Сделай Сам Свою Работу на 5

Модуль №2. Общие основы педагогики





Цель модуля: На основе овладение теоретическими знаниями основ педагогики, расширение представлений о социокультурных функциях образования и факторах саморазвития личности

Задачи модуля:

 

· Формирование целостного представления о педагогических аспектах организационно-управленческой, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

· Овладение способа ми самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

· Приобретение разнообразных методов оценивания своих возможностей и образовательных результатов;

· Освоение методов воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми.

Тема 2.1. Педагогика как наука: объект, предмет, функции, основные категории и методы

Часа

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики.

Выдающиеся педагоги и педагогические школы в истории и современности.

Социальная, гуманитарная и наукообразующая функции педагогических знаний, источники развития. Основные категории педагогики. Педагогический процесс как основа обеспечения единства обучения, развития и воспитания, этапы и закономерности педагогического процесса. Структура и содержание педагогического процесса. Методологические знания в педагогике. Педагогические закономерности. Педагогическая наука и практика как единая система. Социальный опыт и общечеловеческая культура. Соотношение обыденного педагогического знания и педагогической науки. Педагогика и её связь с другими науками



Понятие методов педагогического исследования. Общая характеристика методов изучение педагогического опыта, методов теоретического исследования.

СРС – 4 часа

Тема 2.2. Воспитание в педагогическом процессе

Часа

Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Специфика воспитания и его отличия от обучения. Цели и принципы гуманистического воспитания. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Воспитание как процесс усвоения общечеловеческих ценностей. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.



Понятие о мировоззрении и гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения. Правовая культура и предупреждение правонарушений. Формирование основ нравственной культуры личности, воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Экологическая культура и цель ее формирования.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Формирование эстетической культуры личности. Понятие физической культуры и ее воспитание.

Методы воспитания и их классификация. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития. Технология педагогического общения. Структура и компоненты педагогического мастерства.

Понятие о девиантном, делинквентном, криминальном поведении. Понятие об алкоголизме, наркомании, токсикомании, ВИЧ. Концепцептуальные основы профилактической работы. Формы, методы, приемы, уровни профилактики наркозависимости. Программы профилактики употребления наркотических средств.

СРС – 6 часов

Тема 2.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Часа

Понятие образования. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат. Цели образования. Базовые модели образования. Дидактические принципы современного образования.

Образовательная система России. Закон РФ «Об образовании». Принципы функционирования системы образования. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.



Обучение как основной путь и средство получения образования. Структура обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Учение как вид деятельности учащегося и его мотивация. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения знаний.

Виды обучения и современные дидактические концепции.

СРС – 4 часа

Тема 2.4. Формы, методы и технологии организации учебной деятельности

Часа

Понятие и классификация методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования учебной деятельности. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.

Формы организации обучения. Урок как основная форма образовательного процесса. Внеурочные формы учебной работы. Из истории оформления педагогических систем: система индивидуального обучения и воспитания, классно – урочная система, лекционно-семинарская система. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия. диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия. консультация. Деловые и ролевые игры как средство стимулирования активности. Активные методы обучения в высшей школе.

Средства обучения и их классификация. Понятие технологии обучения. Современные педагогические технологии.

СРС – 4 часа


Тема 2.5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Часа

Семья как малая группа. Основные задачи семьи. Функции семьи. Принципы семейного воспитания. Содержание семейного воспитания: физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей.

Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты. Психологический контакт между родителями и детьми.

 

СРС – 4 часа

 

Тема 2.6. Управление образовательными системами

Часа

Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами.

Государственно-общественная система управления образованием. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления.

Взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами.

Управленческая культура руководителя. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Система высшего образования. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы развития российской высшей школы.

СРС – 4 часа

Модуль №3. Введение в инженерную психологию

Цель модуля:На основе ознакомления студентов с основами инженерной психологии и эргономики определить место инженерной психологии в системе наук о труде

Задачи модуля:

· Освоение основных понятий инженерной психологии;

· Формирование представлений о структуре и особенностях операторской деятельности;

· Ознакомление с факторами, обуславливающими динамику; функциональных состояний человека в трудовом процессе.

· Ознакомление студентов с методами оценки и регуляции негативных функциональных психических состояний.


Тема 3.1. Предмет и основные понятия инженерной психологии

Часа

Место психологии труда и инженерной психологии в системе наук о труде. Предмет психологии труда: закономерности психической деятельности человека в различных видах труда. Предмет инженерной психологии: закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники. Эргономика как научно-практическая дисциплина изучения трудовой деятельности человека в системах «человек-машина-среда» и ее задачи.

Система «человек-машина-среда». Человек-оператор как человек, взаимодействующий с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем и органов управления. Классификация СЧМС. Особенности и типы операторской деятельности. Факторы, влияющие на эффективность операторской деятельности.

Человек-оператор СЧМС. Этапы деятельности человека-оператора. Возможности и функциональные характеристики человека и машины в СЧМС.

Человек-оператор и информация в системах управления. Возможности человека по приему и обработке информации. Структура операторской деятельности. Информационная модель. Концептуальная модель. Психическая регуляция операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Классификация средств отображения информации. Классификация органов управления. Рабочее место человека-оператора.

Организация операторской деятельности. Условия труда. Организация труда. Обеспечение безопасности труда.

 

СРС – 4 часа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.