Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпроверочный анализ: тысяча и один признак налоговой неблагонадежности.





Противодействие уклонению от уплаты налогов

Современные технологии работы ФНС:

От крупнейших налогоплательщиков — в каждый дом

В конце 90-х гг. в одной из столичных инспекций довелось наблюдать следую­щую картину: в отделе камеральных проверок папки со сданными декларациями за очередной налоговый период (и за несколько предыдущих периодов, которые инспек­тора не успели разнести в компьютеры), равномерно устилали пол приблизительно до уровня пояса. На просьбу провести сверку расчетов инспектор, вынырнувший из этого бумажного моря, отреагировал нервно: «Вы что, не видите? Какой второй квартал? Приходите месяца через три, а лучше — через пять-шесть!»

В итоге, конечно, совместно с клиентом удалось убедить камеральщика в виде исключения ввести данные для сверки платежей с компанией «в первоочередном по­рядке». Впечатление же осталось достаточно позитивное: в таком бардаке наладить планомерную работу по предпроверочному анализу компаний с целью выявления потенциальных налоговых уклонистов невозможно в принципе.

Время шло, и каток государственной машины потихоньку двигался вперед. На­логоплательщиков, конечно, меньше не стало, и у налоговиков по-прежнему нет ресурсов для того, чтобы тотально контролировать всего и вся. Но на вооружении ФНС появились современные информационные технологии по анализу финансово-хозяйственной деятельности и уровню налоговой нагрузки предприятий, сбору ин­формации из внешних источников, оперативному обобщению информации о выяв­ленных налоговых схемах, идентификации налоговых платежей, приему электронной отчетности и др.



Политика налогового ведомства шла по пути «сверху вниз»: от тотального кон­троля крупнейших налогоплательщиков, создание для этих целей межрегиональных инспекций, и до выявления налоговых нарушений в компаниях, находящихся, по мнению мытарей, в «зоне риска» (так называемые «юридические лица, контролируе­мые в первую очередь»).

Все это привело к качественно иному уровню системы налогового администриро­вания. До лучших западных аналогов ей, конечно, еще далеко, но дистанция разрыва уверенно сокращается.



Камеральные проверки и предпроверочный анализ

Статья 87. НК РФ. Налоговые проверки.

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

· камеральные налоговые проверки;

· выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговой проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Оста­новимся на нескольких принципиальных моментах, которые касаются процедуры проведения камеральной проверки.

1. Достаточно длительное время велась дискуссия в отношении того, имеют ли право налоговики во время камеральной проверки запрашивать помимо доку­ментов, подтверждающих налоговые льготы, первичные документы финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время этот вопрос решен. В соответствии с п. 1 ст. 88 НК камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других до­кументов о деятельности налогоплательщика, имеющихсяу налогового органа.

Согласно п. 6 той же статьи при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверж­дающие право на применения налоговых льгот. Например, услуги в сфере образова­ния освобождены от НДС и для подтверждения права на применение льготы налого­вики могут потребовать у образовательного учреждения предъявить лицензию (но не первичные документы). Налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено ст. 88.



2. Исключение из этого порядка существует только для НДС. В соответствии с п. 8 ст. 88 НК, если подана налоговая декларация по налогу, в которой заявлено право на возмещение, налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов: журналы учета счетов-фактур, книги покупок, счета-фактуры.

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декла­рации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в пред­ставленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у нало­гового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается на­логоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояс­нения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88).

Ссылаясь на данную норму НК, инспектора под видом предоставления поясне­ний часто пытаются получить первичные документы, которые «подтверждают» по­зицию налогоплательщика. В настоящее время судебная практика по этому вопросу сложилась, и суды признают подобные требования налоговиков незаконными. Но, разумеется, ничто не мешает налоговикам в случае выявления при проведении каме­ральной проверки признаков налогового правонарушения назначить с соблюдением установленной процедуры, выездную проверку.

4. Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами с момента представле­ния декларации и документов, которые в соответствии с НК должны прилагаться к декларации. Проведение проверки за пределами этого срока не допускается, поэтому налогоплательщики имеют право не реагировать на запросы инспекции о предостав­лении, например, пояснений после истечения трех месяцев.

5. В случае выявления по результатам камеральной проверки фактов налоговых правонарушений, налоговики должны составить акт в соответствии с процедурой, установленной ст. 100 НК. До 1 января 2007 г. такой нормы в НК не было: налоговики просто выставляли требование на уплату выявленной недоимки.

6. С 1 января 2009 г. были внесены изменения в ст. 88, 100 и 101 НК, которые сня­ли ряд спорных вопросов процедуры проведения камеральных проверок:

— камеральная проверка начинается со дня подачи налоговой декларации. Таким образом, налоговики теперь не могут затягивать камеральную проверку под предлогом запроса документов, которые налогоплательщик якобы должен был при­ложить к декларации (п. 2 ст. 88 НК);

— если до окончания камеральной проверки подана уточняющая (корректи­рующая) декларация, проверка первоначальной декларации прекращается;

— акт и решение по результатам камеральной проверки налоговики должны отправить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней (ст. 100 и 101 НК). Раньше срок установлен не был.

Таким образом, НК несколько упорядочил процедуру камеральной проверки, ограничив возможности для произвола налоговой службы. И сейчас все реже можно встретить ситуацию, когда сложно определить, какой вид налогового контроля про­водиться в отношении налогоплательщика: то ли «камеральная» проверка с истребо­ванием и изучением первичных документов, которая плавно и незаметно переходит в выездную, то ли «выездная», но по месту нахождения налогового органа. Раньше возможностей для злоупотреблений у налоговиков было больше.

Предпроверочный анализ: тысяча и один признак налоговой неблагонадежности.

 

Охватить выездными проверками хотя бы раз в два-три года всех налогоплательщиков абсолютно нереально: на это не хватит ресурсов всех налоговых и правоохранительных органов. В 90-х гг. налоговики работали в основ­ном «на глазок»: выбирали для контроля несколько десятков более-менее крупных по оборотам компании, состоявших на учете в инспекции, и систематически наведыва­лись к ним с расчетом на то, что «что-нибудь обязательно накопаем».

Такой подход с течением времени становился все более неэффективным: компа­ний появлялось все больше, а наиболее крупные из них, находясь в «постоянной готовности» к проверкам и не высказывая желания быть «объектами» для постоянных претензий, обзавелись профессиональными бухгалтерскими и юридическими служ­бами, которые стали эффективно защищать интересы предприятия.

Потребовалась выработка нового подхода, прежде всего к камеральному кон­тролю и предпроверочному анализу в целях отбора на выездную проверку канди­датов, вероятность обнаружения у которых налоговых правонарушений была бы наибольшей.

Для решения этих задач ФНС создает специальную базу данных «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (сокращенно — ЮЛ-КПО).

Признаки «налоговой неблагонадежности», по которым компании попадают в эту базу, постоянно дополняются.[2, c.49-54].

Налоговые инспекторы отбирают компании для проведения проверки по определенным признакам. Их список долгое время использовался для служебных нужд ИФНС, однако теперь он является достоянием общественности.

Все признаки подозрительности разделены на 3 группы:

1) Признаки, выявляемые на этапе регистрации компании (28);

2) Признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет (4);

3) Признаки, выявляемые в ходе деятельности компании (77).

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.