Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология личности в правопримен-й деят-ти





Юр. психология как наука

 

I. Предмет, задачи юр. психологии

II. Методы юр. психологии

III. Система юр. психологии

IV. История развития юр. психологии

I. Юр. психология – дисциплина, изучающая психологические закономерности в системе человек – право, а также разрабатывает рекомендации, направленные на повышение уровня эффективности данной системы.

Предметом юр. психологии является различные явления психики, индивид. психолог. особенности, особ-ти личности различных правоотношений, а также процессы, явления, социально-психологические закономерности в этой деятельности, воздействующие на психику и поведение участников в системе человек-право (учебник Романова)

Объектом изучения юр. психологии является человек как S права, а также правооохр-й деятельности и участник правоотношений

Задачи юр. психологии:

1) Общие:

а) научный синтез юрид. и психолог. знаний

б) раскрытие психолог. сущности фундамент-х категорий права

2) Частные:

а) исследование психолог. предпосылок эффективности правовых норм

б) психолог. исследования личности преступника (исследование мотивов, специфики личности преступника, раскрытие видов прест. поведения, причин такого поведения)



в) разработка соц-психолог. основ профилактики преступлений

г) исследование психолог. закономерностей различных видов правоохр. деятельности

д) психолог-е исследование закономерностей дятельности исправит-х учреждений в целях разработки мер по исправлению и перевоспитанию осужденных

е) разработка рекомендаций по совершенст-ю проф. мастерства работников правоохр. органов

Система юр. психологии:

1. методологический раздел (предмет, задачи, методы, история)

2. правовая психология (психолг. аспекты правореализации, социальной адаптации личности и т.д.)

3. криминальная психология (личность преступника)

4. следственно-оперативная психология (психология расследования преступлений)

5. судебная психология

6. психология исправительных учреждений

II.

Метод структурного анализа – направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении; является ведущим в изучении психических качеств S, а также в изучении личности преступника, различных видов юр. деят-ти.



Метод структурно-генетического анализа –направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимостей его функционирования от особенностей развития.

Метод факторного (качественного) и статистического (кол-го) анализа – сов-ть данных методов позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.

Метод лабораторного и естественного эксперимента –в 1-м случае используется моделирование ситуации, во 2-м – нет.

Метод беседы – метод доверительного общения

Анкетирование, метод интервьюирования

Географический метод

Метод обобщенных независимых оценков-приведение различных характеристик

Метод судебно-психологической экспертизы – выявление возможных психических аномалий у проходящих экспертизу.

Монографический метод - углубленное исследование соц.-психолог. явления на одном представительном объекте и выделение в нем психологических особенностей.

III.Юр. психология состоит из 5-ти разделов:

1) правовая психология

а) право как фактор социальной регуляции поведения

б) правовая социализация личности

в) особенности психического отражения правозначимых явлений

г) психология правосознания и правоприменения

д) психология правоисполнения

2) психология гражданского правового регулирования

а) психология гражданских правоотношений

б) психологические аспекты подготовки гражданских дел к суд. разб-ву

в) суд. речь в гр. суде

г) психологические особ-ти орг-ции суд. заседания в гр. судопр-ве



д) психология принятия судьей решений

е) психология деятельности судьи, адвоката, прокурора в гр. судопр-ве

ж) психолог. особ-ти деят-ти арбитража, коллегии адвокатов, нотариата

3) криминальная психология

а) психология преступного поведения

б) психология рецедивной и подростковой преступности

в) психология групповой и орг-ной прест-ти

г) психология вины и ответственности

д) соц-психолог. аспекты детерминации преступного поведения

4) психология уголовного судопр-ва

а) психология личности следователя

б) психология следственных действий

в) психологгфя коммуникативной деятельности следователя

г) психология следственных действий в системе расследования

д) психолог. особ-ти суд. деят-ти в рамках уг. процесса (суд. прения)

5) исправит-я психология

а) психолог. особ-ти наказания и исправления преступника

б) психология осужденного

в) психология жизнедеятельности в условиях исправит. Учреждений

г) психология реадаптации освобожденного

д) психология ресоциализации освобожденного

IV.

Ранняя история юр. психологии

Одним из 1-х авторов, рассмотревших ряд аспектов юр. психологии был Щербатов. В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивид-х особенностей личности человека. Одним из 1-х поднял вопрос о досрочном освобожднии осужденного.

Посошков давал психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, а также дал классификацию преступников. 3-я четверть XIX века – 1-е его работы. В них он высказывал идеи об использовании психолог. знаний в конкретной деятельности судебных и следств. органов. В работах отечественных ученых долгое время основным вопросом была диагностика свидетельских показаний.

В 1899 г. Ковалевский поставил вопрос о разделении психопатологии и прав. психологии,а также введение этих наук в курс юр. обр-я. В этот же период развернулась борьба между антропологической (есть врожденные черты, которые дают представление о том, является ли человек преступником или нет) и социологической (преступное поведение всегда обусловлено только соц. факторами) школами. Большое кол-во работ стало посвящаться личности. В 1898 г. Выходит работа по суд. психологии Г. Гросса, которая была посвящена общим патологическим экспериментальным исследованиям личности преступника.

XX век

В 1900 г. выходит книга под названием “Внушаемость” за авторством А. Бинне. В 1902 г. Проводит эксперименты по опр-ю достоверности свидет-х показаний, а также разраб-ся приемы получения свидет-х показаний (В. Штерн). Выходит сборник “Проблема психологии. Ложь и свидетельские показания”. 1928 г. – совет психологического института, посвященный итогам и перспективам суд. психологии. В Москве тем временем открывается институт психолог. направления.

 

Психология личности в правопримен-й деят-ти

 

I. Опр-е личности в психол. науке

II. Структура личности

III. Типология личности

IV. Психология личности юриста

I. Личность – человек со своими взглядами и убеждениями, которые социально-обусловлены, проявляются в общ-х связях и отнош-ях, явл-ся устойчивыми, опр-т нравственные поступки человека

Личность – человек, проявляющий свою уникальную целостность единством социально-психологических качеств в межличностных общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Биогенетический подход – Холл и Фрейд – основа развития личности – биологические процессы созревания организма.

Социогенетический подход – Торндайк – основа развития личности заложена в структуре об-ва, в способах социализации

Психогенетический подход – Жан Пиоже – основа развития личности заложена в развитии собстенных психических явлений (форм-ся в процессе социализации, основаны на центр. нерв. системе)

Отечественная психология базируется на понимании психологии личности как единства деятельности сознания личности и детерминирующих её внешних условий, действующих через внтуренние причины. В отечественной психологии выделяют 3 основных компонента: личность, индивид, индивидуальность.

Индивид – биологическая хар-ка человека.

Индивидуальность – сов-ть специфических особенных неповторимых психических качеств.

 

 
 

 


II.

Мотивационный элемент:устойчивая система мотивов (направленность личности: желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждение).

Опыт личности:знания, умения, навыки и социализация личности (навык – автоматизированное умение).

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля): формы психических познавательных процессов (индивид. особ-ти ощущений, внимания, памяти).

Биологически обусловленные свойства и качества личности:антропологические признаки, расовые, половые, возрастные, физические особ-ти, внешняя анатомия тела, свойство и типы темперамента.

Подструктура личности:

· характер – сов-ть основных отличительных свойств человека, которые опр-т способы реагирования на внешние воздействия

· динамическая хар-ка личности (темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих. процессов)

· способности –психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения опр-х видов деятельности

· активность личности – связь человека с деятельностью (источник активности – потребность)

· потребность – побуждения личности к деятельности, которое осознается человеком как нужда.

· деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей

III.Типология личности:

По Кречмеру – в зависимости от антропологических признаков:

а) астенический

б) атлетический

в) пикнический

По Юнгу:

а) экстраверты

б) интроверты

По Айзенку:

а) устойчивые

б) неустойчивые

По Латунскому – отношение индивида к окружающей среде:

а) эндопсихический

б) экзопсихический

По Личко:

а) гипертимныый

б) циклоидный

в) лабильный

г) астеноневротический

д) истероидный

е) шизоидный

ж) сенситивный

з) эпилиптоидный

и) психастенический

к) конформный

л) неустойчивый

IV.Юрид. деят-тьвключает в себя содержательную, познавательную, реконструктную, удостоверительную, коммуникативную и организационную стороны.

Следователь

Рисковая сторона деятельности – стремление раскрыть преступление, сбор информации

Эффективность зависит от познавательных способностей (внимание, память, мыслительные операции, проф. опыт)

Коммуникативная деят-ть

Удостоверительная деят-ть – по итогам сбора информации она документируется с помощью н.п.а.

Лидер и организатор расследования

Реконструктная сторона деят-ти – юрист перерабатывает информацию, восстанавливает события и принимает решения на основе полученной информации

Содержательная сторона – представитель закона на своем участке, организатор борьбы с преступностью, выявляет причины и условия преступности на своем участке

Познавательная сторона – целенаправленное, планомерное, осмысленное, устойчивое внимание

Мышление – выскоий уровень развития аналитической деят-ти, воображение.

Прокурор

Незаурядные волевые кач-ва

Свойства и кач-ва мыслительной деят-ти: глубина мыслительных процессов, широта аналитической деят-ти, мобильность, критичность, целеустремленность, гибкость.

Адвокат

Позиция защитника всех прав и интересов защищаемого

Умение видеть в подозреваемом, обвиняемом положительные черты личности

Адвокатская деят-ть имеет публично-праовое содержание

Умение убеждать

Судья

Безупречная нравственная обязанность

Умение проявлять достоинство, беспристрастность, такт и выдержку при руководстве процессом (орг-я и коммуник-я стороны)

Должен обладать спец. культурой письм. речи (удостовер-я).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.