врасплох) представляет собой ситуацию, когда вы не можете четко определиться, чем является имеющийся у вас актив — инвестицией (спекуляцией) или объектом вашего хобби.

Допустим, у вас имеется коллекция редких монет или марок. Или ваша гостиная со временем превратилась в филиал художественного музея. Нынешняя стоимость вашего собрания раритетов уже в два раза превышает начальную, но теперь вы не в состоянии с ним расстаться. Вы «приросли душой» к этим предметам или даже дошли до такой стадии, что считаете неправильным измерять искусство деньгами. Так или иначе, пока ваша коллекция остается у вас дома, ее стоимость представляет собой капитал, запертый в ловушку. В то же время вас окружают хорошие инвестиционные возможности, которые, при вложении вашего капитала, могли бы принести вам немалую прибыль. Возможно, вы видите потенциал роста цены на серебро. Или неподалеку от вас по очень привлекательной цене продается недвижимое имущество. Как вы поступите в такой ситуации?



Вы должны определиться, являетесь вы спекулянтом или нет.

Никогда не привязывайтесь к вещам, только к людям. Привязанность к вещам снижает вашу мобильность, способность перемещаться достаточно быстро, когда возникает такая потребность. Как только вы связали себя с определенным активом, ваша спекулятивная эффективность начинает снижаться.

Еще одну ловушку представляет собой ситуация, когда вы находитесь в состоянии ожидания, что некое ваше вложение должно окупиться. Эта проблема даже более актуальна, чем необходимость определиться в том, кем вы являетесь — коллекционером или спекулянтом. В такой ловушке можно просидеть долгие годы, бессильно наблюдая, как сквозь ваши пальцы утекают заманчивые спекулятивные возможности, которые вы не в состоянии ухватить.

Скажем, вы купили акции компании «Крутые компьютеры» за $10 тыс. Ваша цель — получить за них в будущем $15 тыс. Но цена этих акций «замерзла» на одном уровне. Год за годом они бесполезно лежат в вашем портфеле, как собака на сене.



Тем временем ваше внимание привлекли акции компании «Чудо-электроника». У вас есть основания полагать, что в ближайший год дела у нее будут идти лучше, чем у «Крутых компьютеров». Вы бы с удовольствием купили бумаги «Чудо-электроники», если бы имели свободный капитал, но, к сожалению, все ваши деньги завязли в акциях «Крутых компьютеров».

Что же вы делаете в этом случае? Чаще всего трейдеры не предпринимают ничего и продолжают «сидеть» в уже имеющихся бумагах. «Я не могу продавать сейчас! Я должен дождаться своей целевой цены!»

Но подумайте хорошенько. Если у вас есть серьезные основания полагать, что вы быстрее доберетесь до поставленной цели с другими акциями, то почему бы не избавиться от старого, сковывающего вас груза? Деньги остаются деньгами независимо от того, в какие активы они инвестируются. Разве вам не все равно, какие именно акции принесут вам вожделенные $15 тыс.?

Никогда не цепляйтесь за свои инвестиции только потому, что считаете, будто они «должны» преподнести вам определенную толику прибыли, или, что еще хуже, потому, что вы считаете своим «долгом» дать этим инвестициям некоторое количество времени, дабы они могли проявить себя во всей красе. Если вы заехали в тупик и увидели возможность из него выбраться, смело пересаживайтесь в другой поезд.

Единственное, что вы при этом теряете в материальном выражении, — это та сумма, которую вы заплатите в качестве брокерской комиссии. Если стоимость продаваемых активов возросла за то время, пока вы ими владели, то у вас возникнет еще и обязанность по уплате налога с суммы полученного дохода. Но поскольку мы ведем речь об активе, цена которого застряла на одном уровне, то эта расходная составляющая не должна быть существенной.



Конечно, существует еще опасность будущего сожаления о принятом решении, о которой мы упоминали при изучении предыдущих аксиом.

Если вы продадите акции «Крутых компьютеров» и «пересядете» в бумаги «Чудо-электроники», вполне возможно, что в будущем вас захлестнет волна далеко не самых приятных эмоций, если обнаружится, что «Крутые компьютеры» вдруг воспрянули духом и цена их акций устремилась в заоблачные выси сразу после того, как вы их продали. Никто не застрахован от подобного поворота событий.

Но учтите: возможность пожалеть о принятом решении существует и в том случае, если вы решите не «пересаживаться» в новые акции, цена которых также имеет все шансы взлететь в то самое время, пока вы терпеливо ожидаете прибыли от уже имеющихся бумаг. Более того, в этом случае ваше сожаление может быть гораздо сильнее, поскольку вы будете наблюдать, как оправдываются ваши собственные прогнозы, но без вашего участия в этом торжестве вашей интуиции.

Итак, вероятность испытать сожаление в будущем имеется независимо от того, какое решение вы примете. Шанс упустить прибыль будет преследовать вас в любом случае. Решение оставить свой инвестиционный портфель в покое или перетрясти его должно основываться исключительно на ваших выводах о перспективах тех или иных активов и их способности быстрее привести вас к поставленной цели.

Вы должны проводить подобного рода анализ всякий раз, когда в поле вашего зрения появляются новые привлекательные возможности. Не цепляйтесь за сложившееся положение вещей независимо от того, что именно удерживает вас на месте: дилемма самоопределения между статусами спекулянта и коллекционера, ожидание возврата мнимого «долга» или (что для некоторых трейдеров также представляет проблему) опасение отказаться от чего-то родного и знакомого в пользу чего-то нового и неизвестного. Оцените, какой актив дает вам лучшие шансы на получение прибыли, и делайте ставку на него.

 

Спекулятивная стратегия.

 

Основная аксиома № 6 убеждает вас стремиться к тому, чтобы в любой ситуации сохранять мобильность. Она предостерегает вас от попадания в ситуации, которые, сковывая ваши действия чувством привязанности или непременным желанием получить запланированную прибыль, могут нанести ущерб вашему благосостоянию. Она призывает вас оставаться свободным, готовым легко отказаться от бесполезного груза и своевременно воспользоваться представившимися возможностями.

Это не означает, что вы должны перебрасывать свой инвестиционный капитал из одного актива в другой, словно шарик при игре в пинг-понг. Все ваши шаги должны быть сделаны только после того, как вы осторожно взвесите все «за» и «против», и обусловлены весомыми причинами. Но если имеющиеся в вашем портфеле активы выглядят бесперспективно или в поле вашего зрения возникла явно более многообещающая сделка, обрубайте удерживающие вас «корни» и двигайтесь к главной цели — к обогащению.

Будьте осторожны. Не позволяйте себе увязнуть настолько глубоко, что это не позволит вам сделать ни шагу.

 

Основная аксиома №7. Об интуиции.

 

 

Догадке можно доверять, если у нее есть серьезное обоснование.

 

 

Интуиция является одним из человеческих чувств. Она имеет таинственную природу и проявляется в виде умозаключений, основанных на знаниях и информации, которые нельзя считать достоверными. Если вы занимаетесь трейдингом, то различные догадки, должно быть, посещают вас довольно часто. Некоторые из них носят весьма яркий и настойчивый характер. Поэтому возникает вопрос: как вы должны относиться к своим интуитивным озарениям?

Вам следует по возможности научиться использовать их в своих интересах.

Пытаясь последовать этому совету, вы почти наверняка обнаружите, что эта задача трудновыполнима. Интуиция довольно сложна для понимания, недостаточно изучена и у многих людей не вызывает ничего, кроме дополнительного беспокойства. Можно выделить три различных вида человеческого отношения к этому явлению:

Презрение. Многие инвесторы/спекулянты старательно игнорируют как свои собственные, так и чужие догадки. Они настаивают на том, что любая сделка должна совершаться лишь на основе фактической информации. Довольно часто они подразумевают под фактическим материалом сведения из довольно спорных источников — биржевых графиков и прогнозов экономистов, — но людям, относящимся к указанной категории, кажется, что эти данные заслуживают больше доверия, нежели догадки. Они склонны совершать сделки даже в том случае, когда их собственная интуиция активно подсказывает, что они поступают неправильно. «Я верю только техническим индикаторам и четко следую их сигналам!»

Слепое доверие. Другие люди, напротив, слишком доверяют своей интуиции, относясь к ее советам без здоровой доли скептицизма. Любая, самая безумная интуитивная догадка становится достаточной причиной для совершения сделки, даже в ситуации, когда рациональный анализ свидетельствует о неоднозначности такого шага. «Я торгую по наитию», — с гордостью заявляют эти трейдеры, забывая добавить, в какие дебри это наитие их неоднократно заводило.

Разборчивый подход. Это — наш метод. Он основан на идее о том, что интуиция может быть полезной. Довольно глупо категорически презирать такой потенциально ценный спекулятивный инструмент только за то, что некоторые догадки беспочвенны. Ваша задача состоит в том, чтобы научиться отделять зерна от плевел, то, что достойно вашего внимания, от того, чему прямая дорога в мусорную корзину.

 

* * *

 

Таким образом, ваш первый шаг должен заключаться в том, чтобы узнать, что представляет собой ваша догадка. На чем она основана?

При ближайшем рассмотрении оказывается, что интуиция — не настолько таинственное явление, как кажется. Некоторые говорят об интуиции как о непознаваемом чувстве или познаваемом лишь при помощи оккультных наук. На самом деле ничего подобного не требуется. Догадка представляет собой совершенно обычный результат умственной деятельности человека. Когда вас «вдруг» осеняет догадка, что некая компания находится в худшем положении, нежели пытается представить, вполне возможно, что это заключение основано на фактической информации, которая сохранена где-то в глубинах вашего сознания. Главная трудность использования интуиции состоит в том, что вы не знаете, что обладаете нужной информацией.

Возможно ли это? Конечно. Такова особенность человеческого мышления. Доктор психологии Юджин Гендлин из Чикагского университета, много лет изучавший этот предмет, указывает: человеку свойственно знать что-то, не зная, однако, о том, что он обладает этим знанием.

Доктор Гендлин замечает, что мы ежедневно пропускаем через свой мозг колоссальные объемы информации — гораздо больше, чем способны хранить в своих легкодоступных ячейках памяти и извлекать в форме дискретных битов данных. Большая же часть информации оседает в другом хранилище, находящемся ниже или позади сознательного уровня.

Подумайте, например, об определенном человеке, который играл важную роль в вашей жизни. Воспоминания о нем не приходят в виде разрозненных характеристик типа: каштановые волосы, синие глаза, любит китайскую кухню и т. д. В вашей голове хранятся миллионы бит информации об этом человеке, которые вы накопили за все прошедшие годы, — намного больше, чем вы могли бы просто перечислить. Вместо дискретных характеристик у вас в сознании создается целостный образ человека. Все, что вы знаете о нем, чувства, которые вы испытываете по отношению к нему, ваши прошлые и нынешние мысли о нем — вся эта комплексная информация появляется разом из колоссальной библиотеки вашего подсознания.

Представьте, что встретили этого человека на улице. Вы немедленно его узнаете. Без проведения какого-либо сознательного процесса распознавания вы тотчас реагируете соответствующим образом. Если я спрошу вас, по каким конкретным признакам вы смогли опознать этого человека: форма носа? манера ходьбы?.. — вы не сможете дать мне четкий ответ. Вы просто знаете, что знаете вашего друга, но не знаете, каким образом в вашей голове оформлено это знание.

Точно так же, если этот человек звонит вам по телефону, вы немедленно узнаете его голос. Как вам это удается? По конкретным голосовым характеристикам? Никто не знает. Если вы попробуете описать мне этот голос с тем, чтобы я тоже мог его узнать, вы, скорее всего, не справитесь с этой задачей. Вся нужная информация присутствует в вашей голове, но вам неведомо, где именно и в каком виде она хранится.

Вот так же и хорошая догадка — она возникает на основе имеющихся в вашем подсознании данных, о наличии которых вы даже не догадывались.

Например, одна женщина, занимавшаяся торговлей недвижимостью в Новой Англии, рассказала мне о догадке, посетившей ее среди ночи. Она отремонтировала очень старый дом на побережье в штате Мэн и пыталась его продать, но не получила ни одного встречного предложения, подходящего ей по цене. Одно предложение было почти приемлемо, но все же заметно не дотягивало до запланированной цены продажи. Моя знакомая была уверена, что сможет получить больше за этот дом.

И вот однажды, в тихий предрассветный час, ей в голову внезапно пришла настойчивая мысль о том, что она обязательно должна принять это предложение. Интуиция подсказывала ей, что цены на старое жилье на побережье штата Мэн будут снижаться, возможно даже сильно падать. Она не смогла бы объяснить, откуда знала об этом. Но она знала.

Однако она боялась доверять догадке. Она столкнулась с обычной проблемой: не могла понять, на чем основана ее догадка.

Мы поговорили с ней об этом. Ее первым желанием было посмеяться над своей догадкой и выкинуть ее из головы. Но затем мы стали обсуждать возможность того, что ее мысль должна быть основана на вполне конкретной, заслуживающей доверия информации.

В конце концов, она достаточно давно занималась своим бизнесом, чтобы хорошо изучить экономическую ситуацию на побережье штата Мэн, поскольку она оказывала прямое влияние на местный рынок недвижимости. Она подписалась на несколько местных газет, вступила в ассоциацию владельцев частной собственности, часто общалась с агентами по продаже недвижимости и другими хорошо осведомленными людьми. Она также старалась быть в курсе основных экономических событий национального и мирового масштаба. Кроме того, она была читателем «Business Week». Таким образом, можно сказать, что в ее голове сформировался огромный банк данных, имеющих отношение к определению справедливой цены дома на побережье штата.

Однако большая часть этой информации хранилась на подсознательном уровне. Доступную сознанию часть этих сведений можно сравнить с видимой частью айсберга.

В итоге мы пришли к выводу, что посетившая ее догадка была продуктом анализа подсознательной информации. Разрозненные факты сложились как отдельные части мозаики, без ее сознательного руководства. Возможно, эти части представляли собой множество небольших отрывочных данных: что-то она когда-то прочитала, что-то услышала на встрече с агентом по продаже недвижимости, состоявшейся несколько месяцев назад. Соединенные вместе, эти отрывочные сведения привели к интуитивному выводу о печальных перспективах рынка недвижимого имущества на побережье штата Мэн.

Итак, она решила довериться своей догадке и приняла самое выгодное из имевшихся у нее предложений о покупке. По прошествии всего лишь месяца стало очевидно, что она приняла блестяще правильное решение. Стоимость дома, которую ей удалось получить при сделке, вероятно, еще долгое время будет считаться здесь недостижимой.

 

* * *

 

Этот пример показывает, как следует понимать формулировку седьмой основной аксиомы, которая гласит: «Догадке можно доверять, если она имеет серьезное обоснование».

Когда некая догадка приходит вам в голову, первое, что вы должны сделать, — это спросить себя, какова вероятность того, что в вашем подсознании имеется достаточно большая база сведений, на основе которых эта догадка могла бы быть произведена.

Если речь идет о догадке в отношении стоимости недвижимого имущества на побережье штата Мэн, рынок которого вы досконально изучили, проследили все его подъемы и спады; или если вас посетило озарение по поводу цены на серебро, после того как вы переварили огромное количество информации об этом металле и его сложной взаимосвязи с другими экономическими явлениями; или если вам в голову приходит мысль о том, что человек, которого вы хорошо знаете, собирается вас обмануть, — значит, у вас есть основание доверять своей интуиции.

Причина, почему надо подвергать свои догадки столь строгому испытанию, заключается в том, что эти интуитивные озарения не имеют под собой достаточных оснований. Это воздушные замки. Откуда они появляются? Понятия не имею. Это похоже на мечты, которые возникают из ниоткуда и никуда не приводят. Это всего лишь игры разума.

Однажды утром вы читаете газету и наталкиваетесь на небольшое сообщение о том, что в компании «Крутые компьютеры» появился новый президент. Внезапно вас осеняет потрясающая мысль. Этот новый человек приведет компанию к невиданным доселе высотам. Он завоюет рынок! Он заставит IBM покачнуться! Курс акций компании взлетит как ракета!

Но прежде, чем броситься к телефону звонить своему брокеру» устройте своей замечательной догадке проверку. Ваш внутренний монолог мог бы выглядеть следующим образом:

— Итак, друг, давай разберемся с этим спокойно. Что ты знаешь о «Крутых компьютерах»?

— Ну, хм... Время от времени мне попадалась информация об этой компании. Вроде бы они производят неплохую технику.

— Но ты проводил специальные исследования? Изучал показатели их работы?

— Нет, не думаю.

— А что ты можешь сказать об их новом президенте? Ты хорошо знаком с этим человеком, не так ли?

— Да нет... не то чтобы...

— Иными словами, ты впервые о нем слышишь, правильно? Так что же вселяет в тебя столь сильную веру в его желания и возможности?

— Ну, из текста статьи следовало, что он хороший специалист в своем деле.

— Наверняка репортер, написавший статью, тоже никогда раньше о нем не слышал. Вероятно, половина материала статьи взята непосредственно из пресс-релиза компании. Ты действительно полагаешь, что где-то в глубинах твоего подсознания хранится достаточно информации для того, чтобы произвести на свет стоящую внимания догадку о перспективах этой компании?

— Ну, не знаю...

— Давай-ка лучше выпьем пивка и забудем об этом.

Подобная проверка, конечно, не гарантирует, что вы всегда сможете отфильтровать никчемные идеи и вычленить стоящие. Даже самая обоснованная догадка может оказаться ложной. И наоборот, мысль, возникшая из ниоткуда, может быть правильной, равно как и любая шальная идея. Процедура проверки лишь изменяет шансы в вашу пользу. Она позволяет вам подняться над позициями тех, кто априори относится к интуиции с презрением, а также тех, кто думает, что все догадки посылаются с небес. Опираясь на результаты проверки, вы будете с большей вероятностью, чем представители первой категории, получать пользу от верных догадок и иметь больше шансов отказаться от догадок ложных, чем представители второй группы.

Но в любом случае вам надо придерживаться принципов, обозначенных в остальных аксиомах трейдинга. Независимо от того, насколько высоко ваше мнение о собственной интуиции, не позволяйте ей убаюкать вас и заставить погрузиться в пучину самонадеянности. Проявляйте обеспокоенность. Интуиция может быть полезным спекулятивным инструментом, но она не является искомой формулой, позволяющей получать стопроцентно правильные финансовые решения. Как уже было сказано, такой формулы не существует.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.