Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА





2.1 Прогнозирование и планирование

 

Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

· по степени охвата (общее и частичное),

· содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

· предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),

· сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы),

· охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

· срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

· жесткое и гибкое.

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

· полнота (требуется учесть все),

· детализация (глубина ее определяется целью планирования),

· точность,

· простота и ясность,

· непрерывность,

· эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),



· выравнивание при планировании,

· экономичность.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования .

Следует четко определить:

· объект планирования (что планируется),

· субъект планирования (кто планирует),

· период (горизонт) планирования (на какой срок),

· средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

· методику планирования (как планировать),

· согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

· общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),

· стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала),

· тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала)



· оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

· цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,

· носитель идеи планирования - высший менеджмент,

· проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,

· горизонт планирования - долгосрочное,

· охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,

· принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (на 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

· особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),

· особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),

· проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),

· проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),

· большое число лиц, участвующих в планировании,

· ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),



· проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:

· потребность в продукции предприятия,

· потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Все методы прогнозирования можно разделить на две группы:

· неформализованные (эвристические), - индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки, написание сценариев

· формализованные методы (экстраполяции, моделирование).

Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.

Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.

Формирование целей

Целеполагание (формирование целей) — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования организаций. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия «философия компании», «политика фирмы» и чаще всего «миссия организации». Миссия организации является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания — для формулировки основных целей и задач организации.

Существует несколько основных способов классификации целей, различающихся по использующимся в них критериям.

Одним из главных параметров системы целей организации является их иерархичность. Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных подразделений. Цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.

Поскольку очень большую роль в этой иерархии играют цели второго уровня, то существует еще одна классификация целей организации — по признаку их отнесенности к тому или иному основному структурному подразделению. Это структурное основание предполагает разделение целей на производственные, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные, исследовательские, административные.

Классификация по критерию временной перспективы предполагает выделение долгосрочных (перспективных), среднесрочных и краткосрочных целей. Долгосрочные цели имеют, как правило, «временной горизонт», равный пяти годам; среднесрочные — от 1 до 5 лет; краткосрочные — до 1 года. Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й уровень), которые, в свою очередь, определяют краткосрочные цели (3-й уровень).

Цели подразделяются также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются «адаптация к конъюнктуре рынка», «создание своего потребителя»; вторых максимизация прибыли или «стабилизация оптимальной внутриорганизационной среды».

Существует классификация целей на количественные и качественные. Первые допускают формулировку в измеримом виде и предполагают поэтому наличие четких, однозначных критериев их достижимости. Вторые менее строги в плане их задания, но очень часто могут быть более значимыми в плане своего содержания.

Итак, все рассмотренные классификации демонстрируют главную особенность организационных целей — их предельно высокое разнообразие и разномасштабность. Эта особенность определяет собой многоплановость содержания, деятельности руководителя, ее сложность, а также задает систему требований к ней.

Организация и контроль

Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.

Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Сущность функции состоит в том, что организационная структура фирмы приспосабливается к задачам намечаемой деятельности, а также осуществляется подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий.

Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих принципов организации :

· Принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;

· Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

· Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;

· Непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

· Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

· Объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

· Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

· соразмерности ответственности данным полномочиям;

· Исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;

· Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;

· Комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий .

Существует три аспекта управленческого контроля:

· установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

· измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;

· подготовка необходимых корректирующих действий.

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Выделяют следующие виды контроля:

· Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

· Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

· Заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

Технология контроля осуществляется по следующей схеме [17, с.58]:

· выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

· определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

· установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

· определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.