Сделай Сам Свою Работу на 5

Реферат: бюджетный дефицит (в общем, затем применительно к РБ)





Тема 10: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении государственного бюджета

Доходы и расходы государственного бюджета

Бюджетное устройство и бюджетная система РБ

Бюджетный дефицит

Бюджетный процесс

1.

Государственный бюджет является составной частью финансов, отражает их качественные характеристики.

Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, относящиеся к бюджету.

Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования, распределения и использования бюджетного фонда.

Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.

В древнем мире общественные запросы ограничивались потребностью функционирования суда, организации управления и военной защиты.

В средние века началось укрепление союзов общественно-принудительного характера, т.е. княжеской и королевской власти и появлению государства. Одновременно появились сборы средств в пользу этих союзов.



Дальнейшее общественное развитие обусловило ряд новых потребностей, которые удовлетворялись за счет общих средств.

Увеличению бюджетного фонда способствовал рост государственных расходов на вооружение, организацию суда, народного образования и прочее.

Развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений.

Бюджетные отношения являются органической частью экономической структуры общества. Они объективно предусмотрены (предопределены) закономерностями общественного развития.

Бюджет рассматривается как составляющая часть финансовых отношений, однако он может быть рассмотрен как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет – это объективно функционирующие специфические денежные отношения.

В момент расщепления натурально-вещественной формы чистого дохода, начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта, т.е. чистого дохода в денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения. Также формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков.



Таким образом, в составе финансовых отношений, при обособлении стоимости чистого дохода, зарождаются те отношения, которые образуют часть чистого дохода, направляемого в централизованный фонд государства, а именно бюджетные отношения. Их появление обусловлено появлением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

Бюджетные отношения носят перераспределительный характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимодействия субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей, для формирования доходов в бюджет.

При современной организации отношений субъектов хозяйствования и государства, платежи в бюджет являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на распределение той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирования децентрализованных денежных фондов.

К существенным особенностям бюджетных отношений, как части финансовых отношений можно отнести их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государством.



Бюджетные отношения имеют свои особенности:

· обусловлены функционированием государства;

· связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

· носят перераспределительный характер;

· опосредуют безвозмездное движение стоимости, в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

· регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.

Бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и по своей сущности представляет собой совокупность специфических финансовых отношения, связанных с формированием использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.

Бюджетные отношения находят свое отражение и материальное воплощение в бюджетном фонде. Таким образом, они материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает государство на конкретном этапе развития.

В бюджетном фонде концентрируются денежные ресурсы предприятия, организации, населения в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов на поддержку отраслей экономики, развитие социальной сферы, организацию управления и обеспечение обороноспособности государства.

Именно это позволяет рассматривать бюджет как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Бюджетные фонды на различных уровнях государственной власти в целом образуют бюджетную систему государства.

По своей организационной форме бюджет – это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом, о чем свидетельствую следующие факторы:

· бюджет формируется как финансовая база государства;

· через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства; определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения в стоимости;

· порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов денежных средств субъектов хозяйствования и населения;

· объемы общегосударственных расходов зависят от потребностей расширенного воспроизводства и задач каждого конкретного этапа развития государства и общества;

· в конечном итоге бюджет объединяет все финансовые планы через систему показателей, отражающих взаимоотношение бюджета в специальных разделов финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

Как специфический финансовый план, бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми хозяйствующими субъектами и населением.

Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм, а именно доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения в стоимости общественного продукта.

Бюджету как финансам в целом присущи распределительная и контрольная функции.

Сфера деятельности распределительной функции включает перераспределение различных уровней: межотраслевое, межтерриториальное, меж уровнями бюджета.

Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить на сколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям и насколько эффективно они расходуются.

В современных государствах бюджет широко используется в системе государственного регулирования. Это возможно благодаря бюджетному механизму, который представляет собой совокупность форм бюджетных отношений и методов.

Этому способствует специфическое свойство бюджета – обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.

С помощью бюджетного механизма, государство перераспределяет валовой внутренний продукт и совокупный общественный продукт, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования, создает условия для контроля за экономическими процессами.

Государство оперирует такими формами прямого и косвенного воздействия на экономические и социальные процессы, как бюджетное финансирование.

 

2.

В историческом аспекте бюджеты разных стран имеют много общего, а именно: основные каналы поступления и структуру доходов, направления расходования.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны.

Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжении органов государственной власти. Доходы бюджета образуются за счет налогов и неналоговых платежей.

Налоги– безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и физических лиц в порядке и сроках, установленных законодательством для финансового обеспечения деятельности государства и его территориальных единиц.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков.

В отличие от налогов, сборы чаще всего носят целевой характер. Неналоговые доходы бюджета включают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг органами власти; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций и других форм принудительного изъятия.

Доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, от бюджетов других уровней, безвозмездные поступления.

Привлечение доходов от продажи имущества связано с процессом приватизации. В то время, как среди доходов от использования этого имущества основную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Безвозмездные поступления включают:

· суммы, поступившие от физических и юридических лиц;

· международных организаций;

· правительств иностранных государств;

· безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов, или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением бюджетного либо налогового законодательства.

Среди неналоговых доходов особое место занимают доходы, связанные с использованием денежных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процента по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставных фондах или дивидендов по акциям находящимся в государственной собственности.

Доходы бюджета классифицируются не только по способу взимания, но и по ряду других признаков.

Так, по условиям и способам зачисления в бюджет, доходы делятся на собственные (доходы от муниципальной собственности; местные налоги и сборы и некоторые другие доходы), закрепленные (доходы, законодательно закрепленные за бюджетами определенного уровня) и регулирующие (относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней, по установленным в законодательном порядке нормативам отчислений).

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные расходы, а материальным воплощением – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущиеикапитальные.

Текущие предназначены на обеспечение текущей деятельности органов власти и бюджетных учреждений.

Капитальныерасходы связаны с вложением денежных средств в основные фонды и нематериальные активы с созданием запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы делятся на:

· расходы связанные с финансированием материального производства;

· расходы нематериальной сферы.

По функциональному назначению выделяют расходы по финансированию отраслей экономики, социальной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживанию государственного долга.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение, культуру и искусство, социальное обеспечение, расходы на СМИ, физкультуру и спорт. Финансируя такие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить их населению.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, выплаты различного рода компенсаций. Значительная часть этих расходов финансируется за счет бюджетных и внебюджетных социальных фондов.

В настоящее время значительно сокращаются расходы на отрасли экономики, формируются резервные фонды, финансируются развития рыночной инфраструктуры. В условиях рынка область долгосрочных вложений расширяется за счет включения в нее основных фондов, природных ресурсов и прочего.

 

3. Вопрос самостоятельно в виде реферата (в общем, затем применительно к РБ)

Реферат: бюджетный дефицит (в общем, затем применительно к РБ)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.