Экспертиза НПА (проектов НПА)
1. Антикоррупционная политика РФ
Послание Президента РФ. à Стратегическая задача – необходимость борьбы с коррупцией (+ одна из целей – экспертиза).
Прописывается с 1994г. Не ставилась данная задача в 2003-2004гг.
Направления противодействия коррупции:
1) Развитие специального антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровнях;
2) Корректировка действующих законодательных и подзаконных актов с учетом антикоррупционных требований;
3) Упорядочение статуса органов государственной и муниципальной власти и их служащих;
4) Развитие системы мониторинга правоприменения и разработка показателей действий законов и иных НПА;
5) Организация и проведение антикоррупционной экспертизы.
Предложение (т.зр. С.В. Максимов) – принятие ФЗ «О нормативных правовых актах» и соответствующих региональных законов (Закон о законах).
Основополагающие м/н акты в сфере противодействия коррупции, в которых участвует РФ:
v Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999г.
v Конвенция ООН о коррупции 30.10.2003г.
Указ Президента РФ от 13.03.2012 №297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесения изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции».
2. Экспертиза: понятие и виды
Экспертиза (понятие):
ð Исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в определенной области.
ð Исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
Признаки экспертизы:
ª Применение специальных познаний в форме исследования к определенному объекту и предмету;
ª Осуществление исследования особым субъектом – экспертом;
ª Получение новой информации;
ª Оформление результатов в виде соответствующего заключения.
Сведения, отражающиеся в экспертном заключении:
ü Реквизиты акта, проходящего экспертизу
ü Повод (поводы) проведения экспертизы
ü Предмет правового регулирования акта
ü Источник опубликования
ü Цель принятия акта
ü Состояние правового регулирования
Виды экспертиз:
1) Криминологическая экспертиза – проводится в целях оценки криминальных последствий принимаемых правовых актов в различных сферах жизнедеятельности общества.
2) Лингвистическая (юридико-лингвистическая) экспертиза – оценка соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка НПА-ов.
3) Общественная экспертиза – проводится Общественной палатой РФ и общественными советами, созданными при федеральных органах исполнительной власти. ФЗ «Об Общественной палате РФ» 2005 г. (п.3 ст.2)
4) Научная экспертиза – проводится научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.
5) Финансовая (финансово-экономическая) экспертиза – проводится счетной Палатой РФ
6) Экологическая экспертиза – проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.
7) Техническая (научно-техническая) экспертиза – проводится с целью анализа их специальной технической составляющей.
8) Социальная экспертиза – проводится с целью выявления и оценки возможных результатов влияния реализации правового акта на состояние к-л социальных предметов. Постановление Правительства Москвы от 14.08.2007г. «О порядке проведения социальной экспертизы проектов городских целевых программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест в г.Москве»
9) Гендерная экспертиза – осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ (координационный орган для согласования действий ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов МСУ и общественных организаций).
Экспертиза правовых актов и проектов ПА позволяет (значение):
R На ранних стадиях правотворчества устраняются имеющиеся недоработки, ошибки; экспертиза позволяет минимизировать различные негативные факторы, способствуя принятию эффективного ПА.
R При сопряжении с правовым мониторингом устранять недостатки действующих правовых актов.
3. Правовая экспертиза
ПЭ – это контроль за соответствием как внешней формы НПА (его проекта), так и его содержания актам, вышестоящим по юридической силе, действующему порядку и юридической технике.
Виды ПЭ:
1) По видам проектов НПА, в отношении которых проводится ПЭ:
§ ПЭ законопроектов
§ ПЭ проектов распоряжений и указов Президента РФ
§ ПЭ распоряжений и постановлений Правительства РФ
§ ПЭ проектов НПА ФОИВ (министерства, службы, агентства)
2) По последовательности проведения ПЭ проектов НПА:
o Первичная ПЭ
o Последующая ПЭ (повторная и дополнительная)
3) По числу участников проведения экспертизы:
Ø ПЭ, осуществляемая единолично одним экспертом
Ø ПЭ, осуществляемая комиссионно (группой экспертов)
4) По субъектам проведения ПЭ:
ПЭ проводится юридическим подразделением ФОИВ
ПЭ, проводимая Министерством Юстиции РФ
ПЭ, проводимая иными государственными органами (Государственно-правовым управлением президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, правовыми управлениями Госдумы и Совета Федерации ФС РФ и др.)
5) По числу объектов ПЭ:
· Однообъектая ПЭ, когда предметом экспертизы является один проект НПА
· Многообъектная экспертиза – предметом является совокупность взаимосвязанных проектов НПА
Правовая экспертиза не равна юридической экспертизе. ПЭ шире чем ЮЭ. Указ Президента РФ от 18 января 2010г. №80.
Примеры (замены понятий в 2010г):
П.2 Указа президента РФ от 10 августа 2000г. №1486
П.2 Указа Президента РФ от 20 марта 2001г. №318.
Этапы проведения правовой экспертизы:
1) Установление формы ПА, его целей, задач
2) Установление состояния правового регулирования в соответствующей сфере
3) Установление компетенции органа, принявшего акт
4) Установление соответствия норм, содержащихся в акте, действующему законодательству
5) Определение порядка принятия, обнародования и вступления в силу акта
6) Соблюдение требований ЮТ
! Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (п.2)
4. Антикоррупционная экспертиза (АЭ)
Цель – выявление и устранение правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факторов).
ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
ФЗ 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»
ФЗ от 17.01.1992г. №2020-1 «О прокуратуре РФ»
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»
Антикоррупционная экспертиза (АЭ) и правовая экспертиза:
2 качества:
1) АЭ может являться одним из этапов правовой экспертизы наряду с юридико-лингвистической
2) АЭ – самостоятельный вид экспертизы НПА и проектов НПА
Субъекты, организующие проведение АЭ:
1) Президент РФ – определяет политику по противодействию коррупции и осуществляет свои полномочия через Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Совет образован в соответствии с Указом Президента «О мерах по противодействию коррупции»
2) Федеральное собрание РФ – участвует в определении и реализации политики, разрабатывая и принимая соответствующие законы; обеспечивает соответствие законопроектов законодательству об антикоррупционной экспертизе.
3) Правительство РФ – определяет функции ФОИВ по проведению антикоррупционной экспертизы, ее порядок проведения иными субъектами.
Субъекты, проводящие АЭ:
v Прокуратура РФ
v ФОИВ в области юстиции (Министерство Юстиции РФ) и его территориальные подразделения
v ФОИВ
v Иные государственные органы и организации, наделенные правом принятия НПА (например, ЦИК РФ, ЦБ РФ)
v Органы государственной власти субъектов РФ
v Органы МСУ
v Должностные лица перечисленных органов и организаций
Ст.9.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - проведение АЭ НПА.
Министерство Юстиции РФ. Указ Президента от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» (полномочия: пп.8, 8.1 п.7). Приказ Министерства юстиции РФ от 29.10.2003г. №278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы НПА субъектов РФ»
Министерство юстиции:
-- Федеральная служба исполнения наказаний
-- ФС судебных приставов
Приказ ФСБ от 24 ноября 2009г. №606 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения АЭ проектов НПА ФСБ РФ и НПА ФСБ РФ в органах ФСБ»
Органы субъектов РФ
3 способа проведения АЭ:
1) В законах о противодействии коррупции в качестве самостоятельного средства противодействия коррупции (Закон КО 2009г «О противодействии коррупции в КО» (ст.11))
2) В отдельных законах об АЭ (Закон Забайкальского края «Об АЭ…»)
3) В подзаконных актах органов исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства Саратовской области 2009г. «О проведении АЭ НПА области и проектов НПА»…)
Коррупциогенный фактор (КФ) – это дефекты норм, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в т.ч. создавать условия для их формальной легитимности.
2 группы КФ:
1) Установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения:
ð Широта дискреционных полномочий:
· отсутствие или неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения
· наличие дублирующих полномочий органов гос.власти или органов МСУ
ð Определение компетенции по формуле «вправе» - частный случай проявления широты дискреционных полномочий
ð Выборочное изменение объема прав
ð Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества
ð Принятие НПА за пределами компетенции
ð Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие делегирования полномочий
ð Отсутствие или неполнота административных процедур
ð Отказ от конкурсных (аукционных) процедур
2) КФ, содержащие неопределенные трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
R Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права
R Злоупотребление правом заявителя органами гос.власти или органами МСУ
R Юридико-лингвистическая неопределенность
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|