Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная политика, направленная на более справедливое распределение доходов в обществе.





Рынок социально нейтрален, он обеспечивает справедливость распределения в связи с соотношением спроса и предложения. Государство, проводя политику перераспределения доходов, способствует социальной стабильности и созданию более равных возможностей для достойного существования всех граждан страны.

 

Итак, рассмотренные выше экономические провалы рынка – это исходный пункт для обоснования государственного вмешательства.

Государственное вмешательство в экономику объективно необхо­димо для любого правительства независимо от того, является эконо­мика рыночной или командно-распределительной. Споры идут только о степени вмешательства.

 

В распределитель­ной экономике - полный государственный монополизм в управлении хозяйством, государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система на деле доказала свою неэффективность и несостоятельность. Она была характерна для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах.



В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределе­ния ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурса­ми, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система — это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключи­тельное значение.

В смешанной экономике реализуются различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в "японской", "шведской" моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в "китайском" варианте развития;

Крайний либерализм признает эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

 

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - воздействие государ­ства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнк­туру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.



Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки экономической политики, обоснования ее по­ложений, выбора средств и методов ее проведения.

Процесс ГРЭ включает:

разработку экономической политики

обоснование положений экономической политики

выбор методов и инструментов проведения экономической политики

 

Под экономической политикой принято понимать систему мер по воздействию на национальное хозяйство страны.

 

Анализ экономической политики государства можно осуществлять как в рамках нормативной экономической теории (как должно быть, как политикам следует действовать), так и в рамках позитивной экономической теории (почему политики действуют именно так).

 

Впер­вые теория экономической политики была детально разработана голландским ученым, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном (1903-1994) в его произведении «Теория экономической политики» (1952 г.). Я.Тинберген занимался разработкой экономической политики, которая по своему характеру является нормативной, т.е. он анализировал, что должно делать государство.

Я. Тинберген подробно обосновал конкретные шаги раз­работки оптимальной экономической политики.

Во-первых, соответствующие государственные органы дол­жны выбрать конечные цели экономической политики, коей является обеспечение роста общественного благосостояния. Практически это осуществляется в форме терминов максима­лизации функции общественного благосостояния. Вслед за этим, на основе функции общественного благосостояния государственные органы должны рассчитать целевые показате­ли, т. е. конкретные цифры, характеризующие намеченный уровень благосостояния населения страны.



Во-вторых, правительственным органам далее необходимо оценить значимость тех политических инструментов, которы­ми они реально располагают. Здесь имеется в виду соотноше­ние сил различных партий в парламенте и другими общественными организациями.

В-третьих, они должны исходить из выбранной модели национальной экономики, включающей в себя связанные между собой целевые показатели и инструмен­ты для их достижения. Одновременно можно определить общественную силу выбранных политических мер.

 

Обосновывая необходимость ГРЭ, ранее мы не уточняли, какие цели ставит перед собой государство. В общем виде политики всегда утверждают, что главная цель их деятельности – повышение благосостояния общества. То есть правительство стремится к максимизации функции общественного благосостояния. Но очень сложно дать конкретное определение этой категории.

Определение правительством множества целей называется целевой функцией государства. Количество целей определяет размерность целевой функции.

 

Увязать задачи государственного регулирования в единое целое можно в виде, например, «дерева целей», «многоугольника» целей.

Многоугольники целей государственного регулирования — взаимо­связанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития.

Наиболее распространен так называемый «ма­гический четырехугольник», т. е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность:

экономический рост;

высокий уровень занятости;

стабильность цен или устойчивость денег;

внешнеэкономическое равновесие.

 

Могут быть и другие варианты представления задач государствен­ного регулирования в систематизированной форме.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются дос­тижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

 

К важнейшим условиям выработки целей экономического развития можно отнести следующие.

Во-первых, это взаимоисключаемость целей. В данном случае надо иметь в виду, что су­ществуют различные варианты определения целей экономичес­кого развития. Так, генеральная стратегическая цель общественного развития — повышение уровня жизни населе­ния может быть представлена как увеличение продолжитель­ности жизни или как рост благосостояния, или как большее удовлетворение культурных потребностей личности. Нетруд­но видеть, что при выдвижении этих целей, представляющих собой сложную систему, необходимо учитывать, что их дости­жение одновременно невозможно, что существует научно обо­снованная очередность их достижения.

Во-вторых, условием разработки целей является взаимодополняемость целей. В качестве примера можно указать на повышение уровня образования (общего и специального) и рост эффективности производства. На практике редко встречаются такие цели, когда достижение одной цели никак не связано с достижением другой.

 

Нетрудно видеть, что количество целей составляющих це­левую функцию достаточно велико. Исторический опыт свиде­тельствует, что это число элементов целевой функции с тече­нием времени имеет тенденцию к уменьшению.

Сложности разработки указанных целевых показателей, привели к их резкому сокращению. К середине 90-х годов прошлого века правитель­ства ряда государств перешли к рассмотрению всего двух показателей: полная занятость и динамика инфляции.

В на­стоящее время в России подобное решение выбора целей представляется приемлемым. По мнению ряда экономистов целесообразно перейти к использованию одного показателя. Для России, страны прошедшей период значительного падение производства и снижения жизненного уровня населения, завер­шающей формирование рыночной экономики такой целью является повышение жизненного уровня населения, сниже­ния удельного веса граждан, доход которых ниже прожиточ­ного минимума. В начале нового тысячелетия около 40% насе­ления страны не обеспечивали себе достойного существования. Главным средством реализации этой генеральной цели выступает государственное регулирование экономики.

Во многих странах в качестве целевых показателей выбра­ны полная занятость и нулевая инфляция. Так как точное оп­ределение указанных целей отсутствует, то по их определению длительное время продолжаются дискуссии. Их величина неред­ко определяется законодательно.

Вслед за установлением макроэкономических целей долж­ны быть разработаны соответствующие им экономические ин­струменты, посредством использования которых можно дос­тичь поставленных целей.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономи­ческих процессов, использует систему методов и инструментов, ко­торые меняются в зависимости от экономических задач, матери­альных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет гово­рить как о формировании национальных моделей, так и о сложив­шемся стандартном наборе общественных форм и методов государ­ственного регулирования.

 

Важнейшая проблема при анализе экономической политики государства – определение точных соотношений между зависимыми переменными (целями экономической политики) и независимыми переменными (инструментами). Я.Тинберген пришел к выводу, что политики могут достичь целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей и влияние инструментов на цель линейно независимы друг от друга.

 

Важная проблема, с которой сталкивается государство в процессе регулирования – лаги регулирования. Они возникают, когда между принятием решения правительством и результатом, проходит определенное время (лаг). Речь идет об эффекте запаздывания. Поэтому правительство должно по возможности представлять себе не только результаты, но и время их реального воздействия на экономику.

 

Назовем важнейшие лаги регулирования.

Лаг распознавания: время, требуемое для осознания самой проблемы регулирования (данные о том, что в экономике наступил спад, поступают от статистических служб через квартал или полгода после развертывания спада).

Лаг решения – время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (законы в парламенте проходят несколько чтений).

Лаг воздействия – время, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под воздействием инструмента макроэкономической политики (принято решение о сокращении денежной массы, но снижение темпа инфляции произойдет не мгновенно).

 

Рассмотрим универсальные средства государственного регули­рования, применяемые в последнее время. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические, прямые, косвенные.

 
 

 

 


Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм — производителей и по­требителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включает систему мер в виде закреп­ления, разрешения, принуждения; осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

 

Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эконо­мики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включаю­щих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов.

Целью таких методов являются дости­жение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эф­фекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уров­ня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

 

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям:

или развитие государственного предприни­мательства,

или субсидирование предприятий негосударственного сектора.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания предприятий совместной или индивидуально-частной форм собствен­ности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низ­ким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направ­ляет на развитие национального хозяйства. Так, политика прези­дентов Р.Рейгана и Дж.Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что обеспечивалось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство реализует программу поддержки таких сфер, как об­разование, здравоохранение, охрана окружающей среды. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидиро­вания многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленности, транспорт и т.д.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сы­рья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления раз­вития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных разме­рах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

 

Косвенное вмешательство предполагает использование экономических инструментов ре­гулирования. К ним прежде всего относятся кредитно-денеж­ная политика и налоговая политика, которые подробно рассмотрены в других темах.

 

В первом приближении принято выделять две группы инструментов – кредитно-денежную и налогово-бюджетную политику. Их анализу будут посвящены следующие лекции курса. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства применяют социальные и внешнеэкономические регуляторы.

 

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономическихинструментов.

Рассмотренные методы и инструменты государственного регулирования требуют их комплексного использования. Вза­имосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежно­го рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют применения взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

Использование односторонних методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономи­ческого кризиса и заложить перспективные основы его разруши­тельного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70—80-х годов в американской и европей­ской экономиках, а также в экономике России 90-х годов XX в.

 

Следовательно, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства.Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффектив­ность производства.

 

Существуют важные ограничения для регулиро­вания.

Прежде всего, недопустимы любые действия государства, раз­рушающие рыночный механизм (тотальное директивное планиро­вание, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.

 

Как отмечалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, высту­пающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому вли­ять на него следует только косвенными экономическими методами. В ряде случаев возможно применение административных методов.

Но нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирова­ния несет в себе любой экономический регулятор. Например, де­нежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто эко­номическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведе­нии участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвес­тиций и т.д.

 

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо ад­министративным методам.

Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами сле­дует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на ме­ханизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

 

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального.Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные послед­ствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, исполь­зующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.

Например, государ­ство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денеж­ной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффек­тивна, однако она приводит к удорожанию центрального и бан­ковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.