Сделай Сам Свою Работу на 5

Легитимность пол. Власти. Макс Вебер о типах легитимности.





Понятие легитимности в пол. науки ввел в Макс Вебер. Легитимность –признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости обоснованности и законности данной политической власти, выраженная в согласии подчиняется ей добровольно. Понятие легитимности нельзя путать с понятием легальность. Легальность – юридическая законность.

Вебер выделил 3 чистых типа легитимности.

Типы:

1.Традиционная здесь политическая власть основана на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, этот тип характерен для до индустриальных обществ аграрного типа и феодальных монархий

2. Харизматическая политическая власть основывается на вере в необыкновенные качества вождя. Этой властью обладают пророки, основатели мировых религий, великие полководцы, политические вожди

3. Рационально-легальный политическая власть основана на рациональном интересе, понимании необходимости политической власти, действующей на основе и в рамках закона. Особенность в том, что она действует и формируется на основе демократических процедур.

Легитимность – величина не постоянная. В качестве эмпирических индикаторов легитимности рассматриваются:



1. Уровень принуждения, который используется властью для осуществления своей политики

2. Наличие или отсутствие попыток незаконного свержения данного правительства или политического лидера

3. Наличие или отсутствие массовых акций гражданского неповиновения

4. Результаты выборов, референдума и социологических опросов

Различают 2 типа кризисов легитимности:

Персональный кризис связан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента. Преодолевается через очередные или неочередные выборы.

Институциональный кризис возник на основе массового недоверия, перерастающего в нетерпимость к устройству государства и к способности его институтов осуществить успешную социально-экономическую политику. Как правило, перерастает в революцию.

 

 


 

13Политическая система общества: понятия, структура, функции.

Политическая система – одна из центральных тем курса «Политология». Это совокупность институтов, норм, идей и отношений, при помощи которых работает политическая власть. Это одна из систем (подсистем) общества, вместе с социальной, экономической, правовой, культурной, идеологической и др. системами, но имеет свою специфику:



1) через нее осуществляется власть в обществе – принимаются решения, обязательные для всего общества;

2) это часть надстройки в обществе, она определяется базисом – способом экономического производства в данном обществе;

3) она самостоятельна, т.к. имеет специальный механизм взаимодействия структурных элементов, функций и ролей;

4) политическая система создает т.н. «политическое общество» - совокупность людей и групп, наделенных политическими функциями и создающих политические институты;

5) политическая система является регулирующей по отношению к другим общественным системам (подсистемам).

В структуре политической системы политологи выделяют следующие основные элементы:

· политические институты и организации, в т.ч. государство (институциональная подсистема);

· политические и правовые нормы (регулятивная подсистема);

· политические отношения (коммуникативная подсистема);

· политическое сознание и политическая культура (идеологическая подсистема);

· многие западные политологи выделяют как подсистему избирательную систему.

Все структурные элементы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, но самостоятельны. Например, политический институт (государство, партия, общественная организация). Фундаментом политической системы является политическая организация общества, т.е. все его политические институты. Их совокупность и есть политическая организация общества, она цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, создает нормы политической жизни и средства воздействия на общество. Социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации общества, поэтому их интересы представлены партиями и общественными объединениями. Такие объединения могут создаваться по многим признакам (пенсионеры, молодежь, женщины, дети, регионы, город, деревня и т.д.). Важнейший политический институт – государство. Оно представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках своих границ и независимостью за их пределами. Чем более развиты в обществе такие политические институты, как партии, общественные организации и движения, тем лучше это для общественного развития. Важный элемент политической системы – совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно оно регулирует все общественные отношения и является нормативной базой всех организаций в обществе. Через эти нормы признаются и закрепляются интересы и политические устои. Прежде всего правовые нормы – конституции. Важную роль, кроме законов, играют и уставные нормы организаций. Также к нормам относятся и политические традиции и обычаи, моральные нормы. Такой элемент политической системы, как политические отношения – это вид общественных отношений, формируемых в процессе осуществления политической власти. Их формирование зависит от социальных групп, типа государственного устройства, одно- или многопартийной системы, формы правления и режима. Есть межнациональные (межгосударственные), вертикальные и горизонтальные отношения. Один из элементов политической системы – политическое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение людей, формирование общественного мнения.



Политическая система обеспечивает бесперебойность, цельность и координацию политических субъектов, определяет механизмы решения социальных конфликтов, гармонизирует общественные отношения на основе ценностей и защищает общественный строй от посягательств на его устои (неонацизм).

Изучение политической системы до 60-х гг. велось в рамках бихевиоризма (поведенческого подхода), но позднее стало ясно, что он не объясняет политику в целом. Например, почему политик обещает одно, делает затем другое, а электорат воспринимает это нормально. И тогда появляется системный подход в политологии, уже апробированный в биологии и кибернетике. Ведь общество – это система элементов, имеющих связь со средой. Первым его применил Толкотт Парсонс в 40–60-е гг. в США. 20 лет исследований показали, что системный подход срабатывает и дает интересные результаты. Парсонс считал, что в обществе любая система и подсистема всегда выполняет 4 функции: 1) латентную (в обществе существуют малые социальные группы – семья, школа, церковь, которые либо воспроизводят биологически, либо осуществляют первичную социализацию); 2) интегративную (удержание в рамках целого – гражданское общество); 3) функцию целедостижения (политические структуры, государство стремятся к достижению социально значимых целей) и 4) функцию адаптации (экономическая система). Если одна функция мешает другой, та отвечает сбоем, нарушением.

Эти идеи развивал Дэвид Истон (бихевиорист, как мы помним). Он впервые использовал термин «политическая система». Истон берет за критерий ролевое взаимодействие субъектов в связи с распределением ценностей в обществе. Все зависит от баланса социальных сил в обществе. При резком его нарушении меняется правитель, начинается бол. драка. А если баланс поддерживается, то проигравший теряет не все, а победитель тоже получает не все. Истон разработал модель полит. системы:

 

Вход Полит система (автономна, взаимодействует со средой) Выход
Требования à àРешения
Поддержка à àДействия

 

Среда плит. системы – полит. культура. Поэтому и происходит отторжение полит. материала при его трансплантации. Ни один народ не потерпит внеш. осчастливливания, пока сам не придет к этому.

Любая полит. система имеет вход и выход. Чтобы ПС была стабильной и функциональной, нужно, чтобы решения и действия соответствовали требованиям и поддержке. Это «петля обратной связи» - суть искусства полит. взаимодействия. Требования среды могут носить скрытый характер ожидания. А поддержка, по Истону, может быть 2 видов: 1) эмоциональная (естественная) и 2) инструментальная (искусственная). Эмоц. поддержка строиться на ожидании от власти решений и действий, которые нас удовлетворяют длительное время, т.е. «власть – наша», легитимизирование власти. Часто – крайние формы: «Права ли моя страна или нет, это – моя страна». Инструмент. поддержка формируется путем поощрения за лояльность к власти и наказания за нелояльность. Особенно – в авторитарном режиме: «разрешено все, кроме политики», правила игры: «вы не мешаете нам править, а мы – вам действовать вне политики». Тоталитаризм использует и ту, и другую, но там – жесток. Кара за нелояльность, страх трансформируется в культ лидера. Решения и действия выходят в форме законов и инструкций. Если решения не реализуются à кризис власти. При систематич. нарушении петли обратной связи может произойти смена плит. системы и даже правящей элиты (революция). Если на выходе полит система пытается максимально удовлетворить потребности à перегрев; цели достижения не будет, «на всех не хватит» à соц. протест и революция. Если полит. система хочет быть стабильной, она должна ориентироваться на социально значимое большинство, хотя прогресс может двигать именно меньшинство. Логика политики – в том, чтобы сдерживать рвущееся вперед меньшинство. Когда «народ безмолвствует», меньшинство может стать социально значимым большинством. Но если среда не созрела, прогрессивное решение может отбросить общество назад (шоковая терапия). В политике важен реализм.

Алмонд и до. Амер. Политолог Г.Кан, недовольные этой схемой, разработали свою классификацию функций полит. системы: на входе:

- артикуляция (формирование интересов и требований);

- агрегация (систематизация и оформление требований в программах, платформах, законопроектах àматериал для принятия полит. решений).

- рекрутирование (воспитание и отбор людей для опред. полит ролей – избирателя, чиновника, дипломата, судьи, депутата, палача).

- полит. социализация (приобщение людей к полит. культуре; цель – сделать их лояльными).

- коммуникация (формирование источника информации, обмен ею; выполняют эту роль СМИ).

- установление и реализация правил поведения :

1) законы;

2) налог. органы, органы гос. безопасности и др.);

на выходе следующие функции:

1) нормотворчество (законодат. власть);

2) реализация норм (исполнит. власть);

3) контроль за выполнением норм (судебная власть).

Системников (Алмонд, Истмэн) интересовало лишь, что происходит на входе.

То, что происходит внутри системы, у авторов этой теории называется внутрисистемной конвенцией. Системный подход позволяет представить полит. отношения как ролевое взаимодейсвие, но не объясняет конфликт в рамках полит. системы. Поэтому следующие теории занимались именно ролью конфликта в ПС.

Российский политолог Ф.Бурлацкий выделял следующие функции полит. системы:

1) целеполагание (определение полит. целей и задач общества);

2) организационная функция (мобилизация ресурсов для достижения целей)

3) властно-интеграционная функция (интеграция всех элементов ПС на базе ценностей и идеалов) и

4) регулятивн. функция (легитимация, достижение соответствия полит. жизни установленным нормам).

Есть и другие классификации. Функции не явлаяются неизменными, они развиваются. Но цель их – обеспечение устойчивости общества и его развития.


14 Типы современных политических систем

Политические системы разделяют по типу полит кул-ры и разделению полит ролей. Выделяют 4 типа системы:

1. Англо-американская. Для нее хар-на высокая степень разделения властей и функций между участниками полит процесса. Власть и влияние распределены между различными звеньями полит системы. Она функционирует на базе однородной кул-ры, которая ориентирована на защиту либеральных ценностей: свобода, собственность, безопасность.

Действует в Англии, США, Австралии, Канаде.

2. Европейско-континентальная. Отличается расколотостью полит кул-ры, наличием противоположных ориентаций, идеалов и ценностей, присущих какому-то классу, группе или партии. Распределение ролей и функций происходит в не масштабах общества, а внутри классов, групп и партий. Тем не менее, единой кул-ной основой выступают либеральные ценности (Германия, Италия, Франция).

3. Доиндустриальная и частичноиндустриальная. Они имеют смешанную полит кул-ру, которая состоит из местных субкультур. В их основе лежат ценности клана, рода и племени. Интеграция общества происходит на основе насилия. Власть концентрируется в руках узкого круга лиц (страны Африки, Азии, Латинской Америки).

4. Тоталитарная. Функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть захвачена монопольной правящей партией и контролирует все сферы жизни общества и отдельного человека (фашистская Италия, нацистская Германия, франкистская Испания).

Жан Блондель различал полит системы по содержанию и формам управления. Выделяет 5 разновидностей:

1. Либеральная демократия. В принятии полит решений они ориентируются на ценности индивидуализма, свободы и собственности.

2. Коммунистические. Ориентированы на ценности равенства и социальной справедливости.

3. Традиционные. Опираются на олигархические формы правления и практикуют неравномерное распределение эконом ресурсов и соц статусов.

4. Популистские. Преобладают в развитых странах и используют авторитарные методы управления.

5. Авторитарно-консервативные. Их цель- сохранение соц-эконом неравенства и ограничение полит участия граждан.

15 Политическая система в РБ.
Полит. с-ма в РБ относ-ся к с-ме переходного общ-ва, т.е. формир-ся нов. обществ. отнош-я. Перех-ый хар-р носит и конституция РБ, кот. раскрыв. полит.с-му РБ.
Осн. полит. институтами власти явл. двухпалатное нац. собрание. (Палата представителей и Совет министров)., президент, правительство, суд. органы. Палата предст-й рассм-ет проекты законов (законотворческая функция). Совет респ. одобряет или отклоняет реш. полаты предст-й. Исполн. власть осущ-ся правит-вом. Суды, при осущ-нии правосудия незав-мы и подчин-ся только законам.
По констит-и РБ демократия осущ-ся на основании деят-ти разл. партий и орг-ций. Но идеология полит. партий не м. устан-ся в кач-ве обязат-й для граждан. Запрещается деят-ть полит. партий или орг-ций, кот. призывают к войне и насильственному свержению существующего строя, проповедуют нац, соц-ю и религ. рознь.
Полит. с-ма имеет все необх. компоненты: полит. сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты з-ны в РБ, кот. касаются деят-ти партии (закон о полит. партиях) Современную политическую систему Республики Бела-
русь можно определить как трансформирующуюся систему,
где наряду с новыми компонентами cохраняется ряд элемен-
тов предшествовавшей советской политической системы. По-
литическая система республики имеет ряд отличительных
признаков:
• определенный перевес в распределении властных пол-
номочий в сторону исполнительных органов государствен-
ной власти;
• недостаточная развитость и адаптированность систе-
мы местного самоуправления к новым условиям социаль-
но-экономического развития;
• отсутствие авторитетных политических партий и дви-
жений общенационального масштаба;
• слабость конструктивного компонента в деятельнос-
ти политической оппозиции;
• фрагментарность политической культуры в условиях
радикального изменения системы ценностей.

За десять лет в политической системе можно увидеть позитивные результаты:

1)страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации;

2)заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты;

3)структурирована мощная управленческая машина и значительно укреплена политическая власть;

4)обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти;

выстроена четко действующая система общественно-политических отношений;

5)утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения;

6)удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка;

7)на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны


 


 

17.Политические режимы и их разнообразия.Термин «режим» (от франц. regimen) - управление, или образ управления государством. Появился термин в политической науке в 19 веке, но широкое распространение получил во второй половине 20 века. В определении политического режима конкурируют два похода: правовой и социологический. Правовой подход связывает политический режим и политическую систему. Под режимом понимают закрепленные конституцией и законом способы функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы. Социологическое определение расширяет область существования режима за счет отношений управляющих и управляемых, и взаимоотношений конкурирующих партий и групп.
Элементами политического режимаявляются:
- принцип легитимности, который включает способы и приемы убеждения граждан в правомерности власти;
- структура институтов власти;
- партийная система;
- форма и роль государства.
Политические режимы делятся на авторитарный, тоталитарный и демократический.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.