Тема 1.3. Психика и организм. Биологические основы психики
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.руководителя ВИТИ НИЯУ МИФИ
_______________________Ю.В.Заяров
«___»_________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология и педагогика»
Специальности подготовки:
230201.65 Информационные системы и технологии
| 151001.65 Технология машиностроения
| 270102.65 Промышленное и гражданское строительство
|
Квалификация выпускника:инженер
Форма обучения: очная
Промышленное и
г. Волгодонск, 2012г.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 кредита, 90 часов
Аудиторные занятия
|
| | лекции
|
| | семинары
|
| | Самостоятельная работа
|
| | Форма отчетности
| Зачет
| | | | | | | | Курс: 3
| | | Семестр: 5
| | | Индекс дисциплины в рабочем учебном плане: ГСЭ.Ф.07
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины» № 5 ВИТИ НИЯУ МИФИ «___» __________ 201___ г., протокол № ___ и рекомендована для подготовки по специальности
230201.65 Информационные системы
Заведующий кафедрой № 5 В.А. Руденко
Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой
«Информационные и управляющие системы» ВИТИ НИЯУ МИФИ
«___»_______________2012г. Протокол №____
Заведующий кафедрой № 3____________________ В.В. Кривин
1. Цели И ЗАДАЧИ освоения УЧЕБНОЙ дисциплины
Цель курса – освоение студентами компетенций в области психолого-педагогического знания, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности
Задачи курса:
1. Рассмотрение особенностей психологии и педагогики как областей научного знания;
2. Формирование общего понимание психологических механизмов познания, психологических особенностей развития личности и механизмов формирования социального взаимодействия и общения в коллективе;
3. На основе овладение теоретическими знаниями основ педагогики, расширение представлений о социокультурных функциях образования и аспектах саморазвития личности;
4. Освоение системного подхода к анализу профессиональных проблемных ситуаций в общении и взаимодействии с другими людьми, принятии решений, рефлексии и развитии деятельности;
2. Место УЧЕБНОЙ дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Психология и педагогика» включена в раздел ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов всех факультетов и специальностей). Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Философия» и «Культурология».
3. Компетенции СТУДЕНТА, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
1) знать:
основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;
основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций;
объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности;
природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;
методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;
методы психической регуляции эмоций и поведения;
способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
2) уметь:
проектировать собственное саморазвитие;
анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;
использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;
использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;
самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.
3) владеть:
навыками первичной диагностики психологических свойств и состояний личности;
элементами саморефлексии в жизни и профессиональной деятельности.
4.Структура и содержание УЧЕБНОЙ дисциплины
№
п/п
|
Раздел
учебной дисциплины
| Недели
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Текущий контроль успеваемости (неделя, форма)
| Аттестация раздела
(неделя, форма)
| Максимальный балл за раздел
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 6 семестр
| Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности
| 1.1
| Психология как наука. Предмет, объект и структура психологии
| 1нед.
|
|
|
|
|
|
| 1.2
| Методы психологического исследования
| 2нед.
|
|
|
| КВЗ,
Оп,
Т
|
|
| 1.3
| Психика и организм. Биологические основы психики.
| 3нед
|
|
|
| ПД
|
|
| 1.4
| Сенсорно-перцептивные и интегративные психические познавательные процессы
| 4нед
|
|
|
|
|
|
| 1.5
| Высшие познавательные процессы.
| 5нед
|
|
|
| КВЗ, П, Т,ПД
|
|
| 1.6
| Эмоционально-волевая сфера личности
| 7нед
|
|
|
|
|
|
| 1.7
| Психология личности
| 7нед.
|
|
|
| КВЗ, П, Т,ПД
|
|
| 1.8
| Психология малых групп
| 8нед
|
|
|
| КВЗ, П, Т
|
|
| Итого по модулю №1
| |
|
|
| | 8нед
|
| Модуль №2. Общие основы педагогики
| 2.1
| Педагогика как наука: объект, предмет, функции, основные категории и методы
| 9нед
|
|
|
|
|
|
| 2.2
| Воспитание в педагогическом процессе
| 10нед
|
|
|
| КВЗ, Оп,
Т, Крос
|
|
| 2.3
| Образование как общественное явление и педагогический процесс
| 11нед
|
|
|
|
|
|
| 2.4
| Формы, методы и технологии организации учебной деятельности
| 12нед
|
|
|
| КВЗ, П, Т
|
|
| 2.5
| Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
| 13нед
|
|
|
| КВЗ, Оп,
Т
|
|
| 2.6
| Образовательные системы. Управление образовательными системами
| 14нед.
|
|
|
|
|
|
| Итого по модулю № 2
| |
|
|
| | 14 нед
|
| Модуль №3. Введение в инженерную психологию
| 3.1
| Предмет и основные понятия инженерной психологии
| 15нед
|
|
|
| ПД
|
|
| 3.2
| Психологические характеристики человека-оператора
| 16нед
|
|
|
| КВЗ, Оп, П
|
|
| 3.3
| Психические состояния в профессиональной деятельности человека
| 17нед
|
|
|
| КВЗ, ПД, КР
|
|
| Итого по модулю № 3
| |
|
|
| | 17нед
|
| Всего по дисциплине
| 17нед
|
|
|
| | | | Зачет
|
| Итого за 6 семестр
|
|
Т- тест,
КР- контрольная работа,
П- защита презентаций,
КВЗ- контроль выполнения заданий,
ПД - понятийный диктант,
Оп - опрос,
Крос- Кроссворд
Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах
Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности
Цель модуля: На основе изучение общих теоретических основ психологии формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторах успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями
Задачи модуля:
· Понимание природы психики, основных механизмов ее развития
· Освоение методов психологического изучения личности и коллектива;
· Овладения методами психической регуляции эмоций и поведения;
· Развитие практических навыков и умений самостоятельно принимать решения в сложных межличностных отношениях;
· Формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с литературой по психологии.
Тема 1.1. Психология как наука. Предмет, объект и структура психологии
Часа
Понятие психологии как науки. Общее понятие о предмете и объекте психологии. Психика как субъективное отражение объективного мира. Место психологии в системе наук. Возникновение и развитие психологии как науки. Этапы становления представлений о предмете и методах психологии. Основные направления в психологии: психоанализ, бихивеоральные науки, когнитивная психология, деятельностная психология, гуманистическая психология. Структура современной психологии: общая психология, психология труда, инженерная психология, педагогическая психология, юридическая психология, психология торговли, военная психология и др. Связь психологии с другими науками.
СРС – 4 часа
Тема 1.2. Методы психологического исследования
Часа
Характеристика уровней исследования в науке. Понятия «методология», «метод» и «методика» в психологическом исследовании. Характеристика общенаучных методов психологического исследования.
Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения и его виды: интроспекция, внешнее, включенное, скрытое. Метод эксперимента и его виды: естественный, лабораторный, полевой, формирующий, констатирующий. Дополнительные методы психологии: опрос, тестирование, моделирование, метод анализа продуктов деятельности, методы статистической обработки, методы коррекционной работы.Метод опроса и его разновидности: интервью и анкетирование. Виды вопросов. Преимущества и недостатки данных методов исследования. Тестирование, обязательные требования. Классификация психодиагностических методик и их специфика. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.
СРС – 4 часа
Тема 1.3. Психика и организм. Биологические основы психики
Часа
Общее понятие о психике. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Классификация психических явлений. Психические процессы и состояния. Психическая деятельность и ее механизмы. Структура психики. Закономерности психики. Связь психических явлений с работой человеческого мозга. Строение, функционирование и свойства ЦНС человека. Единство психических процессов, состояний и свойств личности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Понятие о сознании. Самосознание. Структура сознания. «Я – концепция». Соотношение сознания и бессознательного.
СРС – 4 часа
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|