Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ статьи Михаила Григорьева





«Проблемы транспортировки углеводородов по Северному морскому пути»

от 7.09.2012 http://www.ogj.ru/articles/2012/09/318

Автор данной статьи проводит небольшое исследование и выявление наиболее определяющих и значимых условий для осуществления перевозок по Северному морскому пути (СМП). Так автор в первой части статьи рассматривает саму схему транспортировки грузов. СМП является наиболее перспективным и прибыльным торговым маршрутом, пролегающим в экономической зоне РФ. Что выводит его даже на первое место по сравнению с железнодорожными, автомобильными и авиационными перевозками. Так как стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км пути в морском транспорте самый низкий. Это в свою очередь ставит перед властью РФ задачи по обеспечению безопасного судоходства на данном маршруте и обеспечения его доступности и привлекательности, как для отечественных, так и для зарубежных перевозок. Но обо всем по порядку. И так задачи которые ставит автор Развитие российской Арктики подразумевает решение двух задач — освоение природных ресурсов, в первую очередь углеводородов, и создание глобального евроазиатского транспортного коридора — Северного морского пути.



Статью я как и автор разбил бы на 8 блоков. Короткая вводная часть. Системообразующая основная часть с множественной аргументацией и сутью проблемы и заключительная часть выводы. Начнем анализ статьи по основной части. Автор, как и следует, полагать начинает с основ. Он предлагает проанализировать, а что и в каких количествах мы собираемся перевозить по СМП? То есть проверить его востребованность в ближайшей перспективе, так как до этого СМП не пользовался такой огромной популярностью. Основным реальным источником формирования грузовой базы для перевозок по СМП в настоящее время является проект «Ямал-СПГ», который, по предварительной оценке НОВАТЭКа, может обеспечить отгрузку с 2016 года 15 млн. т. сжиженного природного газа (СПГ) и около 1 млн. т. конденсата. Хочу заранее отметить, что уже в этом году СМП воспользовались 40 судов. СМП был судоходен рекордные 10 месяцев!!! Конечно это капля в море по сравнению с почти 20 000 судов воспользовавшихся Суэцким каналом. Но вернемся к СМП. В качестве примера автор приводит следующие аргументы: Предусмотрены как прямые поставки СПГ на рынки Европы и АТР, так и перевалка в районе Мурманска на газовозы вместимостью 145-265 тыс. м3 для поставок в Европу и вместимостью 265 тыс. м3 для доставок в Южную Америку и страны АТР (через Суэцкий канал). Очевидно, что в восточном направлении будет поставляться около трети добываемой продукции — приблизительно 5 млн т в год. Реализация проекта «Ямал-СПГ», а точнее, формируемой им транспортной системы, включающей круглогодично действующий судоходный канал в низовьях Оби, позволит обеспечить вывоз сырья с близкорасположенных крупных месторождений, в первую очередь нефти Новопортовского месторождения, что значительно снизит стоимость его освоения. По планам «Газпром нефти» добыча нефти начнется в 2013-2014 годах, при этом ее объем составит 0,4-0,5 млн. т. в год; к 2020 году добыча может увеличиться до 6-9 млн. т. в год.



Таким образом, проект «Ямал-СПГ» имеет системообразующее значение, формируя условия роста нефте и газодобычи на севере Западной Сибири, в регионах, удаленных от магистральных трубопроводов и опирающихся на Северный морской путь. Не исключено, что с началом отгрузок СПГ со Штокмановского газоконденсатного месторождения может возникнуть потребность в поставках газа по СМП в восточном направлении, а также нельзя сбрасывать со счетов возможность перевозки в восточном направлении нефти Приразломного месторождения и с Варандейского терминала. Можно предположить, что в случае реализации заявленных проектов, грузопоток добываемых на российском шельфе углеводородов по СМП в восточном направлении к 2020 году составит порядка 10-15 млн. т.



Как мы видим, СМП становится действительно очень востребованным торговым сообщением уже в ближайшее десятилетие! Что в свою очередь ведет к дополнительным источникам дохода для бюджета РФ. Но чтобы получить эту дополнительную прибыль, необходимо предоставить наиболее благоприятные условия для прохода торговых судов, нежели это делают конкуренты. Давайте в месте подумаем какие же плюсы и минусы могут быть у СМП. К, явным плюсам можно отнести вдвое меньшее расстояние от Токио до Роттердама. Движение по маршруту займет всего 30 дней, что на 20 дней короче, чем у ближайшего конкурента. Это в свою очередь снижает издержки перевозчиков, а следовательно повышает их интерес к данному виду маршрута. Ради примера хочется привести тот факт, что экономия составит примерно 250 тонн мазута. Это в свою очередь позволит немного увеличить тариф за каждую провозимую тонну груза по своей территории. Дальнейший плюс – это безопасность. На данном маршруте находятся исключительно надежные северные страны с сильной военной, спасательной и инфраструктурной сетью. Поэтому пиратов здесь вы не увидите. К явным минусам можно отнести, наличие ледового покрытия, что затрудняет движение судов и повышает требования крепости их фюзеляжа, а так же не кругло годность маршрута. Помимо всего прочего слаба развита перевалочная сеть на Севере России, а так же спасательные и иные службы. Сюда же можно отнести и то, что район является экологически чистым, поэтому должны предъявляться повышенные требования к безопасности судоходства. Поэтому РФ необходимо строить атомный ледокольный флот, что уже было начато и развивать систему перевалочных баз, а так же портов, спасательных служб итд. Нужно отметить, что сейчас у РФ имеет 6 ледоколов. 4 класса Арктика и 2 класса Таймыр. 4 из них (два ледокола класса Арктика «Россия» и «Советский союз» и оба класса Таймыр) выйдут из эксплуатации уже в этом десятилетии. Для нормального осуществления движения по по СМП необходимо заложить как минимум 3 ледокола, но пока в проекте предусмотрен лишь один. В 2018 году на воду должен спуститься ледокол, который заменит «Россию».

Что касается экологической безопасности, автор здесь особое внимание уделяет арктической конференции, а так же развертыванию мобильных ликвидационных групп. В рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» к 2013 году будет завершено создание аварийно-спасательных центров МЧС в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Дудинке и Тикси. В первую очередь их значимость заключается в авиационном оснащении, что позволит организовывать оперативные спасательные работы.

Во время рейсов танкеров Совкомфлота с грузом конденсата СМП, по мнению специалистов, хорошо зарекомендовала себя практика размещения на ледоколах групп быстрого реагирования, задача которых (до централизованной организации аварийно-спасательных работ) заключалась в готовности при необходимости немедленно приступить к проведению первичных мероприятий по локализации последствий возможных инцидентов.

 

Относительно выводов автора. Развитие российской Арктики подразумевает решение двух задач — освоение природных ресурсов, в первую очередь углеводородов, и создание глобального евроазиатского транспортного коридора — Северного морского пути.

Эти процессы взаимосвязаны: создание современных транспортных схем по вывозу добываемой в регионе продукции нефтегазового комплекса на рынки северной части Азиатско-Тихоокеанского региона способствует развитию инфраструктуры СМП, снижает риски мореплавания, делая его привлекательным и для транзитных перевозок иных грузов, рост которых приводит к снижению ледокольных и других сборов, уменьшает страховые издержки, что также благоприятно сказывается на развитии судоходства, в том числе и связанного с транспортировкой углеводородов.

Развитие и поддержание СМП как глобальной транспортной магистрали, отвечающей современным требованиям к обеспечению безопасности мореплавания и охране окружающей среды, ставит перед Российской Федерацией ряд задач, в частности:

· ускорение мероприятий, связанных со своевременным восполнением выбывающих по причине выработки ресурса атомных ледоколов, а также расширение группировки отечественного арктического атомного ледокольного флота для обеспечения новых проектов по освоению минеральных ресурсов Арктики;

· повышение аварийно-спасательной готовности и готовности к борьбе с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на трассах СМП, предусматривающее в качестве необходимой меры создание силами ФГУ «Госморспасслужба России» и ФГУП «Атомфлот» аварийно-спасательных подразделений ледокольного базирования;

· проведение промерных и картографических работ с целью создания и обустройства высокоширотных глубоководных трасс, обеспечивающих безопасное и экономически эффективное плавание современных крупнотоннажных судов;

· принятие решений, стимулирующих развитие обеспечивающей бесперебойное функционирование трасс СМП инфраструктуры (системы связи, снабженческих и бункеровочных станций, ремонтных баз и др.).

Очевидно, что при разработке программных документов, связанных с освоением минерально-сырьевых ресурсов арктической зоны РФ, в первую очередь углеводородного сырья, необходимо рассматривать крупные инвестиционные проекты в совокупности с развитием обеспечивающей транспортной инфраструктуры.

 

Касаемо позиции автора, полностью его поддерживаю. Статья достаточно объективна, в ней нет места истерии, аргументация серьезная. Российской Федерации, как государству, расположенному между Западом и Востоком, необходимо предпринять все возможные меры по извлечению выгоды между этими двумя экономическими гигантами, создать и стать логистическим мировым центром. Что соответственно укрепит имидж нашей страны, даст ей геополитические преимущества, не говоря уже о экономических.

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.