Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании.





Направленность и специфика коммуникативной деятельности в судебном заседании. Психология судебных прений. Психология судебной речи прокурора и адвоката.

Тактико-психологические особенности допроса свидетелей в судебном заседании. Психология подсудимого. Мотивы изменения показаний подсудимого. Раскаяние подсудимого.

Психология переговоров в арбитражном суде. Преодоление арбитражным судом истинных и ложных конфликтов.

Раздел 7. Правовая психология

Тема 7.1. Правовая психология: основные категории, направления развития.

Понятие правовой психологии. Правовая просвещенность. Правовой опыт. Социально-регулятивная сущность права. Ценностно-нормативная концепция в юридической психологии. Психологическое свойство правовых норм. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества. Правовая социализация и десоциализация личности.

Тема 7.2. Правовая культура: сущность и формирование.

Правосознание: формы, уровни, структура и функции. Особенности правосознания в период социальной реформации общества. Социально-правовая идентификация личности. Деформация правосознания.



Понятие правовой культуры. Общественное мнение о праве. Мотивация правомерного поведения. Факторы, влияющие на правовую психологию населения.

Раздел 8. Пенитенциарная психология

Тема 8.1. Пенитенциарная психология как область деятельности и юридико-психологического знания.

Актуальные области исследований в пенитенциарной психологии.

Психологические основы ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений. Социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание.

Психологические аспекты деятельности персонала исправительных учреждений. Профессионально-психологическая усталость и профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений.

Тема 8.2. Психология личности и среды осужденных.

Психология личности, отбывающей наказание. Социальная перцепция в местах лишения свободы. Уровни социально-психологической адаптации осужденного.

Социально-психологические явления среды осужденных. Природа, структура и динамика пенитенциарного лидерства. Пенитенциарная преступность.



Тема 8.3. Проблемы ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Подготовка осужденных к освобождению. Проблемы ресоциализации осужденных в России. Зарубежный опыт социально-психологической реабилитации осужденных и лиц, отбывших наказание.


Планы аудиторных занятий

заочная форма обучения на базе общего среднего (4 года)

 

Тема семинарского занятия Количество часов
1. Психология личности и индивидуальных различий. Психология личности преступника и преступного поведения
2. Психотехника профессионального общения юриста  
3. Судебно-психо­ло­ги­ческая экспертиза
Итого

Тема 1. Психология личности и индивидуальных различий. Психология личности преступника и преступного поведения

План занятия

1. Проблема личности в психологии. Психологическая характеристика человека как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

2. Современные и классические теории личности.

3. Психологическая структура личности. Психологиче­ская характеристика направленности лич­ности. Психологическая характеристика темперамента. Психология характера: понятие, средства ди­аг­ностики, степень выраженности. Акцентуации характера.

4. Понятие личности преступника. Психологические типологии личности преступника.

5. Основные психологические принципы анализа криминального поведения.

6. Мотивация криминального поведения. Психологические механизмы формирования криминальной мотивации.



7. Методики психологического портретирования личности пре­ступника

 

Основные этапы развития психологической науки

Этапы Предмет и метод психологического изучения
4 – современный этап развития психологии (вто­рая половина XX в. по настоящее время) Психология – наука о закономерностях раз­ви­тия и функционирования психики как особой фор­мы жизнедеятельности. Предмет психологического исследования – структура субъекта и процессы его взаимо­от­но­шений с миром.
3 этап. Психология как наука о поведении (c XX века по настоящее время) Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека
2 этап. Психология как наука о сознании (с XVII века) Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод – наблюдение человека за самим собой
1 этап. Психология как наука о душе Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Литература

Основная:

Маклаков А.Г. Общая психоло­гия.– СПб., 2001.– Гл. 20–25.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.– М., 2002.– Лекция 15–17.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 2006.

Дополнительная:

Антонян Ю.М. Психология пре­ступ­ника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М., 1996.

Антонян Ю.М. Психология убийства.– М., 1997.

Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб., 2004.

*Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения // Юридическая психология.– 2006.– № 1.– С. 14–18.

Антонян Ю.М. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания.– М., 2000.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб., 2004.

Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004.

*Дядькин Д.С. О некоторых психологических причинах возникновения ошибок при назначении наказания // Мировой судья.– 2006.– № 2.– С. 24–27.

Гальперин П.Я. Введение в психологию.– М., 2000.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.– СПб., 2000.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.– СПб., 2002.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара, 2006.

Ильин Е. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.

Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – СПб., 2005.

*Носков В.А. Психотехника лич­ностного профессиональ­ного роста / В.А. Нос­ков, Л.Н. Ива­но­ва.– Н. Новгород, 1997.

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001.

*Тазин И.И. Мотивационно-смысловая сфера личности преступника и ее значение в судебно-следственной практике: Монография. М.: РАП, 2008.

Фрейджер Р.Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен, 2006.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Шиханцов Г.Г. Юри­­дическая пси­хология.– М., 1998.– Раздел 3.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М.Столяренко. – М., 2003.

Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 2. Психотехника профессионального общения юриста

План занятия

1. Общение: понятие, виды, функции.

2. Особенности ситуаций профессионального общения юриста. Психологические условия эффективного общения.

3. Психологические приемы анализа и разрешения конфликтных ситуаций.

Задание для проведения занятия в интерактивной форме

Изучите Приказ Судебного департамента «Об утверждении Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи» (текст см. в приложении к УМК). Сформулируйте психологические требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи. Каким из названных требований Вы удовлетворяете? Какие качества личности и профессиональные компетенции Вам необходимо сформировать? Как это можно сделать?

Литература

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2006.– Гл. 13.

Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.– СПб.: Питер, 2003.

*Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей. – СПб., 2006.

*Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. – М., 2007.

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная:

Зимбардо Ф. Социальное влияние / Зимбардо Ф., Ляйппе М. – СПб.: Питер, 2000.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000.

*Иванова Л.Н. Криминалистические основания и психологические средства принятия решений в деятельности следователя / Л.Н. Иванова, Е.Е. Кон­дратьева.– Н. Новгород, 2005.

Лебедев Н. Психологические особенности участников уголовного процесса, влияющие на возникновение конфликтов при производстве по уголовным делам // Закон и право.– 2008.– № 3.– С. 68–72.

Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение. – Киев, 2000.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2000.

Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2007.

Тема 3. Судебно-психо­ло­ги­ческая экспертиза

План занятия

1. Понятие, основания назначения и виды судебно-пси­хо­ло­ги­­ческой экспертизы.

2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

3. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

4. Внеэкспертные формы использования специальных знаний психолога в судопроизводстве.

Литература

Основная

Романов В.В. Юридическая психология.– М., 1998.– С. 225–246.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. – М., 1998.

Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2005.

Дополнительная:

Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М., 2001.

Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.

Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. – М., 2000.

Ткаченко А.А. Судебная психиатрия. Консультирование адвокатов. – М.:, 2006.


6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

Рекомендации по выполнению контрольного задания 2.1

Задание. Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте)[2].

 

1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем 5. Обладает чувством собственного достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим 13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявить недоверие 16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый 21. Благородный 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения
25. Способен к сотрудничеству 26. Стремиться ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный и ласковый 29. Деликатный 30. Одобряющий 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный
33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется уважением у других 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность 37. Уверен в себе 38. Самоуверен и напорист 39. Деловит и практичен 40. Любит соревноваться
41. Строгий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный 45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается 50. Неуверен в себе 51. Уступчивый 52. Скромный 53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный 61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый
65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значимости 67. Начальственно-повелительный 68. Властный 69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый и расчетливый
73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен 77. Озлобленный 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды
81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак
89. Легко попадает под влияние друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всему без разбору 92. Всем симпатизирует 93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать
97. Стремится к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный 101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый 106. Злобный, жестокий 107. Часто гневливый 108. Бесчувственный, равнодушный 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий 114. Стыдливый 115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться 116. Мягкотелый 117. Почти никогда и никому не возражает 118. Ненавязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашается 123. Всегда дружелюбен 124. Всех любит 125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Старается утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой

Выполните тест повторно, оценивая по тем же характеристикам своего друга (подругу).

Обработка и анализ результатов теста. Каждое выбранное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте количество баллов, набранное по каждому из 8 параметров:

1) авторитарный (пункты 1–4; 33–36; 65–68; 97–100);

2) эгоис­ти­чес­кий (пункты 5–8; 37–40; 69–72; 101–104);

3) агрессивный (пункты 9–12; 41–44; 73–76; 105–108);

4) по­до­зрительный (пункты 13–16; 45–48; 77– 80; 109–112);

5) подчиняемый (пункты 17–20; 49–52; 81–84; 113–116);

6) зави­си­мый (пункты 21–24; 53–56; 85–88; 117–120);

7) дружелюбный (пункты 25–28; 57–60; 89–92; 121–124);

8) альтруистический (пункты 29–32; 61–64; 93–96; 125–128).

Оцените степень адаптивности поведения. Об адаптивном поведении свидетельствует значение параметра от 0–4 баллов (низкая степень дезадаптации, достаточная адаптация), до 5–8 баллов (удовлетворительная адаптация); о неадаптивном – от 9–12 баллов (высокая степень) до 13–15 (крайне высокая).

 

I. Авторитарный

13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятель­ности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уваже­ния.

0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним не­сколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к со­перничеству.

III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, рез­кий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведе­ния.

9-12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 – критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замк­нутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негати­визм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее ме­сто и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчинять­ся более сильному без учета ситуации.

0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасе­ния, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чу­жого мнения.

9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчи­вый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на при­нятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компро­миссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремит­ся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отно­шениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслу­жить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и друже­любие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интере­сы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно при­нимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

 

Рекомендации по выполнению контрольного задания 2.2

Опросник «Адаптивность»[3]

Инструкция. Вопросы касаются вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» и «неправильных» ответов здесь нет и не может быть, поэтому не старайтесь долго обдумывать вопросы. Отвечайте только «да» (+) или «нет» (-).

Текст опросника

1. Бывает, что я сержусь.

2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.

4. Судьба определенно несправедлива ко мне.

5. Запоры у меня бывают очень редко.

6. Временами мне очень хочется покинуть свой дом.

7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

8. Мне кажется, что меня никто не понимает.

9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.

10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

12. У меня бывают очень странные и необычные переживания.

13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.

14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

15. Бывает, что у меня появляется желание ломать и крушить все вокруг.

16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.

19. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

20. Голова у меня болит очень часто.

21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.

26. Я человек общительный.

27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.

29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

30. У меня мало уверенности в себе.

31. Иногда я говорю неправду.

32. Обычно я считаю, что жизнь – стоящая штука.

33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных меро­прия­тиях.

35. Я ссорюсь с членами семьи очень редко.

36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

37. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.

38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

41. Часто у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.

42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).

45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.

46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

47. Иногда у меня бывает желание, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.

50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

52. Обычно я засыпаю спокойно, и меня не тревожат никакие мысли.

53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).

56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

57. Я легко плачу.

58. Я мало устаю.

59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

60. С моим рассудком творится что-то неладное.

61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

63. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.

66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.

68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.

69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

70. Думаю, что я человек обреченный.

71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например, в магазине.

72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.

81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.

82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

83. Кто-то управляет моими мыслями.

84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.

85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.

86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

87. Я вполне уверен в себе.

88. Никому не доверять – самое безопасное.

89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взвол­но­ван­ным.

90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

91. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда я это делаю ради забавы.

92. В игре я предпочитаю выигрывать.

93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

95. Я ежедневно выпиваю много воды.

96. Счастливее всего я бываю, когда один.

97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-то причине остался безнаказанным.

98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

99. Я редко заговариваю с людьми первым.

100. У меня никогда не было столкновений с законом.

101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей – это как бы придает мне вес в собственных глазах.

102. Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.

103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.

105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это пло­хо получается.

107. Мне кажется, что я завожу людей с той же легкостью, как и другие.

108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.

109. Как правило, мне не везет.

110. Меня легко привести в замешательство.

111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.

112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.

114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.

115. Мне кажется, что меня никто не понимает.

116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

117. Я легко теряю терпение с людьми.

118. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.

119. Часто мне хочется умереть.

120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.

121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.

122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.

123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.

125. Я убежден, что существует лишь одно единственно правильное понимание смысла жизни.

126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.

129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.

130. Я часто обращаюсь к людям за советом.

131. Часто, даже тогда, когда для меня все складывается хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

132. Меня довольно трудно вывести из себя.

133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.

134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного рав­но­ве­сия.

135. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.

137. Временами мне кажется, что я ни к чему не пригоден.

138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.

139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.

140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

141. Я думаю, что можно, не нарушая закон, попытаться найти в нем лазейку.

142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.

143. У меня бывают периоды, когда я из-за волнения теряю сон.

144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.

145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.

146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.

147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.

149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.

150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.

151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.

153. Я человек нервный и легко возбудимый.

154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

155. Будущее кажется мне безнадежным.

156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.

157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.

158. Чаще всего я чувствую себя усталым.

159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.

160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных поло­же­ний.

161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу деньги.

162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.

164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.

165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Обработка и интерпретация результатов теста:

1) достоверность (ответы «нет»): 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148;

2) «адаптивные способности» (АС). «Да»-ответы: 4, 6–9, 11, 12, 14–18, 20–22, 24, 27, 28-30, 33, 36, 37, 39–43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71-73, 75, 77, 79-84, 86, 88–91, 93-96, 98, 99, 102–104, 106, 108-115, 117-126, 129, 131, 133, 135-139, 141–143, 145, 146, 149–158, 161, 162, 164, 165. «Нет»-ответы: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52-55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163.

Стены 1–2: группа низкой адаптации. Лица данной группы обладают признаками явных акцентуаций характера и даже некоторыми признаками психопатий, их психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица данной группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.

Стены 3–5: группа удовлетворительной адаптации. Лица этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы, могут проявляться лишь при смене деятельности. Успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Лица данной группы, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. При неблагоприятных условиях процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, появление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть снижено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.

Стены 6–10: хорошие адаптационные способности. Лица данной группы легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в ситуации, успешно вырабатывают стратегию нового поведения и социализации. Как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется;

3) «поведенческая регуляция» (ПР). «Да»-ответы: 4, 6–8, 11, 12, 15–18, 20, 21, 28–30, 37, 39–41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82–84, 86, 89, 94–96, 98, 102, 103, 108–113, 115, 117–120, 122–124, 129, 131, 135–137, 139, 143, 146, 149, 153–158, 161, 162. «Нет»-ответы: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52–55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140.

Стены 1–3: низкий уровень ПР, склон­ность к нервно-психическим срывам, неадекватные самооценка и восприятие действительности. Стены 4–6: средние значения. Стены 7–10: высокий уровень нервно-психической устойчивости и ПР, адекватные самооценка и восприятие действительности;

4) «коммуникативные особенности» (КО). «Да»-ответы: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152. «Нет»-ответы: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159.

Стены 1–3: низкий уровень коммуникативных способностей, затруднения в контактах, повышенная агрессивность, конфликтность. Стены 4–6: средние значения. Стены 7–10: высокий уровень коммуникативных способностей, человек легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен;

5) «моральная нормативность» (МН). «Да»-ответы: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165. «Нет»-ответы: 13, 76, 97, 100, 160, 163.

Стены 1–3: низкий уровень социализации. Человек не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. Стены 4–6: средние значения. Стены 7–10: высокий уровень социализации. Испытуемый адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Перевод сырых баллов в стены

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.