Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон спроса – чем ниже цена, тем большее количество блага согласны купить потребители.





Функцию спроса от цены можно задать табличным и графическим способом.

Табличный способ

Предположим, что у нас есть товар (виноград), спрос на него со стороны покупателей и цена за единицу изделия представлены в табл. 1.

Таблица 1

Объем спроса (Q), шт. Цена (Р), руб.

 

Графический способ

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену P) по вертикальной, а зависимую (величину спроса Q) – по горизонтальной оси (рис.4.1).

Q3 Q2 Qi

 

Рис. 4.1 Зависимость величины спроса от цены

Кривая спроса (D) показывает, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени при прочих равных условиях. Она характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. Изменение объема спроса в зависимости от цены на товар представляет собой движение по кривой спроса (рис. 4.1).

Кроме ценового фактора на спрос влияют и неценовые факторы:

· Количество потребителей;



· Сезонность;

· Мода;

· Увеличение (уменьшение) доходов населения;

· Место и время оказания услуги;

· Степень удовлетворения и насыщенности;

· Инфляционные ожидания.

 

Предложение представляет собой желание продавцов продать определенное количество товара по определенной цене.

Закон предложения – чем выше цена, тем больше поставки товара на рынок.

Функцию предложение, как и спрос, можно представить табличным, графическим способом.

Табличный способ

Таблица 2

Объем предложения (Q), шт. Цена (P), руб.

 

Полученная линия называется кривой предложения (S). Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Изменение объема предложения в зависимости от изменения цены на товар графически выглядит как движение по кривой предложения (рис. 4.2).

Графический способ

Рис.4.2. Кривая предложения

 

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:



— цены факторов производства (ресурсов);

— технология;

— ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

— размер налогов и субсидий;

— количество продавцов (конкуренция).

После рассмотрения спроса и предложения становится понятным, что на рынке желания потребителей и продавцов «встречаются»: одни хотят купить товар как можно дешевле, другие – продать как можно дороже. Их желания и возможности совпадают только в одной точке, где равны количества товара, которые они хотят купить и продать, и где цена устраивает обе стороны, рис. 4.3

 

Рис. 4.3 График равновесной цены

Задание:

Предположим, что стоит жаркое лето. Определите:

1. Как изменится количество продаваемого мороженого по каждой цене;

2. В какую сторону сдвинется кривая спроса;

3. Как изменится цена равновесия (снизится, повысится);

4. Как изменится равновесный объем продаж мороженого (упадет, поднимется)?


5. Фирма – основной субъект бизнеса. Экономические издержки и прибыль фирмы. Сколько стоит поставить спектакль?

Слово «фирма» (происходит от итальянского firma- подпись) означало торговое имя купца, коммерсанта. Это понятие изменилось за длительный период развития рыночных отношений. Сегодня под фирмой понимают предприятие, преобразующее ресурсы в продукцию. Фирма – организация, привлекающая ресурсы с целью создания благ и получения прибыли.

Основные функции фирмы представлены на рис.5.1

 

 

 


Рис.5.1. Функции фирмы

 

Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал.

Стартовый капитал – это первоначально вложенный капитал плюс текущие затраты на начальное ведение производства.



Источниками покрытия этих затрат могут быть как собственные средства, так и заемные.Собственные средства представлены на рис 5.2.

 

 

 


Рис.5.2 Источники формирования собственных средств

Заемные средства – это банковский и коммерческий кредит. На их долю приходится 30-40% всех финансов фирмы.

Для каждой фирмы, функционирующей в условиях рыночной экономики, жизненно важным является вопрос сопоставления затрат и получаемой выручки от продажи своей продукции. Затраты фирмы иначе называют издержками.

Издержки представляют собой затраты ресурсов, необходимых для производства товаров или услуг, т.е. таких ресурсов, как: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Чем меньше издержки, тем более эффективно используются производственные ресурсы.

Издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – зависят от объема выпускаемой продукции, их величина не меняется в зависимости от изменения объемов производства, рис.5.3.

 

 


· Отчисления на амортизацию

· Аренда

· Страховые взносы

· Зарплата административно-управленческого персонала

· Зарплата основного персонала

· Обязательства по займам и кредитам

Рис.5.3 Постоянные издержки

 

Переменные издержки – издержки, которые зависят от объема произведенной продукции и изменяются вместе с изменением ее выпуска, рис. 5.4

 
 


· На сырье и материалы

· Топливо, электроэнергия

· Транспортные услуги

· Зарплата производственного персонала

Рис.5.4. Переменные издержки

Прибыль – это разность между совокупной выручкой, полученной от продажи продукции (оказания услуги), и совокупными издержками.

Прибыль =Выручка – Издержки

 

Всякая фирма заинтересована, чтобы ее капитал находился в движении и непрерывно воспроизводился. Производственный капитал переносится на стоимость созданного товара. Выделяют два типа капитала – основной капитал и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся здания, сооружение, оборудование, компьютеры. Они многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям.

К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, рабочая сила, деньги в кассе. Они используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла.

Процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде называется амортизацией.

Обобщающим показателем использования основных фондов (капитала) являетсяфондоотдача.

Использование оборотных фондов (капитала) выражается вматериалоемкости.

Период окупаемости –период времени, когда все инвестиции, вложенные в проект вернулись.

 

Задание:

1. Составьте кроссворд с использованием пройденной терминологии.

2. Задача №1: рассчитайте прибыль от постановки одного спектакля и период окупаемости расходов, если цена билета -700 руб., среднее количество зрителей на спектакле – 37 чел., количество спектаклей в месяц – 14, совокупная зарплата актеров и персонала театра – 300 тыс. руб., расходы на декорации и костюмы – 200 тыс. рублей. У театра есть свое помещение.

 

Журнал «Деловая среда», http://journal.dasreda.ru/practice/1952-teatr-kak-biznes

Задача№2.Рассчитайте прибыль и окупаемость музыкальной студии, если первоначальные вложения (ремонт помещения и покупку оборудования) 5 млн. руб., выручка от сдачи в аренду – 324 тыс. руб., выручка от записи альбома – 350 тыс.руб., аренда помещения -80 тыс. руб., коммунальные расходы – 12 тыс. руб., реклама – 5 тыс.руб., зарплата штатных сотрудников – 200 тыс.руб., зарплата внештатных сотрудников – 80 тыс. руб., налоги на фонд оплаты труда -131,3 тыс.руб. (Приложение 1)

6. Конкуренция и типы рынков

6.1 Сущность понятия «конкуренция», роль конкуренции в экономике

 

Современный термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrentia», означающего столкновение, созтязание. Фридрх фон Хайек, знаменитый экономист, пояснил, что конкуренция – это «старание получить то, что кто-то другой старается получить в это же самое время».

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. Сравнительные черты видов конкуренции, табл.3

Таблица 3

Сравнительные черты видов конкуренции

 

Виды, признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
Субъекты Предприятия одной отрасли Предприятия разных отраслей
Объекты Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее выгодного вложения капитала
Предпосылки Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие норм прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота капитала
Результат Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

 

Конкурентная борьба бывает двух видов – ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция включает такие методы продвижения как реклама, участи в выставочной деятельности, новизну и качество товара, расширение ассортимента, сервис.

Направления анализа конкурентов включают их идентификацию, ранжирование, мониторинг, сравнение, а далее, создание стратегических конкурентных преимуществ, защиту от конкурентных воздействий, решение вопросов этики и морали во взаимоотношениями с конкурентами.

6.2 Основные типы рынков

 

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

· На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;

· Обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;

· Покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;

· Существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

Несовершенная конкуренция– это тип рыночной структуры, при котором участники рынка имеют возможность в определенной степени влиять на цену товара. Выделяют три основных типа несовершенной конкуренции: чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Основные типы несовершенной конкуренции различаются по числу участников рынка, характеру входных барьеров, характеру товара и возможности влияния на цену (табл. 4).

Таблица 4

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Критерии Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм в отрасли Одна Несколько Много
Входные барьеры Высокие Высокие Низкие
Характер продукции Однородная Однородная или Дифференциро
    дифференцированнаяя ванная
Контроль над ценой Высокий Частичный Слабый

Крайним случаем несовершенной конкуренции является «чистая монополия». Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Чистая монополия характеризуется следующими признаками:

1. Наличие единственного продавца данного вида товара, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.

2. Отсутствие субститутов – заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар. Если чистые монополии, производящие продукт общественного пользования, рекламируют его, то это скорее для престижа, так как конкурентов нет.

3. Вступление в отрасль новых производителей фактически невозможно вследствие наличия экономических или юридических входных барьеров.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин, ее порождающих. Существует три причины:

— экономия от масштаба;

— контроль над редкими и очень важными ресурсами;

— государственное ограничение притока новых производителей.

Естественная монополия – это монополия, существование которой вызвано выраженным эффектом масштаба, т. е. долгосрочные средние затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Олигополиейназывают рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.

Первая характерная черта олигополии – немногочисленность. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров.

Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные (сталь, алюминий), так и дифференцированные (автомобили, сигареты) продукты.

Вторая черта – высокие барьеры для вхождения в отрасль.

Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т. д.

Третья черта – всеобщая взаимозависимость.

Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.

Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов– от ценовой войны до сговора.

В олигополии возможны два варианта поведения фирм: некооперативное и кооперативное. При некооперативном каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Ответная реакция конкурента приводит к ценовой войне.

Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.

Нагляднее всего ценовую войну можно проследить на примере дуополии.

Дуополия– простейший случай олигополии, где участвуют два производителя данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт. Эта рыночная структура довольно часто встречается на региональных рынках, она отражает все характерные черты олигополии с несколькими участниками.

Следующая разновидность рынка несовершенной конкуренции –монополистическая конкуренция. Ей свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции.

Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее. Однако продукция различных фирм дифференцирована.

Из наличия большого числа фирм вытекает несколько особенностей монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой. Невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен или ограничения производства. Также можно не учитывать реакцию конкурентов, так как влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно.

По существу монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

Положение фирмы в данной рыночной ситуации отличается и от чистой монополии, и от олигополии, и от совершенной конкуренции. В отличии от полной монополии такая фирма, не будучи единственным производителем данного вида продукции, находится под воздействием конкуренции других фирм, производящих данную группу товаров субститутов.

Фирма, находящаяся в ситуации монополистической конкуренции, может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как каждый из них оказывает ничтожное воздействие на общие условия реализации продукта. Этим монополистическая конкуренция отличается от олигополии.

И наконец, в отличие от совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции объем сбыта ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, особенности продукта и величина расходов на рекламу.

В состоянии монополистической конкуренции могут находиться предприятия розничной торговли, парикмахерские и т. д.Различия между структурами представлены в табл. 5.

 

Таблица 5

Рыночные структуры и формы конкуренции

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля над ценами
Совершенная · Множество фирм, производящих данный продукт · Полная однородность производимой продукции · Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала · Открытая информация о рынке Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная
Монополия Продукты производятся только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля над ценами
Дуополия Производство продукции (оказание услуг) сосредоточено на двух фирмах Частичный контроль над ценами
Олигополия · Производится однородная продукция · Относительно небольшое количество фирм, производящих данный продукт (услугу) Частичный контроль над ценами
Монополистическая конкуренция Множество производителей, множество различий в продукции (услугах) Очень слабый контроль над ценами

Задание:

1. Проведите экспертизу деятельности вашего предприятия

2. Составьте портрет своего клиента

3. Выявите ресурсы компании и ключевых конкурентов, см. Приложение 2.

Напишите эссе на темы:

1. «Деньги составляют средство для людей умных, цель – для глупцов» (П. Декурсель)

2. «Из всех видов оружия, которые были изобретены для борьбы за существование, деньги являются самым эффективным» (В. Швебель)


Приложение 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.