Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация налогов в налоговой системе РФ (по Налоговому кодексу РФ)





Налогоплательщики

Физические лица Юридические лица
Работники, непосредственно своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход Хозяйствующие субъекты

 

Функции налогов

Наименование функции Её сущность
Фискальная Обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.п.
Распределительная Перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе
Стимулирующая (антиинфляционная) Стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличение числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения
Социально-воспитательная Сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов
Конкретно-учетная Осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций

 



 

Виды налогов

Прямые налоги Косвенные налоги
Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, на недвижимость, на дарение, на наследство, на финансовые операции) Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

 

Системы налогообложения

Пропорциональный налог Сумма налога пропорциональна доходам работников
Регрессивный налог Налог тем выше, чем ниже доход
Прогрессивный налог Налог тем выше, чем выше доход

 

Налоговая ставка – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта.

 

Виды налогов, которые выплачивают современные предприятия

1) Прямой налог с фирмы – налог на прибыль. Ставка налога на прибыль может быть разной в зависимости от видов деятельности. Но существуют и налоговые льготы, позволяющие правительству стимулировать полезные для общества действия.



2) Косвенный налог с фирмы – налог на добавленную стоимость (НДС), который является ключевым в налоговой системе.

Так, за счет поступлений этого налога формируется более трети доходной части федерального бюджета. Налогом на добавленную стоимость облагается прирост стоимости товара, которая создается на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю (от сырья до предмета потребления).

Для каждой фирмы установлено налогообложение ее выручки от продажи продукции за вычетом суммы затрат на сырье, материалы, оборудование и других затрат.

 

Классификация налогов в налоговой системе РФ (по Налоговому кодексу РФ)

Федеральные налоги НДС Акцизы Таможенные пошлины
Налог на прибыль предприятий
Налог на доходы банков
Подоходный налог с физических лиц
Региональные налоги Налог на имущество предприятий
Платежи за пользование природными ресурсами
Транспортный налог
Плата за воду, лесной налог
Местные налоги Налог на имущество физических лиц
Налог на строительство объектов в курортной зоне
Земельный налог
Налог на рекламу

 

Имеющийся мировой опыт налогообложения доказывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

 

Проблема уровня налогообложения остро стоит и для России. Начиная с 1994 года в России постепенно проводится налоговая реформа с целью снижения налогового бремени предприятий, отмены малоэффективных налогов, упорядочения республиканских и местных налогов. Так ставка НДС в 1992 году равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. В 2004 году ставка установлена уже на уровне 18%.



 

Многие предприниматели, политики считают, что уровень налогов на предприятия непомерно высок и это убивает стимул к труду, предпринимательской деятельности. Однако общество и правительство должны учитывать не только интересы производителей, но и необходимость обеспечения решения других экономических задач государства.

 

Вывод: Система налогообложения всегда формируется как компромисс между интересами различных слоев общества и интересами страны в целом. Поиск этого компромисса должен учитывать особенности страны, стадию экономического развития, на которой страна находится.

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

· виды налогов и сборов;

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

· права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

· порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

 

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

· организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

· организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

· налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

· таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.