Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь





Функции бюджета. Условия возникновения бюджета.

ГБ присущи две основные функции: 1) распределительная (перераспределительная) 2) контрольная.

С помощью распред. функции бюджета происходит распред-е средств на производ. и непроизвод. сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение фин. ресурсов, формир. фонды спец. целевого назначения, происходят концентрация ден. средств в руках гос.ва и их использ-е с целью удовлетворения общегос. потребностей.

Через расходы и налоги ГБ выступает важным инструментом распред-я и стимулир-я эк-ки и инвестиций, повышения эфф-сти пр-ва.

Ч/з бюджет оказывается гос. поддержка отд. отраслям хоз-ва. При распределении фин. средств через бюджет важное значение имеет соц. направленность бюджетных ср-в.

В соц. политике осн. приоритетами явл. поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Контрольная функция ГБ осущ. в процессе формир-я доходов бюджета и финансир-я отраслей народного хоз-ва. В условиях становления рын. от-ий значение бюдж. контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использ-я усиливается. Функции ГБ проявляются в процессе формир-я доходов и расходов на основе использ-я бюдж. механизма, кот. явл. реальным воплощением бюдж. пол-ки и отражает конкр. нацеленность бюдж. от-ий на решение экон. и соц. задач. Также среди функций ГБ следует выделить гос. регулир-е и стимулир-е эк-ки, фин. обеспечение соц. политики, экон., соц. Бюджет исторически возникает и действует там, где существует гос-во с развитыми товарно-ден. отношениями. Гос-во в период своего становления имело возможность покрывать свои затраты за счет поступлений от использования рабского труда, войн, принудительные сборы со своих граждан практически не осуществлялись. Позже, по мере роста расходов, начали устанавливаться обязательные подати с граждан. Монархи имели возможность осн. часть собств. ср-в расходовать в своих интересах бесконтрольно. Расходы гос-ва направлялись не только на содержание двора, армии, полиции но и на развитие транспорта, промышленности, образование, здравоохранение, на поддержание отд. споев населения. И для того чтобы обосновать потребность в фин. ресурсах и их конкретное направление начинают сост. отд. системы доходов и затрат. Поэтому делаются попытки отд. системы поступления и затраты объединить в общую смету доходов и расходов. Первая попытка составить единую общегос. смету доходов и расходов гос-ва сделана во 2-ой пол 17 в. в Англии. Она получила название бюджет, что в переводе с англ. "СУМКА". Во многих странах (России, Франции, Англии) бюджеты были строго засекречены.





Признаки ГБ как финансового плана:

-бюджет является универсальным финн. планом показатели которого охватывают практически все области и сферы экон. и соц. развития;

-бюджет по отношению к другим фин. документам является координирующим.

Основной фин. план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, – это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.

Глубинную сущность ГБ, его экономическую природу составляют экон. отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает гос-во, нуждающееся в ден. средствах для выполнения своих функций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юр. и физ. лица, часть доходов которых идет на общегос. нужды.

 

Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов

Бюджетное законодательство как правовая основа регулирования бюджетных отношений. Конституция Республики Беларусь об основах организации финансово-кредитной системы. Бюджетный кодекс Республики Беларусь.

БЗ включает в себя :



1. БК РБ и принятые в соответствии с ним законы

2. Декреты ,указы и распоряжения президента

3. Постановления правительства а так же совместное постановление правительства и нац.банка

4. Нормативно правовые акты органов местного управления и самоуправления

БЗ основывается на конституции. Финансовый и бюджетный год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.

БК принят в 2008г., вступил в действие с 2009 год. , а некоторые положения с 2010г.

БК состоит из 2-х частей :

1. Общей

2. Особенной

Весь БК состоит из 2 частей , 11 разделов, 27 глав, 149 статей.

Общая часть включает 5 разделов:

1. Общее положение (указы, права и обязанности участников бюджетных отношений)

2. Бюджетная система РБ .Гос. внебюджетные фонды

3. Доходы и расходы бюджетов

4. Сбалансированность бюджета (дефицит ,профицит ,источники финансиров-я)

5. Межбюджетные отношения (бюджетные ссуды)

Особенная часть включает 6 разделов:

6. Участники бюджетного процесса и их полномочия

7. Составление проекта республиканского и местного бюджетов

8. Рассмотрение и утверждение республиканского и местного бюджетов

9. Исполнение республиканского и местного бюджетов

10. Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за его нарушение

11. Заключительное положение.

 

Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и ее характеристика

Бюдж. устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, дейст­вующих на территории страны.

В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюд­жет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из
трех уровней
:

♦ государственного или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

♦ бюджетов членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);

♦ местных бюджетов.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в ГБ, а в федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы кото­рых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РБ, бюджетная система РБ состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

В соответствии с территориальным уровнем местных Сове­тов депутатов местные бюджеты делятся:

♦ на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, го­родские (городов районного подчинения);

♦ бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

♦ бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Принципы бюдж. системы:

1) единства. Необходим для осуществления единой финн политики, достигается посредством единой законодательной базы, бюдж. классификации, общих форм бюдж. документации и отчетности:

2) самостоятельности звеньев бюдж. системы

3) сбалансированности. Предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета;

4) достоверности. Требует соответствия показателей бюджета прогнозным макроэкономическим показателям, их подтверждение достоверными расчетами;

5) гласности. Бюджеты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в открытой печати;

6) целевого характера и эффективности расходов.

 

 

Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь

Бюджетная сис-ма РБ основывается на след. принципах:

1) Принцип единства – означает, что единство бюдж. сис-мы РБ обеспечивается единой правовой базой, единой ден. системой, единой бюдж. классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бух. учета и отчетности.

2) полноты отражения Д и Р бюджета – означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и полном объеме.

3) сбалансированности бюджетов – объем предусмотренных Р должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета;

4) гласности – открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона «О республиканском бюджете» на очередной финанс. год;

5) самостоятельности – обеспечивается наличием у бюджета всех ур-ней бюдж. сис-мы собств. доходов и источников финанс-ния дефицита бюджета, а также правом соотв-ющих гос. органов в установленном порядке определять направления Р, самостоятельно составлять, утверждать и исполнять бюджет.

6) эффек-сти использования бюдж. ср-в – при составлении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюдж. процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использ-ем минимального объема бюдж. ср-в или достижения максимального результата с использ-ем определенного объема средств.

7) совокупного покрытия расходов бюджета – означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финанс-ния его дефицита.

8) достоверности бюджетов – бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкон. показателей соц.-экон. развития РБ.

9) адресности и целевого назначения бюдж. ср-в – означает, что бюдж. ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей с направлением их на финанс-ние конкретных целей.

10) ответственности участников бюдж. процесса – каждый участник бюдж. процесса несет ответственность за свои действия или бездействия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.