Сделай Сам Свою Работу на 5

Экспертиза НПА (проектов НПА)





1. Антикоррупционная политика РФ

Послание Президента РФ. à Стратегическая задача – необходимость борьбы с коррупцией (+ одна из целей – экспертиза).

Прописывается с 1994г. Не ставилась данная задача в 2003-2004гг.

Направления противодействия коррупции:

1) Развитие специального антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровнях;

2) Корректировка действующих законодательных и подзаконных актов с учетом антикоррупционных требований;

3) Упорядочение статуса органов государственной и муниципальной власти и их служащих;

4) Развитие системы мониторинга правоприменения и разработка показателей действий законов и иных НПА;

5) Организация и проведение антикоррупционной экспертизы.

Предложение (т.зр. С.В. Максимов) – принятие ФЗ «О нормативных правовых актах» и соответствующих региональных законов (Закон о законах).

Основополагающие м/н акты в сфере противодействия коррупции, в которых участвует РФ:

v Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999г.

v Конвенция ООН о коррупции 30.10.2003г.

Указ Президента РФ от 13.03.2012 №297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесения изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции».



2. Экспертиза: понятие и виды

Экспертиза (понятие):

ð Исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в определенной области.

ð Исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Признаки экспертизы:

ª Применение специальных познаний в форме исследования к определенному объекту и предмету;

ª Осуществление исследования особым субъектом – экспертом;

ª Получение новой информации;

ª Оформление результатов в виде соответствующего заключения.

Сведения, отражающиеся в экспертном заключении:

ü Реквизиты акта, проходящего экспертизу

ü Повод (поводы) проведения экспертизы

ü Предмет правового регулирования акта

ü Источник опубликования

ü Цель принятия акта

ü Состояние правового регулирования



Виды экспертиз:

1) Криминологическая экспертиза – проводится в целях оценки криминальных последствий принимаемых правовых актов в различных сферах жизнедеятельности общества.

2) Лингвистическая (юридико-лингвистическая) экспертиза – оценка соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка НПА-ов.

3) Общественная экспертиза – проводится Общественной палатой РФ и общественными советами, созданными при федеральных органах исполнительной власти. ФЗ «Об Общественной палате РФ» 2005 г. (п.3 ст.2)

4) Научная экспертиза – проводится научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.

5) Финансовая (финансово-экономическая) экспертиза – проводится счетной Палатой РФ

6) Экологическая экспертиза – проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.

7) Техническая (научно-техническая) экспертиза – проводится с целью анализа их специальной технической составляющей.

8) Социальная экспертиза – проводится с целью выявления и оценки возможных результатов влияния реализации правового акта на состояние к-л социальных предметов. Постановление Правительства Москвы от 14.08.2007г. «О порядке проведения социальной экспертизы проектов городских целевых программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест в г.Москве»

9) Гендерная экспертиза – осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ (координационный орган для согласования действий ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов МСУ и общественных организаций).



Экспертиза правовых актов и проектов ПА позволяет (значение):

R На ранних стадиях правотворчества устраняются имеющиеся недоработки, ошибки; экспертиза позволяет минимизировать различные негативные факторы, способствуя принятию эффективного ПА.

R При сопряжении с правовым мониторингом устранять недостатки действующих правовых актов.

 

3. Правовая экспертиза

ПЭ – это контроль за соответствием как внешней формы НПА (его проекта), так и его содержания актам, вышестоящим по юридической силе, действующему порядку и юридической технике.

Виды ПЭ:

1) По видам проектов НПА, в отношении которых проводится ПЭ:

§ ПЭ законопроектов

§ ПЭ проектов распоряжений и указов Президента РФ

§ ПЭ распоряжений и постановлений Правительства РФ

§ ПЭ проектов НПА ФОИВ (министерства, службы, агентства)

2) По последовательности проведения ПЭ проектов НПА:

o Первичная ПЭ

o Последующая ПЭ (повторная и дополнительная)

3) По числу участников проведения экспертизы:

Ø ПЭ, осуществляемая единолично одним экспертом

Ø ПЭ, осуществляемая комиссионно (группой экспертов)

4) По субъектам проведения ПЭ:

­ ПЭ проводится юридическим подразделением ФОИВ

­ ПЭ, проводимая Министерством Юстиции РФ

­ ПЭ, проводимая иными государственными органами (Государственно-правовым управлением президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, правовыми управлениями Госдумы и Совета Федерации ФС РФ и др.)

5) По числу объектов ПЭ:

· Однообъектая ПЭ, когда предметом экспертизы является один проект НПА

· Многообъектная экспертиза – предметом является совокупность взаимосвязанных проектов НПА

Правовая экспертиза не равна юридической экспертизе. ПЭ шире чем ЮЭ. Указ Президента РФ от 18 января 2010г. №80.

Примеры (замены понятий в 2010г):

 

П.2 Указа президента РФ от 10 августа 2000г. №1486

П.2 Указа Президента РФ от 20 марта 2001г. №318.

Этапы проведения правовой экспертизы:

1) Установление формы ПА, его целей, задач

2) Установление состояния правового регулирования в соответствующей сфере

3) Установление компетенции органа, принявшего акт

4) Установление соответствия норм, содержащихся в акте, действующему законодательству

5) Определение порядка принятия, обнародования и вступления в силу акта

6) Соблюдение требований ЮТ

! Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (п.2)

 

4. Антикоррупционная экспертиза (АЭ)

Цель – выявление и устранение правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факторов).

ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ФЗ 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»

ФЗ от 17.01.1992г. №2020-1 «О прокуратуре РФ»

Постановление Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»

Антикоррупционная экспертиза (АЭ) и правовая экспертиза:

2 качества:

1) АЭ может являться одним из этапов правовой экспертизы наряду с юридико-лингвистической

2) АЭ – самостоятельный вид экспертизы НПА и проектов НПА

Субъекты, организующие проведение АЭ:

1) Президент РФ – определяет политику по противодействию коррупции и осуществляет свои полномочия через Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Совет образован в соответствии с Указом Президента «О мерах по противодействию коррупции»

2) Федеральное собрание РФ – участвует в определении и реализации политики, разрабатывая и принимая соответствующие законы; обеспечивает соответствие законопроектов законодательству об антикоррупционной экспертизе.

3) Правительство РФ – определяет функции ФОИВ по проведению антикоррупционной экспертизы, ее порядок проведения иными субъектами.

Субъекты, проводящие АЭ:

v Прокуратура РФ

v ФОИВ в области юстиции (Министерство Юстиции РФ) и его территориальные подразделения

v ФОИВ

v Иные государственные органы и организации, наделенные правом принятия НПА (например, ЦИК РФ, ЦБ РФ)

v Органы государственной власти субъектов РФ

v Органы МСУ

v Должностные лица перечисленных органов и организаций

Ст.9.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - проведение АЭ НПА.

Министерство Юстиции РФ. Указ Президента от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» (полномочия: пп.8, 8.1 п.7). Приказ Министерства юстиции РФ от 29.10.2003г. №278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы НПА субъектов РФ»

Министерство юстиции:

-- Федеральная служба исполнения наказаний

-- ФС судебных приставов

Приказ ФСБ от 24 ноября 2009г. №606 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения АЭ проектов НПА ФСБ РФ и НПА ФСБ РФ в органах ФСБ»

Органы субъектов РФ

3 способа проведения АЭ:

1) В законах о противодействии коррупции в качестве самостоятельного средства противодействия коррупции (Закон КО 2009г «О противодействии коррупции в КО» (ст.11))

2) В отдельных законах об АЭ (Закон Забайкальского края «Об АЭ…»)

3) В подзаконных актах органов исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства Саратовской области 2009г. «О проведении АЭ НПА области и проектов НПА»…)

Коррупциогенный фактор (КФ) – это дефекты норм, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в т.ч. создавать условия для их формальной легитимности.

2 группы КФ:

1) Установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения:

ð Широта дискреционных полномочий:

· отсутствие или неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения

· наличие дублирующих полномочий органов гос.власти или органов МСУ

ð Определение компетенции по формуле «вправе» - частный случай проявления широты дискреционных полномочий

ð Выборочное изменение объема прав

ð Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества

ð Принятие НПА за пределами компетенции

ð Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие делегирования полномочий

ð Отсутствие или неполнота административных процедур

ð Отказ от конкурсных (аукционных) процедур

2) КФ, содержащие неопределенные трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:

R Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права

R Злоупотребление правом заявителя органами гос.власти или органами МСУ

R Юридико-лингвистическая неопределенность

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.