Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ





ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1946—1953)

 

ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

(1946—1953)

Послевоенный период стал заметной вехой в истории советских по­граничных войск. Он был неразрывно связан с именем И.В. Сталина и идеологией авторитарного государства. Своеобразие его опреде­лялось принципиально новой геополитической обстановкой, сложив­шейся в Европе и мире после второй мировой войны.

Под влиянием целого ряда новых факторов, главным из которых стало образование мирового социалистического лагеря, руководство страны продолжало совершенствовать пограничные войска. Быст­рый отход СССР и Запада с союзнических позиций и начало «хо­лодной войны» предопределили основную тенденцию развития со­ветской пограничной политики — усиление охраны государствен­ных границ.

 

ОБСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

 

Советский Союз вышел из второй мировой войны с огромными людскими и материальными потерями. Война отняла более 25 млн. жизней. Захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, лишив крова 25 млн. человек, разрушили около 32 тыс. круп­ных и средних промышленных предприятий и 65 тыс. км железно­дорожных путей. Значительный ущерб был нанесен сельскому хо­зяйству. В стоимостном выражении его размеры составили более 580 млрд. руб., то есть около 30 процентов всего национального бо­гатства страны.



Прямые материальные потери СССР в результате войны были не единственной проблемой после ее окончания. Насущной являлась необходимость перевода всей национальной экономики на мирное 422 положение. Срочного сокращения требовала армия военного вре­мени.

Для Советского Союза важным итогом мировой войны стало то, что он распространил свое влияние практически на все страны Вос­точной Европы. Там, где к июню 1945 г. размещались гарнизоны со­ветских оккупационных войск, начался процесс формирования но­вых государственных режимов. При проведении выборов в этих странах делалось все, чтобы создать для левых партий и движений «режим наибольшего благоприятствования». Выполнение этой за­дачи облегчалось нахождением в руках советской военной админи­страции всех рычагов государственного управления — контроля над финансовой сферой, органами правосудия, разрешительной систе­мой и т.д.



В выпущенной в 1949 г. отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) к семидесятилетию И.В. Сталина брошюре констатирова­лось: «Историческая обстановка нашего времени коренным образом отличается от обстановки, в которой подготовлялись первая и вто­рая мировые войны. Впервые в истории человечества возник орга­низованный фронт мира, ставящий задачу — спасти человечество от новой мировой войны, разоблачить и изолировать кровавую шай­ку поджигателей войны, обеспечить мирное сотрудничество наро­дов».

Под «организованным фронтом мира» в официальных докумен­тах понимался мировой социалистический лагерь, образовавшийся после появления на карте планеты стран народной демократии. Главным действующим лицом в нем выступал СССР, взявший на себя роль «старшего брата». Распространенным был тезис о том, что «молодые демократии» учатся коммунизму по трудам Ленина— Сталина. Особо отмечался переход на путь создания режима народ­ной демократии Китая, что являлось «подтверждением мудрого предвидения товарища Сталина».

Сравнение сложившейся в послевоенный период международ­ной обстановки с ситуацией преддверия мировых войн было зако­номерным. К 1949 г. бывшие союзники оказались по разные сторо­ны баррикад. Только расклад сил был уже иным. СССР, значитель­но повысивший свой авторитет за годы войны против фашизма, имел теперь весьма прочные позиции. Его стремительно возросшему вли­янию на мировые дела и расширению социалистического лагеря Запад, прежде всего США, противопоставил ужесточение своего внешнеполитического курса. Колоссальное противостояние двух общественно-политических систем, двух блоков поставило мир на грань новой катастрофы. Начался период международных отноше­ний, получивший название «холодной войны». Обстановка ослож­нялась появлением принципиально новых видов оружия массового уничтожения, основанных на высвобождении атомной энергии. Ес­тественно, все это прямо отражалось на внутренней и внешней по­литике участников противостояния, в том числе и на их погранич­ной политике.



Одним из важных для СССР итогов второй мировой войны, на­ряду с появлением своеобразного «буфера» в лице стран народной демократии между Западом и Советским Союзом, стало расшире­ние его территории. Изучение документов показывает, что урегу­лирование территориальных вопросов и согласование принципов функционирования системы охраны границ с сопредельными госу­дарствами в рассматриваемый период предпринимались Советским Союзом в строгом договорном порядке. При этом договоры и иные документы были в основном трех типов — о решении территори­альных вопросов, о дружбе и сотрудничестве и о режиме государ­ственной границы. Так, еще в сентябре 1944 г. в Москве было подпи­сано соглашение о перемирии между СССР и Соединенным коро­левством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Финляндией — с другой, в котором оговаривалась передача Со­ветскому Союзу финляндской области Петсамо (Печенга). В октяб­ре 1945 г. был составлен и утвержден протокол, содержавший опи­сание линии государственной границы на этом участке.

Следует отметить, что установление добрососедских отношений с Финляндией стало одним из стержней советской внешней поли­тики.

3 февраля 1947 г. был подписан советско-финляндский договор, в соответствии с которым Финляндия уступила СССР территорию в 176 км2 в районе гидроэлектростанции Яноскоски и регулируемой плотины Нискакоски на р. Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту территорию, вклю­чая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советс­кий Союз обязался выплатить Финляндии 700 млн. финских марок. К исходу 1947 г. советско-финляндская граница была редемаркирована путем проверки и восстановления пограничных знаков на местности. В целом она была восстановлена по линии 1940 г., за ис­ключением участков, отошедших к СССР.

В 1946 г. Советский Союз заключил соглашение с Норвегией, ко­торое предусматривало полное восстановление всей советско-нор­вежской границы. С августа 1946 г. по декабрь 1947 г. была проведе­на ее демаркация и редемаркация. Итоги этой работы были закреп­лены подписанием 18 декабря 1947 г. в Москве соответствующих документов. В октябре 1950 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал договор между Советским Союзом и Норвегией о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных конф­ликтов и инцидентов.

Ряд особенностей имело установление границ со странами народ­ной демократии. Официальной линией здесь являлось взаимовыгод­ное урегулирование всех пограничных вопросов. Прежде всего это касалось Польши. Крымская конференция руководителей трех ве­ликих держав — СССР, США и Великобритании, прошедшая в фев­рале 1945 г. в Ялте, определила, что восточные границы Польши дол­жны пройти вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некото­рых районах до 8 км в пользу Польши. Несмотря на это решение, договор о границе между СССР и Польшей, подписанный 16 авгус­та 1945 г. в Москве, сохраняя в целом границу в пределах линии Кер­зона, подразумевал отклонение от нее на ряде участков уже до 30 км в пользу Польши.

По взаимной договоренности население, проживавшее в районах изменения границы, могло само выбирать гражданство. СССР по­шел также на удовлетворение просьбы правительства ПНР об об­мене отдельными участками территории. Вызвано это было жела­нием Польши, нуждавшейся в нефти, получить у Советского Со­юза нефтеносные районы к западу от Дрогобужа. Договор об обмене: участками государственной территории вступил в силу 31 мая 1951 г. При этом Советский Союз отказывался от каких-либо ком­пенсаций не только за нефть, но и за расходы, связанные с перене­сением границы.

Советско-польский договор 1945 г. не предусматривал демарка­ции границы в районе Закарпатской области. Договор о ее демарка­ции был подписан в Варшаве 2 апреля 1946 г. Итоги работы по де­маркации, проведенной в 1946—1947 гг., были утверждены прото­колом-описанием 30 апреля 1947 г.

В мае 1948 г. войска частей Белорусского и Украинского погра­ничных округов вышли в новые пункты дислокации на демаркиро­ванную советско-польскую границу. Следующим после демарка­ции шагом стало заключение СССР договора с Польшей о режиме советско-польской границы, ратифицированного Президиумом Вер­ховного Совета СССР 20 января 1949 г.

Установление советско-чехословацкой границы было связано с решением вопроса о Закарпатской Украине, воссоединенной с Ук­раинской ССР. 29 июня 1945 г. в Москве СССР и Чехословакия под­писали договор, в соответствии с которым с ноября 1945 г. по апрель 1946 г. была установлена линия границы между двумя странами.

Итоги демаркации были зафиксированы в протоколе-описании, подписанном 8 мая 1946 г. в Ужгороде. Заключение договора с Че­хословакией ставило вопрос о необходимости урегулирования по­граничных отношений и с Венгрией.

С 1944 г. советско-венгерская граница фактически проходила по линии старой чехословацко-венгерской границы. Для решения тер­риториальных проблем в соответствии со специальным постанов­лением Совета Министров СССР и на основании мирного договора с Венгрией от 10 февраля 1947 г. была образована смешанная советс­ко-венгерская комиссия по демаркации государственной границы. Работа комиссии началась в сентябре 1948 г. и завершилась 30 июля 1949 г. подписанием итоговых документов13. В январе 1949 г. на вновь демаркированные участки границы СССР и Венгрии вышли войска Закарпатского пограничного округа.

24 февраля 1950 г. Советский Союз подписал с Венгерской На­родной Республикой договор о режиме советско-венгерской государ­ственной границы, а также конвенцию о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов. Одновременно были достиг­нуты соглашения по режиму водного участка границы по р. Тиссе.

Венгрии, Польше и Чехословакии предстояло решить непростой вопрос — разделить не только территорию, но и население, на ней проживавшее. В Литве, Белоруссии, Молдавии и на Украине насчи­тывалось около 11 тыс. семей, чьи близкие родственники жили в Польше, Румынии, Чехословакии и Венгрии. Поэтому договоры о режиме государственной границы с ПНР, ВНР и ЧССР имели пун­кты, содержащие правила упрощенного перехода границы жите­лями пограничных местностей этих стран по пропускам, выдавае­мым представителями обеих сторон. Во многом решению этих воп­росов должны были способствовать регулярные встречи погранич­ных представителей дружественных стран.

Аналогичным образом территориальные вопросы решались и с Румынией. 4 февраля 1948 г. был подписан Договор о дружбе, со­трудничестве и взаимной помощи между СССР и Румынской На­родной Республикой, который послужил основой для демаркации советско-румынской границы. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР она была проведена в октябре—декабре 1948 г. Результатом демаркации стало подписание 27 сентября 1949 Г- итоговых документов, определивших линию прохождения гра­ницы .

К значительным территориальным изменениям западного учас­тка советской границы привело присоединение к СССР части тер­ритории Восточной Пруссии с ее столицей — г. Кёнигсбергом. Пе­редача этой территории Советскому Союзу была оговорена Потс­дамским соглашением от 2 августа 1945 г. и явилась международно признанной акцией. Две трети территории Восточной Пруссии было передано Польше, одну треть составила образованная 7 апреля 1946 г. Кёнигсбергская (с 4 июня 1946 г. Калининградская) область РСФСР17. Присоединение Восточной Пруссии потребовало допол­нительных усилий по оформлению и обеспечению границ, так как коренное население в соответствии с решением Московской сессии министров иностранных дел четырех держав — СССР, США, Ве­ликобритании и Франции, проходившей в марте 1947 г., подлежало выселению в Германию и предстоял процесс заселения вновь при­обретенных земель выходцами из внутренних областей СССР.

Еще одним государством, строившим народную демократию по соседству с Советским Союзом, была Монгольская Народная Рес­публика. 27 февраля 1946 г. между ней и Советским Союзом был подписан Договор о дружбе и взаимной помощи. Он создал основу для оформления соответствующих пограничных отношений. Про­тяженность установленной советско-монгольской границы соста­вила почти 3,5 тыс. км.

Усиление позиций СССР на восточном направлении было свя­зано с образованием в октябре 1949 г. Китайской Народной Респуб­лики. Следует отметить, что в этом была определенная заслуга со­ветских пограничников-дальневосточников, неоднократно оказы­вавших помощь Народно-освободительной армии Китая.

Образование на востоке дружественного государства — КНР — позволяло Советскому Союзу отказаться от использования КВЖД, Порт-Артура и Дальнего. На основании специального соглашения, подписанного 14 февраля 1950 г., СССР отказывался от них в пользу Китая. В 1950—1951 гг. в результате советско-китайских перегово­ров был выработан режим использования пограничных участков рек.

Рост сотрудничества СССР и КНР в области внутреннего строи­тельства и совместного противодействия Западу вызвал резкое обо­стрение обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где США и их союзники развернули военные приготовления, стремясь макси­мально укрепить свои позиции. Усиливавшееся противостояние послужило одним из детонаторов корейской войны, начавшейся в 1950 г. Война между Севером и Югом Кореи стала конфликтом ми­рового масштаба после введения на Корейский полуостров с санк­ции Совета Безопасности войск ООН.

Ситуация на Дальнем Востоке была непростой и еще по одной причине. К СССР после войны на основании Потсдамского соглаше­ния были присоединены Курильские острова и Южный Сахалин, ранее удерживаемые Японией. Принятый режим охраны государ­ственной границы распространился на Чукотский полуостров и ос­трова Берингова пролива. Уже в январе 1946 г. указанные террито­рии были взяты под охрану пограничными войсками. Говоря о стра­тегическом значении принятых мер, Сталин заявил, что «отныне Курильские острова будут служить не средством отрыва Советско­го Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и ба­зой обороны нашей страны от японской агрессии».

Важным обстоятельством, определявшим сущность и содержа­ние послевоенной пограничной политики СССР, стало то, что к 1950 г. Советский Союз граничил на протяжении 13 687 км со странами, которые также строили социализм. Кроме того, было достигнуто состояние «границы добрых соседей» с Финляндией, Афганистаном, с которым еще в июле 1946 г. было заключено соглашение об уточ­нении линии границы.

Наиболее напряженной в этот период была граница СССР с Нор­вегией, Турцией и Ираном, которые использовались нашими про­тивниками для прямого воздействия на Советский Союз.

В 1949 г. по инициативе США была создана Организация Севе­роатлантического договора (НАТО), которая в своей практической деятельности оказалась весьма далекой от уставных целей. Этому, впрочем, в немалой степени способствовала политика СССР, направ­ленная на создание мирового социалистического лагеря.

К 1950 г. США уже имели в различных районах земного шара более 300 военных баз, что расценивалось руководством СССР как прямая угроза национальной безопасности. Появление у Советско­го Союза атомной, а затем и водородной бомбы углубило противо­стояние и резко форсировало гонку вооружений.

В создавшихся условиях СССР предпринимал усилия для повы­шения как собственного военного потенциала, так и потенциала сво­их союзников. Важную роль при этом играла пограничная полити­ка, направленная на установление жесткого политического контро­ля на границах.

Одним из приоритетных направлений пограничной политики СССР в 1946—1953 гг. была непосредственная помощь союзникам по социалистическому лагерю в создании и укреплении их погра­ничной охраны. Проводя эту политику, СССР окружал себя как бы вторым кольцом границ.

Еще на последнем этапе войны советские пограничные войска принимали под охрану границы ряда восточноевропейских госу­дарств — Польши, Румынии, Венгрии, Югославии и др. Так, напри­мер, в марте 1945 г. по просьбе правительства Польши был взят под охрану 420-километровый участок польско-чехословацкой грани­цы. Для этого был сформирован специальный Юго-Западный округ пограничных войск НКВД СССР в составе пяти пограничных отря­дов и отдельной маневренной группы общей численностью 9693 че­ловека. В конце апреля 1945 г. они уже вышли на границу. Управле­ние войск округа дислоцировалось в городе Кракове. Войска возвра­тились на советскую территорию только после сформирования в июле — сентябре 1945 г. Польшей собственной пограничной охраны.

В марте 1946 г. части венгерской армии, охранявшие границу, были подчинены Отдельному командованию пограничных войск. 27 августа 1946 г. по предложению Г. Димитрова Народное собрание Болгарии приняло закон об образовании пограничных войск с под­чинением их военному ведомству.

До создания государственных органов Восточной Германии ее границу также охраняли советские пограничники, которые одновре­менно боролись против бандитизма, несанкционированного перехода населения в западные зоны оккупации.

Наши советники работали в войсках большинства стран народ­ной демократии вплоть до 1950 г. Вместе с тем советские военно-­учебные заведения стали готовить специалистов для пограничных войск этих государств. Главное внимание обращалось на учебу ко­мандно-руководящего состава. Боевой опыт приобретался в совме­стной борьбе с разведывательно-диверсионными группами и бан­дами, которых хватало в послевоенной Восточной Европе.

Внешняя политика Советского Союза полностью исключала ка­кой-либо пересмотр установившихся после войны границ в Европе. Характерны в этом смысле были слова министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, произнесенные им на XXIII съезде КПСС в 1966 г.: «.. .ни один пограничный столб на европейской земле не нуж­дается в благословении тех, кому не нравятся результаты войны. Вопрос о границах в Европе решен окончательно и бесповоротно. Государственные рубежи наших друзей и союзников на таком же прочном замке, что и наши собственные рубежи». Этими словами СССР ставил точку под вопросом послевоенного устройства границ. Государственная граница Советского Союза по состоянию на 1 ян­варя 1946 г. имела протяженность 503 316,2 км, из них сухопутный участок (в том числе речной и озерный) — 20 220,3 км и морской — 301 10,9 км.

Обстановка на границах СССР в рассматриваемый период, не­смотря на образование и усиление братских советскому режимов власти на территории большинства сопредельных государств, не была простой. Активизация «холодной войны», интенсивное нара­щивание усилий по дестабилизации внутриполитического положе­ния СССР, предпринятые США и их союзниками, сопрягались с инициированием противогосударственных действий националисти­ческих движений в целом ряде регионов.

Вооруженные выступления против Советской власти предпри­нимались прежде всего на тех территориях, которые вошли в со­став СССР перед и после войны — в Прибалтике, Западной Украи­не, пограничных с Польшей районах Белоруссии. Поддержка наци­оналистических формирований осуществлялась с территории Шве­ции, Норвегии и непродолжительное время Финляндии. Кроме того, широко использовались территории Чехословакии и Польши, где после войны остались базы «Армии Крайовой».

Деятельность военных формирований, провозгласивших глав­ным своим лозунгом национальное освобождение из-под длани «старшего брата», быстро приобрела бандитский характер. Все бо­лее жесткой и циничной становилась их идеология.

Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА) прямо декларировали допустимость любых способов борьбы с Москвой и ее «пособниками» из числа ме­стного населения. Только после освобождения Украины от немец­ко-фашистских войск от рук «борцов за независимость» погибло свыше 50 тыс. человек — военнослужащих и мирных жителей.

На территории Латвии после ухода гитлеровских частей оста­лось более 100 складов оружия и взрывчатки. В качестве ядра бу­дущего сопротивления советским властям должны были выступить свыше 2500 специально обученных диверсантов. К 1945 г. в латыш­ских формированиях, ведущих вооруженную борьбу против СССР, насчитывалось более 11 тыс. человек.

В Литве активно действовали банды из состава сформированной гитлеровцами еще в 1941—1942 гг. для борьбы с партизанами «Ар­мии освобождения Литвы».

Сложной была обстановка и в Эстонии, тем более что только в Швеции к 1949 г. проживало около 37 тыс. эмигрантов — эстонцев, часть которых после соответствующей подготовки использовалась для заброски в СССР с целью вооруженной борьбы.

На фоне деятельности националистических движений, которая серьезно осложняла обстановку на границе, активизировали разве­дывательную работу спецслужбы западного блока. Для заброски агентуры наиболее часто использовались граница с Финляндией, Балтийское побережье, прикарпатский участок границы с Польшей. Все шире применялось пересечение линии границы с использованием техники — парашютного снаряжения, быстроход­ных катеров, подводных лодок и т.д.

Координатором разведывательной работы выступало созданное в Соединенных Штатах в 1947 г. Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Основной целью разведывательно-подрывной деятельности спецслужб было нанесение экономического, военного и политического урона Советскому Союзу.

Экономические трудности, вызванные «холодной войной», даль­нейшая бюрократизация управленческих структур, идеологичес­кая зашоренность делали исключительно сложной задачу охраны государственной границы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.