Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология исправительной деятельности.





КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НА 2010/11 УЧЕБНЫЙ ГОД


1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и задачи юридической психологии

Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворче­ства, правоприменительной, правоохранительной и пенитенци­арной деятельности на основе учета психологических факторов.

Задачи юридической психологии:

1) осуществить научный синтез психологических и юриди­ческих знаний;

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых пра­вовых категорий;

3) обеспечить глубокое понимание юристами поведения че­ловека как субъекта правоотношений;

.4) раскрыть особенности психической деятельности различ­ных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

5) выработать рекомендации по усовершенствованию право­вого регулирования жизни общества.

Изучая юридическую психологию, юрист познает законо­мерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиант-ного поведения личности, психологические факторы кримина­лизации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным под­ходом к организации следственной и судебной деятельности, деятельности органов правоприменения и правоохранения.



Психологические знания необходимы юристу и для глубоко­го понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких как вина, мотив, цель, личность преступника и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст. 107 и 113 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), реализация ст. 61 УК РФ, требующих выявления состояния

§ 2. Система (структура) юридической психологии 19

сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного и др.

Ряд норм закона прямо или косвенно требует назначения судебно-психологической экспертизы с целью выявления воз­можной умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняе­мого, возможности правильно воспринимать свидетелями и потерпевшими существенные для установления истины по делу события и давать о них правильные показания, установления правозначимого состояния аффекта, способности потерпевшей от изнасилования осознавать значение совершаемых над нею действий.



В следственно-поисковой деятельности в условиях малоин­формативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее зна­чение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактике след­ственных действий знание психических закономерностей имеет первостепенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправле­нии) осужденных.

Как пограничная между психологией и правоведением наука, юридическая психология остается психологической, а не право-ведческой дисциплиной — она использует методы и методологи­ческие принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем оп­ределяются логикой правового регулирования. Практические ре­комендации юридической психологии строго соотносятся с нор­мами материального и процессуального права.



Система (структура) юридической психологии

Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.

1. Методологические основы юридической психологии:

• предмет, методы и задачи юридической психологии;

• структура юридической психологии;

• историческое развитие юридической психологии.

20 Глава 1. Методологические основы юридической психологии

2. Правовая психология:

• право как фактор социальной регуляции поведения, психо­логические аспекты эффективного правотворчества;

• правовая социализация личности, особенности психологи­ческого отражения правозначимых явлений, психология право-понимания и правосознания;

• психология правоисполнительного поведения.

3. Криминальная психология:

• проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения; роль биологических и социальных фак­торов в криминализации личности;

• понятие личности преступника, психологические типы преступников;

• психология совершения преступного деяния;

• психология рецидивной и подростковой преступности;

• психология групповой и организованной преступности;

• психология вины и ответственности.

4. Психология уголовного судопроизводства.

Психология предварительного следствия:

психология личности следователя и других участников уголовного процесса; психология следственной деятельности; познавательно-удостоверительная деятельность следова­теля;

психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, информационное мо­делирование в следственно-поисковой деятельности; психология коммуникативной деятельности следователя; психология следственных действий в системе расследования; судебно-психологическая экспертиза в уголовном про­цессе.

Психология судебного разбирательства:
психологические особенности судебной деятельности;

психология подготовки и планирования судебного разби­рательства;

психология особенности судебного следствия и его участ­ников, психология допроса в судебном следствии; психология судебных прений;

психология деятельности прокурора, речь прокурора в уголовном суде;

§ 2. Система (структура) юридической психологии 21

психология деятельности адвоката (защитника), речь ад­воката;

психология подсудимого; психология принятия судебных решений.

Психология исправительной деятельности.

6. Психология гражданского правового регулирования:

 

• психология гражданских правоотношений;

• позиция сторон гражданского процесса и их коммуника­тивная активность;

• психологические аспекты подготовки гражданских дел к су­дебному разбирательству;

• психологические особенности организации судебного рас­смотрения гражданских дел;

• судебная речь в гражданском суде;

• психология деятельности адвоката в гражданском судопро­изводстве, речь адвоката в суде;

• психология деятельности прокурора в гражданском процес­се, речь прокурора в гражданском суде;

• когнитивная (познавательная) и удостоверительная дея­тельность гражданского суда;

• судебно-психологическая экспертиза в гражданском судо­производстве;

• психология принятия судебных решений (табл. 1).

7. Психологические аспекты организации деятельности юриди­
ческих организаций.

Специализированные учреждения юридического профиля — МВД, ФСБ, Федеральной таможенной службы, учреждения ис­полнения уголовного наказания и другие — имеют свою специ­фику, которая исследуется специальной отраслью психологии — организационной психологией.

Общетеоретической основой юридической психологии наря­ду с правоведческими дисциплинами являются основы общей и социальной психологии. Студенту необходимо усвоить понятия о психике человека, классификацию психических явлений, пси­хические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния и психические свойства личности. Не­обходимо также изучить особенности человеческого поведения в условиях социального взаимодействия — социальную психо­логию.

В целом с учетом традиционного деления методических подходов в психологии на неэкспериментальный и экспериментальный начнем рассмотрение с группы неэкспериментальных методов.

К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, в том числе и криминальной, метод экспертных оценок и др. В криминальной психологии и судебно-психологической экспертизе важную роль играет изучение материалов уголовного дела и других документов. Изучение материалов дела — один из методов, существенно отличающий работу, например, судебно-пси-хологического эксперта от любого другого психолога.

Очень значимым неэкспериментальным методом является метод наблюдения, а также самонаблюдения, позволяющий подвергнуть анализу комплекс эмпирически выделенных признаков вовне, а также в себе самом. Наблюдаемые признаки подвергаются трактовке — толкованию, объяснению. Главное — необходимо понять скрытую причину реакции, поведения, поступка. Например, почему человек «пошел на преступление», в связи с чем жертва не могла оказывать сопротивление, почему присяжные заседатели приняли именно это решение и пр. Причина может быть разной: внутренней или внешней, осознаваемой или неосознаваемой, намеренной или случайной, ожидаемой или непредсказуемой, ситуационной или связанной с личностными свойствами и позициями.

Важным при трактовке наблюдаемого человека является учет возможностей проецирования на него своих собственных индивиду­альных особенностей, приписывания наблюдателем своих мотивов и причин поведения. Нахождение, обнаружение причин поведения получило в психологии название «каузальная атрибуция».

Исследования Е. Джоунса и Р. Нисбера показали, что наблюда­тель и деятель по-разному объясняют причины поведения. Деятель, объясняя свое поведение, чаще обращается к требованиям ситуации и обстоятельствам, а наблюдатель, наоборот, видит причины во внут­ренних условиях — личностных диспозициях деятеля. То есть если действует другой — «он сам такой», если же действую я — «таковы обстоятельства». Причем при объяснении собственных поступков оно строится таким образом, чтобы результаты не противоречили и, более того, не травмировали субъекта и его самооценка под­тверждалась.

В неэкспериментальном подходе используется опрос, который может быть осуществлен в виде беседы и анкетирования. Опрос может быть связан с объяснением человеком причины своего по­ступка, обоснованием своего поведения или импульса к активности. Например, уплаты или неуплаты налогов, сдерживания или несдер­живания своей агрессивной вспышки.

Однако результаты опроса (и это надо учитывать) не всегда совпа­дают с истинными причинами деяния, и этому есть несколько объ­яснений. Во-первых, человек не всегда может до конца разобраться в факторе, побудившем его действовать, сделать тот или иной выбор или отказаться от чего-то. В таком случае предъявляется осознанная мотивировка. Например, один работник в коллективе активно кри­тикует идеи другого. Сам он объясняет это стремлением к истине, справедливости (так это представлено в его сознании), однако то, ради чего это делалось, связано с бессознательной мотивацией в самоутверждении. То есть причина поведения может быть неосоз­нанной и, следовательно, неизвестной самому человеку.

Во-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена человеком, для того чтобы лучше выглядеть в глазах людей, перед которыми он раскрывается. Возможно, и в собственных глазах. Например, как писал известный отечественный психолог В. С. Мер­лин, у карьериста и властолюбца подлинной причиной, лежащей в основе его действий, является недостаточное высокое положение, неудовлетворенность этим положением. Но самого себя и других он может убеждать в том, что нуждается не в высокой должности, а в других условиях работы, при которых мог бы приносить больше пользы делу. Таким образом, желание власти или тщеславие могут быть как сознательными, так и бессознательными. В первом случае эта информация содержится в сознании респондента (опрашиваемо­го), однако у него есть основания ее не раскрывать. Во втором случае он и сам истинной информацией о своей мотивации не располагает. Значит, даже при желании не может ее сообщить.

Метод опроса значительно зависит от того, как, когда и кто его совершает. Например, в профилактической работе с нарушителями дисциплины. О мотивах пропуска уроков подросток менее всего рас­положен говорить самому учителю, легче правдивую информацию он сообщит родителям или более нейтральному лицу — психологу, еще легче — друзьям, от которых ожидает сочувствия и поддержки.

Метод анонимного анкетирования может снять проблему защиты от огласки конфиденциальной информации. Если в анкете предла­гаются проблемные ситуации и работает механизм проекции (когда индивидуальные особенности проецируются «на опросный лист»), в этом случае можно ожидать большей откровенности в ответах. Так, говоря о чьем-то поведении, предполагают возможные варианты выбора своих установок или стратегий, респондент проецирует на ситуацию свои психологические особенности, т. е. сам может по­тенциально поступить так. Такие приемы, как анонимность, отве­ты нейтральному лицу, несообщение истинной цели исследования (исследование правосознания, криминальных намерений и т. п.), включение «маскирующих» вопросов, повышают результативность опроса.

Любой результат, полученный неэкспериментальным путем, луч­ше проверить на практике в проблемной мотивирующей ситуации. Можно предложить однотипные деяния, выполняемые по разным причинам. Например, о причине поведения по общепринятым пра­вилам (задается конкретная ситуация):

1) из-за страха наказания;

2) чтобы люди не подумали, что я плохой;

3) чтобы не огорчать близких людей;

4) чтобы получить похвалу или подарок;

5) в правилах содержится полезный опыт поколений людей.
Понимание содержания или иерархии мотивов, установок и по-
зиций людей позволяет в дальнейшем прогнозировать качество их
правового поведения.

Другой подход: сочетание методов. Например, объединить метод беседы с наблюдением и анализом продуктов деятельности. То есть объединить и сравнить результаты того, что человек говорит о себе, как он ведет себя и какие получает результаты в разных ситуациях. Так, например, в беседе со следователем подросток сообщает, что не знает, какими чертами он характеризуется. На подсказку следователя, что о нем сказала бы мама и что учительница, он продолжил: мама сказала бы о нем, что он хороший сын, а учительница сказала бы, что он хороший ученик. Однако в тетрадках, которые он достал из порт­феля по просьбе следователя, не встречались хорошие оценки.

Для получения разносторонней психологической характеристи­ки личности следует привлекать различных компетентных лиц как экспертов. Причем статусная позиция эксперта может быть разно­образной: сбоку (коллега, одноклассник, друг), сверху (начальник, учитель для ученика), снизу (подчиненный для начальника, ребенок для родителя).

Для получения объективных данных используется метод обобщения независимых характеристик. Так, например, недостаточно получения на обвиняемого характеристики лишь с последнего места работы. Ис­пользуя биографический метод исследования (обследования), следует собирать данные о социальном формировании личности и развитии субъектности человека на протяжении его жизни. Для характеристики обвиняемого важными оказываются сведения о родителях и среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношения с окружающими, сведения о его учебе, работе, интересах, склонностях, способностях, характере. В ряде случаев важны медицинские документы, данные о раннем развитии, полученных травмах и перенесенных заболева­ниях. Могут быть полезны результаты автобиографического метода, отраженные в письмах и дневниках.

Экспериментальный метод имеет одно существенное отличие от неэкспериментального: для экспериментального исследования следует специально создавать условия, причем экспериментатор может активно в них вмешиваться. Так, например, если мы будем изучать неэкспериментально уровень притязаний человека, мы мо­жем наблюдать за ним в разных ситуациях и обобщать то, на что он претендует, можем также анализировать результат беседы с ним. В эксперименте достаточно предложить задачи разной трудности для достижения определенного результата, и испытуемый проявит свои притязания. Заметим, что объективный результат получается, если обобщены результаты различных методик и подходов. В данном случае эксперимент дополняется наблюдением и беседой.

Для изучения скрытых мотивов (влечений, побуждений) К. Юнг в 1919 г. предложил ассоциативный эксперимент. Был разработан стандартный стимульный материал — список слов, на которые ис­пытуемый должен давать в ответ слово, первое пришедшее на ум по ассоциации со стимульным словом. Информацией для анали­за становились заторможенность реакции (увеличение латентного периода), непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение, общее поведение испытуемого (беспричинный смех, жалобы, покраснение) рассматриваются как указания на наличие эмоционально окрашенных (т. е. значимых) представлений.

В эксперименте нередко используются приборы и аппаратура. Так, «детектор лжи» возник из ассоциативного эксперимента на основе сопряженной методики А. Р. Лурии. В эксперименте использовалась аппаратура, которая фиксировала различные психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал не только словесный ответ в виде возникшей ассоциации на слово-стимул, но и двигательный: нажимал при этом на ключ, замыкающий электрическую сеть. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявляемым словам и установить эмоционально нейтральные и значимые стимулы. Шаг к «детектору лжи» был.сделан, когда была установлена связь (корреляция) эмоционально значимых стимулов и события преступления.

Важные виды экспериментов — лабораторный и естественный; диагностический и формирующий. Лабораторный и естественный эксперименты отличаются по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах. Судебно-психологическая экспертиза по этому признаку относится к лабораторному эксперименту. В эксперт­ной ситуации естественность проявления подэкспертного во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение искусственных, т. е. фальшивых и ложных, данных о подэкспертном уничтожает доказательственную роль экспертного исследования, как и любого другого эксперимента.

Разновидность диагностического и формирующего эксперимента также важна в юридической психологии. Эти виды эксперимента, оправдывая свои названия, решают разные задачи. Диагностический эксперимент направлен на постановку «диагноза»: установление осо­бенностей проявления той или иной психологической способности, черты, состояния, процесса, функции и т. п. Например, диагностика способности свидетеля давать правильные показания; установление у обвиняемого таких черт, как агрессивность, жестокость; диагности­ка внимательности и наблюдательности у оперативных работников или стрессового состояния у служащих, а также выявление у них особенностей проявления мышления либо воображения в условиях риска и т. д.

В формирующем эксперименте стоит задача изучить психологи­ческую особенность в процессе формирования. Для этого в начале эксперимента производится диагностика особенности проявления этого психологического феномена (явления), затем испытуемому предлагается пройти формирующий эксперимент, выполненный по определенной программе. После этого происходит контроль­ная диагностика. Экспериментатор имеет возможность сравнить, как данная программа способствует психологическим изменениям человека. Например, снятию у него нервно-психического напряже­ния, формированию внимания, расширению способов совладания с жизненными ситуациями, формированию коммуникативной ком­петентности, управлению собой или другими и т. п. Можно считать любой психологический тренинг, в котором стоит исследовательская задача, формирующим экспериментом. Когда же доказана его эф­фективность, он внедряется в практику психологической службы и приносит реальную пользу.

Современная экспериментальная психодиагностика — специаль­ная процедура экспериментального обследования — включает в себя различные методы и конкретные методики в виде тестов и стандар­тизированных опросников. Психодиагностика — одна из важных процедур в профессии психолога, особенно психолога, занимающегося профотбором, а также судебно-психологического эксперта.

Важную информацию об индивидуально-психологических осо­бенностях человека и его личности можно получить с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), включающего 566 вопросов, а также опросников Айзенка, Кеттелла, Лири, Роттера и др.

Психика должна изучаться системно, поэтому важно как иссле­дование мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллекта, особенностей темперамента, характера, воли и уровня зрелости личности, способностей, степени ее субъектности. Для этого ис­пользуются методики, диагностирующие познавательные процессы и способности, различные личностные свойства и отношения, как сознательные, так и бессознательные. Поскольку обследование имеет конкретную цель, его достаточность определяется ее достижением, а методы подбираются с учетом этого фактора.

Важную роль в исследовании бессознательного человека играют проективные методы, например, такие тесты, как фрустрационные картинки Розенцвейга, пятна Роршаха, цветовой тест Люшера, тест руки Вагнера, неоконченные предложения, рисуночные тесты и др. Все они сложны в использовании и требуют специальной под­готовки.

Неэкспериментальные и экспериментальные методы могут осу­ществляться продольным способом, т. е. длительно (лонгитюдиально). При таком способе изучение личности может охватывать или само длиться на протяжении нескольких лет, а может и всей прошедшей жизни. Указанные методы могут осуществляться также срезовым способом. Например, проблему влияния профессионально-юри­дического образования на формирование правосознания студентов можно изучить продольно, исследуя одних и тех же студентов от поступления в вуз до его окончания. Но можно практически одно­временно предложить тестовые задания студентам разных курсов, сделав своеобразные срезы, а затем результаты сравнить, не тратя на проведение исследования годы подготовки специалистов в вузе. Объективность и достоверность психологических исследований до­стигается при помощи валидных методик, системности исследования, математических методов обработки полученных результатов и других специальных процедур.

Методы юридической психологии — профессиональные способы психологического познания, и хотя ими полезно владеть и юристам в русле выполнения своих профессиональных обязанностей, сущест­вуют значительные ограничения для них в проведении эксперимен­тальной психодиагностики.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Все психические явления неразрывно связаны; традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности — как временную и типологическую модификации психических про­цессов. В своей совокупности все психические явления образу­ют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

Психические процессы— отдельные целостные акты отража­тельно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы — базовая группа психических явлений: на их основе формируют­ся психические образы.

Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направ­ленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познаватель­ные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и па­мять), 2) волевые и 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека — это совокупность позна­вательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние— временное своеобразие психичес­кой деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние — теку­щая модификация психической деятельности человека, представ­ляющая собой относительно устойчивую интеграцию всех психи-

. Понятие о психике человека


 

Психические процессы
(целостностные акты психической деятельности,
отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой):
- познавательные: ощущения, восприятие, мышление, воображение, память
- эмоциональные
- волевые    
Психические состояния   Психические свойства личности
(текущее своеобразие психической   (типичное для индивида своеобразие
деятельности (психических процессов),   его психической деятельности):
обусловленное содержанием (объектом) деятельности и его личностной значимостью:   ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидуальные способности психической деятельности,
МОТИВАЦИОННЫЕ:   обусловленные врожденным типом
актуализированные потребности   высшей нервной деятельности,
и их модификации:   динамика реализации психических
установки, интересы, желания,   процессов (сангвиники, холерики,
стремления, страсти •   флегматики, меланхолики)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:   НАПРАВЛЕННОСТЬ -
эмоциональный тон ощущений,   иерархия потребностей и устойчивых
эмоциональный отклик, настроение,   мотивов поведения, ценностных
стресс, аффект, фрустрация   ориентации и установок
ВОЛЕВЫЕ:   СПОСОБНОСТИ -
инициативность, решительность,   психофизиологические регуляционные
целеустремленность, настойчивость и др.   возможности, проявляющиеся
УРОВНИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ   в конкретных видах деятельности
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ХАРАКТЕР -
(ВНИМАНИЕ)   обобщенные способы поведения,
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ: психопатии, неврозы, акцентрации   тип адаптации к среде, поведенческий склад личности
характера и др.    
         

Регуляция деятельности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.