Синтаксические средства художественной изобразительности (С2)
Роль лексических явлений в языке
(подготовка к заданию С2)
АНТОНИМЫ:
- позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
- помогают высказать мысль с большей точностью,
- делают речь яркой и убедительной.
СИНОНИМЫ:
- помогают избежать однообразия изложения,
- разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
- позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
- помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
- позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
- позволяют тонко и красочно описывать явления,
- способствуют точности и ясности высказывания,
- дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
- служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
- делают речь яркой и убедительной,
- служат для передачи торжественности момента,
- служат для воссоздания исторической обстановки,
- служат средством речевой характеристики персонажа,
- используются для создания комического эффекта, иронии;
- помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
- подчёркивают достоверность сказанного,
- служат названиями реалий прошлых лет.
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
- помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
- служат для обозначения предметов, признаков, действий.
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
- выступают как одно из средств выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
- используется писателями как языковая основа произведения,
- употребляется в любых условиях общения,
- служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
- создаёт стилистическую окраску слова,
- одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
- используется для словесной характеристики героя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
- помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
- служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
- служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
- служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
- позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
- помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
- служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
- служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
- усиливают выразительность, образность языка произведения;
- придают художественную, поэтическую яркость речи;
- обогащают содержание высказывания;
- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
- создают живое представление о предмете;
- оценивают предмет или явление;
- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
- придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
- характеризуют все стороны жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
- помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
- средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
- средство передачи монотонности и однообразия действий,
- повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
- средство выражения многократности или длительности действия.
Грамматические явления.
Синтаксические средства художественной изобразительности (С2)
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ - заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре - Гоголь)
Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?
Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ- подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.
Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.
АНАФОРА - построение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие).
Например: Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Значение:усиливает выразительность речи, логическое выделение.
ЭПИФОРА - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Например:Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Прояснилась омуть а сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Значение:усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: ...где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)
Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.
ЭЛЛИПСИС - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например:Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский)
Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.
УМОЛЧАНИЕ- фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Например: Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты! (Бунин)
Значение: пробуждает глубокие мысли и чувства, придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. Часто используется в прямой речи. СМЕЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - конец предложения даётся в ином синтаксическом плане.
Например: Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...
Иных уж нет, а те далече...
Значение:передаёт прерывистость речи, волнение говорящего. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь.
Например: Есть у каждого города возраст и голос,
Есть одежда своя и особенно запах.
И лицо. И не сразу понятная гордость.
Значение:придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - деление предложения на слова. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. Значение: словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности. МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон),
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.
Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.
Значение: многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений. ГРАДАЦИЯ - расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. Значение: придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|