Сделай Сам Свою Работу на 5

Кристина Демидова, Кристина Корнеева, Анжелика, Саша





 

Саша:

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Анжелика

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Кристина Демидова

На поднос она кладёт

И сама на стол несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Кристина Корнеева:

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины наши готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Хоровод и танец

Кристина Демидова:

Ой, Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом!

Анжелика:

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Саша:

Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.
Кристина Корнеева:

Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная,

Коса длинная, двуполтинная,

Кристина Демидова:

Платок беленький да с горошками,

Ноги стройные да с сапожками,

Брови черные, наведенные,

Портянки белые, набеленные.

Солнце теплое в небе дразнится,



Здравствуй, гостюшка наша Масленица!

Выбегает Дуняша: Ой ли? Кликали меня?

Анжелика: Так Масленицу кличем! Что с тобою, Дуня, светик?

Тут Иван выбегает: Горе мне с вами, с серыми очами! Дуня! Будь же моей женою!

Кристина Корнеева: Бери, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться!

Дуня:Любовь - не тюрьма, а сводит с ума! Ах, Иван! Зачем же душу рвешь на части?

Саша: Не любишь - горе, а влюбишься - вдвое.

Анжелика: Любовь хоть и мука, а без неё скука.

Иван уходит, махнув рукой в сердцах: Одно сердце страдает, а другое не знает. С глаз долой, из сердца вон! В сердце не влезешь.

Дуня бежит следом: И любишь - да губишь! Кровь - не вода, сердце - не камень. Хоть топиться, а с милым сходиться. Любовь твою забыть, так голосом завыть. Ивааааан!

Кристина Демидова:Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви.

Исполняется песня «Ах ты порушка – поранья»

Сцена двадцать первая

Тещины вечерки – четверг

Девушки остаются на местах, выходит Женя. Женя и почти все

Выходит Женя:

У хорошей тещи, знамо, зять не тощий!



Его кормят пирогами и сметанкою с блинами,

Зять когда приходит в гости,

В нем позвякивают кости, а когда идет домой -

Не пройдет в проем дверной!

Съест корзинку пирогов, да с три короба блинов!

Щи, борщи и калачи - теща, все на стол мечи!

Катя:

Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Подходите, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

(опять выносят еду, обновляют чай)

Ксюша:

Приехала Масленица, приехала сырная...

Разгульная, а не смирная!

Прощайся народ с тоской!

Праздник общий, мирской!

Катя:

И всё-таки самый важный

Праздник семейный, домашний.

Ведётся порядком строгим давно

Не нами, а умными заведено.

Карина:

Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

Женя: Выходи честной народ! Стройся рядышком, скорей! А давайте-ка сыграем, да загадки отгадаем! Эегегей!

Образуем полукруг

Женя: Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают?

Маша Никитина: Так блины, родимые!

Женя: Что вверх корнем растёт?

Хором: сосулька!

Женя: В этой молодице прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница.

Ведьмы хором: Матрешка!

Женя: Ай да молодцы! Получите в бубенцы! А вот слушайте еще, да смотрите в оба! На плешь капнешь.

Вставишь, попаришь,

Вынешь, поправишь.

Свахи хором: Так пекутся блины!

Женя: Как начнёт говорить-разговаривать, Надо чай поскорее заваривать.

Все матушки хором:Чайник!

Женя: А кто таков – Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь?

Все девушки хором:Блииииинчик!



Алина: А самому угадать поди слабо? Знаешь ли ты, кто ты? Наряд твой пёстрый, Колпак твой острый, твои шутки и смех Веселят всех.

Женя: Я… Я… Я Петрушка!

Лида: Нет-нет! Так нам не узнать, кто же самый умный да разумный на нашем-то селе-царстве!

Женя: Точно! Мудрый слышит вполслова. В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой, и свой растерять! Придумал я, как нам из положеньица-то выйти! Устроим мы конкурс чтецов! Кто лучше, краше и богатей всех былину нам расскажет, тому и самый большой блин, да почет!

Конкурс чтецов

Сцена двадцать вторая:

Золовкины посиделки

Лида: Мы избу беленую чисто подметем,

Ой тоску зеленую мы не пустим в дом!

Холод да метелицу прочь прогоним мы,

Встретим мы с весельицем проводы зимы!

Собрались подруженьки лета да весны,

Заварили чаю, напекли блины,

Будем зиму лютую песней провожать,

А весну горячую звать да закликать,

Будем лето красное следом поджидать!

Влад: Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Миша:

А Масленица-бледноножка,
Протянись ты хоть немножко -
Хоть недельку, хоть денечек,
Хоть денечек, хоть часочек.

Карина:

Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй – в открытый рот.

Миша: Ты смотри-ка, Лидия… Эй, честной народ! Вон наши милуются! Ивашка да с Дуняшкою!

*выбегает вся группа кроме ведьм*

Иван и Дуня выходят довольные под ручку и хором: Принимайте жениха и невесту!

Катя Аристова выходит из толпы под ручку с Ильинишной: Стойте! Не сметь! Да не позволю я случиться подобному кощунству! Честность превыше всего! Околдовали тебя, дурень, а ты и рад бы пасть пред темной ворожбой? Ильинишна, скажи, что точно это знаем!

Ильинишна: Отсель… Или оттудова… Видали мы. Видали.

*выходят ведьмы*

Анжелика: Что за шум, а драки нет? Балаган такой прям учинили, не могу! Все магия, да магия! Сдалась она вам больно? Уж знаем мы толк в любви, да и не только в ворожбе!

Катя: Поверила тебе я так уж сразу, Агния! Уж вся округа о твоих делах нечистых-то наслышана!

Кристина: Тебе бы поберечь бы силы, глупая! Откуда столько злобы, али стара уж стала ты совсем? Пойми, приворожить нельзя ведь человека лишь парой фраз, да дыма завитками! Когда ты веру человеку даришь, да силы светлые вселяешь, надеждой согреваешь душу на ответное лишь чувство – вот оно, колдовство-то истинное! Ведь нужно только чувству своему отдаться с головою, да не ждать пока появиться заморский принц!

Ильинишна, перебивая Катю: Нет, не может быть такого ни за что! А как же то помутнение рассудка, что завладело на мгновение Иваном в колядочную ночь?

Саша: Ой, девчонки, здесь моя вина кажись…

Кристина Корнеева: Окстись, глупышка! Неужели ты решила таки его насыпать? Тот странный сизый порошок, что получился у нас с тобой совсем недавно?

Анжелика: Что натворили вы, глупые? Отвечайте же скорее!

Саша: Разве ж это важно?

Кристина Демидова: Еще и как!

Саша: Эх, ну это просто снадобье… Оно от тошноты и колик.

Кристина Корнеева: Ну или для…. Уж там мы и сами и не знаем! Что вышло – то вышло!

Кристина Демидова Агнее: Праааааво слово, у Ивашки ночка то тогда была что надо… Вот дурехи!

Анжелика: Радость, хоть и в малом. Ты только глянь на нашу пару! Голубятся!

Хором все: Будьте счастливы!

Двадцать третья сцена

Прощание с масленицей

Саша:

Масленица - блиноеда,

Масленица - жироеда,

Масленица - обируха,

Масленица - обмануха.

Обманула, провела,

До поста нас довела!

Кристина Корнеева:

Все блины взяла!

Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели - брюха заболели.

А мы масленицу прокатали,

А мы в глаза ее не видали,

Маша Ершова:

Мы думали: масленица семь недель,

А ведь масленица семь денечков...

Масленица сподманила,

На Великий пост посадила.

Горьку редьку предложила,

А та редька горче хрену.

Ильинишна:

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье -

Будем мы просить прощенье,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать!

Миша:

Помнишь, как на масляной в Москве,

В былые дни пекли блины.

Жирный блин царил на всей земле,

Все от блинов были пьяны.

Ты хозяйкой нежной была,

Ты блины мне вкусные пекла.

Ильинишна:

Обманула, провела, нагуляться не дала!

Прощай, зима холодная, приходи, лето красное!

Настя Борисова:

Ах, Масленица, обманщица!

До поста довела – Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Ты не в среду пришла,

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Маша Ершова:

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

Со блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масленые,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы от зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Хором:

Прощай, прощай, Наша Масленица!

Влад:

С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.

Вова Петров: На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

Женя:

По двору возили диву,
Ой, да статну и красиву.
Жаль такую мне сжигать,
Да жена не даст мне спать.

Миша: Нарисовану личину
Блином мы прикроем чинно.
Пусть сгорит она совсем,
От зимы устали все.

Саша: Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела —
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!

Настя Борисова: Государыня ты, Масленица,
Полизуха ты, Борисьевна,
Полизала да уехала,
А опять-то не приехала!
Мы дождемся до Великого дня.
В Великий день нам яичко дадут.
А яичко-то красненькое,
А куличечка-то сдобненькая,
Подавайте, не ломайте
По целому пирогу!

Ильинишна:

А мы Масляницу провожали, провожали
Дорогую свою потеряли, потеряли
А мы в ямочку закопали, закопали
А мы ямочку притоптали, притоптали
Лежи, Масляница, весь годочек, весь годочек
Через год мы тебя раскопаем, раскопаем
И обратно тебя раскатаем, раскатаем
Уж ты Масляница, кривошейка, кривошейка
Мы проводим тебя хорошенько, хорошенько.

Кристина Корнеева:

Прощай масленица!
Сытно голодно нас накормила,
Суслом - бражкой напоила.
Прощай масленица!
А мы тебя проводили,
Рогожею обрядили,
Прощай масленица!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Катя Аристова:

Масленица - мокрохвостка!
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли, налаживай соху!
Весна - красна!
Наша ладушка пришла!

Маша Ершова:

Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По закоулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!

Кристина Демидова:
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста, -
Гори, сатана!

Двадцать четвертая сцена

КРАСНАЯ ГОРКА ХОРОВОДНАЯ

Хоровод из: Кристины Демидовой, Маши Ершовой, Насти Борисовой, Ильинишны, Кати Аристовой

Кристина Демидова: Как на улице дождик накрапывает,

Хоровод красных девок прибывает,

Ох вы, девушки, поиграйте!

Уж вы, холостые, не глядите!

Маша Ершова:

Вам гляденьицем девушек не взяти,

Уж как взять ли — не взять ли по любви,

Что по батюшкину веленью,

По матушкину благословенью.

 

«Плетень». Сплетаются девицы руками в одну косу, плывут, склонив набок голову:

Заплетайся, плетень, заплетайся!

Ты завейся, труба золотая!

Завернися, камча кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла.

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Первая пара поднимает руки другой пары и под арку из рук проходит вся змейка:

Расплетайся, плетень, расплетайся,

Ты развейся, камча кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла,

Тига, утушка, домой!

 

 

КОНЕЦ ПОСЛЕ КРАСНОЦ ГОРКИ, КОТОРАЯ НИЖЕ

 

Анжелика: Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех.

Настя Глухова

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Иван: Мы кончаем петь частушки
Дуня: До другого вечера.
Хором: Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

 

(ТЕОРИЯ В ПОМОЩЬ СЦЕНАРИСТАМ И ПОСТАНОВЩИКАМ)( Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», т. е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других — овсенями, виноградьем. После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.)

 

Масленица была знаменита кулачными боями. Среди казаков была популярна игра "взятие снежной крепости", которая проводилась на реке.

На масленицу по улицам ходили ряженые медведем, козой, мужики переодевались "бабами" и наоборот; в порты или юбки рядили даже лошадей. Саму Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. В начале недели его "встречали", т. е., поставив на сани, с песнями возили по деревне. Эти песни имели вид величаний: в них воспевалась широкая честная Масленица, масленичные яства и развлечения. Правда, величание было ироническим. Праздник повсеместно завершался "проводами" — сожжением Масленицы. Чучело везли за деревню и сжигали (иногда бросали в реку или разрывали и разбрасывали по полю). При этом пели корильные песни (а позже и частушки), в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, полизуха, блино-еда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания.

В некоторых местах чучела не было, вместо него жгли костры, но при этом все равно говорили, что жгут Масленицу. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла мрак, зиму, смерть, холод. С наступлением весны от нее необходимо было избавиться, чтобы она не вредила оживающей природе. Приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывали на высоком месте, а в середине их укрепляли на шесте колесо — когда оно загоралось, то казалось изображением солнца.

День проводов масленицы — прощеное воскресенье. Вечером этого дня прекращалось веселье и все прощались, т. е. просили прощения у родных и знакомых за свои прегрешения в прошедшем году. Крестники посещали крестных отца и мать. Люди как бы очищались от обид и скверны. А в Чистый Понедельник (первый день Великого поста) отмывали от скоромной пищи посуду, мылись в банях, чтобы в чистоте приготовиться к посту.

 

 

Поговорки и приметы[править | править вики-текст]

· В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т.

· Сочтёмся весной на брёвнах — на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся.

· Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся.

· Св. Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

 

Радоницкая неделя (Радуницкая неделя, в христианстве - Фомина неделя) — праздничная неделя, начинавшаяся в следующее после Пасхи воскресенье, а заканчивающаяся в субботу. На этой неделе выделяются два дня - воскресенье, называемое чаще всего Красная горка, и вторник -Радоница. «На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется», проводятся «радостные весенние поминки». В эти же дни принято одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. Также эти дни слывут свадебными..

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи,

последний день пасхальной недели

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» - но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Красная горка на Руси - первый весенний праздник. Крестьяне в прежние времена в этот день встречали весну, водили хороводы, играли свадьбы.

Накануне Красной горки все женщины и девушки деревни собирались на опахивание - таинство, на которое не допускался ни один мужчина. В полночь они выходили с песнями за околицу. Там их поджидали три молодухи - с сохой и три старухи - с Казанской иконой Божией Матери. На соху клали доски, на них усаживалось несколько женщин с распущенными волосами, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди шли старухи с иконой, творя молитвы. Обойдя деревню по кругу, женщины раскладывали приготовленное заранее угощенье, и только тогда приходили мужики и парни. Гульба продолжалась до третьих петухов, затем все расходились по домам. Крестьяне верили, что после совершения такого обряда все бедствия останутся за пропаханной бороздой и в деревню не войдут.

Хороводы

В период от Пасхи до Вознесения молодежь водила хороводы. Термином «хоровод» в крестьянской среде обозначаются два разных понятия: веселье молодежи на улице в целом (ходить на улицу = ходить в хоровод), и хождение по кругу с песнями. Во время хороводов молодежь имела возможность поближе познакомиться друг с другом; здесь же парни и их родители присматривали невест.

Пасхальные хороводы были посвящены любовной тематике: в них составлялись будущие пары и величались молодожены, поженившиеся в минувшем году. Апогеем пасхальных хороводов была именно Красная горка. Весной для хороводов выбирали места повыше - пригорки и бугры, раньше других освобождавшихся от снега. Такие горки и называли красными, значит, красивыми, праздничными.

Красная горка была также днем свадеб и усиленного сватовства. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».

На Красную горку девушки и парни надевали обновки и лучшие свои наряды. Присутствие парня или девушки на празднике было обязательным. Остаться дома считалось дурной приметой - парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку.

Как Горка начиналась?

Сначала девушки по деревенской улице «столбами» ходили. Идут по дороге по трое: задние наперед переходят, потом заворачиваются, пока народу не очень много, последние наперед встают. Так «столбами» ходят долго, пока не перейдут все тройки.

Парни «столбами» не ходили, они пока девушки собираются, в лапту, в мяч играли, боролись - встречали их за околицей на поляне.

Хоровод между тем растет - пришедшие с дальних концов села вливаются в общий поток.

Как на улице дождик накрапывает,

Это «сборная» песня. Её назначение — приглашать в хоровод.

«Столбами» походят, в круг встанут. После встают «на две стороны» — друг против друга, потом «на четыре стороны», - и все поют... «Столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны» («Иванов монастырь»), «долгая» («большая вожжа»), «плетень» - названия шести основных фигур хороводного действа, сменяющих друг друга в строго определенном порядке и сопровождающихся хоровыми песнями, закрепленными за каждой фигурой. Фигуры хороводов, оказывается, содержат сложную геометрическую символику, и в точности совпадают с узорами резьбы на старинных русских прялках.

Когда «долгую» водят, невесту выбирают:

- Бояре, вы зачем пришли,

Да молодые, вы зачем пришли?

- Мы пришли на невест смотреть,

Молодые, их хороших выбирать.

- Вы, бояре, покажите жениха,

Молодые, покажите жениха.

«Большая вожжа» — берутся рука за руку и поют:

Я по реченьке потеку,

Да я ко бабушке забегу.

Скоро бабушка добра, добра

Да сладка, сладка, сладка,

В огородах-то чиста, чиста,

В огородах сажено,

Что земля-то была ораная,

Земля ораная, да не боронованная,

Семена те были куплены,

Да не окуплены,

А вода вожена, да заморожена.

Так вот и ходят - мужчина и женщина, мужчина и женщина. А потом - в «плетень» - заплетаются, как в косичку, а потом расплетаются.

В песнях, а когда-то заклинаниях Горки просматривается несколько связанных между собой основных тем. Во-первых, это тема любви, свадьбы, брака. Во-вторых, тема земледельческих работ, урожая. К ней примыкает и мотив воды, орошающей посевы («Я по реченьке потеку...», «Тига, утушка, домой...»). Знаменательно, что песни эти сопровождают спиральные хороводные фигуры — «плетень» и «большая вожжа». У древних славян спираль была знаком воды; девушка здесь именуется «утушкой», «лебедушкой».

Танцевальный узор меняется, вновь новая игра – венки вить. Кидают платочки-венки на землю...

Подыскался паренечек —

Перенял он мой платочек,

Ты отдай венок, пожалуй,

За тебя я замуж не иду —

Спереди некрасовитый

И совсем нестановитый...

Парень поднимает платочек, настроение у девицы меняется:

Ты отдай венок, пожалуй,

За тебя я замуж пойду...

Самое, пожалуй, большое значение во всей хороводной традиции имело «сеяние проса». Играющие расходились на две стороны, друг против друга. Первая половина запевала:

А мы просо сеяли.

Ой, Дид-Ладо, сеяли.

Вторая отвечала:

А мы просо вытопчем.

Ой, Дид-Ладо, вытопчем.

После долгой шуточной перебранки одна из групп вопрошала:

А что же вам надобно?

Ой,Дид-Ладо, надобно.

Нам надобно девицу.

Ой, Дид-Ладо, девицу.

При этих словах одна из девушек второй группы переходила в первую.

Песня повторялась, пока все девушки не перейдут в первую группу.

Хороводная песня «А мы просо сеяли...» - образец прекрасно сохранившегося земледельческого обряда-заклинания, обращенного к древней славянской богине оживающей и рождающей природы - Ладе. В славянском пантеоне Лада - покровительница свадеб и супружеского согласия, а её дочь Лёля олицетворяла весеннюю растительность. Так происходил символический переход из вольной девичьей жизни в новую, семейную.

Просо в этой песне выступает как символ не только плодородия земли (в свете предстоящих полевых работ), но и плодовитости в браке.

После «Сеяния проса» принимались за «Перевейся, ярый хмель» или «Сидит дрема под окошком». Эти песни сопровождались разыгрыванием сценок. Вокруг дремы - сонливой, ленивой (кто-нибудь вызывается ее изображать) - все ходят и поют:

Перестань, дрема, дремать,

Пора дремушке вставать...

И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все ж на людях, при веселье чаще определялись пары. Возвращались все вместе за полночь, со смехом и песнями:

Не шелковая травинка

Окол пенья вьется.

Красавица девушка

Дружка не дождется.

Я ждала два месяца,

Подожду денечек:

Не воротится ль назад

Миленький дружочек?

Встретила, заметила

Своего любезного:

«Ты пожалуй, молодец,

В нашу круговую,

Выбирай-ка, удалой,

Девицу любую».

Качели

Другим характерным развлечением Красной горки были качели. Их строили, как правило, загодя на главной площади или где-нибудь на открытом месте вблизи села. Качались на качелях в основном девушки и парни, однако собирались к ним практически все сельские жители.

Известны качели нескольких видов. К самым распространенным относятся одиночные и двойные. Первые представляют собой небольшую доску, подвешенную на веревках, на которой сидит или стоит один качающийся. Вторые состоят из двух сидений, разделенных горизонтально положенной доской, двое садятся на сидения, другая пара становится на концы доски и, держась руками за веревки, раскачивает качели, упираясь в доску ногами. Любительницы качаться стоя на таких качелях обвязывали платком подол юбки вокруг ног, чтоб не «взбельхивал».

Качаться могли группами, парами, в одиночку. Раскачивали себя сами качающиеся или кто-то из тех, что стоял возле качелей и подталкивал их, увеличивая амплитуду качания или тормозя качели. Девушки расплачивались с качающими их парнями крашеными яйцами. Парни, сильно раскачав качели, спрашивали девушек: «Скажи жениха!» - и качали их до тех пор, пока не названо имя. То же девушки могли проделывать с парнями.

Для самых сильных и смелых устраивали перекидные качели, на которых можно было «крутить солнышко», то есть делать полный круг.

Не меньшей популярностью, чем обыкновенные качели, пользовались доски для скакания. На бревно укладывалась тяжелая доска длиной метра в три. Кто-нибудь становился на один из ее концов, другой запрыгивал на второй конец, при этом первый взлетал в воздух, а когда приземлялся, подпрыгивал второй. Чтобы удержаться на доске, требовались сила и сноровка. На досках скакали в основном девушки и делали это виртуозно: кроме высоких скачков они в прыжке умудрялись выделывать ногами разные фигуры.

Качаться любили все, в том числе и взрослые: говорили - кто покачается на пасхальных качелях, обеспечит себе здоровье на весь год. Потому нередко под смех и безобидные шутки на качели усаживали пожилых людей, чтобы они «тряхнули стариной» и «накачали» себе здоровье и благополучие до следующей Пасхи.

Весенние качели - древнейший способ «подталкивания», «раскачивания» молодых людей к браку. Маятниковые движения, полеты вверх-вниз, нахождение при качании буквально между небом и землей — все это с народной точки зрения, означало ситуацию перехода, колебания между одним социовозрастным статусом, с которым вскоре предстоит расстаться, и другим, который вот-вот предстоит обрести. Подобная «раскачка» узаконивала ситуацию перехода, за которым должно было последовать изменение в судьбе качающегося. Испытав это, юноши и девушки, верилось, готовы были стать женихами и невестами.

Особенно ярко такое восприятие отражено в качельных (подкачельных) частушках и песнях:

На Святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и обвенчаешься.

Потом и обвенчаешься.

Вьюнишник

В нескольких областях (Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской) к субботе Пасхальной недели и первому воскресенью после Пасхи был приурочен особый обход дворов - посещение и весеннее чествование поженившихся после предыдущей Пасхи пар. Назывались такие обходы «вьюнишник», а воскресенье, когда совершался этот обряд, - «вьюнишным» или «кликушным». Красная горка на Верхней Волге имела второе название - «окликальное воскресенье».

Иногда величать молодых ходили женатые мужчины во главе с уважаемым стариком, но гораздо чаще - дети и замужние женщины, причем, по сведениям середины XIX века, процессию могла возглавлять женщина верхом на помеле.

Завидев идущую толпу, молодая запирала двери, и пришедшие запевали перед крыльцом или под окнами:

Позволь нам, хозяин,

Позволь, господин,

Нам вдоль улицы пройти,

Дом хозяина найти,

Позволь на ступенечку ступить,

На другую переступить,

За колечко побренчать,

Молодых повеличать!

Это короткая песня. Вообще же вьюнишные окликания молодых представляли собой развернутые, длинные песни (до 100 и более строк), где после каждого двустишия звучал припев «Вьюнец молодой, вьюница молодая!».

Молодая, выслушав величание, выходила на крыльцо и выносила каждому окликальщику по красному яйцу и по стопочке вина, причем иногда обязательным угощением считался «курник» - пирог с начинкой из куриного мяса (курица, как известно, символ замужней женщины, хозяйки-хлопотуньи, окруженной детьми). Детям дарилось специальное фигурное печенье и мелкие деньги. Если окликальщики оставались довольны, то в ответ они благодарили молодую, произнося благопожелание: «Дай те Бог, чтоб у тя, молодуха, было сколько в лесу пеньков - столько бы у тя сынков; сколько в лугу кочек — столько бы у тя дочек». В противном случае, если угощение их не устраивало, вместо благопожелания звучали угрозы и оскорбительные слова: «Дай те Бог, молодуха, чтоб у тя народилось сколько в поле огородков - столько бы у тя и уродов».

Угостившись и еще раз пожелав молодым всяческого добра, окликалыцики шли дальше, к другому дому, где тоже были молодожены. Пары, опетые и возвеличенные, считались окончательно принятыми в круг женатых односельчан.


***

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.