Сделай Сам Свою Работу на 5

Возможности гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет





Гидрореабилитация – это обучение и воспитание человека в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью формирования качественно нового более высокого уровня его двигательной и общественной активности (Назаренко Ю.А., 2010). Одним из наиболее эффективных направлений гидрореабилитации считаются занятия плаванием. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Кроме того, любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены. Поэтому круг противопоказаний к занятиям плаванием весьма узок.

Общеизвестно, что плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функции мышц и, тем самым, облегчить коррекцию деформаций позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне, как с опорой, так и без (Васильев В. С., 2003).



Задачи коррекционного плавания:

- разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

- возможное исправление деформации;

- воспитание правильной осанки;

- улучшение координации движений;

- увеличение силы и тонуса мышц;

- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- коррекция плоскостопия;

- закаливание;

- эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Также многие авторы отмечают, что гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоноч­ника и закаливание. Вторая задача нередко ускользает от внимания специалистов, занимающихся реабилитацией детей с нарушением осанки, однако она очень важна для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки. Для достижения наибольшего эффекта темпера­тура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30°С.



Дли­тельная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба для зон роста выполнять самые различные упражнения в сочетании с осво­енными навыками различных стилей плавания. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спи­ны и конечностей, совершенствуется координация движений.

Современная методика лечебного плавания основана на том, что основным стилем плавания для лечения нарушения осанки у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при нарушении осанки. Пи этом плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде в лечебном плавании для детей с нарушением осанки практически не применяется. Однако, могут применяться элементы этих стилей.

Подбор плавательных упражнений проводится с учетом степени нарушения осанки. При I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног. При II—III сте­пени задача коррекции деформации диктует применение асим­метричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40—50% времени. Это значительно снимает нагрузку с деформированного позвоночника.



Для детей деформацией II—III степени исходное положе­ние коррекции подбирается строго индивидуально в зависимо­сти от типа нарушения осанки. Например, при деформациях в грудном отделе для снижения компрес­сии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные ис­ходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой сторо­ны выносится при плавании вперед. При деформациях в поясничном, грудино-поясничном отделах для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные по­ложения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на дос­ке.

Особое внимание уделя­ется дыхательным упражнениям. Для тренировки сердечно­сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц индивидуально вводится плавание на коротких скоростных от­резках, под строгим контролем. Особенно важно совершенство­вать технику плавания у детей, имеющих симптомы неста­бильности позвоночника.

Методика коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы – сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста.

Результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки, свидетельствуют о положительных изменениях показателей, характеризующих осанку, что обусловлено комплексным характером методики физической реабилитации с применением занятий коррекционного плавания; осуществлением регулярного контроля за состоянием осанки, позволяющим выявлять предпатологические стадии нарушений осанки, при которых отклонения легче поддаются коррекции (Шкуропейкина Т. М., 2014).

Таким образом, возможности гидрореабилитации детей с нарушениями осанки весьма широки. Они включают как возможности коррекции деформаций позвоночника, так и тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также закаливающий эффект. Однако, достичь столь высокой эффективности гидрокинезитерапии можно только при индивидуальном подходе к каждому ребенку – с учетом не только типа нарушения осанки и его степени, но и пола, возраста, исходного состояния ребенка. Результаты практического применения разработанных методик гидрореабилитации свидетельствуют об и высокой эффективности для коррекции нарушений осанки у детей.

Глава 2 Организация, материалы и методы исследования

Организация исследования

Для оценки влияния разработанной методики гидрореабилитации на осанку у детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, было осуществлено экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №№ 8 и 12, а также спортивного комплекса «Волна» с согласия их администрации и родителей детей в течение 1 месяца (1.07.14 по 31.07.14). Было проведено сравнительное изучение эффективности традиционной программы с использованием средств ЛФК и методики гидрореабилитации в 2 группах детей в возрасте 6-7 лет с круглой спиной, в каждую из которых вошло по 20 человек.

Исследование проводилось в четыре этапа:

На первом этапе был произведен анализ научно-методической литературы по теме исследования и подбор методов лечебной физической культуры, призванный решить поставленную проблему. Кроме того, на данном этапе была проведена разработка программ реабилитации для детей с нарушениями осанки, выбраны методы контроля эффективности реабилитационных программ.

На втором этапе исследования был произведен отбор детей в группы исследования. Также на данном этапе было проведено их комплексное обследование, в котором приняли участие педиатр, ортопед, хирург и другие специалисты, а также проводилась оценка состояния детей в группах исследования с помощью функционально-двигательных тестов.

На третьем этапе был проведен эксперимент (применение разработанных комплексов реабилитации). В группе сравнения использовался традиционный комплекс ЛФК для коррекции круглой спины – занятия проводились 2 раза в неделю (приложение 1). Длительность каждого занятия составляла 40 мин. В экспериментальной группе дополнительно 2 раза в неделю проводились занятия в бассейне длительностью 40 мин. (приложение 2). После завершения срока эксперимента было проведено повторное обследование и тестирование детей с помощью методов, аналогичных использованным ранее.

На четвертом этапе была проведена статистическая обработка полученных материалов, анализ результатов и формулирование выводов.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Анализ медицинских карт.

4. Тестирование.

5. Эксперимент.

6. Методы математической статистки.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования. При проведении работы была изучена специальная литература по вопросу нарушений осанки у детей и гидрореабилитации, в частности - занятий плаванием и выполнения специальных упражнений в воде. Анализ данных литературы по изучаемой проблеме позволил уточнить цель и задачи исследования. Кроме того, полученные данные использовались при обсуждении результатов исследования.

Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проводилось с целью получения первичной информации о состоянии осанки у детей из групп исследования, а также их двигательных возможностей.

Анализ медицинских карт детей с круглой спинойпозволилсформировать экспериментальную группу и группу сравнения для проведения исследования, а также изучить основные характеристики детей в изучаемых группах, уставить наличие противопоказаний к занятиям в бассейне.

Тестирование – проводилось с цельюоценки физических качеств опорно-двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки. Оценка включала в себя следующие тесты (по А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001).

Определение активной гибкости в сагиттальной плоскости:

1. Определение общей активной гибкости из положения стоя – ребенок стоит на краю скамейки. Плавно выполняется наклон вперед, не сгибая коленей. За 0 принимался уровень опоры, на которой стоит исследуемый. Результаты пробы определялись по положению средних пальцев рук. Если ребенок не доставал до пальцев ног, результат записывался со знаком «-« (например, -2 см), если доставал – со знаком «+» (например, +3 см). Выполнялось 3 попытки, и фиксировался лучший результат.

2. Подвижность позвоночника при наклоне назад – определялась из положения стоя. Сантиметровая лента накладывалась от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала межъягодичной складки. Затем проводилось повторное измерение при максимальном наклоне ребенка назад с выпрямленными в коленных суставах ногами. Разница между измерениями рассматривалась в качестве показателя подвижности позвоночника назад. За норму принималось значение 5-6 см.

3. Подвижность позвоночника вперед – оценивалась при помощи теста Шобера из положения стоя. Сантиметровой лентой измеряли расстояние между остистым отростком первого поясничного позвонка и крестцом. Затем предлагали ребенку наклониться вперед, не сгибая ног в коленных суставах, и проводили повторное измерение. Смещение сантиметровой ленты (удлинение ее) при наклоне туловища вперед расценивалось как свидетельство нормальной гибкости позвоночника в поясничном отделе. Если смещение ленты отсутствовало, то это указывало на «блокирование» движений в сагиттальной плоскости в поясничном отделе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.