ОБСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1946—1953)
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
(1946—1953)
Послевоенный период стал заметной вехой в истории советских пограничных войск. Он был неразрывно связан с именем И.В. Сталина и идеологией авторитарного государства. Своеобразие его определялось принципиально новой геополитической обстановкой, сложившейся в Европе и мире после второй мировой войны.
Под влиянием целого ряда новых факторов, главным из которых стало образование мирового социалистического лагеря, руководство страны продолжало совершенствовать пограничные войска. Быстрый отход СССР и Запада с союзнических позиций и начало «холодной войны» предопределили основную тенденцию развития советской пограничной политики — усиление охраны государственных границ.
ОБСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
Советский Союз вышел из второй мировой войны с огромными людскими и материальными потерями. Война отняла более 25 млн. жизней. Захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, лишив крова 25 млн. человек, разрушили около 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей. Значительный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. В стоимостном выражении его размеры составили более 580 млрд. руб., то есть около 30 процентов всего национального богатства страны.
Прямые материальные потери СССР в результате войны были не единственной проблемой после ее окончания. Насущной являлась необходимость перевода всей национальной экономики на мирное 422 положение. Срочного сокращения требовала армия военного времени.
Для Советского Союза важным итогом мировой войны стало то, что он распространил свое влияние практически на все страны Восточной Европы. Там, где к июню 1945 г. размещались гарнизоны советских оккупационных войск, начался процесс формирования новых государственных режимов. При проведении выборов в этих странах делалось все, чтобы создать для левых партий и движений «режим наибольшего благоприятствования». Выполнение этой задачи облегчалось нахождением в руках советской военной администрации всех рычагов государственного управления — контроля над финансовой сферой, органами правосудия, разрешительной системой и т.д.
В выпущенной в 1949 г. отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) к семидесятилетию И.В. Сталина брошюре констатировалось: «Историческая обстановка нашего времени коренным образом отличается от обстановки, в которой подготовлялись первая и вторая мировые войны. Впервые в истории человечества возник организованный фронт мира, ставящий задачу — спасти человечество от новой мировой войны, разоблачить и изолировать кровавую шайку поджигателей войны, обеспечить мирное сотрудничество народов».
Под «организованным фронтом мира» в официальных документах понимался мировой социалистический лагерь, образовавшийся после появления на карте планеты стран народной демократии. Главным действующим лицом в нем выступал СССР, взявший на себя роль «старшего брата». Распространенным был тезис о том, что «молодые демократии» учатся коммунизму по трудам Ленина— Сталина. Особо отмечался переход на путь создания режима народной демократии Китая, что являлось «подтверждением мудрого предвидения товарища Сталина».
Сравнение сложившейся в послевоенный период международной обстановки с ситуацией преддверия мировых войн было закономерным. К 1949 г. бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад. Только расклад сил был уже иным. СССР, значительно повысивший свой авторитет за годы войны против фашизма, имел теперь весьма прочные позиции. Его стремительно возросшему влиянию на мировые дела и расширению социалистического лагеря Запад, прежде всего США, противопоставил ужесточение своего внешнеполитического курса. Колоссальное противостояние двух общественно-политических систем, двух блоков поставило мир на грань новой катастрофы. Начался период международных отношений, получивший название «холодной войны». Обстановка осложнялась появлением принципиально новых видов оружия массового уничтожения, основанных на высвобождении атомной энергии. Естественно, все это прямо отражалось на внутренней и внешней политике участников противостояния, в том числе и на их пограничной политике.
Одним из важных для СССР итогов второй мировой войны, наряду с появлением своеобразного «буфера» в лице стран народной демократии между Западом и Советским Союзом, стало расширение его территории. Изучение документов показывает, что урегулирование территориальных вопросов и согласование принципов функционирования системы охраны границ с сопредельными государствами в рассматриваемый период предпринимались Советским Союзом в строгом договорном порядке. При этом договоры и иные документы были в основном трех типов — о решении территориальных вопросов, о дружбе и сотрудничестве и о режиме государственной границы. Так, еще в сентябре 1944 г. в Москве было подписано соглашение о перемирии между СССР и Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Финляндией — с другой, в котором оговаривалась передача Советскому Союзу финляндской области Петсамо (Печенга). В октябре 1945 г. был составлен и утвержден протокол, содержавший описание линии государственной границы на этом участке.
Следует отметить, что установление добрососедских отношений с Финляндией стало одним из стержней советской внешней политики.
3 февраля 1947 г. был подписан советско-финляндский договор, в соответствии с которым Финляндия уступила СССР территорию в 176 км2 в районе гидроэлектростанции Яноскоски и регулируемой плотины Нискакоски на р. Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз обязался выплатить Финляндии 700 млн. финских марок. К исходу 1947 г. советско-финляндская граница была редемаркирована путем проверки и восстановления пограничных знаков на местности. В целом она была восстановлена по линии 1940 г., за исключением участков, отошедших к СССР.
В 1946 г. Советский Союз заключил соглашение с Норвегией, которое предусматривало полное восстановление всей советско-норвежской границы. С августа 1946 г. по декабрь 1947 г. была проведена ее демаркация и редемаркация. Итоги этой работы были закреплены подписанием 18 декабря 1947 г. в Москве соответствующих документов. В октябре 1950 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал договор между Советским Союзом и Норвегией о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов.
Ряд особенностей имело установление границ со странами народной демократии. Официальной линией здесь являлось взаимовыгодное урегулирование всех пограничных вопросов. Прежде всего это касалось Польши. Крымская конференция руководителей трех великих держав — СССР, США и Великобритании, прошедшая в феврале 1945 г. в Ялте, определила, что восточные границы Польши должны пройти вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах до 8 км в пользу Польши. Несмотря на это решение, договор о границе между СССР и Польшей, подписанный 16 августа 1945 г. в Москве, сохраняя в целом границу в пределах линии Керзона, подразумевал отклонение от нее на ряде участков уже до 30 км в пользу Польши.
По взаимной договоренности население, проживавшее в районах изменения границы, могло само выбирать гражданство. СССР пошел также на удовлетворение просьбы правительства ПНР об обмене отдельными участками территории. Вызвано это было желанием Польши, нуждавшейся в нефти, получить у Советского Союза нефтеносные районы к западу от Дрогобужа. Договор об обмене: участками государственной территории вступил в силу 31 мая 1951 г. При этом Советский Союз отказывался от каких-либо компенсаций не только за нефть, но и за расходы, связанные с перенесением границы.
Советско-польский договор 1945 г. не предусматривал демаркации границы в районе Закарпатской области. Договор о ее демаркации был подписан в Варшаве 2 апреля 1946 г. Итоги работы по демаркации, проведенной в 1946—1947 гг., были утверждены протоколом-описанием 30 апреля 1947 г.
В мае 1948 г. войска частей Белорусского и Украинского пограничных округов вышли в новые пункты дислокации на демаркированную советско-польскую границу. Следующим после демаркации шагом стало заключение СССР договора с Польшей о режиме советско-польской границы, ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 20 января 1949 г.
Установление советско-чехословацкой границы было связано с решением вопроса о Закарпатской Украине, воссоединенной с Украинской ССР. 29 июня 1945 г. в Москве СССР и Чехословакия подписали договор, в соответствии с которым с ноября 1945 г. по апрель 1946 г. была установлена линия границы между двумя странами.
Итоги демаркации были зафиксированы в протоколе-описании, подписанном 8 мая 1946 г. в Ужгороде. Заключение договора с Чехословакией ставило вопрос о необходимости урегулирования пограничных отношений и с Венгрией.
С 1944 г. советско-венгерская граница фактически проходила по линии старой чехословацко-венгерской границы. Для решения территориальных проблем в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР и на основании мирного договора с Венгрией от 10 февраля 1947 г. была образована смешанная советско-венгерская комиссия по демаркации государственной границы. Работа комиссии началась в сентябре 1948 г. и завершилась 30 июля 1949 г. подписанием итоговых документов13. В январе 1949 г. на вновь демаркированные участки границы СССР и Венгрии вышли войска Закарпатского пограничного округа.
24 февраля 1950 г. Советский Союз подписал с Венгерской Народной Республикой договор о режиме советско-венгерской государственной границы, а также конвенцию о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов. Одновременно были достигнуты соглашения по режиму водного участка границы по р. Тиссе.
Венгрии, Польше и Чехословакии предстояло решить непростой вопрос — разделить не только территорию, но и население, на ней проживавшее. В Литве, Белоруссии, Молдавии и на Украине насчитывалось около 11 тыс. семей, чьи близкие родственники жили в Польше, Румынии, Чехословакии и Венгрии. Поэтому договоры о режиме государственной границы с ПНР, ВНР и ЧССР имели пункты, содержащие правила упрощенного перехода границы жителями пограничных местностей этих стран по пропускам, выдаваемым представителями обеих сторон. Во многом решению этих вопросов должны были способствовать регулярные встречи пограничных представителей дружественных стран.
Аналогичным образом территориальные вопросы решались и с Румынией. 4 февраля 1948 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Румынской Народной Республикой, который послужил основой для демаркации советско-румынской границы. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР она была проведена в октябре—декабре 1948 г. Результатом демаркации стало подписание 27 сентября 1949 Г- итоговых документов, определивших линию прохождения границы .
К значительным территориальным изменениям западного участка советской границы привело присоединение к СССР части территории Восточной Пруссии с ее столицей — г. Кёнигсбергом. Передача этой территории Советскому Союзу была оговорена Потсдамским соглашением от 2 августа 1945 г. и явилась международно признанной акцией. Две трети территории Восточной Пруссии было передано Польше, одну треть составила образованная 7 апреля 1946 г. Кёнигсбергская (с 4 июня 1946 г. Калининградская) область РСФСР17. Присоединение Восточной Пруссии потребовало дополнительных усилий по оформлению и обеспечению границ, так как коренное население в соответствии с решением Московской сессии министров иностранных дел четырех держав — СССР, США, Великобритании и Франции, проходившей в марте 1947 г., подлежало выселению в Германию и предстоял процесс заселения вновь приобретенных земель выходцами из внутренних областей СССР.
Еще одним государством, строившим народную демократию по соседству с Советским Союзом, была Монгольская Народная Республика. 27 февраля 1946 г. между ней и Советским Союзом был подписан Договор о дружбе и взаимной помощи. Он создал основу для оформления соответствующих пограничных отношений. Протяженность установленной советско-монгольской границы составила почти 3,5 тыс. км.
Усиление позиций СССР на восточном направлении было связано с образованием в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики. Следует отметить, что в этом была определенная заслуга советских пограничников-дальневосточников, неоднократно оказывавших помощь Народно-освободительной армии Китая.
Образование на востоке дружественного государства — КНР — позволяло Советскому Союзу отказаться от использования КВЖД, Порт-Артура и Дальнего. На основании специального соглашения, подписанного 14 февраля 1950 г., СССР отказывался от них в пользу Китая. В 1950—1951 гг. в результате советско-китайских переговоров был выработан режим использования пограничных участков рек.
Рост сотрудничества СССР и КНР в области внутреннего строительства и совместного противодействия Западу вызвал резкое обострение обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где США и их союзники развернули военные приготовления, стремясь максимально укрепить свои позиции. Усиливавшееся противостояние послужило одним из детонаторов корейской войны, начавшейся в 1950 г. Война между Севером и Югом Кореи стала конфликтом мирового масштаба после введения на Корейский полуостров с санкции Совета Безопасности войск ООН.
Ситуация на Дальнем Востоке была непростой и еще по одной причине. К СССР после войны на основании Потсдамского соглашения были присоединены Курильские острова и Южный Сахалин, ранее удерживаемые Японией. Принятый режим охраны государственной границы распространился на Чукотский полуостров и острова Берингова пролива. Уже в январе 1946 г. указанные территории были взяты под охрану пограничными войсками. Говоря о стратегическом значении принятых мер, Сталин заявил, что «отныне Курильские острова будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии».
Важным обстоятельством, определявшим сущность и содержание послевоенной пограничной политики СССР, стало то, что к 1950 г. Советский Союз граничил на протяжении 13 687 км со странами, которые также строили социализм. Кроме того, было достигнуто состояние «границы добрых соседей» с Финляндией, Афганистаном, с которым еще в июле 1946 г. было заключено соглашение об уточнении линии границы.
Наиболее напряженной в этот период была граница СССР с Норвегией, Турцией и Ираном, которые использовались нашими противниками для прямого воздействия на Советский Союз.
В 1949 г. по инициативе США была создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая в своей практической деятельности оказалась весьма далекой от уставных целей. Этому, впрочем, в немалой степени способствовала политика СССР, направленная на создание мирового социалистического лагеря.
К 1950 г. США уже имели в различных районах земного шара более 300 военных баз, что расценивалось руководством СССР как прямая угроза национальной безопасности. Появление у Советского Союза атомной, а затем и водородной бомбы углубило противостояние и резко форсировало гонку вооружений.
В создавшихся условиях СССР предпринимал усилия для повышения как собственного военного потенциала, так и потенциала своих союзников. Важную роль при этом играла пограничная политика, направленная на установление жесткого политического контроля на границах.
Одним из приоритетных направлений пограничной политики СССР в 1946—1953 гг. была непосредственная помощь союзникам по социалистическому лагерю в создании и укреплении их пограничной охраны. Проводя эту политику, СССР окружал себя как бы вторым кольцом границ.
Еще на последнем этапе войны советские пограничные войска принимали под охрану границы ряда восточноевропейских государств — Польши, Румынии, Венгрии, Югославии и др. Так, например, в марте 1945 г. по просьбе правительства Польши был взят под охрану 420-километровый участок польско-чехословацкой границы. Для этого был сформирован специальный Юго-Западный округ пограничных войск НКВД СССР в составе пяти пограничных отрядов и отдельной маневренной группы общей численностью 9693 человека. В конце апреля 1945 г. они уже вышли на границу. Управление войск округа дислоцировалось в городе Кракове. Войска возвратились на советскую территорию только после сформирования в июле — сентябре 1945 г. Польшей собственной пограничной охраны.
В марте 1946 г. части венгерской армии, охранявшие границу, были подчинены Отдельному командованию пограничных войск. 27 августа 1946 г. по предложению Г. Димитрова Народное собрание Болгарии приняло закон об образовании пограничных войск с подчинением их военному ведомству.
До создания государственных органов Восточной Германии ее границу также охраняли советские пограничники, которые одновременно боролись против бандитизма, несанкционированного перехода населения в западные зоны оккупации.
Наши советники работали в войсках большинства стран народной демократии вплоть до 1950 г. Вместе с тем советские военно-учебные заведения стали готовить специалистов для пограничных войск этих государств. Главное внимание обращалось на учебу командно-руководящего состава. Боевой опыт приобретался в совместной борьбе с разведывательно-диверсионными группами и бандами, которых хватало в послевоенной Восточной Европе.
Внешняя политика Советского Союза полностью исключала какой-либо пересмотр установившихся после войны границ в Европе. Характерны в этом смысле были слова министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, произнесенные им на XXIII съезде КПСС в 1966 г.: «.. .ни один пограничный столб на европейской земле не нуждается в благословении тех, кому не нравятся результаты войны. Вопрос о границах в Европе решен окончательно и бесповоротно. Государственные рубежи наших друзей и союзников на таком же прочном замке, что и наши собственные рубежи». Этими словами СССР ставил точку под вопросом послевоенного устройства границ. Государственная граница Советского Союза по состоянию на 1 января 1946 г. имела протяженность 503 316,2 км, из них сухопутный участок (в том числе речной и озерный) — 20 220,3 км и морской — 301 10,9 км.
Обстановка на границах СССР в рассматриваемый период, несмотря на образование и усиление братских советскому режимов власти на территории большинства сопредельных государств, не была простой. Активизация «холодной войны», интенсивное наращивание усилий по дестабилизации внутриполитического положения СССР, предпринятые США и их союзниками, сопрягались с инициированием противогосударственных действий националистических движений в целом ряде регионов.
Вооруженные выступления против Советской власти предпринимались прежде всего на тех территориях, которые вошли в состав СССР перед и после войны — в Прибалтике, Западной Украине, пограничных с Польшей районах Белоруссии. Поддержка националистических формирований осуществлялась с территории Швеции, Норвегии и непродолжительное время Финляндии. Кроме того, широко использовались территории Чехословакии и Польши, где после войны остались базы «Армии Крайовой».
Деятельность военных формирований, провозгласивших главным своим лозунгом национальное освобождение из-под длани «старшего брата», быстро приобрела бандитский характер. Все более жесткой и циничной становилась их идеология.
Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА) прямо декларировали допустимость любых способов борьбы с Москвой и ее «пособниками» из числа местного населения. Только после освобождения Украины от немецко-фашистских войск от рук «борцов за независимость» погибло свыше 50 тыс. человек — военнослужащих и мирных жителей.
На территории Латвии после ухода гитлеровских частей осталось более 100 складов оружия и взрывчатки. В качестве ядра будущего сопротивления советским властям должны были выступить свыше 2500 специально обученных диверсантов. К 1945 г. в латышских формированиях, ведущих вооруженную борьбу против СССР, насчитывалось более 11 тыс. человек.
В Литве активно действовали банды из состава сформированной гитлеровцами еще в 1941—1942 гг. для борьбы с партизанами «Армии освобождения Литвы».
Сложной была обстановка и в Эстонии, тем более что только в Швеции к 1949 г. проживало около 37 тыс. эмигрантов — эстонцев, часть которых после соответствующей подготовки использовалась для заброски в СССР с целью вооруженной борьбы.
На фоне деятельности националистических движений, которая серьезно осложняла обстановку на границе, активизировали разведывательную работу спецслужбы западного блока. Для заброски агентуры наиболее часто использовались граница с Финляндией, Балтийское побережье, прикарпатский участок границы с Польшей. Все шире применялось пересечение линии границы с использованием техники — парашютного снаряжения, быстроходных катеров, подводных лодок и т.д.
Координатором разведывательной работы выступало созданное в Соединенных Штатах в 1947 г. Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Основной целью разведывательно-подрывной деятельности спецслужб было нанесение экономического, военного и политического урона Советскому Союзу.
Экономические трудности, вызванные «холодной войной», дальнейшая бюрократизация управленческих структур, идеологическая зашоренность делали исключительно сложной задачу охраны государственной границы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|