Сделай Сам Свою Работу на 5

Содержательные правила (СП)





Понятие и виды юридической техники (ЮТ)

1. Понятие ЮТ

2 подхода к понятию ЮТ:

1) Узкий (документальный). Алексеев С.С.: ЮТ – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов. Чернятьев А.Ф.: ЮТ – совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.

2) Широкий (деятельный). Червонюк В.М.: ЮТ – применение опробированных практикой научно-обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права, сознания, поведения и деятельность отдельного вида и социальных общностей.

Кашанина Т.В.: ЮТ – правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов.

Закреплено ли понятие «ЮТ» в законодательстве?

На федеральном уровне такого понятия нет, только доктринальное. Но на региональном уровне понятие «ЮТ» встречается. В Кировской области (КО) нет, но есть в других субъектах РФ.

Инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти КО утверждена распоряжением Правительства КО от 23.12.2010г. №480. Но понятия ЮТ нет.



Закон Орловской области «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области»: ЮТ – средства и приемы, при помощи которых обеспечиваются юридическое содержание правового акта и его словесно-документальное изложение. + Закон Кабардино-Балкарской республики «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике».

Законодательство Челябинской области, Курганской области, республики Бурятия: правила ЮТ.

Признаки ЮТ:

1) ЮТ – это совокупность юридических инструментов.

2) ЮТ способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт.

3) ЮТ позволяет эффективно осуществлять юридическую работу.

4) Юридический инструментарий зависит от уровня развития общества и других социальных явлений.

Юридический инструментарий включает в себя несколько элементов:

“ Средства ЮТ – материальные предметы, объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы производятся манипуляции для достижения поставленной цели.

ª Тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опубликовать, систематизировать;



ª Периодические издания, где публикуются нормативные акты (Российская газета, Собрание законодательства);

ª Компьютеры, множительная техника - необходимы для создания юридического документа, его копирование.

“ Приемы ЮТ – действия, способные повторять при осуществлении чего-либо. Например, отсылка в законе.

“ Способы ЮТ – деятельность, включающая в себя совокупность приемов.

“ Методы ЮТ (4 группы методов – см.ранее).

 

2. Структура ЮТ

Карташов В.О.: ЮТ состоит из 3 элементов:

1) Собственно ЮТ – средства достижения практических целей. Цели могут быть общесоциальные, специально-юридические, технические.

2) Юридическая тактика – совокупность приемов, способов и методов юридической практики или основы ее организации и планирования.

3) Юридическая стратегия – способы достижения главных, наиболее существенных и окончательных целей.

Кашанина: ЮТ состоит из 2 элементов:

1) Собственно ЮТ

2) Юридические технологии – навыки самого человека, умения, мастерство. Более шире, чем собственно ЮТ.

 

3. Виды ЮТ.

Классификации:

“ По виду правового акта:

­ Законодательная (правотворческая)

­ Техника индивидуальных актов.

“ По видам юридической работы:

­ Нормотворческая

­ Правоприменительная

­ Доктринальная

­ Праворазъяснительная

­ Систематизационная

“ Стадии (этапы) правового регулирования:

I. Правотворчество:

­ Правотворческая ЮТ,

­ Техника опубликования нормативных актов,

­ Техника систематизации.

II. Действие права:

­ Интерпретационная техника.



III. Осуществление права:

­ Правореализационная техника,

­ Правоприменительная техника.

 

4. Содержание ЮТ

- это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы.

Алексеев С.С.: 2 группы правил:

1) Средства и приемы юридического выражения воли законодателя.

2) Средства и приемы, касающиеся внешней формы правовых актов как документов.

Черданцев А.Ф.: 3 группы правил:

1) Правила, относящиеся к внешнему оформлению документов

2) Правила, относящиеся к содержанию и структуре документов

3) Правила и приемы изложения юридических документов (языковые правила)

Власенко Н.А.: 5 групп правил:

1) Реквизитные правила

2) Содержательные правила

3) Структурные правила

4) Языковые правила

5) Логические правила

Тихомиров: 6 групп правил (на ней будем основываться):

1) Познавательно-юридические (содержательные) правила

2) Нормативно-структурные (структурные) правила

3) Логические правила

4) Языковые правила

5) Документально-технические (формальные, реквизитные) правила

6) Процедурные правила

 

Содержательные правила (СП)

= правила достижения социальной адекватности права.

СП – это правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой.

Правила:

1. Нахождение общественного отношения должно находиться в сфере правового регулирования.

Сфера общественных отношений – это совокупность отношений, складывающихся между людьми, сопровождающих их жизненных факторов и обстоятельств, которые могут и должны быть подвергнуты правовой регламентации. Группы отношений: частные, публичные, отношения, которые не регулируются.

2. Однородность правового регулирования:

 

v Документ должен иметь границы и не может быть безразмерным.

v Нормативный акт должен быть рассчитан на упорядочение однородных общественных отношений.

v Должна быть полнота правового регулирования.

 

3. Выбор правовой формы.

Этапы:

1) К какой части сферы правового регулирования относятся общественные отношения?

2) Выбор правовой формы. Определяется наиболее подходящий вид правового регулирования и выбирается оптимальная разновидность правового документа.

 

4. Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права.

3 пути:

1) Ратификация (п.г ст.106 Конституции РФ) + ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995г. №101 (ст.14).

2) Рецепция – принятие государством норм национального права, текстуально повторяющих нормы иной правовой системы. Правовая семья – совокупность правовых семей.

3) Отсылка к нормам международного договора (ч.4 ст.15 Конституции РФ).

Средства и способы формирования содержания нормативных актов:

1) Запреты, предписания и дозволения.

Запреты – это воздержания от определенных действий.

Предписание (позитивное обязывание) – совершение активных действий.

Дозволение – совершение любых действий.

 

2) Декларации – указывают на ценности и идеалы, на которые адресатам нормативного акта следует ориентироваться. Например, ФЗ «Об ограничении курения табака»: настоящий ФЗ определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения (декларация).

 

3) Презумпции – предположения о наличии или отсутствии предметов, фактов, основанные на связи между ними и подтвержденная жизненной практикой.

Правовая презумпция – это обязанность правоприменителя признавать без доказательств презюмирующий факт, на который есть указание в законе, установленным в соответствии с юридических делом.

Например, в УП: презумпция невиновности (ст.14 УПК, ст.1.5 КоАП), презумпция вменяемости (ст.21 УК), непонимание лицом до достижения 14 или 16-летнего возраста общественной опасности деяния, предусмотренного УК РФ (ч.1,2 ст.20 УК), понимание лицом, находящимся в состоянии опьянения опасности совершенного им преступления (ст.23 УК);

в СП: презумпция отцовства (п.2 ст.48 СК), презумпция согласия супруга на сделку по распоряжению общим имуществом другим супругом (п.2 ст.35 СК, п.2 ст.253 ГК);

в ГП: презумпция вины причинителя вреда (п.2 ст.1064 ГК), презумпция принятия наследства (п.2 ст.1153 ГК), презумпция авторства (ст.1257 ГК).

 

4) Правовые аксиомы – общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое либо косвенное отражение в нормах права.

Например, ст.51 Конституции РФ: никто не обязан свидетельствовать против самого себя…; ст.54 К РФ: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось деянием…; ст.50 К РФ.

 

5) Дефиниция – это краткое определение к-л понятия, отражающее существенные признаки явления или предмета. Дефиниция = определение.

Правила составления правовых дефиниций:

™ Должны отражать существенные признаки обобщаемых явлений

™ Должны быть полными

™ Должны быть адекватными, т.е. иметь совпадающий объем с определяемым понятием

™ Не должны содержать противоречивые суждения

™ Не должны содержать термины, употребляемые в определяемом понятии.

Виды дефиниций:

ª Законодательные (дефиниции в законах). Например, ст.213 УК (хулиганство), ч.1 ст.159 УК (мошенничество).

ª Судебные (в постановлениях Пл.ВС). Например, постановление Пл.ВС от 15.11.2007г. №45 (предметы, используемые в качестве оружия); постановление Пл.ВС №51 от 27.12.2007г., п.2 (обман); деловые качества работника (пост. Пл.ВС от 17.03.2004г №2).

ª Доктринальные. Например, юридическая техника.

 

6) Исключения – прием правотворческой техники, который позволяет изменить общее правило, не соблюдать то, о чем гласит законодательство, к-л правило или соглашение в особых или специальных целях либо иных интересах.

Устанавливаются 2-мя способами:

ð Соглашением.

ð Законодательством. Например, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004. №79 (ст.17): исключения, когда нельзя находиться на гос.гражданской службе.

 

7) Правовые фикции – чаще всего содержатся в гражданском законодательстве.

 

Логические правила

Общие правила:

1) Единообразное понимание терминов

2) Согласованность различных правовых частей документа:

§ Внешняя – акты не должны противоречить друг другу. Коллизия – противоречие норм.

§ Внутренняя – это взаимодействие положений правового документа, когда одно предписание проистекает из предыдущего, развивая и конкретизируя его.

3) Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов.

4) Убедительность правовых актов.

Логика – это правила мышления, ход рассуждений и выработка умозаключений.

Юридическая логика (ЮЛ) действует в контексте социальных условий политики гос.власти и групп людей.

Особенности ЮЛ:

“ При принятии юридического решения необходимо устанавливать задачи, которые являются основными.

“ Юридическое решение всегда предполагает выбор средств, нахождение оптимального соотношения между целями и средствами.

“ В основе юридического решения лежит система ценностей.

“ Юридические правила находятся в динамике, т.е. являются изменчивыми.

Логические требования, направленные на обеспечение правильности дефинитивного суждения:

1. Правило взаимозаменяемости (правило переводимости) – определяемое и определяющее предполагают замену друг над другом в любом контексте НПА.

2. Правило полноты определения. Определение является полным, если оно очерчивает четкие границы предмета, подпадающего под понятие.

3. Правило запрета «порочного круга» - когда понятие А определяется как понятие Б, а затем при определении одного из составляющих Б будет сделано обращение к понятию А. Например, дознаватель (понятие А) - это д.л. органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Дознание (понятие Б) – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем.

Частным случаем данного правила является запрет на тавтологию, когда определяемый термин встречается непосредственно в составе определяющего объекта.

4. Правило не противоречия.

5. Правило однозначности.

+ Правила:

1) Регламентирование всех элементов логической нормы права.

2) Обеспеченность нормативных предписаний санкциями.

3) Отсутствие дублирования нормативных предписаний.

Значение логических правил. Юридические правила дают возможность:

™ Выбрать главную цель, которая заслуживает внимания при регулировании социальных отношений

™ Обеспечить точность в процессе правового регулирования

™ Выработать оптимальное юридическое решение

™ Достичь справедливости при решении общих правовых проблем

™ Реализовать принцип гуманизма в юридическом деле

™ Сделать реальными права и свободы граждан

™ Гарантировать недопущение ошибок в процессе принятия юридического решения.

Омонимия – это смешение или подмена понятий, происходящих вследствие того, что разные понятия выражаются похожими словами и словесными оборотами. Например, УПК РСФСР: арест – мера пресечения; УК РСФСР: арест – вид наказания.

 

Структурные правила

Возможные единицы структурной организации теста нормативного акта:

1) Заголовок

2) Оглавление

3) Преамбула

4) Часть

5) Раздел

6) Глава

7) Статья

8) Параграф

9) Пункт

10) Подпункт

11) Абзац

12) Примечание

13) Заключительные положения

14) Приложения

Требования к заголовку:

1) Точность.

Например, ФЗ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» - неточность, т.к. в содержании НПА речь идет о безработице.

2) Краткость.

Например, ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - не краткий.

3) Оптимальная обобщенность содержания.

Например, ФЗ «О животном мире» - закон не о животном мире, нет подобных понятий; заголовок слишком обобщен.

4) Емкость.

Например, ФЗ «О рекламе».

5) Формализованность.

Наименование:

“ Полное

“ Краткое

“ Его аббревиатура

Виды примечаний:

1) Примечания-понятия:

ü Примечания-дефиниции – это нормативное определение понятий в случаях, когда это имеет значение для практики применения закона и неправильное толкование которых может повлечь нарушение закона. Например, ст.359 УК «Наемничество» (определение наемника).

ü Примечания-разъяснения терминологии – по функциональному назначению выполняют роль нормативного определения терминов, которые без дополнительного пояснения не являются достаточно ясными, либо носят специально-юридический характер, или употребляются в законе в более узком или существенно ином значении по сравнению с общеизвестным, или имеют 2 и более значения и т.д. Например, примечание 1 к ст.158 УК «Кража»: «под хищением в статьях настоящего кодекса понимается…». Ст.139 УК: «под жилищем в настоящей статье, а так же в других статьях настоящего кодекса…»

ü Примечания-размеры – посвящены установлению стоимости критериев преступности и наказуемости деяний, совершаемых в основном в сфере экономики, поскольку именно посредством указанных критериев законодатель определяет грань между преступным и непреступным поведением. Например, примечание к ст.169 УК – крупный размер дохода; ст.178 УК – крупный ущерб.

 

2) Примечания-исключения:

ü Примечания-освобождения от уголовной ответственности – носят характер исключения из общих правил, ограничительных или расширительных законодательных оговорок и примыкают по своей природе к специальным нормам права. Например, ст.75 – общее правило; имеет исключения в примечаниях к ст.122, 126, 127.1, 204, 205, 205.1, 208, 222, 223 УК и т.д.

ü Примечания-запреты уголовной ответственности. Например, примечание к ст.308, 316, 322 РФ, которые реализуют предписания ст.51 и 63 К РФ.

 

3) Иные примечания:

ü Примечания-процедуры – дополняют и конкретизируют информацию. Например, примечание 2 к ст.201 УК РФ.

ü Примечания-изъятия из исключений. Например, предписания, согласно которым не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в ст.222, 228 УК, их изъятие при задержании лица, а так же при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию…

ü Примечания-отсылки. Например, примечание к ст.228 УК РФ.

Общие правила расположения структурных единиц текста:

1) Должны иметь сквозную нумерацию

2) Крупные структурные единицы должны иметь заголовки

3) Более важные предписания предшествуют менее важным

4) Положения об обязанностях должны предварять нормативные предписания о санкциях

5) Материально-правовые предписания располагаются перед процедурными, а процедурные – перед процессуальными.

Части правоприменительных актов:

™ Вводная

™ Описательная

™ Мотивировочная

™ Резолютивная

 

Языковые правила

1. Ясность:

1) Полная неясность (например, п.8 ст.81 ТК РФ – аморальный поступок)

2) Двусмысленность (п.7 ст.81 ТК – утрата доверия)

3) Недостаточная ясность (п.5 ст.81 ТК – неоднократное неисполнение трудовых обязанностей)

+ См. постановление Пл.ВС РФ от 17.03.2004г. №2 «О применении судами РФ ТК РФ»

2. Точность правового документа

3. Доступность правового акта

4. Краткость правового документа

5. Отсутствие пафосности, декларативности правового документа

6. Официальность стиля правового документа.

Принципы, на которых основывается язык закона:

ð Принцип корректности

ð Принцип стабильности

ð Принцип информативности

Система языковых (лингвистических) средств (лингвистические правила):

1) Общелингвистические правила

2) Лексические правила.

Отступления от правил:

v Полисемия – многозначность слова.

v Синонимия – взаимозаменяемость слов.

v Антиномия – употребление взаимоисключающих терминов.

3) Синтаксические правила.

Предложения в НПА должны отвечать требованиям:

o Точно выражать мысль законодателя

o Быть юридически нейтральными

o Быть простыми и доступными

o Адекватно выражать волю законодателя.

4) Стилистические правила

Особенности стиля:

ü Нормативный текст содержит оценку

ü Использование утвердительных предложений

ü Прилагательные используются в минимальном количестве

ü Языковая стандартизация

Правовые аббревиатуры:

“ Общепринятые (МВД, СМИ)

“ Специальные (ЖК, СК, УК)

“ Индивидуальные (ОМСУ, МРОТ)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.