Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ





1. Осмотр, виды осмотра. Психология осмотра места происшествия.

2. Психологические объективные и субъективные факторы осмотра места происшествия.

3. Выдвижение проверка и подтверждение версий при осмотре места происшествия.

 

1.

Психология осмотра МП связан с такими психологическими феноменами как казуальная контрибуция, когнитивный диссонанс, эмоциональные ситуации, поисковая деятельность, выдвижение гипотез и их подтверждение.

Традиционно осмотр МП в криминалистике изучается как процесс, состоящий из 2 этапов:

· Подготовительный- на этом этапе следователю необходимо решить организационные вопросы, а также вопросы взаимодействия и коммуникации к организации поставленной задачи;

· Непосредственно осмотр места происшествия -связан прежде всего с познавательной деятельностью, поскольку в этой деятельности задействованы, прежде всего, когнитивные структуры психики, а именно внимание, восприятие, память и мышление.

Выявлена связь между интеллектом и внимание, что подчеркивает, что следователями могут работать люди, обладающие не только знаниями и опытом, но и высоким интеллектом.



В учебном пособии «Криминалистика» ученые обращают внимание на технологию осмотра МП. Такой осмотр предполагает исследование территории, от периферии к центру или наоборот, по спирали, деление территории на квадраты, и исследование каждого из них.

В процессе осмотра МП нельзя допускать изменение обстановки, перемещение объектов, даже если следователь руководствуется благими намерениями.

В следствие необходимости осмотр МП может быть осуществлен повторно,на него распространяются те же требования, что и на первичный.

Авторы учебников по ЮП применительно к исследованию психологических составляющих выделяют:

· Знание и компетенция следователя;

· Опыт - в данном случае применительно к осмотру МП большее значение приобретает опыт, поскольку благодаря ему следователь выдвигает реальные версии и оптимизирует свою деятельность;

· Организаторская деятельность следователя- состоит в том, что он не только руководит, но и несет ответственность за сбор вещественных доказательств и результатов;



· Наличие эмоциональных ситуаций- ситуация, вызывающая нервно-психическое напряжение в связи с превышением оптимума мотивации.

 

Эмоциональные ситуации:

· Новизна -каждое преступление своеобразно. Осматривая МП, следователь находит что-то новое;

· Необычность -такие факторы, которые обычные граждане и не замечают;

· Внезапность -сообщение о совершенном преступлении, вызывает определенные переживания.

Выявлено влияние информации на поведение человека и его эмоциональное реагирование. В случае дисбаланса - спектр эмоций характеризуется отрицательными переживаниями.

Таким образом, поиск и закрепление доказательств во время осмотра МП позволяет следователю выдвинуть гипотезы и наметить план мероприятий по выявлению лиц, виновных в преступлении.

В отдельных случаях осмотр МП может производиться при непосредственном участии свидетелей, потерпевших, подозреваемого в совершенном преступлении. Для осмотра МП могут привлекаться другие специалисты, а также использоваться специальная техника и технические средства. Результаты фиксируются в протоколе осмотра МП.

 

2.

В качестве объективных факторов осмотра МП выделяют:

· Картину преступления, что может вызвать сильные эмоциональные переживания, что может повлиять на продуктивность деятельности;

· Погодные условия;

· Ландшафт и структура местности, особенности помещения и т.д.;

· Условия, в которых следователь осуществляет свою деятельность.

Субъективные составляющие:

· Индивидуально-типические свойства следователя;

· Знания, опыт, компетентность;



· Морально-волевые качества следователя;

· Коммуникабельность и организаторские способности.

 

3.

Версия -это гипотеза, зависящая от внешних и внутренних составляющих, которые могут быть рассмотрены как эвристическая задача.

Гипотеза может быть представлена как проблема или мыслительная задача. К.К. Тихомиров предлагает механизм выдвижения версий, а также их проверку, т.е. подтверждение \ опровержение:

· Уяснение известных исходных, т.е. тех сведений, а также того, что необходимо доказать;

· Выдвижение версий;

· Сбор доказательств, их анализ и оценка для подтверждения или опровержения версий (реализуется в процессе мыслительной деятельности и выработки решения, которое появляется по принципу догадки);

· Рациональный анализ или перепроверка версий на основе собранных доказательств или фактов.

Т.о., в основе деятельности следователя по выдвижению и отработки версий лежит сознательный компонент, опосредованный целью изобличения личности преступника, оценка его противоправных действий с тем, чтобы виновный был предан суду, а невиновный не привлечен к УО.

Задержание -является СД, поскольку оно сопряжено не только с эмоциональными ситуациями, но и с избранием меры наказания для виновного лица.

Механизм задержания -на принципе внезапности и неожиданности, что позволяет не только локализировать преступника, но и с помощью данных обстоятельств получить от него правдивые и достоверные доказательства.

Сложности представляют задержание вооруженного преступника, поскольку должна быть обеспечена безопасность обычных граждан и сотрудников. Поэтому в этих целях изучается личность, особенности задержанного, его опыт, поведение во время задержания, агрессивность, готовность применить оружие и физическую силу. При этом, противодействие правонарушителю должно быть адекватным, при неукоснительном соблюдении законности.

Психология осмотра места происшествия связана с такими психологическими феноменами, как: каузальная атрибуция, когнитивный диссонанс, эмоциогенные ситуации, поисковая деятельность, выдвижение гипотез и их подтверждение.

Традиционно осмотр места происшествия в криминалистике изучается как процесс, состоящий из 2 этапов:

1. Подготовительный

2. Непосредственный осмотр места происшествия

На подготовительном этапе следователю необходимо решить организационные вопросы, а также вопросы взаимодействия и коммуникации, применительно к реализации поставленной задачи.

Основный этап осмотра места происшествия связан прежде всего с познавательной деятельностью, поскольку в этой деятельности оказываются задействованы прежде всего когнитивные структуры психики, а именно: внимание, восприятие, память и мышление.

Выявлена связь между интеллектом и вниманием, что подчеркивает, что следователями могут работать люди, обладающие не только знаниями и опытом, но и высоким интеллектом.

В учебнике ''криминалистика'' обращают внимание на технологию проведения осмотра места происшествия.

Такой осмотр предполагает исследование территории от периферии к центру или наоборот, по спирали либо деление территории на квадраты и исследование каждого из них.

В процессе осмотра места происшествия нельзя допускать изменение обстановки, перемещение предметов, даже если при этом следователь руководствуется благими соображениями. В случае необходимости осмотр места происшествия может быть осуществлен повторно, при этом на него распространяются те же требования.

Психологические составляющие осмотра места происшествия.

Авторы учебника применительно к исследованию психологических составляющих осмотра места происшествия выделяют субъективные составляющие:

1. Знание и компетенция следователя

2. Опыт

Применительно к осмотру места происшествия большее значение приобретает опыт, поскольку благодаря ему следователь выдвигает более реальные версии и оптимизирует свою деятельность.

3. Организаторская деятельность следователя - не только руководит но и несет ответственность за сбор вещественных доказательств и результативность осмотра.

4. Наличие эмоциогеонных ситуаций - ситуаций, вызывающих нервно психическое напряжение в связи с превышением оптимума мотивации.

Эмоциогенные ситуации:

А. Новизна - каждое преступление по своему своеобразно, поэтому осматривая место происшествия следователь всегда находит что-то новое.

Б. Ситуация необычности - следователю приходится иметь дело с такими факторами, с которыми обычный гражданин почти не сталкивается.

В. Внезапность - сообщение о совершенном преступлении вызывает определенные переживания.

5. Влияние информации на поведение человека и его эмоциональное реагирование, так, в частности, Симонов подчеркивает, что при наличии прогностически необходимой и её балансе с прогностически исходной информации у её носителя формируются положительные эмоции. В случае дисбаланса возникает напряжение и спектр эмоций характеризуется отрицательным содержанием. Следователю очень важно противодействовать стресс-фактору и научиться саморегуляции эмоциональных состояний, поскольку такое состояние мешает эффективной поисковой деятельности.

Т.о. поиск и закрепление доказательств во время осмотра места происшествия позволяет следователю выдвинуть гипотезы и наметить план мероприятий по выявлению лиц, виновных в преступлений. В отдельных случаях осмотр места происшествия может производиться при непосредственном участии свидетелей, потерпевших и подозреваемых.

Для осмотра места происшествия могут привлекаться другие специалисты, а также использоваться технические средства. Результаты закрепляются в протоколе.

В качестве объективных факторов выделяют .......

 

 

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА

В психологической литературе применительно к обыску актуализируются следующие положения:

1. Внезапность обыска - предполагает разработку мероприятий, связанных с проникновением в обыскиваемое помещение с той целью, чтобы не были своевременно уничтожены или перепрятаны искомые предметы. Рекомендуется к месту обыска выдвигаться скрытно или использовать некоторые ''легенды''.

2. Конфликтность - сопряжено с незаинтересованностью обыскиваемого, а в отдельных случаях - стремлением противодействовать, создавая конфликтные ситуации. При этом, ситуации конфликта могут создаваться как самим обыскиваемым, так и членами его семьи. В данной ситуации следователю не рекомендуется отвечать конфликтогеном на конфликтоген, хотя конфликт данного рода является неслучайным.

3. Учитываются психологические особенности профессиональные качества и социальный опыт обыскиваемого.

4. Психологическое сопровождение поведения обыскиваемого. Было установлено, что человек проявляет почти те же реакции на предмет и на его обозначение (слово), следовательно с помощью словесного зондажа и наблюдения за реакцией обыскиваемого можно судить о том, где находится искомый предмет. Поэтому ряд криминалистов предлагают во время обыска поддерживать диалог с обыскиваемым. Поскольку ситуация обыска по своей природе является эмоциогенной и в ней происходит вторжение в личное пространство гражданина - всё это влечет эмоциональное напряжение и как следствие, влияет на протекание когнитивной деятельности. Данное обстоятельство может привести к формированию астенических состояний и снижению работоспособности.

Т.о., следователь не только мотивирует свою активность, но и формирует оптимальную атмосферу среди участников данного действия, способствующую обнаружению искомых предметов.

Кроме этого, следует обратит внимание на неукоснительное соблюдение требований УПК применительно к реализации данного следственного действия, а именно: в тесном взаимодействии с прокуратурой, местными органами власти и т.д.

Допрос

Допрос - это важнейшее следственное действие. В практической деятельности следователя он занимает 1/3 его рабочего времени.

Виды допроса:

1. В зависимости от процессуального положения участников допроса.

2. В зависимости от возраста.

3. В зависимости от повторности - первичный, повторный.

4. В зависимости от конфликта - допрос в бесконфликтной/конфликтной ситуации.

В процессе допроса следователь получает информацию относительно события преступления и отношения лица к данному преступлению. Как правило, допрашиваемый доводит информацию до следователя в виде сообщения. Такое сообщение может быть правдивым или ложным. Н-р, в силу его заблуждений. Мотивация допрашиваемого на дачу правдивых показаний формируется следователем на начальной стадии допроса, в ходе объяснения его прав и обязанностей. Применительно к процессуальному положению большинство психологов исследуют факторы дачи правдивых показаний обвиняемым, поскольку обвиняемый не несет уголовной ответственности за дачу ложных показаний. В то время как действия следователя ограничены четким требованием УПК в более выигрышной ситуации может оказаться обвиняемый. В связи с этим разработан ряд рекомендаций, направленных на дезинформацию противодействующих правонарушителей, реализации приемов психологического воздействия на них с целью снижения противодействий. В учебном пособии ''Психология мышления'' А.К. Тихомиров дает перечень таких рекомендаций, а более полное их изложение представлено в работе А.М.Столяренко '' Психотехника юриста''.

Применительно к свидетелям следует отметить, что каждый из них имеет различный уровень мотивации, применительно к сбору доказательств. Поскольку, некоторые из них могут находиться под влиянием негативных или наоборот излишне позитивных чувств по отношению к преступнику, подвергаться угрозам или уговорам со стороны его ближайшего окружения. В связи с этим, от следователя требуется не только оптимизировать отношения со свидетелями, но и дать оценку личности каждого из них. Считается, что показания свидетелей являются психологически нейтральными, в то время как показания потерпевшего такими являются не всегда, поскольку последний руководствуется принципом ''преступление должно быть раскрыто любой ценой''.

Допрос потерпевшего учитывает составляющую следа преступления применительно к спектру психологических переживаний. Данные желания выступают на передний план, и тем самым несколько затеняют когнитивные составляющие, впечатления, представления, воспоминания. В силу этого, при первичном допросе потерпевших полная информация о картине происшествия может быть недостаточна. В данном случае рекомендуется опросить потерпевшего повторно.

Повторный допрос также подтверждается наличием явления ременесценции - самопроизвольное проявление опыта (информации), который ранее не мог быть воспроизведен при некотором волевом или интеллектуальном усилии человека.

Рекомендации психологов относительно допроса подозреваемых в совершении преступления касаются мотивации правдивых показаний, а в случае отказа от дачи показаний - разъяснения неправильно занятой позиции с помощью убеждения.

Применительно к допросу несовершеннолетних и малолетних необходимо помнить о их специфическом процессуальном положении, предполагающим наличие педагога, психолога или законного представителя.

Применительно к малолетнему обращается внимание на их повышенную внушаемость, поэтому формулировка вопросов следователя должна учитывать характер мышления и в целом когнитивной деятельности малолетнего.

 

Применительно к несовершеннолетним необходимо учитывать стремление подростка быть самостоятельным, стремление к сужениям, делать правильные выводы на основании данных суждений. Подростки также обладают высокой внушаемостью тревожностью, а некоторых из них в силу нарушений психического развития может наблюдаться дисбаланс умственного и хронологического возраста.

Применительно к женщинам участникам допроса следует оперировать индивидуально психологическим особенностям познавательной деятельности, детализацией воспринимаемый событий и фактов. В силу своей эмоциональности женщины способны более аргументировано и взвешенно оценивать межличностные отношения, взаимодействия и т.д. К даче ложных показаний женщины проявляют большую изощренность.

В свою очередь мужчины болеем колонны к обобщению и упрощению. Они более рациональны применительно к методу убеждения.

Таким образом индивидуально психические свойства допрашиваемого влияют на формирование показаний и взаимодействие со следователи.

Отдельно рассматривается проблема криминального опыта допрашиваемого, а также опыт взаимодействия со следователем во время допроса.

В ряде случаев необходимо оптимизировать производство допроса за счёт качественного улучшения психологического контакта с допрашиваемым. Рекомендуется с целью преодоления барьера безопасности демонстрировать свою непредвзятость, справедливость стремление разобраться во всем, благодаря чему формируется убеждение « этому человеку можно верить».

Ряд авторов предлагают использовать механизм присоединения на уровне копирования позы и движений допрашиваемого, поскольку существует убеждения, что во время общения близкие по духу люди находиться в одинаковых позах.

Для преодоления интереса рекомендуется выяснить интересы и увлечения человека, взгляды и убеждения, найти в них что то общее и благодаря этому упрочить контакты общения.

Рекомендуется в общении использовать те же слова предикаты, которые использует собеседник в своей речи, попытаться увидеть в нем достоинства, а также попытаться установить ведущий тип модальности.

Поскольку репрезентативной системы человека позволяет оценить результаты его мыслительной деятельности по внешним проявлениям. Для этого обычно используется метод калибровки. От допрашиваемого требуется я дать 10 утвердительных ответов и 10 отрицательных, при этом оценивается движение зрачков на каждый из них. Например, нет - движения влево, да- движение вправо. Это дает возможность сформировать и некоторый ключ – доступ. Существует мнение, что правая сторона ориентация прошлого, левая - ориентация будущего. Пример: допрашиваемый является носителем визуального типа модальности, зрачок верхней правой части - припоминание, влево – формирование нового представления или выдумывание. При лжи зрачок человека сужается, при правдивом ответе остается неподвижным.

ТЕМА: СПЭ

1.Предмет, цели и задачи СПЭ

2. СПЭ состояний потерпевших и обвиняемых

3. СПЭ участников криминальной группы

4. Оформление результатов СПЭ и их использование в уголовном процессе

 

1.

СПЭ назначается в тех случаях, когда требуются специальные познания специалиста-психолога, применительно к изучению и исследованию психологических феноменов, имеющих важное значение по уголовному делу, а также сбору и оценке доказательств.

Предметом СПЭ выступают психические явления, состояния и факты, требующие специального исследования и объяснения.

Наиболее широкое распространение получила СПЭ психических состояний потерпевших, обвиняемых и свидетелей, СПЭ несовершеннолетних, участников ДТП, криминальных групп и т.д.

Психическое состояние - это тот эмоциональный фон, на котором разворачивается деятельность субъекта и которая существенно влияет на его поведение.

В психологии выделяют стенические и астенические состояния.

1 - стимулируют деятельность

2 – тормозя её протекание

В СПЭ наиболее распространенными являются исследования пн, совершенных в состоянии аффекта.

Аффект - это бурная кратковременная реакция, связанная с помутнением сознания.

Аффекты отличаются стадийностью:

1. Накопление

2. Кумулятивная стадия

3. Стадия разрядки или эмоционального истощения

Аффекты возникают вследствие того, что отрицательные эмоции обладают свойством накопления. В силу этого субъект имея возможность выйти из психотравмирующей ситуации игнорирует ее и ,тем самым, провоцирует наступление аффекта.

По своей природе аффекты бывают

1. Физические - присущи любому человеку с нормальной психикой.

2. Патологические - характерны для лиц с неустойчивой психикой или являющимися носителями психических заболеваний.

Аффект характеризуется:

1. Внезапностью

2. Своеобразием протекания

3. Эффектом следообразования - проявление следующего аффекта в более короткий промежуток времени, чем предыдущий.

Для аффекта характерно то, что в процессе психотерапевтической работы благодаря процессу колонизации, причины вызвавшие аффект могут быть локализованы.

Таким образом, в СПЭ аффектов выясняется причинно следственная связь между событием и обстоятельствами, а также выявление личностных детерминант, обуславливающих такое поведение.

Выясняется причина возникновения аффекта, образ жизни исследуемого, его установки, взгляды, убеждения и т.д., способность избежать такой формы поведения, а также проявлять волю и самообладание.

В учебниках по юридической психологии также в качестве эмоционального состояния, которое может быть изучено в процессе СПЭ рассматривается стресс.

По мнению Селье, стресс - реакция организма на сложную ситуацию, связанную с необходимостью адаптации. Выделяют дистресс как неблагополучную форму и эвстресс как мобилизацию организма, связанную с необходимостью преодоления сложной ситуации.

В первом случае орган зм выделяет анадреналин, во втором случае - норадреналин.

Т.о. стресс формирует состояние напряжения, которое в свою очередь влияет на когнитивную, эмоциональную и волевую деятельность человека.

Т.о., наличие стресса может являться одной из причин, обуславливающих антисоциальное поведение человека.

Могут быть исследованы такие эмоциональные состояния, как фрустрация, ситуация сильных переживаний, связанных с утратой близких, различные экстремальные ситуации и т.д.

Интерес вызывает экспертиза предсмертных состояний потерпевших, поскольку именно она может охарактеризовать эмоциональный фон переживаний, пролить свет на причины детерминирующие данный тип поведения.

При проведении СПЭ необходимо помнить о том, что она может быть осуществлена специалистом, имеющим определенные научные познания и специальный допуск применительно к производству такого вида экспертиз.

СПЭ проводится в отношении физических вменяемых лиц, и на ее рассмотрение не могут быть вынесены вопросы относительно вменяемости и способности руководить своим поведением.

Определенный интерес вызывает СПЭ малолетних и несовершеннолетних. Применительно к малолетним качественному исследованию в рамках психологической экспертизы подвергается эмоционально-волевая сфера. Прежде всего, в плане возможности получения правдивых и достоверных показаний, а также влиянии фантазий и внутренних переживаний на формирование этих показаний. Как правило, такая экспертиза проводится в специальных учреждениях специалистами, имеющими широкое познание в области детской психологии.

Применительно к свидетельским показаниям СПЭ помогает установить способность свидетеля воспринимать, оценивать и трактовать события, умение оперировать понятиями, суждениями, и формировать правильные умозаключения.

Поводом для назначения СПЭ является постановление следователя или суда. В отдельных случаях инициатива проведения такой экспертизы может принадлежать адвокату.

СПЭ участников ДТП

Вопросы, касающиеся проведения данного вида экспертизы, касаются в основном способности воспринимать, реагировать в данной ситуации.

Подробно технология проведения данной экспертизы представлена учебном пособии Крылова «Практикум по общей и экспериментальной психологии».

СПЭ криминальной группы

В рамках данной экспертизы исследуются:

1) Структура группы (как правило, это делается с помощью социментрических исследований),

2) композиция группы;

3) структура руководства и лидерства;

4) система отношений в группе;

5) Групповая динамика;

6) Механизмы психологической защиты.

Таким образом, данная экспертиза помогает следователям объективно оценить структуру группы, роль каждого члена в ее функционировании, установить антисоциальную составляющую криминальной группы.

В ходе СПЭ применяются как основные, так и вспомогательные методы.

Результаты СПЭ закрепляются в заключении, которое подписывается специалистами-экспертами и направляются лицу, вынесшему постановление о проведении СПЭ.

В случае несогласия с мнением эксперта может быть назначена повторная экспертиза в составе других экспертов.

Работы по судебной экспертизе принадлежат Кочетову, Вяткину, а также Л.П Алексеевой «Субъект преступления».

Предмет СПЭнепатологические, психологические явления и факты, имеющие значение для уголовного дела и способствующие выявлению причастности лица к совершению противоправного деяния.

Поводы факультативного, необязательного назначения СПЭ:

1. Установление авторства, подготовки некоторых документов или текстов;

2. Психическое состояние лица, предрасполагающее его к самоубийству (демонстративные свойства личности);

3. При рассмотрении преступлений, связанных с аффективными реакциями.

СПЭ и заключение, подготовленное в ходе ее проведение может быть использовано:

1) Для изучения механизма, совершенного преступлением;

2) При доказывании и квалификации содеянного;

3) При необходимости проверить факты невиновного причинения вреда;

4) Дл обстоятельств, смягчающих наказание;

5) В целях справедливого воздействия на виновного с учетом его личностных особенностей;

6) В тактических целях в ходе решения правоприменительных задач.

Оценка заключения СПЭ обусловлена следующим содержанием:

· Достаточно ли данных, собранных в процессе СПЭ, для разрешения вопросов, поставленных перед ней следователем;

· Являются ли методы, применяемые к экспертам, объективными и научно обоснованными;

· Не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции;

· Оценить, соблюдены ли требования уголовно-процессуального законодательства в ходе проведения экспертизы;

· Выявляется, возникли ли противоречия между результатами экспертизы и собранными доказательствами.

· В случае необходимости может быть назначена повторная СПЭ.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции СПЭ относятся вопросы, касающиеся индивидуальных психологических особенностей участников гражданско-правовых споров, уровня их интеллектуальных способностей и др.

Кроме этого, СПЭ по гражданским делам может оказать помощь в качестве компенсации морального вреда.

В случае, если возникают сомнения о том, что участники СПЭ находятся в пограничном, психопатологическом состоянии, целесообразно назначать, не СПЭ, а комплексную СПЭ.

В случае назначения экспертизы могут ставиться следующие вопросы:

- каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного;

- имеются ли недостатки у подэкспертного в отношении перцитивной, волевой или интеллектуальной деятельности;

- каков уровень у обследуемого мышления, речи и памяти.

Вопросы, которые ставятся перед экспертизой при изучении личности:

1) Половые признаки, возраст;

2) Индивидуальные психологические особенности, которые влияют на его поведение в ходе совершенного преступления;

3) Имеется ли у испытуемого повышенная внушаемость, склонность к фантазиям, наличие свойств, влияющих на способность адекватно воспринимать и оценивать картину происшествия;

4) Каким образом индивидуально-психологические особенности исследуемого могли повлиять на восприятие, оценку и решения в сложившихся ситуациях;

5) Каковы навыки обследуемого и соответствуют ли они применительно к управлению данным транспортным средством.

В отношении несовершеннолетних:

1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки психологических заболеваний или нарушений протекания психической деятельности;

2. Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития осознавать и оценивать произошедшее, а также руководить своим поведением;

3. Участвовал ли несовершеннолетний в группе, выяснить его статус, положение, роль в системе групповых отношений (находился ли он в психологической зависимости).

Применительно к психическим состояниям выясняется:

Находился ли испытуемый в «психотравмирующей» ситуации;

Являлась ли ситуация, в которой находился исследуемый, экстремальной;

Каковы психологические мотивы, способствовавшие совершению преступления;

Каково содержания ценностно-мотивационной схемы обследуемого.

Поведение несовершеннолетних. Причины делинквентного поведения несовершеннолетнего.

Делинквентная юридическая психология называет поведение, предполагающее нарушение норм административного , гражданского, семейного и других норм права. В крайних своих проявлениях делинкветное поведение есть не что иное как поведение, связанное с совершением уголовно-наказуемых деяний.

Причины девиации:

1. Нарушение процесса социализации, что проявляется в таких явлениях, как разрыв социальных связей, нарушение адаптации, стремление к самоутверждению.

Негативные формы девиации:

§ Алкоголизм;

§ Наркомания;

§ Токсикомания;

§ Половой аморализм;

§ Вандализм;

§ Суицидальное поведение.

Делингвентное поведение имеет ряд особенностей:

1. Отклоняющее поведение личности;

2. Делигнветное поведение противоречит требованиям норм и правил;

3. Делинкветное поведение представляет угрозу для общества;

4. Такое поведение осуждается и порицается обществом.

Делинкветное поведение предполагает наличие социального конфликта между индивидом и обществом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.