Сделай Сам Свою Работу на 5

Антидемократический режим





Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин "тоталитарный" в переводе с латинского означает "весь", "целый", "полный". Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР[34].

Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:



идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

нетерпимость ко всякому инакомыслию;

монополия на информацию;

подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

слияние государственного и партийного аппарата;

жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

упразднение местного самоуправления;

отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитарный режим - это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах[35].



Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, "неполноценные" народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно­бюрократического централизма[36].

Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма[37].

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм[38]. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности[39].



Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. На наш взгляд, его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами[40]. Для авторитарного режима характерно:

власть элиты не ограничена законом;

народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя[41].

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером[42]. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий[43].

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политиче­ской жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан. В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др.[44].

Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

Вместе с тем ученые отмечают, что исторический спор между тоталитаризмом и демократией еще не завершен.

 

 

 

Заключение

 

В результате исследования я пришел к следующим выводам.

С моей точки зрения, для определения понятия политического режима методологически оправданным будет выявление его общих признаков. По нашему мнению, его основные характерные черты заключаются в следующим: 1) Политический режим недостаточно связывать лишь с формой государства или формой правления, Политический режим тесно взаимосвязан с сущностью и содержанием государства. 2) Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя составляющие ее структурные элементы в упорядоченное состояние и взаимодействие, обеспечивая их взаимосвязь и координацию. 3) Любой политический режим в своем существовании обращается к тем или иным методам, приемам, способам осуществления власти. 4) Политический режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.

На наш взгляд, под политическим режимом, следует понимать, совокупность используемых при реализации политической власти методов, способов, приемов; динамический аспект и особое функциональное состояние существующей в обществе политической системы, обеспечивающее ее стабильность и обладающее собственными временными характеристиками.

Нам представляется, что необходимо проводить различие между политическим и государственным режимами. Понятие политического режима отражает содержание государства и поэтому прямого отношения к его форме не имеет. Государственный режим отражает главное направление, существо методов деятельности государственной власти, поэтому именно, он является одним из элементов формы государства.

Существовавшие в истории и существующие в современном мире политические режимы весьма многообразны. Типологию политических режимов можно проводить по следующим основаниям:

1. По способу формирования, органов государственной власти - демократические, недемократические;

2. По реализации принципа разделения властей - режим разделения и режим слияния властей;

3. По количеству правящих субъектов - демократия, олигархия и монократия;

4. По методам осуществления политической власти - либеральные, авторитарные и репрессивные;

5. По статусу и роли в обществе органов безопасности, полиции и судов - полицейский и правовой;

6. По состоянию прав и свобод личности, отношению к человеку - гуманный и антигуманный;

7. По взаимоотношению церкви и государства - светский и теократический;

8. По типу легитимного господства и по форме авторитета государственной власти -традиционный, харизматический и рациональный;

9. По степени политического и идеологического плюрализма - плюралистический и моноидеологический;

10. В зависимости от наличия (отсутствия) институтов гражданского общества - «открытый» и «закрытый».

Демократическому политическому режиму свойственны свободные и регулярные выборы; функционирование государственного механизма на основе принципа разделения властей; правовой характер государства; политический плюрализм; наличие развитого гражданского общества; высокий уровень экономического развития страны; наличие фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, не только провозглашенных, но и гарантированных; гласность и открытость в действиях государственных органов, партий и других общественных объединений; сужение в деятельности органов государственной власти методов насилия, пресечения, исключение неправовых методов властвования (физического террора и репрессии); наличие у основных групп и слоев общества демократической политической культуры.

Для тоталитарного политического режима характерны отсутствие разделения властей, незначительная роль выборов (их отсутствие) в формировании органов государственной власти, неправовой характер государства; монопольный партийно-государственный контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества; однопартийная монопольная система.

Авторитарному политическому режиму свойственны отчуждение народа от власти; значительный централизм в руководстве обществом; руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами; доминирование в политической системе одной, правящей партии.

Указанные признаки свидетельствуют, что авторитаризм своими глубинными свойствами напоминает тоталитаризм, составляет близкий ему режим. Вместе с тем полностью отождествлять тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются немалые различия.

 


 

 

Библиографический список использованной литературы:

 

а) нормативно-правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 года №6- ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.

 

б) Научная и учебно-методическая литература:

2.1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. / Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. - М.: Норма, 2008. – 496 с.

2.2. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Бондарь Н.С. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 1008 с.

2.3. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 2004. – 800 с.

2.4. Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – 400с.

2.5. Власенко Н.А. Теория государства и права. / Власенко Н.А. - М.: 2011. — 416 с.

2.6. Воронин А.Е. Юридические факты-события в российском праве: общетеоретический анализ: Автореф. дисс…канд. юрид. наук./ А.Е. Воронин. - Владимир, 2008. – 105 с.

2.7. Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В.П. - М.: 2007. – 303 с.

2.8. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. - 400 с.

2.9. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие./ - М.: ИКД "Зерцало-М", 2008. - 528 с.

2.10. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. - 160 с.

2.11. Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 -592с

2.12. Теория государства и права. / Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – 304 с.

2.13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2009. - 768 с.

2.14. Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. / Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2009. – 299 с.

 

 


в) Специальные издания:

3.1 Белых В.С. К вопросу о сущности права: теоретические проблемы правопонимания / В.С. Белых // Российский юридический журнал. - 2012. - №3. - С. 25 - 36.

3.2 Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И.Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №6. - С. 10 - 15.

3.3 Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии/ В.А. Шереметьева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №2.- С. 6 - 9.

 


[1] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 – С.365.

[2] Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие./ - М.: ИКД "Зерцало-М", 2008. – С.456.

[3] См.: Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – С.344.

[4] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2009. – С.569.

[5] См.: Теория государства и права. / Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – С.265.

[6] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2008. – с.193.

[7] См.: Теория государства и права. / Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – С.145.

[8] Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – С.305.

[9] См.: Власенко Н.А. Теория государства и права. / Власенко Н.А. - М.: 2011. – С. 125.

[10] См.:Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2008. – С.193.

[11] См.:Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. – М.: Юридическая литература. – 1994. – С. 217.

[12] См.:Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. – 1999. – С.146.

[13] См.: Проблемы теории государства и права. / Под ред. Сырых В.М. - М.: 2008. – С.459.

[14] См.:Теория государства и права. / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2008. — 528 с.

[15] См.: Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. – С.106.

[16] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2009 – С.398.

[17] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2009 – С.399.

[18] См.:Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 2010. — С.514..

[19] См.:Теория государства и права. / М.Н. Марченко. - М.: 2011. - 640 с.

[20] См.: Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. – С.121.

[21] См.:Теория государства и права. / М.Н. Марченко. - М.: 2011. –С.345.

[22] См.: Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. - С.345.

[23]См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 2010. – С.568.

[24] См.: Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии/ В.А. Шереметьева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №2.- С. 6.

[25] См.: Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. / Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2009. – С.231.

[26] См.: Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – С.298.

[27] См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 2010. – С.678.

[28] См.: Белых В.С. К вопросу о сущности права: теоретические проблемы правопонимания / В.С. Белых // Российский юридический журнал. - 2012. - №3. - С. 27.

[29] См.: Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И.Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №6. - С. 12.

[30] См.:

[31] См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 2010. – С.645.

[32] См.: Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. – С.280

[33] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 – С.487.

[34] См.: Проблемы теории государства и права. / Под ред. Сырых В.М. - М.: 2008. – М.385.

[35] См.: Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. – С.75.

[36] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 –С.485.

[37] См.: Проблемы теории государства и права. / Под ред. Сырых В.М. - М.: 2008. - С.328.

[38] См.: Власенко Н.А. Теория государства и права. / Власенко Н.А. - М.: 2011. – С. 216

[39] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 – С.495.

[40] См.: Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. – С.211.

[41] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010– С.549.

[42] См.: Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В.П. - М.: 2007. – С.254.

[43] См.: Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В.П. - М.: 2007. – С.258.

[44] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 –С.458

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.