Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности начальной стадии работы группы и задачи терапевта





Начальная стадия – это время, чтобы осмотреться и сориентироваться в группе, – участники пытаются разобраться в работе психотерапевтической группы, уточняют свои ожидания и цели, пробуют найти свое место в группе. В начале работы группы они решают две основные проблемы – как достигнуть своих целей в группе и как завязать отношения и общаться с другими участниками.

Вначале бывает трудно связать ход работы группы с ожидаемыми психотерапевтическими изменениями. Поэтому участники нередко спрашивают себя и терапевта: "Каким образом все это поможет мне?"

Еще не установившиеся нормы группы, неумение применить полученные на предварительной встрече знания в реальной жизни группы создают неопределенность и вызывают тревогу. Все это отражается в вопросах и сомнениях участников: "Что мы собираемся здесь делать?", "Когда начнется работа?", "Я не знаю, о чем должен говорить?" и др. Хотя речь идет о работе группы, однако никто точно не знает., что можно называть "работой". Ситуацию еще больше может осложнить пассивность терапевта.

Неопределенность ситуации делает общение на начальной стадии работы группы стереотипным, участники склонны демонстрировать свое социальное "Я". Как отмечает I.D.Yalom (1985), общение в группе напоминает беседу на званом обеде – участники пытаются проблемы обсуждать рационально, стараясь обходить болезненные и неприятные факты, придерживаются формального этикета во взаимоотношениях. В группе много говорится о вещах, которые по существу мало кого интересуют, однако создают впечатление "действия", "работы". Поскольку не обсуждаются темы, которые и привели участников в психотерапевтическую группу, общение постоянно пульсирует – все то замолкают, то начинают очень активно говорить, однако каждый о своем. Так "одеяло общения" каждый пытается натянуть на себя, хотя нередко в этих, на первый взгляд, казалось бы, пустых разговорах можно найти темы для дальнейшей работы психотерапевтической группы.



Неопределенность в начале работы группы вызывает негативные чувства участников. Одних раздражает то, что работа группы хаотична, нет ясного направления, что напрасно тратится время, других раздражают много говорящие или молчащие участники, иные скучают, так как абстрактные речи кажутся им неинтересными и бессмысленными. Терапевт в этой ситуации должен побуждать участников открыто выражать все эти чувства, так как в группе может стать нормой выражение только положительных эмоций.



Итак, в начале работы группы большинство участников ответственность за ход группового процесса и его контроль склонны возложить на терапевта.

Т – терапевт У – участник

Рис. 2. Отношения между участниками на начальной стадии работы

На начальной стадии группы лидируют более агрессивные и беспокойные участники. Хотя активность участников следует приветствовать, однако в начале работы группы необходимо приостанавливать слишком много говорящих беспокойных участников, так как они нередко могут сказать больше, чем хотели бы. Чрезмерно раскрывшийся во время первых встреч группы участник может пропустить очередную встречу или вообще покинуть группу. Терапевту по возможности следует смягчать последствия такого неосторожного поведения – обобщать слишком личные самораскрытия, стимулировать ответные реакции других участников.

Обобщая, можно сформулировать следующие основные цели терапевта на начальной стадии работы группы:

· поощрять формирование терапевтических норм группы;

· учить участников ориентироваться в групповом процессе;

· создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу;

· определить общие цели группы;

· помочь участникам установить индивидуальные конкретные цели работы в группе;



· поощрять участие всех в дискуссиях;

· уменьшать зависимость участников от терапевта;

· делиться с ними ответственностью за группу;

· структурировать работу группы;

· преодолевать сопротивление участников работе.

Фаза 2. Конфликт и протест

Во второй фазе психолог провоцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем раскалывания постепенно возникающего единства, сплоченности группы. В результате чего группа, окончательно разочаровавшись в нем, начинает обвинять его во всех своих бедах.

Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Наблюдается соперничество,борьба за власть, кристаллизация ролей на активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся. Каждый участник пытается завладеть инициативой и вниманием. Характерны негативные комментарии, критика членов группы друг друга, готовность выражать скорее враждебные чувства. В этой фазе возникает вполне обоснованная враждебность, протест и бунт против психолога.

Если в первой фазе группа стремится возвести психолога на пьедестал, то во второй фазе она восстает против своего кумира. Члены группы испытывают глубокое разочарование по поводу необоснованности своих ожиданий, возлагаемых надежд на психолога. Появляется агрессия против психолога за то, что он плохо руководит группой. И эта агрессия тем закономернее, чем менее директивной является позиция руководителя. Если же ведущий играет более активную роль, то агрессия против него возникает как реакция на попытку доминирования. Существенным для развития группы считается тот факт, что она обязательно должна пройти через прямую открытую конфронтацию с тренером. Отсутствие ответной реакции со стороны ведущего приводит к большему ощущению безопасности и выявлению того, что проявление агрессии не всегда пагубно. Она может быть понята, разъяснена, эмоционально пережита.

Наиболее отрицательную реакцию вызывают те психологи, которые не объясняют смысла, не формулируют цели и задачи и этим еще сильнее сводят на нет начальные ожидания группы. Группа может считать руководителя своим неприятелем, неспособным и злым человеком. Она переносит на него ответственность за свое разочарование.

Для этой фазы характерно высокое напряжение, специфика которого заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психологу, в сочетании с более высокой активностью клиента. Но если в первой фазе высокий уровень напряжения вызван пассивностью клиентов, то во второй - напряжение более активное, аффективно заряженное. Попытка избежать проявления негативных чувств к психологу приводит к преждевременной непродуктивной и нежелательной концентрации внимания группы на отдельных ее участниках. Степень напряжения в группе психолог должен обязательно контролировать.

Конструктивным разрешением этой кризисной стадии можно считать открытое выражение клиентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью, ответственностью и неуверенностью. Обсуждение негативных чувств к психологу, анализ их причин позволяет клиентам приобрести опыт самоанализа, переживания, понимания проблем.

На завершающем этапе этой фазы начинается структурирование группы, выработка ее целей и норм. В этот период складывается благожелательная обстановка, формируется активность, ответственность, сплоченность членов группы, что способствует раскрытию, проработке проблематики клиентов.

 

Фаза 3. Развитие связей и сотрудничество

Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, развитием групповой культуры, выработки групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Группа уже не зависит от психолога и может плодотворно работать самостоятельно.

В этой фазе снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности, теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе и остальных членах группы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он мог открыться.

Для этой фазы характерно снижение количества конфликтов. Появление чувства безопасности приводит к попыткам снятия масок, желанию проверить эту безопасность. Раскрытие касается, прежде всего, впечатлений, возникающих непосредственно в группе, чувств и оценок в адрес других участников. Появляется специфическое чувство "Мы". Теряет значение проблема лидерства. Главным интересом группы становится взаимное согласие и гармония.

Третья фаза - это активно работающая психокоррекционная группа. Сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность участников группы создают условия для решения задач психокоррекции, изменения нарушенной системы взаимоотношений, коррекции неадекватных реакций и форм поведения.

 

Фаза 4. Целенаправленная деятельность

Четвертая фаза является рабочей фазой активно и целенаправленно работающей психокоррекционной группы. Возникшая

в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собственно психокоррекционного процесса в группе.

Группа уже не подавляет отрицательные эмоции, а, наоборот, сознательно допускает их, чтобы конструктивно переработать в себе эти чувства. Начинается функционирование группы как единой рабочей единицы, где создана определенная структура со множеством изменяемых ролей. Подобное состояние длится все оставшееся время существования группы, прерываясь периодически довольно краткими кризисами, напоминающими некоторое проявление предыдущих фаз. Иногда две последние фазы развития группы объединяются в одну, при наступлении которой только начинают говорить о работающей коррекционной группе, считая предыдущие фазы предгрупповой стадией.

Некоторые руководители используют в своей работе все фазы развития группы.

Но существует и другая позиция. Например, С. Кратохвил сомневается в том, что группа ради конструктивной работы должна пройти через стадию агрессии к руководителю. Возможен альтернативный путь. Психолог, пользуясь своим авторитетом, организует и направляет активность группы, помогает ей выработать собственные нормы и стили работы, а затем постепенно из активного руководителя-лидера переходит на позицию наблюдателя.

От приведенных стадий развития групп взрослых несколько отличаются фазы развития детских групп, выделенных А.И. Захаровым (1982).

В первой фазе - ориентации группы - происходит эмоциональное объединение детей в группу и появление в ней однородных устремлений. В этой фазе возможно устранение критического периода в жизни группы, ее эмоционального расторможения.

Во второй фазе - дифференциации группы - оформляются статусные различия, симпатии, антипатии детей. Возможно появление другого критического периода, обусловленного отражением в группе конфликтных позиций детей в жизни.

В третьей фазе - интеграции группы - отмечается стабилизация ее структуры, сплочение детей и развитие групповых отношений.

Важно отметить, что одновременное прохождение каждого члена группы через отдельные фазы невозможно. Скорее имеет место влияние уже сложившейся атмосферы на членов группы, которые приспосабливаются к группе и ассимилируются ею.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.