Экономические представления детей
Как ребенок воспринимает и понимает мир экономических отношений? Как отмечает английский психолог А. Фёнэм, имеющий много работ в данной области, «изучение понимания детьми экономических понятий и законов могло бы дать более реалистическую информацию о процессах их мышления, чем исследование понимания ими физических законов, которые имеют весьма отдаленное отношение к большинству детей» [136;99].
Исследования в области понимания детьми экономических отношений имеют не столь давнюю историю – четыре десятка лет. Давая общую характеристику этих работ, необходимо, прежде всего, отметить широкий охват различных вопросов из сферы экономических представлений. Собственно сами исследования начались в 50-е гг., и лишь в 80-е гг. они получили существенное развитие.
Первоначально все работы выстраивались в рамках работ раннего Пиаже, т.е. в них делалась попытка описать различные стадии усвоения экономических представлений. Девять таких стадий выявил А.Страусс в одном из ранних исследований, касающегося обращения детей с деньгами. Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой.
Позднее К.Данзигер выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К.Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г.Фёрт – пять.
В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка и уровни понимания им экономических отношений. Другие исследования были посвящены развитию мышления ребенка в аспекте усвоения им таких специфических экономических представлений как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка.
По мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, процесс потребительской социализации можно подразделить на три стадии:
1. Предоперациональная стадия. Познавательная структура детей этой стадии — в возрасте 3-7 лет — еще слабо организована. Речевые навыки еще только развиваются. На этой стадии родители могут позволить детям лишь небольшой потребительский выбор, например мороженое по цвету или напитки.
2. Конкретно-операциональная стадия. К этой стадии Пиаже относит детей в возрасте 8-11 лет, когда формируются более сложные способности применять логическое мышление к конкретным проблемам. На этой фазе социализации дети начинают развивать методы убеждения, которым они учатся у других детей для влияния на своих родителей. Например, для того, чтобы те купили желаемое («У всех есть, кроме меня»).
3. Формально-операциональная стадия. У детей 12-15 лет способность абстрактного мышления и ассоциирования концепций и идей более полно сформирована. Дети имеют более значимые финансовые ресурсы и когнитивные способности принимать решения по широкому спектру продуктов. Многие из детей этого возраста влияют на родительские покупки, но в большинстве случаев, самостоятельно осуществляют свои.
Все чаще и чаще когнитивный стадиальный подход подвергается критике. Дикинсон и Эмлер утверждают, что когнитивно-генетический подход неявно трактует людей как недифференцированную массу и игнорирует социальный класс как определяющий фактор экономической компетентности. Они считают, что экономические транзакции совершаются между людьми, играющими многочисленные социальные роли. Экономика и общество переплетаются сложным образом, и не существует ясной и простой области экономического знания вне более широкого социального мира, в котором происходит социализация ребенка. Различные социальные группы обладают различным экономическим знанием. Знание о благосостоянии запаздывает, а эффекты контекста отражают социальное распределение экономического знания, а не когнитивные дефициты. Дикинсон и Эмлер полагают, что существуют систематические классовые различия, поэтому дети рабочих в качестве основного фактора различий в заработной плате выделяют личные усилия, тогда как дети из семей среднего класса осознают важность приобретения квалификации. Они утверждают, что такие различия в атрибуции приводят к саморегулирующемуся систематическому отклонению, которое поддерживает неравенство и таким образом укрепляет status quo социально распределенных экономических ресурсов.
Лейзер и Ганин провели исследование социальных детерминант выбора системы распределения и выявили сложные отношения между демографическими, социальными и психологическими переменными. Повышенная экономическая вовлеченность связывалась с поддержкой свободного предпринимательства. Подростки среднего класса поддержали вариант либерального капитализма, тогда как рабочий класс был больше обеспокоен неравенством. Таким образом, социальные условия влияют на систему финансового распределения внутри семей, которые создают потребителей с определенной экономической ориентацией, что, в свою очередь, воспроизводит сложившуюся социальную организацию экономики.
Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения / под общей редакцией А. Алексеева. – СПб.: прайм-Еврознак, 2005. – 352 с.
Самая первая экономическая деятельность, в которую вовлекается ребенок, — это покупки. Существует несколько предпосылок понимания ребенком процесса купли — продажи, а значит, цен и прибыли: ребенок должен знать о функции и происхождении денег, обмена, собственности, зарплаты служащим, расходах и доходах продавца. Все это делает понимание простого акта купли — продажи довольно сложным для ребенка. Выделяется несколько стадий развития понятия купли — продажи: 1) непонимание роли оплаты; 2) понимание оплаты покупателем без понимания оплаты продавцом; 3) понимание и соотнесение оплаты продавца и покупателя без понимания прибыли продавца; 4) понимание всех этих моментов.
К. Дэнзигер также сообщает, что 5-8-летние дети демонстрируют более глубокое понимание экономики обмена, чем экономики производства, поскольку имеют опыт покупок, но не опыт работы.
Экономическая социализация детей
(ГУСЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ с. 24-29).
Возраст 1-3 лет
Первые проявления экономических отношений – чувство собственности, отношение к «моим» игрушкам. Попытки присвоения предметов. С родителями выясняют, где чье. Потом – в детском саду с другими детьми. Ближе к 4 годам проявляется возможность обмена.
В этот период проявляется и первичная оценка благосостояния семьи.
Возраст 4-7 лет
Социализация детей старшего дошкольного возраста имеет различные направленности и виды, в частности, одним из ее видов является экономическая социализация как одна из актуальных в данный момент развития российского общества. На настоящий момент ни в зарубежной, ни в отечественной социальной психологии нет единого мнения об институтах и стадиях прохождения социализации детьми старшего дошкольного возраста, но все авторы сходятся на том, что существуют значимые отличия социализации детей от социализации взрослых, выражающиеся в качественном протекании процесса.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, что в ряде случаев не одно и тоже, так как дети старшего дошкольного возраста не всегда владеют собственными денежными средствами для выполнения роли покупателя.
В качестве условий формирования потребительского поведения выступают наличие свободных денежных средств, практический опыт в приобретении товаров и услуг, а также доступность к различным источникам экономической информации.
У детей, являющихся субъектами потребления товаров, преобладают установки на рациональное потребительское поведение в выборе товаров и услуг.
На основании выявленных зависимостей можно говорить о том, что именно наличие практического опыта и свободных денежных средств формируют у детей старшего дошкольного возраста потребительское поведение и способствуют успешности прохождения потребительской социализации.
По результатам проведенного исследования можно утверждать, что дети, имеющие доступ к техническим источникам информации, легче воспринимают знаковую систему и испытывают к ней большее доверие, нежели к социальным источникам информации, то есть мнению родителей и сверстников, что позволяет выделять «технокранизацию» как новый и на данный момент ведущий тип общения ребенка со средой.
Наиболее детальный анализ политики родителей в области карманных денег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получали некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50% могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Исследователи обнаружили любопытные различия в практике выделения и расходования карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора-два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза больше. Более половины детей неквалифицированных рабочих и только 10 % детей специалистов с высшим образованием тратили всю сумму карманных денег в течение недели.
Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у детей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать.
Ученик 11-го класса подарил однокласснице на 8 Марта дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание, что та дает ему слишком много карманных денег. «Ничего не могу поделать, — ответила мама. — Ребенок снялся в телевизионной рекламе, и вся семья живет на его деньги уже третий месяц».
Дети старшего дошкольного возраста (по Пиаже это первая стадия потребительской социализации), на наш взгляд, могут выступать в роли потребителей товаров и услуг, т.к. их познавательная и речевая деятельность готова к выбору и оценке товара. Дети дошкольного возраста способны активно исполнять роли потребителей товаров и услуг, и лишь в ряде случаев, при наличии определенных социально-экономических условий, а именно самостоятельно распоряжаться имеющимся доходом, могут выступать в роли покупателя. (Фенько)
Первое знакомство ребенка с миром экономических отношений происходит при помощи денег: ребенок тратит свои карманные деньги, видит, как родители оплачивают свои покупки в магазинах и пр., следовательно, чтобы ребенок, став взрослым, мог хорошо разбираться в экономике и, таким образом, имел бы возможность плодотворно заниматься предпринимательской деятельностью, ему обязательно нужно усвоить роль и природу денег. Дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; к 9-10 годам ребенок усваивает представления о «цене» денег. Именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или социоэкономические условия, в которых находится семья, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка. Этот последний вывод был получен, в частности, в работе Р. Саттона.
Характер получения денег влияет, по мнению А.С. Валявского, на формирование отношения к труду. Он считает, что сензитивным периодом для этого является возраст 5-7 лет, когда у ребенка преобладает установка на помощь другому и ощущение радости от труда ради другого. После 7 лет, при условии использования денег как вознаграждения, закрепляется представление о любой работе как виде деятельности, направленной на индивидуальную выгоду. В условиях отечественного культурного пространства распространенно мнение о том, что детям не следует давать деньги, так как это их «портит». Излишним, на наш взгляд, будет говорить о том, что это не только нарушает связь поколений, но деформирует процесс формирования экономических представлений и навыков ребенка, а так же нарушение развития мотивационной сферы дошкольника. (Гусева)
Французский исследователь Д. Лассаре считает, что система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. Он предполагает, что смысл выплат родителями карманных денег меняется по мере развития ребенка и служит для контроля его растущих требований.
В 1996 году в Великобритании дети 5-7 лет тратили примерно 2,41 фунта в неделю (Walls Monitor, 1996).
(ФЕНЬКО А.Б. ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 94-101)
Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников:
Полученные в исследовании результаты показали, что экономическое образование, как целенаправленный организованный процесс формирования экономических представлений, оказывает значимое влияние, в первую очередь, на группу волевых ЦО личности. Формирование таких волевых качеств личности школьников как решительность, уверенность, целеустремленность, настойчивость позволит им в будущем не только лучше адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и, с большой вероятностью, полнее реализовать свой личностный потенциал. (Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|