|
ЧЕЛОВЕК В ДЕНЕЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Одна из самых великих загадок, порожденных человеческим обществом, заключена в сущности денег. Трудно найти явление столь обыденное и в то же время столь необъяснимое. Каждодневно выполняя денежные операции, люди, как правило, не мучают себя вопросом: "Что такое деньги?" Если же такой вопрос задается, то достойный ответ не находят даже умудренные эксперты. В самом деле, благодаря каким свойствам разноцветная резаная бумага с водяными знаками обретает удивительную покупательную способность и, более того, начинает властвовать над умами и сердцами людей?
Социологов эта загадка, разумеется, не могла не волновать. Однако долгое время они не уделяли деньгам должного внимания, "как если бы они были не достаточно социологичны"1. Многие социологи — классики и современники — поддаваясь идеям культурного пессимизма, полагали, что постоянно расширяющаяся сфера рынка будет неуклонно поглощать культурные и властные отношения, подчиняя их калькуля-тивному расчету. Непрестанно критикуя утилитаристские модели экономистов, они сами попали в ловушку утилитаризма с заложенным в нем представлением о деньгах как абсолютно заменяемом, качественно нейтральном, бесконечно делимом и максимально однородном средстве рыночного обмена.
Мы представим альтернативный взгляд, характерный для современной социологии денег как направления экономической социологии. Вслед за функциональным определением денег последует их определение как социального отношения. Далее будут рассмотрены социальные функции денег и концепция множественности современных денег.
Что такое деньги. Развернутое объяснение природы и происхождения денег давалось еще в классической политической экономии XIX в. Это объяснение имело функциональный характер. Его доведение до логического завершения приводит нас к следующему определению: деньги — это то, что выполняет функции денег. На первый взгляд, оно выглядит тавтологично. Но таково свойство многих исходных определений. И главное, такова специфика самих денег. О каких же функциях денег идет речь? Вслед за политико-экономами мы выделим следующие:
• мера стоимости (ценности);
• средство обмена;
• накопление стоимости, или сокровища2.
Выполнение функции меры стоимости (ценности) (теазиге оГ уа!ие) означает, что деньги определяются как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, т.е. как форма, в которой выражают свою стоимость все другие товары3. При этом для того чтобы измерить эту стоимость и назначить цену товара, физическое присутствие денег вовсе не обязательно. Деньги предлагают своего рода расчетный эталон, действующий как идеальная мера стоимости, к которой мы приравниваем стоимость обмениваемых товаров.
Вторая функция — средства обмена (тейшт оГ ехспап§е) — связана с выполнением деньгами роли рыночного посредника, с помощью которого товары обмениваются между собой. В том числе они могут выступать в качестве средств платежа за ранее предоставленные продукты и услуги или в качестве кредитных денег, выплачиваемых за предоставление продуктов и услуг в будущем.
Наконец, третья функция денег связана с выполнением ими роли сокровищ или хранителей стоимости (з1оге оГуа!ие). В этом случае деньги изымаются из непосредственного процесса обмена. Однако они сохраняют или даже приумножают накопленную стоимость благодаря своей ликвидности — способности в любой момент вернуться в хозяйственный процесс и доказать свою способность к обмену на самые разные блага. Хранение части денег в качестве сокровищ также выполняет роль отводных каналов при относительном избытке денежной массы и резервных средств обращения при их относительном дефиците.
Итак, если нечто начинает выполнять функции денег, оно становится денежной единицей. Проблема, однако, заключается в том, что никакие денежные единицы не обладают свойством идеальной (стопроцентной) ликвидности и, следовательно, не могут выполнять роль подлинно всеобщего эквивалента. Во-первых, ограничена сфера их обращения. Например, государство, как правило, запрещает на своей территории свободное хождение иностранных валют и их покупку вне лицензированных учреждений. Во-вторых, денежные единицы обладают разной покупательной способностью даже при равном номинале. Например, безналичные деньги во многих ситуациях оказываются дешевле наличных. В-третьих, перечень объектов собственности, который может быть приобретен за деньги, никогда не бывает безграничным. Например, из сферы купли-продажи могут выводиться земля и определенные виды недвижимости (скажем, то, что считается национальным достоянием), а покупка некоторых услуг может перекрываться воротами ведомственных распределителей или закрытых клубов, допускающих в эту среду только "своих" членов.
Добавим, что отдельные денежные единицы порою выполняют лишь одну или две функции денег из трех или реализуют их в разной степени. Например, в реформенной России утвердились практики использования доллара США (наряду с рублем) в качестве меры стоимости (в долларах долгое время рассчитывалась часть товарных цен) и хранителя стоимости (значительная часть сбережений откладывается в форме наличной валюты), в то время как из фактического обращения доллар с определенного момента фактически исключен. В свою очередь, рубль в России всегда служил одной из мер стоимости и основным средством обращения, но куда хуже выполнял роль сокровища (особенно в периоды повышенной инфляции).
В результате деньги никогда не достигают своего идеального состояния. И любая денежная единица не является деньгами в полном смысле слова, а становится ими лишь в определенной степени, не достигая функционального совершенства4. Действие денег всегда ограничено — определенной территорией и кругом приобретаемых товаров, выполняемыми функциями и степенью ликвидности.
Как возникают деньги. При ответе на этот вопрос в политической экономии соперничали два подхода — эволюционный и институциональный. В соответствии с эволюционным подходом деньги являются продуктом стихийного развития процесса обмена, который выталкивает их из недр товарного мира. Это вполне рационалистическая трактовка, которая, впрочем, не объясняет, почему денежные единицы со сходными физическими характеристиками обладают разной ликвидностью. В соответствии же с институциональным подходом деньги — продукт действий государства, которое выпускает денежные единицы, устанавливает их принудительный курс, определяет режимы использования и своей властью заставляет хозяйственных агентов принимать их в качестве средств платежа. И действительно, государство играет в поддержании и развитии денежного обращения самую принципиальную роль. Однако в прошлом деньги в их примитивных формах возникали до появления государства, а в настоящее время они (хотя и с ограниченными функциями) постоянно производятся вне государства — самими хозяйственными агентами. Так что и этот вопрос не .имеет простого ответа.
сторически функции денег выполняли самые разные предметы. отбираемые самим развитием процесса обмена. Чем был обусловлен этот отбор? Первоначально предметы, играющие роль денег, обладали собственной ценой, определяемой затратами на их производство и их собственными полезными потребительскими свойствами. Их выдвижение на роль денег было непосредственно связано с физическими характеристиками товаров. Так, например, золото как самый популярный металл в истории денег завоевал особое признание благодаря следующим качествам:
т редкость, обусловливающая высокую стоимость добычи;
• портативность — содержание высокой ценности в малом объеме:
• химическая однородность, делающая данный металл взаимозаменяемым;
• делимость, позволяющая проводить сделки разного масштаба;
• неокисляемость, обеспечивающая сохранность металла.
Однако главное свойство золота или любого другого предмета, ставшего деньгами, выражается не в их физических характеристиках или собственной стоимости, а в особой способности быть зеркалом стоимости других товаров, в обладании максимальной ликвидностью, или способностью к обмену.
С течением времени предметные формы денег подвергались фундаментальным изменениям, а вместе с ними эволюционировала и природа денег. В период развития капитализма золото, которое наряду со многими замечательными свойствами обладало и рядом недостатков (например, стираемостыо, ведущей к потере веса), начинает замещаться бумажными деньгами. Последние сами по себе уже имели ничтожную стоимость, никак не соответствовавшую нарисованным на них цифрам, и были лишены явных полезных потребительских свойств. В итоге физические характеристики перестают играть сколь-нибудь важную роль в функционировании денег. Правда, сначала бумажные деньги выступают лишь в качестве заместителей золота. Однако в середине XX в. (1944 г.) происходит отказ от золотого стандарта, а к концу XX столетия большинство государств перестают рассматривать золотой запас как нечто неприкосновенное и как гарант стабильности национальной финансовой системы. Причем золото постепенно вытесняется не только из денежного, но и из товарного обращения (свободно купить и продать его можно в основном лишь в качестве ювелирного украшения).
В свою очередь, в конце XX столетия удачливый преемник золота — бумажные деньги — в массовом порядке вытесняются электронными деньгами. А при электронных расчетах материализация денег уже полностью отсутствует, и их физические характеристики растворяются окончательно. Деньги выполняют свои функции, сбрасывая с себя всякие предметные формы, или, словами К. Маркса, "функциональное бытае денег ПОШ-щает их материальное бытие"5.
Примитивные и современные деньги. Из множества антропологических исследований известно, что в традиционных обществах так называемые примитивные деньги серьезно отличались от современных денег. Во-первых, они выступали в самых разнообразных натуральных формах. Их функции могли выполнять металлы, скот, раковины, шкуры, соль, и порою кажется, что нет такого предмета, который не играл бы роль денег хотя бы в каких-то сообществах на том или ином отрезке истории (не говоря о том, что в таком качестве выступал и сам человек).
Во-вторых, в традиционных обществах различным типам денег зачастую приписывались особые качества и особая ценность, не зависящая от их количества. На одни деньги можно было купить еду, на другие — жену, третьи можно было подарить на свадьбу, четвертыми — откупиться за нанесенное оскорбление. "Неправильные деньги" либо просто не принимались, либо серьезно девальвировались. Подобные явления также хорошо изучены экономическими антропологами и историками. К. Поланьи называл это "целевыми деньгами"6, М. Дуглас — "первобытной купонной системой"7. А М. Вебер указывал на существование денег, которые могли использоваться только женщинами или только мужчинами, а также являлись исключительным правом определенного сословия8.
В чем заключается в этом отношении отличие современных денег! Классические теории утверждают следующее9. Во-первых, деньги становятся все более однородными. Происходит унификация их предметных форм. Число денежных единиц имеет тенденцию к сокращению. Это касается и сокращения зон действия денежных суррогатов, и слияния разных национальных валют. Более сильные валюты субординируют и вытесняют более слабые.
Далее, деньги, даже при сохранении своих национальных мундиров, становятся все более универсальными и взаимозаменяемыми, свободно конвертируясь друг в друга. Кроме того, деньги демонстрируют все возрастающую нейтральность к социальным различиям, и все менее обременяются функциями ритуального и социального контроля.
Во-вторых, деньги делают все более однородным окружающий мир. Они превратились во внекачественную субстанцию и всеобщего уравнителя10, универсального посредника и чистую символизацию обмена, воплощение абстрактной покупательной способности и абсолютно де-персонифицированную силу, которая способствует превращению социальных отношений в просчитываемые инструментальные связи, а всего мира, словами Г. Зиммеля, — в "арифметическую задачу"11. Наряду с законом и интеллектом деньги становятся мощным средством рационализации не только хозяйственной, но и всей социальной жизни12. Они устанавливают огромную власть внешних фетишизированных форм над вещным и духовным миром, превращая его в царство калькуляции.
Расширяется и сфера их действия. В процесс купли-продажи вовлекаются объекты, которые долгое время из него были принципиально исключены (например, земля). В сферу денежных расчетов попадают также принципиально неизмеримые свойства — например, качества самого человека13. Хотя люди уже перестали выступать в качестве товара, их статус зачастую оценивается деньгами. Говорят: "этот человек стоит столько-то", называя размер его месячного или годового дохода, имея в виду при этом, что доход является надежным измерителем профессиональных и личных способностей. Деньги, таким образом, не только подвергают квантификации качественные различия, но претендуют на оценку интегрального статуса человека.
Изложенная выше трактовка современных денег, сложившаяся под непосредственным влиянием классической политической экономии и неоклассической экономической теории, послужила причиной того, что современные деньги как социальное отношение столь долго находились вне сферы пристального социологического анализа. Ибо главным вопросом, беспокоящим традиционного экономиста, является определение количества денег, необходимых для бесперебойного процесса обращения. Как правило, это количество обусловлено стандартным набором переменных — объемом товарной массы и уровнем цен, распространенностью кредитных операций и скоростью обращения денег. В рамках этой преобладающей количественной теории денег раскрытие их социального смысла кажется излишней роскошью.
Социология денег предлагает принципиально иной подход. Она признает наличие указанных тенденций к унификации и универсализации денег. Но утверждается, что они сопровождаются иными, прямо противоположными тенденциями. Наряду с унификацией предметных форм возникают все новые и новые денежные единицы. А существующие деньги не превращаются в чисто количественную субстанцию, лишенную всяких социальных оттенков. Они насквозь пронизаны культурными и властными отношениями14.
Деньги как социальное отношение.Определение денег, таким образом, не завершается анализом выполняемых ими функций. Дело в том, что для их осуществления недостаточно простого наличия отдельных актов рыночного обмена — должны наличествовать еще необходимые социальные условия. И здесь мы выходим на второе определение денег: деньги — это то, что признается в качестве денег. Оно выглядит менее тавтологично, чем первое, ибо содержит в себе указание на непременное отражение в деньгах не только стоимости товаров, но и широкого круга социальных отношений.
К числу наиболее важных социальных условий функционирования денег следует отнести существование:
• обменных контуров;
• социальных сетей;
• поддерживающей силы властных структур.
Прежде всего существование денег предполагает наличие обменных контуров, или отношений относительно регулярного обмена. Помимо признака регулярности, понятие обменного контура включает пространственную локализованность этих отношений. Не существует денежных единиц, которые выполняли бы свои функции на всей территории земного шара. Они всегда привязаны к какой-то определенной территории.
Функционирование денег не сводится к совокупности обменных операций. Оно предполагает установление устойчивого взаимодействия между людьми, наличие сетей социальных связей (пе!\уогк8 оГ 8ос1а1 ге1апош), по которым циркулирует соответствующая информация. Без эффективного распространения солидных объемов информации выполнение денежных функций оказывается невозможным15. Чтобы производить денежные операции, люди должны обладать конвенциональным (разделяемым большинством) знанием о приемлемых денежных единицах, их обменных курсах, уровне товарных цен, способах допустимого использования денег16.
Социальные сети служат каналами не только распространения информации, но и накопления взаимных обязательств, или социального капитала, побуждающего людей вести себя предсказуемым образом. Регулярный обмен становится возможным благодаря доверию к денежным единицам, которое покоится на доверии к организационным структурам и другим людям.
Наконец, сетевые структуры, в свою очередь, нуждаются в институциональном подкреплении. И главное, деньги предполагают поддержку со стороны институционализированных систем власти и авторитета. Циркулирование денег на определенной территории опирается на легитимную власть тех структур, которые выпускают денежные единицы, задают правила их обращения и контролируют соблюдение этих правил, будь то закон или неформальные предписания. Наиболее важную роль в этом процессе, несомненно, играет государство, без воздействия которого сколь-нибудь развитая денежная система вообще оказывается немыслимой. Однако к государству присоединяются и другие корпоративные организации, которые также принимают участие в производстве денежных единиц и регулировании денежного обращения.
Перечисленные социальные условия не являются какими-то внешними ограничениями функционирования денег. Они определяют внутренние, сущностные черты денег как социального отношения. Характер тех или иных денежных единиц, их сравнительная покупательная способность формируются в подвижных структурных и институциональных рамках, в сплетениях властных и культурных отношений.
При этом социальное значение денег проявляется не только в их укорененности в социальных отношениях, но и в их способности выполнять дополнительные функции, многие из которых трудно объяснимы с экономической точки зрения. К числу этих функций относятся:
• статусные;
• дисциплинарные;
• политические;
• эстетические;
• сакральные.
Начнем со статусных функций. Если бы деньги были лишь количественным выражением покупательной способности, то почему, например, работники зачастую придают столь серьезное значение надбавкам к своей заработной плате, которых хватило бы разве что на пару поездок на такси? Объяснение состоит в том, что размер их денежного дохода — это нечто большее, чем просто сумма полученных денежных единиц. Он является одним из маркеров социального статуса. С этой точки зрения оказывается важной даже символическая надбавка, которая отделяет специалиста более высокой квалификации от специалиста менее высокой квалификации. В целом более высокий доход символизирует в глазах других людей успех и благополучие, высокую профессиональную квалификацию и принадлежность к престижной корпорации. Низкий же доход, помимо стигматизации неудачников, может выступать отличительным знаком особого рода деятельности (например, принципиально некоммерческой, неангажированной, не ориентированной "на продажу").
Денежные отношения систематически вовлекаются в разного рода стратификационную деятельность, становятся инструментом сознательного поддержания социальных различий или, наоборот, их сглаживания. Например, отказ торговаться с продавцом продукта или услуги на рынке (и, следовательно, готовность заплатить больше, чем требуется) выражает стремление дистанцироваться от продавца путем высокомерного отказа от социального взаимодействия.
Деньги активно используются и как дисциплинарный инструмент. Например, по свидетельствам В. Зелизер, выдача социальной помощи часто сопровождалась обучением бедных семей основам рациональной бухгалтерии и воспитанием потребительских привычек, основанных на моральных принципах. Социальные работники составляли вместе с ними семейные бюджеты, сообща ходили за покупками и порою пытались контролировать расходование не только помощи, но и собственных денег данных семей. Денежный контроль был призван воспитывать нового потребителя и гражданина.
Деньги являются также важнейшим инструментом политической борьбы. Контроль за выпуском и использованием денежных единиц — одно из решающих средств консолидации (или, наоборот, фрагментации) политической власти. Достижение денежной консолидации, препятствующей бесконтрольному производству собственных денег местными правителями, требует от государства серьезных экономических и административных ресурсов и выступает одним из главных элементов любых серьезных реформ17.
Отдельные денежные единицы способны выполнять и дополнительные эстетические функции. Так, юбилейные и даже обычные монеты становятся предметом коллекционирования и получают одновременно две рыночных цены (номинал для всех и повышенную цену для знатоков). Вторая цена является продуктом неэкономического, эстетического отношения к деньгам.
Денежные операции могут наполняться разным социальным содержанием, приводя к качественным отличиям от обычных рыночных сделок. Известно, например, что дача взятки отличается от покупки товара в магазине. Она опирается на первоначальное выстраивание необходимых связей, сопровождается специфическими ритуалами, маскируется под оплату каких-то мифических или реальных услуг, оказываемых чиновниками.
Особую разновидность денег представляют чаевые, выплата которых фактически стала социальной нормой, трудно объяснимой с экономической точки зрения. Они ведь не являются прямой оплатой услуг, не обязательны с формальной точки зрения и совершенно "не рациональны" ("санкция" за несоблюдение этой нормы может сводится к кривой усмешке официанта, которого клиент, скорее всего, больше никогда не увидит). Подобные нормы к тому же различаются по странам — например, в Японии чаевые не приняты, в ряде азиатских стран они включаются в счет, а в большинстве европейских стран они непременно ожидаются обслуживающим персоналом, причем их размер меняется от страны к стране, составляя от 5 до 20%. Примечательно, что в силу своей смысловой неопределенности долгое время чаевые уподоблялись взяткам и считались "аморальными деньгами". В XIX столетии даже предпринимались попытки их законодательного запрещения как формы плохо замаскированного вымогательства.
Сложная историческая судьба ожидала и денежные подарки. Казалось бы, деньги, на которые можно купить "все, что захочется", и являются наилучшим подарком, дающим получателю возможность реализовать свои собственные желания и освобождающим вдобавок дарителя от мучительных раздумий и траты времени на поиски необходимой вещи. Однако во многих случаях денежные подарки расцениваются как нечто нежелательное и даже недопустимое. Например, их вполне уместно подарить на свадьбу, но не очень красиво преподносить на день рождения; пристойно подарить деньги человеку, с которым находишься в близких родственных отношениях, но нельзя дарить их тому, с кем таких отношений не существует. Причем правила различаются по социальным группам (чем выше статус, тем денежные отношения становятся деликатнее). Так, распространение денежных подарков в США в конце XIX в. сопровождалось почти непременным камуфлированием денег как таковых посредством красочных упаковок, гравировок и надписей. Люди как бы стыдятся быть рациональными в столь грубой и откровенной форме, которую предлагают им деньги.
Итак, взятка отличается от подарка, подарок отличается от чаевых, а все вместе они разнятся с обычным рыночным обменом. Каждый способ расходования денег предполагает определенные социальные условия в виде институтов, или правил поведения, предписывающих размер надлежащих денежных сумм, способы их передачи и круг лиц, которым такого рода деньги могут быть переданы. Нарушение установленных правил (вручение слишком маленькой или слишком большой суммы, передача денег не тому лицу или в ненадлежащих обстоятельствах) или несоблюдение соответствующих ритуалов разрушают коммуникацию, воспринимаются как непристойность, расцениваются как подрыв репутации или даже как нарушение закона.
Деньги и сакральные ценности.Примером того, как денежные интересы пересекаются с объектами, которые являются носителями сакрального смысла, является страхование жизни1*. Предлагая клиентам в XIX в. соответствующий страховой полис, рынок попытался измерить деньгами ни больше ни меньше как жизнь и смерть человека, облачив отношение к ним в форму рыночного контракта. И в результате возникло сильное социокультурное сопротивление со стороны существовавшей в то время системы ценностей19, ибо в западной культуре сформировалось представление о человеческой жизни как абсолютной ценное - ти, которая, следовательно, не должна измеряться грубым денежным эквивалентом. И страхование жизни было первоначально воспринято как нечто неприемлемое с моральной точки зрения. Подобный бизнес воспринимался как "грязный", вторгающийся в "святая святых". На это наслаивались также разного рода традиционные предрассудки, связывающие жизнь и смерть человека с некими магическими явлениями. И даже современный, вполне образованный индивид продолжал испытывать иррациональный страх перед этими необъяснимыми фактами человеческого существования.
Однако во второй половине XIX в. в США страхование жизни стало настолько успешным, что даже бедные семьи начали выкраивать последние центы из скудного семейного бюджета, чтобы отдать их назойливым страховым агентам. Помимо влияния экономических и структурных факторов, решающая причина успеха заключалась в том, что ценностные ориентиры, вызывающие сопротивление страхованию жизни, были в конечном счете вытеснены другими ценностными ориентирами, которые этому страхованию благоприятствовали. Например, задолго до появления страхового бизнеса существовала глубоко укорененная традиция тратить немалые деньги на похороны родных и близких. Причем деньги тратились относительно независимо от благосостояния семьи. Даже самые бедные семьи в случае смерти родственников пытались "достойно проводить их в последний путь". Быть "похороненным как нищий" за счет государства считалось величайшим позором, который мог серьезно понизить статус семьи в локальном сообществе Приходилось напрягать последние материальные возможности (откладывать деньги, занимать их, просить помощи) для того, чтобы оплатить столь "необязательные" с точки зрения стороннего наблюдателе мероприятия, как богатые траурные церемонии и щедрые ритуальные угощения, нацеленные на сохранение своего социального статуса.
Кроме того, на смену фаталистическому отношению к жизни к смерти пришел более трезвый, рациональный (если не сказать циничный) подход, который трактовал смерть уже не столько как магический, сколько как медицинский и социальный акт, как следствие дуг-ной жизни — несносных условий существования, нерадивого отношения к собственному здоровью. Жизнь и смерть все более представлялись как нечто доступное контролю со стороны человека и общества.
Происходили и более глубокие изменения на ценностном уровне в том числе фундаментальная трансформация того, что считается "достойной смертью". Ее новая концепция заключалась не только в тс.1. чтобы надлежащим образом прожить свою жизнь. Уйдя из жизни, нес: было оставить своим родным приличное содержание. Так появлялись особые деньги, предназначенные на оплату похорон и на поддержан;:: семьи после смерти, пополняя арсенал множественных денег.
Множественность денежных единиц.Конвенциональному представлению о деньгах как о чем-то однородном и универсальном социология ~енег противопоставляет концепцию множественности денег (тиШр1е тотез). Она включает как множественность самих денежных единиц, так и множественность способов их использования. Речь идет о трех разных процессах:
• выпуск различных денежных единиц;
• использование денежных суррогатов;
• целевое распределение денег.
Начнем с того, что стандартизация официально выпускаемых денежных средств обмена — достижение не столь отдаленного прошлого. Еще совсем недавно, в XIX в., в хозяйстве США циркулировало более пяти тысяч банкнот, выпущенных правительствами разных уровней. И даже законодательное установление в 1863 г. единой национальной валюты не устранило разномастности и разношерстности денежной массы, хотя степень ее однородности решительно возросла. Стандартизация же национальной валюты была достигнута здесь лишь в 1933 г.20
Сохраняются и межнациональные различия в виде сотен национальных мундиров, дозволяющих разные уровни взаимной конвертируемости. Конечно, глобальные финансовые рынки делают движение национальных валют все более взаимосвязанным. Более того, есть тенденция к сбрасыванию национальных мундиров и "переодеванию" в межнациональную униформу, как это произошло с возникновением евро на рубеже нового тысячелетия. Однако наряду с объединением денежных единиц наблюдается и обратная тенденция — к их размежеванию. Так, чуть раньше возникновения зоны евро на месте единой рублевой зоны бывшего Советского Союза возникло полтора десятка суверенных территорий со своими самостоятельными национальными денежными единицами (латами, гривнами, сомами и т.п.).
Заметим, что помимо обычных бумажных денег государством выпускается масса различных кредитных денег в виде казначейских обязательств, облигаций внутреннего займа или налоговых освобождений. Важно также и то, что денежные единицы создаются отнюдь не только государством. Еще в XIX в. обычные частные предприятия (вплоть до отдельных магазинов) выпускали бумажные деньги и разменные монеты. Когда же эта практика была запрещена, они продолжали выпускать разного рода акции, облигации, товарные векселя, потребительские талоны, которые циркулировали в качестве денежных суррогатов21. Все эти финансовые инструменты настолько многочисленны и разнообразны, что учет и контроль за совокупной денежной массой в современно? ; хозяйстве, да и -само определение того, что следует относить к "деньгам", представляются весьма затруднительными22. Государство и корпоративные организации одной рукой пытаются стандартизовать деньги. а другой рукой сами плодят различия между денежными единицами-Причем, согласно так называемому закону Грешема, "плохие" денежные единицы, вопреки рационалистическим предсказаниям, имею? свойство вытеснять "хорошие"23.
Мир денежных суррогатов не сводится к разного рода ценным бумагам. Множественность денежных единиц порождается также путем вовлечения в сферу обращения разных предметов, которые, несмотря на свои физические различия, выполняют сходные обменные функции, и (пусть в ограниченном объеме) замещают конвенциональные деньге, Опыт реформенной России показывает, что чем жестче монетарная политика, тем больше денежных суррогатов может возникать на финансовом рынке и тем чаще функции денег присваиваются "инородным" материальным объектам. Городские жители нередко используют в качестве заместителей денег талоны и жетоны, чеки и расписки. Односельчане расплачиваются друг с другом простейшими спиртными напитками. Предприятия прибегают к бартерному обмену. Причем дело не только в нехватке денег в обращении, но и, скажем, в попытках предприятий уйти от налогов или в желании людей обойти стесняющие социальные нормы (неудобно брать деньги "со своих")24.
В целом следует признать, что в современном обществе люди уже не столь энергично пытаются превратить различные предметы в разновидность денег. Однако они не менее активно, чем раньше, создают различия в способах использования и значениях уже существующих денег. И самый важный элемент, порождающий множественность денег, свя-зан именно с этим дифференцирующим действием. Он вызван тем, что люди производят разные денежные средства для разных типов социального взаимодействия.
Множественность способов использования денег.Вопреки многим предсказаниям, целевые деньги в современном обществе никуда не исчезли. Сплошь и рядом государством, общественными и коммерческими организациями выдаются "связанные" деньги, предназначенные на строго определенные цели (гранты на исследования, потребительские и ипотечные кредиты, социальные пособия). Способы использования денег, таким образом, жестко лимитируются, а деньгам придается особый социальный смысл. В частности, В. Зелизер подробно рассказывает о тех дискуссиях, которые порождала практика оказания социальной помощи бедным семьям. Дело в том, что выдача денежных пособий, не связывающая получателя никакими обязательствами, долгое время считалась неприемлемой, распространившись лишь в 1920-е гг. По мнению благотворителей, реципиенты помощи не обладали достаточной экономической культурой, чтобы рационально использовать полученные деньги, норовили потратить их на табак, виски и другие "аморальные потребности". Поэтому чаще всего им предписывалось не только то, что нужно покупать на полученную сумму, но и где покупать, т.е. их прикрепляли к определенным магазинам. Денежные выплаты также нередко заменялись денежными суррогатами — талонами на уголь или продуктовыми карточками. И социальные работники следили за тем, чтобы эти талоны и карточки шли по прямому назначению. А в некоторые периоды денежные суррогаты и вовсе замещались натуральной помощью — в виде раздачи продуктовых корзин или зимней одежды.
Не мудрено, что способы расходования денег становились ареной борьбы между донорами и реципиентами. Получатели денежной помощи имели свои представления о том, что является предметом необходимости, а что относится к сфере необязательных трат и предметов роскоши. Они пытались обойти бюрократические барьеры, переопределить деньги и перенаправить их на иные цели в соответствии со своими этническими, тендерными и возрастными пристрастиями. В самом деле, отнесем ли мы мороженое для детей к предметам роскоши или продуктам первой необходимости?
Однако и без всякого давления со стороны государства и общественных организаций люди сами дифференцируют официальные платежные средства, превращая их в разные деньги, даже если физически они не содержат никаких видимых отличий. Подобное "социальное производство" денег выражается в трех взаимосвязанных процессах:
• деньги по-разному обозначаются в зависимости от источников их получения;
• деньги разнятся в зависимости от того, кем они используются;
• деньги различаются в зависимости от своего целевого предназначения.
С экономической точки зрения это выглядит абсурдно, но наше отношение к одной и той же сумме денег во многом определено тем, как она нам досталась: выиграна в лотерею или подарена, выдана в вила регулярного месячного жалования или заработана ценою дополнительных усилий и перегрузок. Для каждого вида "легких" и "трудных" денег есть свои наиболее вероятные способы трат и свои негласные запреть--Замечено также, что "легкие" и "грязные" деньги тратятся быстрее и более "легкомысленно" — их обладатели как бы стараются от них поскорее избавиться. Отношение к деньгам зависит и от их физической формы. Например, невидимые "электронные" деньги с пластиковс;: карточки тратятся легче, чем наличные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|