Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии типологии политических режимов





 

В современных условиях, в эпоху научно-технической революции, когда объем знания в отдельных областях науки удваивается, каждые 10-15 лет и удесятеряется в среднем через каждые 50 лет, развитие учения о типологии (классификации) приобретает особую актуальность для всех без исключения наук. Это не удивительно, поскольку нельзя найти такую отрасль научного знания, где бы не применялись классификационные методы и процедуры[13]. Как показывает история развития науки, строго и четко построенная классификация одновременно подытоживает результаты предшествующего развития данной отрасли науки и вместе с тем отмечает начало нового этапа ее развития. Задачи, решаемые научной классификацией, многосторонни: сбор и систематизация нового фактического материала, выработка единой научной терминологии, открытие новых законов, теоретические обобщения, обоснование новых разделов теории, предсказание и доказательство новых, еще неизвестных видов исследуемых видов и объектов, путей и форм их развития - вот далеко неполный перечень тех проблем, которые решает классификация в процессе развития научного знания[14].



Термин «типология», введенный в научный оборот французским ученым Бленвилем в 1816г., широко используется в настоящее время в самых различных областях человеческого знания: юриспруденции, политологии, социологии, истории и т.д. В этих сферах научного знания он зачастую обозначает далеко не одинаковые (по содержанию и объему) явления, поскольку каждая из них имеет свой специфический предмет исследования, а сами понятия разработаны с большей или меньшей степенью полноты. Тем не менее, можно выделить и некоторые общие моменты в содержании понятия «типология».

Среди прочих значений в Большой Советской Энциклопедии под типологией понимается и метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, а также результат типологического описания и сопоставления.

Как показывает история развития юридической науки, необходимость в типологии появляется там и тогда, где и когда накоплено достаточно эмпирических материалов и результатов аналитической деятельности мышления, а дальнейшее развитие научного знания требует их синтетического обобщения и приведения в определенную концептуальную систему[15].



Специфической чертой типологии является то, что она основывается на построении идеальных типов объектов или явлений, поэтому основное в содержании и назначении этого метода познания сводиться к вопросу о понятии «идеальный тип».

Термин «тип» происходит от древнегреческого «typos» - вид, образ, модель, форма. В общесоциальном значении русского языка термин «тип» означает форму, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Следовательно, в юриспруденции, понятие «тип» можно охарактеризовать как результат поиска наиболее устойчивых сочетаний свойств и признаков объектов или явлений государственно-правовой действительности с целью создания их образца или модели[16].

Тип носит название идеального потому, что для его конструкции из всех признаков и свойств, присущих тем или иным явлениям или предметам объективной действительности, выбираются лишь некоторые, наиболее устойчивые, общие и существенные, и в то же время происходит абстрагирование от всех остальных признаков и свойств типизируемых явлений или процессов.

Так как любое явление государственно-правовой действительности, характеризуется многими объективно присущими ему признаками и свойствами, оно может быть подвергнуто типологическому исследованию с различных сторон. Дело в том, что даже в рамках одной науки в зависимости от того, каковы задачи исследования и какие грани изучаемого объекта анализируются, понятие общих, существенных, стабильных признаков и свойств претерпевают изменения в каждом конкретном случае.



В связи с тем, что каждый предмет сложен и многогранен, заключает в себе множество взаимосвязанных между собой признаков и свойств, как правило, имеется возможность указать не одну единственную, а несколько групп его существенных признаков.

Поскольку круг типологических параметров (измерений) не является строго фиксированным, возможно возникновение множественности типологий, построенных по самым различным основаниям с различными целями в отношении одних и тех же предметов или явлений государственно-правовой действительности[17].

Привлечение разных, теоретически обоснованных критериев для установления базы типологического исследования позволяет охватить различные аспекты государственно-правовых явлений и тем самым глубже проникнуть в их природу. Однако, поскольку при конструировании типа в каждом конкретном случае можно выделить несколько вариантов набора признаков и свойств, большое значение приобретает проблема выбора оптимального с точки зрения задач исследования критерия классификации типизируемых процессов или явлений и его теоретического обоснования.

Классификация имеет большое научное и практическое значение исключительно благодаря особому характеру критерия (признака), положенного в ее основу. Этот признак, по нашему мнению, должен[18]:

а) принадлежать к числу признаков, наличие которых характерно для общего понятия; следовательно, в том или ином виде он должен быть налицо в каждой из группируемых единиц;

б) при этом он может варьироваться как количественно, так и качественно, иметь свою особую, отличную от других качественную характеристику.

Проблема типологии политических режимов, на наш взгляд, обладает исключительной актуальностью, которая имеет следующие аспекты.

1. Исторический аспект. Мировую историю можно представить как смену различных политических режимов, их эволюцию и динамику. Поэтому тема исследования актуальна с исторической точки зрения.

2. Общемировой аспект. Современный мир является совокупность различных политических режимов, что обуславливает необходимость систематизации этого многообразия путем выявления критериев по которым их можно классифицировать.

3. Отечественный аспект. Наше государство имеет уникальную историю - страна, только в 20 веке, пережила режим самодержавия, режим военного коммунизма, сталинский тоталитарный режим, а сегодня в России происходит становление демократического режима.

Классификация политических режимов по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственного, политического, исторического процесса развития человеческого общества[19]. Она является одним из важнейших приемов и средств познания хода развития государства, его сущности, содержания, формы. При этом развитие государства, смена политических режимов является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общества. Поэтому, обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии политических режимов, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и в первую очередь теорией и историей государства и права, политологией, социологией, конституционным правом и другими. Классификация политических режимов производится на строго определенной основе, в соответствии с выработанными самой жизнью, социально-политической практикой, объективными критериями[20].

При рассмотрении проблем типологии политических режимов необходимо обратить внимание также на социальный смысл и назначение данного процесса. В общетеоретическом и политико-практическом плане значение классификации заключается в следующем. Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о разновидностях политических режимов дают ключ для правильного понимания процесса политико-исторического развития рассматриваемых явлений и их перехода от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому[21]. Смена видов политических режимов является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие сущности государства, ни его социально-политического содержания и назначения, ни изменения его форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.

Во-вторых, типология политических режимов вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей процесса развития государства, политической системы, выступает как основа научного предвидения будущности российского государства, равно как и многих других стран.

В-третьих, процесс классификации политических режимов позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-­политических явлений, свойственных всем без исключения государствам, с их особенностями, присущими лишь отдельным государствам.

В-четвертых, благодаря типологии политических режимов создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения, развития, функционирования общества, государства, их последовательного перехода от одной ступени к другой.

И, наконец, в-пятых, процесс типологии политических режимов создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса политико­исторического развития государства, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными теориями, дает возможность осуществлять государственное и политическое строительство в разных странах на строго научной, подтвержденной жизнью основе[22].

Что касается критериев, лежащих в основе классификации политических режимов, то при принципиальной схожести отправных точек зрения они весьма разнообразны. В основе классификации политических режимов, даваемой большинством западных авторов, лежат, как правило, многопартийность, наличие легальной оппозиции, принцип разделения властей[23].

Ряд авторов считают определяющим уровень социально-политического развития страны. Наличие антидемократических режимов они объясняют отсталыми социально- экономическими отношениями, отсутствием демократических навыков и традиций. «Плюралистическая демократия, - отмечает М. Дюверже, - соответствует высокому уровню индустриализации, авторитаризм - экономической отсталости». Критерием классификации режимов для У. Эйделмена, Ц. Мориса, К. Йонга служит степень централизации государственного аппарата и участия оппозиции в политической жизни страны[24].

Исходя из всего вышесказанного, проводить типологизацию политических режимов, на наш взгляд, возможно по следующим основаниям:

1. По способу формирования органов государственной власти;

2. По реализации принципа разделения властей;

3. По количеству правящих субъектов;

4. По методам осуществления политической власти;

5. По статусу и роли в обществе органов безопасности, полиции и судов;

6. По состоянию прав и свобод личности;

7. По взаимоотношению церкви и государства;

8. По типу легитимного господства и по форме авторитета государственной власти;

9. По степени политического и идеологического плюрализма;

10. В зависимости от наличия (отсутствия) институтов гражданского общества.

Рассмотрим соответствующие данным критериям классификации типы политических режимов:

1. По способу формирования, органов государственной власти - демократические, недемократические;

2. По реализации принципа разделения властей - режим разделения и режим слияния властей;

3. По количеству правящих субъектов - демократия, олигархия и монократия;

4. По методам осуществления политической власти - либеральные, авторитарные и репрессивные;

5. По статусу и роли в обществе органов безопасности, полиции и судов - полицейский и правовой;

6. По состоянию прав и свобод личности, отношению к человеку - гуманный и антигуманный;

7. По взаимоотношению церкви и государства - светский и теократический;

8. По типу легитимного господства и по форме авторитета государственной власти -традиционный, харизматический и рациональный;

9. По степени политического и идеологического плюрализма - плюралистический и моноидеологический;

10. В зависимости от наличия (отсутствия) институтов гражданского общества - «открытый» и «закрытый».

Тема о форме государства была бы неполной, если не подчеркнуть, что в юридической литературе предложена оригинальная классификация форм государства по трем разным моделям (проф. В.Е. Чиркин). При этом по форме государства выделяются: 1) монократическая (монистическая) модель; 2) доминантно-сегментарная; 3) поликратическая (плюралистическая). Их характеристика объединяет все три элемента - форму правления, государственное устройство и государственный режим.

Монократическая форма государства характеризуется следующими моментами:

а) государственная власть находится в руках одного центра (монарх, военный совет, фюрер, дуче, каудильо и др.);

б) централизация государственного устройства (например, официальное сохранение федерации, административная опека над местными выборными органами назначенных сверху чиновников и др.);

в) авторитарные методы управления;

г) сосредоточение в одних руках всех ветвей власти (например, Советская республика).

Доминантно-сегментарная форма государства является промежуточной ступенью между монократической и поликратической государственными формами. Здесь сохраняются

определенные элементы разделения властей и распределение ролей между органами государства, но нет баланса ветвей власти, нет системы сдержек и противовесов. Данная форма присуща дуалистической монархии или полупарламентарной монархии (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка, Тропическая Африка).

Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана. Методы управления преимущественно авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке и большой роли в политической жизни не играют (Индонезия). Чаще всего это олигархическая государственная форма[25].

Поликратическая форма государства утверждается в условиях демократического строя. Этой форме присущи:

а) отчетливое разделение властей;

б) существование нескольких центров власти, но ни одна из ветвей не может подавлять другую;

в) развитое местное самоуправление;

г) кооперативная модель федерации, т.е. она основана на сотрудничестве федерального центра и субъектов;

д) демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности. Принуждение, если оно применяется, имеет легитимную поддержку общества.

В классификации форм государства, предложенной проф. В.Е. Чиркиным, есть немало достоинств и недостатков. Вместе с тем она излишне усложнена и, по существу, сориентирована на особенности государственного (политического) режима.

 

 

 

 

Демократический режим

 

Самая распространенная классификация - деление режимов на демократические и антидемократические (В.Н. Хропанюк). Их подразделяют также на авторитарные и демократические. Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы[26].

Демократия (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть») - народовластие - означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Для демократического режима характерны следующие черты:

народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти;

свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

выборность и сменяемость органов государственной власти;

децентрализация государственной власти;

наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической - предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной - разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям[27].

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;

высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения[28].

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развития современного государства.

Его правовая форма ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества. Человек – это цель, а не средство, – вот главный принцип гуманистического режима. Государство не создает состояния социального иждивенчества, а формирует все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти[29].

Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует[30]. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.

Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления власти.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала[31].

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию[32].

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации - парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне - органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

Демократический правовой режим является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов[33].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.