Сделай Сам Свою Работу на 5

Группы со спонтанной динамикой





ЭТАП ПЕРВЫЙ. Заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, поиск тем обще­ния, светское общение, рост эмоциональной напряженности. Выглядеть это может примерно так.

Ведущий молчит, а участники недоумевают и растеряны. Они знали, что работать придется самим, но думали, что психолог хотя бы подскажет, с чего надо начинать.

Участники сидят некоторое время молча, поглядывая друг на друга и бросая взгляды в сторону ведущего. Наконец, кто-ни­будь не выдерживает, берет на себя инициативу и говорит что-нибудь вроде: «Не сидеть же нам так молча. Надо с чего-то начи­нать. Давайте хотя бы познакомимся».

Члены группы представляются друг другу. Кто-то говорит о себе много, со всеми социальными и профессиональными титу­лами и какими-то фактами биографии себя представляет. Кто-то просто называет имя. Иногда дискутируется вопрос о том, по именам ли обращаться друг другу, по именам и отчествам, на «ты» или на «вы». Ведущий может, наряду с другими подкинуть предложение называть друг друга по именам и на «ты», посколь­ку общение предполагается личностное, не официальное, а об­ращения и статусы из жизни за пределами группы могут всех сковывать. Но ведущий может продолжать молчать и не вмеши­ваться в дискуссию.



Затем начинается поиск того, о чем говорить, поиск тем, «по какому вопросу», собственно говоря, общаться согласно правилу «здесь и теперь». Появляются какие-то предложения. Вплоть до предложений рассказывать анекдоты: в юморе, дескать, человек раскрывается лучше всего. Уже на этом этапе разговора в группе складывается ролевая и социометрическая ситуация: система эмоциональных предпочтений, симпатий и антипатий, проявля­ются активные и молчуны. Но эта система еще предварительная и поверхностная. У участников группы уже возникают какие-то чувства друг к другу, но о них, как правило, пока не говорится.

В это же время идет процесс, который всегда происходит как бы исподволь, но с нарастанием, причем не вырываясь на поверх­ность. Этот процесс — эмоциональное напряжение в группе, свя­занное с неопределенностью происходящего. Напряжение и воз­никающие при этом негативные чувства начинают постепенно смещаться в сторону молчаливого и ничего не делающего веду­щего.Но прервемся для комментария.



Но группа всегда чувствует поверхностность общения, поэто­му может зреть досада, раздражение: «Ведь не затем я здесь, что­бы еще и еще раз повторять то, что я и так знаю».

Следовательно, ситуация общения в группе (межличностная динамика, групповая динамика) стимулирует, активизирует внутриличностные процессы (индивидуальная, интраперсо-нальная динамика). Атмосфера общения, в свою очередь, стиму­лирует эмоциональную динамику в группе, может менять весь характер общения (снова групповая, межличностная, интерпер­сональная динамика). На эмоциональном уровне — это подспуд­ное вызревание чувств негативного ряда, эмоциональное напря­жение между участниками.

Однако напряжение должно найти какой-то выход, который и будет знаменовать начало второго этапа групповой динами­ки.

ЭТАП ВТОРОЙ. Эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости; начало рефлексивных процессов.

Эмоциональное напряжение и негативные эмоции участников все больше сосредотачиваются на ведущем: «За дело взялся спе­циалист, он знает, как надо, но скрывает от нас, а мы тут барахта­емся!» «Наверное, ему интересно наблюдать, просчитывать, что будет дальше, наверное, это хороший материал для его диссерта­ции». «Сидит тут, смотрит глубокомысленно, экспериментиру­ет на людях». «Ну конечно, тут такие сложные проблемы у каж­дого. Даже можно пожалеть нашего психолога: связался с нами на свою голову, столько на него всего выливается». «Молодой (молодая) еще наш ведущий опыта немного, жизни не знает, куда ему (ей) решать эти проблемы».



Такие слова можно нередко слышать от участников в группе на первом этапе. Вначале мельком, в шутку, а потом со все боль­шим раздражением.

Наблюдается активизация двух процессов:

■ эмоционального — прорыв напряженности, негативных чувств и эмоциональное сплочение на этой почве;

■ рефлексивного — группа начинает думать о том, что с ней происходит, но пока в виде поиска виновного. Роль ведуще­го в этот момент чрезвычайно важна.

Если ведущий ответит на запрос группы и возьмется активно ее вести, то все участники с радостью сбросят ответственность, но при этом будут пристально следить и оценивать действия веду­щего. Тогда каждый человек получает право на сопротивление: «Ты специалист, вот и "пробей" меня, сделай что-нибудь со мной, чтобы мне стало легче, чтобы я увидел свою проблему. Ты же пси­холог, ты знаешь причины моей проблемы, так скажи мне о них, объясни, и скажи, что мне дальше делать с собой?» Так можно было бы в несколько утрированном виде описать такую ситуацию в группе. То есть такая позиция ведущего и такие его действия помогли бы сбросить напряжение, но вместе с тем затормозили бы межличностную динамику «здесь и теперь», а также рефлек­сивные и внутриличностные процессы. Вся ответственность за дальнейшие удачи и неудачи группы, за состояния и за личност­ный рост каждого участника ляжет уже на ведущего.

Для ведущего в подобной ситуации есть шанс стать «учите­лем жизни», «гуру», если он совершит какое-нибудь «чудо» в этой группе: излечит кого-то от давно мучающего невротическо­го симптома, очень точно «прозрит» чье-нибудь прошлое — со­бытия детства кого-нибудь из участников, характер его родите­лей и т. п. Но, возможно, что чуда не случится и группа просто развалится, разочарованная не только в себе и в ведущем, но и во всей этой «психологии».

Вторая возможная реакция ведущего — дать ответную агрес­сию по принципу: «А я вас предупреждал, что вы сами должны работать. Так что же вы?»

Понятно, что и в этом случае группа может развалиться, а на следующую сессию может просто никто не прийти. Причем, не придут по разным причинам: у одних сохранится или даже уси­лится раздражение, недовольство ведущим; у других, напротив, возникнет чувство вины и разочарования в себе: «Вот и специа­лист ткнул меня носом в то, что я ни на что не годен». Такая груп­повая и личностная динамика отнюдь не способствует решению задач как личностного роста, так и психотерапии.

Столкновение с «оценочной руганью» может порой привести и к другим результатам. Эта «ругань» между ведущим и группой может стать фактором еще большего сплочения участников: «Ведь ведущего надо победить, показать ему, что он неправ». Это также способствует более открытому выражению неконвенцио­нальных чувств, не принятых «в приличном обществе» — выра­жению чувств агрессивного спектра. В какой-то степени это урав­нивает в глазах участников позиции ведущего и их собственные: «Нельзя ругаться ссориться с авторитетом, с тем, кто «выше»; ссо­ра возможна только между личностно равными партнерами».

На этапе «агрессии на ведущего» наиболее конструктивным для групповой динамики будет следование групповым прави­лам. Ведущий должен не «ссориться», а выполнять свои функ­ции фасилитатора — принимать агрессию как групповое собы­тие, способствовать открытому и полному проявлению этих чувств, превращению их в групповой опыт и предмет групповой рефлексии. Для того чтобы выдержать этот шквал и суметь пе­ревести его в конструктивное русло, ведущий должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств...

Позиция ведущего постепенно начинает приниматься группой. От него уже не требуют брать ответственность за все происходя­щее в свои руки, и он начинает восприниматься гораздо более лич­но, нежели профессионально. Появление этих факторов группо­вой динамики свидетельствует о переходе к третьему этапу.

ЭТАП ТРЕТИЙ. Самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

Динамические процессы на предыдущем этапе позволяют группе продвинуться глубже. Здесь есть две возможности, выбор кото­рых может обсуждаться, либо один из путей будет выбран сти­хийно. Одна возможность — пойти по пути углубления межлич­ностной динамики.

Возросшее доверие и свобода дают возможность давать и при­нимать обратные связи уже на неконвенциональном уровне. Этот процесс перестает запускать защитные механизмы. На обратную связь человек начинает отвечать прислушиванием к себе и выс­казываниями о том, что эта связь в нем вызвала, что сейчас в нем происходит. Пропадает привычка любое высказывание, тебя ка­сающееся, вводить в оценочно-самооценочный контекст.

Прислушавшись к себе, «почувствовав чувства», человек мо­жет подумать: «Почему такие-то высказывания вызывают во мне такие-то чувства, чего они касаются внутри меня?» И участники начинают думать вслух. Становится естественным говорить об этом. Темы уже не ищутся. Темой разговора, естественно, стано­вится каждый участник, любые его слова и чувства. Это уже путь к познанию своего «Я», рефлексия своего непосредственного опы­та, которую можно безбоязненно осуществлять в группе вслух.

Складывается атмосфера, когда участники начинают ощущать обратные связи и чувства, возникающие в ответ на них, как бе­зусловную ценность. Они начинают даже выпрашивать друг у другу обратные связи для себя, испытывать их воздействие на свое «Я». Тогда ведущий может помочь, предлагая разные спо­собы, облегчающие этот процесс, облекающие его в какую-то бо­лее определенную форму. Возможно также применение группо­вых психотехник.

Отметим существенный момент в работе ведущего. Он не на­вязывает какой-то ход событий в группе, не старается провести свою линию. Как ни парадоксально это звучит, но ведущий сле­дует за группой, за спонтанным развитием событий и отноше­ний в ней, лишь подхватывая и усиливая ее тенденции.

Способы, предлагаемые ведущим, группа, уже не задумыва­ясь, не «терзаясь» проблемой отношений с ведущим, может при­нять или отвергнуть...

Второй путь, по которому может пойти группа на этом этапе, причем спонтанно или сознательно рефлексируя свой выбор, можно было бы назвать путем самораскрытия.

В силу сложившихся в результате второго этапа психологи­ческих условий, у участников появляется возможность говорить о себе, своих проблемах, о том, как ты сам себя воспринимаешь, оцениваешь и ощущаешь на более глубоком и открытом уровне. Рассказы о себе стали существенно отличаться от конвенцио­нальных «легенд», столь характерных для первого этапа. Они от­ражают уже подлинную личностную историю. Подлинную не в том смысле, что являются объективной истиной, а как раз на­оборот — они отражают субъективную истину. В этих рассказах — история событий «там и тогда», но наполненная живыми чув­ствами, живыми образами так, как она виделась тогда и видится сейчас изнутри рассказчика. Человек уже может рассказывать о себе, не обращая внимания на то, конвенциональны ли его суж­дения и чувства, достойны ли они, поднимают или роняют его в собственных глазах и глазах окружающих.

То, что люди приняли свои чувства в группе, приняли прави­ло «здесь и теперь», позволяет им относиться друг к другу и к самим себе как к таким, каковы есть, т. е. эмоционально принять друг друга и себя. Это делает человека и во внешних проявлени­ях в группе, и в своих воспоминаниях намного свободнее. Не­редко можно видеть снятие блоков с памяти о травматических событиях, на этом пути возможны инсайты (вспышки озарения, понимания себя) и катарсисы (освобождающие и очищающие переживания).

Необходимо обратить внимание также на то, что такая ситуация активизирует и внутреннюю работу других участников группы.

Итак, мы описали основные процессы, происходящие на тре­тьем этапе групповой динамики в группах со спонтанной динами­кой, отметили два возможных пути, по которым могут двигаться на этом этапе члены группы. Однако даже один приведенный случай из практики показывает, что эти пути в реальности по­стоянно переплетаются, об их «чистоте» не может быть и речи. Скорее всего можно говорить о двух пластах групповой работы на этом этапе.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. Выход из «здесь и теперь», преодоле­ние «оранжереи», социальная реабилитация, завершение.

Считается, что занятия с группой можно закончить уже на преды­дущем этапе, на самом пике межличностной и личностной дина­мики. В этом есть большой смысл: внутриличностные процессы оказываются разогретыми, запущенными, поэтому каждый учас­тник уже может работать с собой самостоятельно, пользуясь энер­гией, полученной в группе. Однако в этом есть и свои опасности.

На третьем этапе порой может сложиться тенденция, когда групповой опыт, чувства участников, атмосфера взаимного при­нятия становятся сверхценностью. Группа начинает напоминать оранжерею, где чувства участников взращиваются и оберегаются как нежнейшие цветы, когда чувство, которое испытывает участ­ник или его партнер, уже не переживается, а становится предме­том любования и гордости. Можно сказать, утрируя: «Посмотри­те, какое роскошное у меня чувство вины!», «Посмотрите, какая великолепная, сочная у меня агрессия!», «Посмотрите, сколь пре­красна моя нежность!» и т. п. Не испытывать какие-то чувства может стать дурным тоном.

Такой опасности в групповой динамике — с точки зрения лич­ностного роста, конечно, можно избежать, если ведущий и другие члены группы начинают чувствовать фальшь. Тогда это становит­ся предметом групповой рефлексии, и, если процесс не зашел слишком далеко, то группа с облегчением преодолевает эту бо­лезнь. Если же прерваться в момент «цветения оранжереи», то появится опасность нежелательных эффектов последействия.

Выйдя в жизнь прямо из «оранжереи», человек порой обнару­живает, что жизнь эта вовсе не соответствует тем ценностям, ко­торые он впитал в группе, которые, может быть, действительно стали частью его «Я». Оказывается, что многие люди постоянно оценивают друг друга, дают ярлыки, обвиняют, воздействуют и манипулируют друг другом, вместо того, чтобы слушать и слы­шать себя и других, признавать безусловную ценность и суве­ренность личности другого человека и т. д. И тогда нередко воз­никает желание вернуться в «оранжерею», где люди могут стать так называемыми «групповыми наркоманами». Они начинают посещать занятия до бесконечности, переходя из одной группы в другую. Все это не так забавно, как кажется. Неосознанная (неотрефлексированная) любовь к «оранжерее» может привес­ти к серьезным нарушениям межличностных отношений и даже к психологической травме.

В реальной практике группа рано или поздно проходит свой динамический пик, когда энергетика общения начинает падать. Действительно, какой же человек выдержит постоянное пребы­вание на пике эмоций, интенсивности внутренней работы!

Начало снижения энергетики группы (снижается накал эмо­ций, люди меньше говорят, хотя им хочется быть вместе в этом кругу) и является сигналом о возможности новой динамической тенденции к завершению занятий группы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.